БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481рама": 1 - громкоговорители за экраном; 2 - громкоговорители в зале; 3 - контроль звуковоспроизведения; 4 - контроль кинопроекции; 5 - кннопроекционные аппараты; 6 - киносъёмочный аппарат; 7 - вид киносъёмочного аппарата сверху; 8 - микрофоны; 9 - звукозаписывающая аппаратура.

Панорамная съёмка и проекция впервые были осуществлены франц. реж. А. Гансом. В 1927 он поставил фильм "Наполеон". Фильм был снят одновременно на трёх киноплёнках и демонстрировался посредством трёх кинопроекционных аппаратов на экране, состоявшем из трёх граничащих друг с другом плоских экранов. П. к. получило известность с 1952, когда в США была создана система П. к. "Синерама" (Ф. Уоллер и Л. Томас) и поставлен ряд фильмов. Подобная же система П. к. была разработана в 1957 в СССР (т. н. "Кинопанорама", рук. Голдовский), и было снято и показано несколько экспериментальных фильмов. Первый из них - "Широка страна моя..." - был поставлен в 1958 Р. Л. Карменом. В 1958 в США появилась ещё одна, неск. видоизменённая система П. к. "Синемирэкл", по своим изобразит. возможностям близкая к ранее созданным амер. и сов. системам. Съёмка и проекция в этих системах П. к. (рис.) осуществлялись посредством трёх синхронно движущихся 35-мм киноплёнок, так что панорамное изображение образовывалось тремя стыкующимися частичными изображениями. Стереофонич. звук (9 каналов в сов. системе и 7 - в американской) воспроизводился синхронно с отдельной 35-мм магнитной ленты. Недостатки систем П. к.- гл. обр. их технич. сложность (синхронная съёмка и проекция с применением трёх киноплёнок) и заметные на экране вертикальные стыки частичных изображений - привели к тому, что примерно с 1963 они постепенно вытесняются более простой системой, в к-рой для съёмки и проекции используют однообъективный метод и стандартную 70-мм киноплёнку. По изобразит. возможностям такая система П. к. близка к системам широкоформатного кино.

Лит.: Голдовский, Основы кинотехники, М., 1965; Высоцкий М. З., Системы кино и стереозвук, М., 1972.

М. З. Высоцкий.

ПАНОРАМНЫЙ ФОТОАППАРАТ, фотографический аппарат для получения снимков с углом изображения, охватывающим значит. сектор (не менее 100°) или даже весь круг по горизонтали и небольшим (30-35°) по вертикали.

ПАНОФСКИЙ (Panofsky) Эрвин (30.3.1892, Ганновер,-14.3.1968, Принстон, штат Нью-Джерси), немецкий и американский искусствовед. Проф. в Гамбурге (1926-33) и Принстоне (с 1935). Испытав влияние "венской школы" искусствознания (М. Дворжак, А. Риглъ), а также учения Э. Кассирера о "символических формах", обосновал (наряду с А. Варбургом и Ф. Закслем) иконологич. метод изучения памятников иск-ва. Стремясь преодолеть односторонность как формально-стилистич., так и чисто иконографич. подхода, П. предлагал рассматривать произв. иск-ва как характерное проявление, признак ("симптом") культурно-историч. ситуации, отражающейся не только в выборе сюжета, но и в художеств. стиле. В исследованиях П. (посвящённых преим. иск-ву средневековья и Возрождения) анализ особенностей формы связан с филологич. и историко-филос. истолкованиями содержания. При этом содержание иск-ва понимается как комплекс исторически обусловленных представлений, а в ряде работ сводится к сюжетным схемам.

Соч.: Studies in iconology, Oxf., 1939, new ed., N.Y., [1962]; Meaning in the visual arts, Garden City, 1957; Aufsatze zu Grundfragen der Kunstwissenschaft, В., 1964.

Лит.: Либман М. Я., Иконология, в сб.: Современное искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964, с. 62-76; Вiаlоstocki J., Erwin Panofsky (1892 - 1968), mysliciel, historyk, cztowiek, в кн.: Panofsky, Studia z historii sztuki, Warsz., 1971.

ПАНОФТАЛЬМИТ (от пан... и греч. ophthalmos - глаз), гнойное воспаление всех тканей и оболочек глаза. Осн. причина П.- инфицированные ранения глазного яблока; реже возникает при заносе инфекции из к.-л. воспалит. очага. Возбудителями П. чаще всего бывают пневмококки, стафилококки, стрептококки. Проявляется резкими болями в глазу, общей интоксикацией, ознобом, повышением темп-ры тела, рвотой. Иногда П. может закончиться гибелью глаза. Лечение: сульфаниламидные препараты, антибиотики; в тяжёлых случаях - удаление поражённого глазного яблока.

