БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

вывеской богатства. Парадоксально, что бунтарский характер М. при этом растёт, напр, в ч антиискусстве" 1960-х гг., связанном с движением "новых левых". Суть дела в том, что совр. бурж. идеология не могла бы сохранить своё владычество над умами без широкого развития внутренне присущего ей духовного анархизма как оборотной стороны традиц. системы обществ, норм. Антибурж. характер модернистских течений свидетельствует о кризисе этой системы, но, по признанию таких теоретиков "авангарда", как Г. Маркузе, весь этот бунт в иск-ве без особых трудностей "интегрируется" господств, системой.

И всё же М. не является простым созданием капиталистич. экономики и пропаганды. Это явление имеет глубокие корни в социальной психологии эпохи империализма. Первые признаки поворота к М. не случайно совпадают с началом "эры революции сверху" (Ф. Энгельс), то есть цезаризма Наполеона III и Бисмарка. Чем меньше выходов для свободной самодеятельности людей, чем больше скопившейся в обществе, не находящей себе разрядки массовой энергии, тем больше потребности в различных формах "отдушины" и "компенсации". Совр. эстетич. теории, объясняющие этой потребностью значение иск-ва вообще, несостоятельны, но они отчасти применимы к модернистским течениям, в к-рых мнимая свобода художника ломать реальные формы окружающего мира во имя своей творческой воли действительно является психологич. "компенсацией" полного безволия личности, подавленной громадными отчуждёнными силами капиталистич. экономики и гос-ва.

Судьба иск-ва выражает глубокое противоречие совр. бурж. цивилизации -господство громадной массы мёртвого абстрактного труда над миром конкретных потребит, ценностей и качественно различной работы людей, родственной иск-ву прежних эпох. По мере упадка творческой продуктивности былых времён художник всё более страдает от перегрузки мёртвым знанием готовых форм. Отсюда поиски формально нового, болезненный страх перед повторением того, что уже было, абстрактный культ "современности", неизвестный прежней истории иск-ва.

М. есть особая психотехника, посредством к-рой художник стремится преодолеть последствия омертвления культуры, замыкаясь в пределах своей профессии. Гл. смысл художеств, деятельности он видит не в изменении окружающего мира во имя обществ, идеала, а в изменении способа изображения или способа "видения" мира ("новая оптика" бр. Гонкур). "В недалёком будущем хорошо написанная морковь произведёт революцию",- говорит художник Клод в романе Э. Золя "Творчество". Так начинается серия формальных экспериментов, с помощью к-рых художник надеется подчинить своей воле поток уродливой "современности", а там, где это становится уже невозможным, примирение иск-ва с жизнью достигается отрицанием всех признаков реального бытия, вплоть до отрицания изобразительности вообще (абстрактное искусство), отрицания самой функции иск-ва как зеркала мира (•"поп-арт", "оя-apm", мини-арт, боди-арт и т. п.). Сознание отрекается от самого себя, стремясь вернуться в мир вещей, немыслящей материи.

Отсюда две черты всякого М.: гипертрофия субъективной воли художника в борьбе против враждебной ему реальности и падение идеальных границ субъекта под натиском бессмысленного хода вещей. Течения М. постоянно колеблются между крайностями бунта и восстановлением жёсткой "дисциплины" предков, абстрактным новаторством и возвращением к архаич. традиции, иррациональной стихией и культом мёртвого рационализма. В природе М. лежит постоянное изменение его условных знаков, но было бы ошибкой видеть в этом процессе только поиски новых форм. Ни деформацию реальности, ни полный отказ от её изображения в абстрактном иск-ве нельзя считать безусловными признаками М. Таким признаком является только бешеное движение рефлексии, отвергающей всякую остановку в постоянной смене моделей "современности". Одни и те же формы могут быть то отвергаемой пошлостью, то последним словом изысканного вкуса. Даже академич. приёмы и точное изображение реальности становятся символами модернистского иск-ва, если они взяты не в прямом и обычном смысле, а как условные знаки самоиронии больного сознания.

Во всём этом неизменно растёт раскол с "наивным реализмом" большинства людей, внутр. полемика против отображения действительности нашим глазом. В теории М. принцип отражения жизни считается устаревшей схемой, а в практике его иск-во теряет свои изобразит, черты, превращаясь в систему знаков, выражающих только позицию художника. И знаки эти должны быть как можно менее похожи на зрит, иллюзию. Так, в живописи, к-рая играет ведущую роль в процессе растущей модернизации художеств, жизни, вместо красок появляются песок, цемент, дёготь, а затем и реальные предметы как таковые. В поэзии слово теряет значение экрана для передачи духовного содержания, приобретая ценность материального факта - звукового воздействия. В музыке устраняется разница между муз. тоном и обычным шумом жизни.

Обществ. роль "авангарда" растёт в полном противоречии с действит. художеств, ценностью его творений. В качестве отдушины модернистское иск-во даёт придавленной обществ, духовной энергии род мнимого выхода. Противопоставление "авангарда" "массовой культуре" большинства выгодно господств, классу как одно из средств для разъединения нации. Социальная демагогия эпохи империализма приобретает т. о. важный козырь для разжигания ненависти тёмных масс к заумным интеллектуалам, грозящим духовному здравию народа. Авангардизм, выдвигающий на первый план негативную, анархич. сторону бурж. сознания, имеет два лица. С одной стороны, это ультралевые течения в иск-ве и философии, с другой - "правый радикализм", переходящий в прямое черносотенство.