ПАНПСИХИЗМ (от пан... и греч. psyche - душа), идеалистич. представление о всеобщей одушевлённости природы. Историч. формы П. различны: от недифференцированного анимизма первобытных верований и гилозоизма древнегреч. натурфилософии до развитых идеалистич. учений о душе и психич. реальности как подлинной и единств. сущности мира (концепция монады у Г. Лейбница, филос. идеи нем. психофизика 19 в. Г. Т. Фехнера, учение швейцарского психолога 20 в. К. Г. Юнга и др.).

ПАНСИОН (франц. pension, от лат. pensio - платёж, взнос, арендная или квартирная плата), 1) в дореволюционной России и нек-рых зарубежных странах название частного, реже гос. закрытого уч. заведения с общежитием и полным содержанием учащихся. 2) Устаревшее название небольшой гостиницы с полным содержанием проживающих. 3) Содержание жильца с полным обслуживанием.

ПАНСЛАВИЗМ, националистич. идеология и соответствующее ей политич. течение в среде рус. дворянства и буржуазии во 2-й пол. 19- нач. 20 вв. Идеи П. разделялись отдельными слав. политич. деятелями различной политич. окраски (Л. Штур, позднее - К. Крамарж и др.). Порой термином "П." обозначали совершенно разные явления: идеи слав. взаимности и культурной общности; проекты федераций и конфедераций слав. народов, выдвигавшиеся отдельными деятелями чеш. и польск. освободительных движений; планы царской России использовать нац. движения слав. народов в своих целях, и т. п. Неточность и тенденциозность термина "П.", обнаружившиеся с момента его появления, нередко приводили к попыткам делить П. на "литературный" и "политический", а последний на "демократический" и "реакционный", что лишь усиливало путаницу в понимании значения этого термина. Термин " П." появился раньше обозначаемого им явления и был крайне неопределённым и противоречивым. Введён в политич. оборот в кон. 1840-41 бурж.-националистич. кругами Венгрии и Германии, видевшими в слав. нац.-освободит. движении угрозу своим шовинистич. устремлениям. Получил распространение накануне Революции 1848-49 как средство для ложных обвинений нац. движений слав. народов в стремлении к образованию "Всеславянской монархии", или "Всемирной Российской империи". Использовался в спекулятивной кампании по поводу т. н. панславистской опасности. П. как идеология сложился в России в связи с поражением в Крымской войне 1853-56 и под влиянием подавления Польского восстания 1863-64. Националистич. реакция рус. дворянства на эти события отразилась во взглядах Н. Я. Данилевского, Н. Н. Страхова, А. И. Кошелева и др. обществ. деятелей, ставших объективно идеологами возникавшего П. В основе этой идеологии лежала идеалистич. концепция о культурно-историч. типах народов, одним из к-рых якобы и являются слав. народы, отличающиеся от "Европы" (т. е. от романо-герм. типа) и обязанные сохранить свою самобытность. Теоретич. посылки о самобытности историч. развития славянства служили основой для политич. выводов о необходимости союза всех слав. народов во главе с Россией, но без Польши, к-рая в силу своей историч. судьбы якобы утратила слав. характер и принадлежит к "Западу". В становлении мировоззрения идеологов П. велика была роль Вост. вопроса, к-рый они рассматривали как конкретное противоборство между "славянством" и "Европой". Они развивали идеи активной поддержки освободит. борьбы южнослав. народов и строили планы захвата Константинополя. Идеология П. не имела стройного и законченного вида, отд. её выразители выставляли на передний план различные её стороны и нередко противоречили друг другу в своих политич. проектах. Как политич. движение П. носил верхушечный характер и захватывал только часть бюрократич. (граф Н. П. Игнатьев, князь В. А. Черкасский и др.) и воен. кругов (генералы М. Г. Черняев, М. Д. Скобелев, Р. А. Фадеев) и интеллигенции (писатель И. С. Аксаков, учёные-слависты В. И. Ламанский, О. Ф. Миллер). Наибольшее политич. влияние П. имел в 60-70-е гг., особенно в период рус.-тур. войны 1877-78, когда он подталкивал пр-во к более активным внешнеполитич. действиям. Но П. как общественное течение встречал и подозрительное отношение со стороны пр-ва и его идеологов (М. Н. Катков, К. П. Победоносцев), а также подвергался резкой критике представителей либерально-бурж. и особенно революционно-демократич. течений. В кон. 19 в. П. переживал кризис и упадок, вырождаясь либо в ультранационализм (К. Н. Леонтъев), либо в теократич. философствование (В. С. Соловьёв). Кризис П. был обусловлен социально-политич. развитием России, уже стоявшей на пороге бурж.-демократич. революции при наличии серьёзных противоречий между буржуазией и самодержавием. Ведущая роль пролетариата в Революции 1905-07 вызвала кризис буржуазной идеологии вообще и П. в частности. Некоторое оживление П. произошло накануне 1-й мировой войны 1914-18, оно было связано с т. н. неославистским движением, возникшим в 1-е десятилетие 20 в. как националистич. реакция бурж.-помещичьих кругов России и бурж. слоев др. слав. народов на усиление герм. империалистич. экспансии на Востоке и Юго-Востоке Европы и деятельность Пангерманского союза. Отд. элементы П. были использованы рус. буржуазией в воен. пропаганде в годы 1-й мировой войны. П. потерпел крах и сошёл с историч. арены после победы революции 1917.

Лит.: Фадеев Р., Мнение о Восточном вопросе..., СПБ, 1870; Данилевский Н. Я., Россия и Европа, СПБ, 1871: Аксаков И. С., Славянский вопрос. 1860-1886, М., 1886; Милюков П. Н., Разложение славянофильства. Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев, М., 1893; Пыпин А. Н., Панславизм в прошлом и настоящем, СПБ, 1913; Никитине. А., Славянские комитеты в России в 1858- 1876 гг., М., 1960; Колейка И., Славянские программы и идеи славянской солидарности в XIX-XX вв., Прага, 1964; Волков В. К., К вопросу о происхождении терминов "пангерманизм" и "панславизм", в кн.: Славяно-германские культурные связи и отношения, М., 1969; Kohn H., Panslavism, its history and ideology, 2 ed., N. Y., 1960. В. К. Волков.

ПАНСО Вольдемар Хансович (р. 30.11. 1920, Таллин), эстонский советский актёр и режиссёр, педагог, нар. арт. Эст. ССР (1968), кандидат искусствоведения (1964). В 1941 окончил Таллинское училище сценич. иск-ва, в 1955 режиссёрский ф-т ГИТИСа. В 1941-50, 1955-58, 1964-65 в Эст. театре им. В. Кингисеппа (Таллин), с 1970 гл. режиссёр. Инициатор создания и гл. режиссёр (1965-70) Эст. молодёжного театра (Таллин). Для режиссёрского иск-ва П. характерны острота сценич. формы, новаторское решение стиля и жанра спектакля. Среди лучших работ: "Королю холодно" (1955), "Атлантический океан" (1956), "Дикий капитан" (1964, 1966) Смуула, "Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта (1958), "Человек и бог" (1962, пр. Сов. Эстонии, 1965), "Человек и человек" (1972) Таммсааре, "Назад к Мафусаилу" Шоу (1965), "Гамлет" Шекспира (1966), "Строитель Сольнес" Ибсена (1974). Играл роли Вожака ("Оптимистическая трагедия" Вишневского), Победоносикова ("Баня" Маяковского) и др. Снимается в кино. С 1957 преподаёт на актёрском факультете Таллинской консерватории. Автор книг.

Соч.: Maailm arlekiini kuues, Tallinn, 1973; в рус. пер.- Труд и талант в творчестве актера, М., 1972; Удивительный человек, М., 1972.

ПАНСПЕРМИЯ (греч. panspermia - смесь всяких семян, от pas - весь, всякий и sperma - семя), гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса, выдвинутая нем. учёным Г. Рихтером (1865) и поддержанная Г. Гелъмгольцем и С. Аррениусом. Согласно гипотезе П., живые зародыши были занесены на Землю из космич. пространства метеоритами или под влиянием давления света. Сохранение зародышей в межпланетном пространстве считалось возможным, т. к. при низких темп-pax примитивные организмы в состоянии анабиоза могли оставаться живыми. Однако, как выяснилось позднее, они должны были бы погибнуть под действием ультрафиолетовых и космич. лучей. Поэтому перенос живых зародышей через космич. пространство следует считать маловероятным. Гипотеза П. несостоятельна и в методологич. отношении, т. к. не отвечает на вопрос о происхождении жизни. См. также Абиогенез, Биогенез.