Будучи явлением бурж. идеологии, М. выражает прежде всего настроения мелкобурж. слоя, страдающего от материального и духовного гнёта. Если разочарование в капитализме ведёт художника к участию в борьбе нар. масс, то есть надежда, что его модернистские предрассудки будут побеждены в общем подъёме демократии и социализма. Однако само по себе анархич. бунтарство не выходит за пределы бурж. горизонта. Вот почему лихорадочная активность футуристов и др. авангардистских течений в нач. Великой Окт. социалистич. революции вызвала решит, недовольство В. И. Ленина и он стремился вытеснить этот слой из образоват. учреждений Сов. власти, заменив его интеллигенцией более высокого уровня, к-рая вчера ещё была только нейтральна. Претензия модернистов от имени пролетариата "сбросить" устаревшую классику "с парохода современности" была осуждена ленинской партией и нар. депутатами в Советах. Подлинная культурная революция не имеет ничего общего с разрушением старой культуры и созданием модернистской "антикультуры ".

Когда началась Окт. революция 1917, воспоминания о подъёме демократич. реализма в России были ещё живы. Сегодня в капиталистич. странах мира сознание художника и его публики находится под давлением прочно сложившейся экономич. и культурной системы, враждебной реализму. Это делает обстановку борьбы за реалистич. иск-во, связанное с передовыми обществ, силами, особенно сложной. Однако наличие модернистских предрассудков в сознании художеств, интеллигенции не является препятствием для политич. союза с ней. Нельзя дифференцировать М. на хороший и плохой, но можно и нужно дифференцировать людей иск-ва по двум признакам - их политич. симпатиям и наличию в их творчестве действит. стремления к отказу от формалистич. "революций в иск-ве". Важно только понять, что участие в подобных -"революциях" не приближает художника к нар. движению, а удаляет от него. В таком понимании дела заложено решит, отличие марксистской эстетики от ревизионистского "марксизма 20 в." в духе Р. Гароди. Самое прочное сплочение художеств, интеллигенции с народом, столь необходимое для победы демократич. культуры во всём мире, может быть достигнуто только под знаменем социалистич. реализма.

Лит.: Ленин В. И., О литературе и искусстве. [Сб.J, 3 изд., М., 1967; Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., [6.r.J; Л у н а ч а р-с к и и А. В., Об изобразительном искусстве, т. 1-2, М., 1967; Модернизм. Анализ и критика основных направлений, 2 изд., М., 1973; Theories of modern art, ed. H. B. Chipp, Berk. - Los Ang.- L., 1970. Мих. Лифшиц.

МОДЕРНИЗМ, течение в католицизме, возникшее в кон. 19 - нач. 20 вв. Сторонники М., расходясь по ряду вопросов с позицией церкви, выступили с критикой нек-рых сторон учения и практики католич. церкви, выдвинули систему взглядов, направленную на приспособление католич. вероучения к совр. условиям обществ, жизни и к совр. уровню науки. Виднейшими представителями М. были во Франции - А. Луази, Л. Дю-шен, М. Блондель, в Германии -Г. Шелль, в Великобритании - Дж. Тир-релл, в Италии - Р. Мурри, А. Фо-гаццаро и др. Осн. положения М.: религия создана человеком; библия - не боговдохновенная книга; Христос не был сыном бога, а был евр. Мессией, зачинателем религ. движения; следует различать вечную сущность христ. догм и конкретно-историч. формы их проявления, зависящие от развития общества; церковь должна отказаться от наиболее примитивных суеверий, от веры в чудеса, в дьявола, в загробные муки и т. п. (но при этом, разумеется, М. не отказался от веры в сверхъестественное). Нек-рые представители М. (напр., А. Луази) отвергали догмат о непогрешимости папы, о его верх, власти. В 1907 Ватикан осудил М. как "синтез всех ересей" декретом Пия X "Lamentabili" и энцикликой "Pascendi". Наиболее видные модернисты были отлучены от церкви; их соч. были включены в "Индекс запрещённых книг". В 1910 Ватикан ввёл антимодернистскую присягу для лиц, посвящаемых в очередной духовный сан, для профессоров католич. богословских ф-тов, служащих епископских курий и др.

Католич. церковь, осудившая М., со временем сама встала перед необходимостью учёта изменившихся в мире условий, эволюции сознания широких масс верующих, успехов науки и обществ, прогресса. Вопросы "обновления" были в центре внимания 2-го Ватиканского собора (1962-65), давшего толчок к дальнейшей модернизации церкви. Течения, аналогичные М., получили распространение (особенно после 2-й мировой войны 1939-45) и в др. религиях -православии, протестантизме, иудаизме, исламе и др. Их сторонники в целях укрепления сильно подорванных позиций религии требуют "обновления" догматики, культа, структуры и практики дерквей.

Лит.: Л е р у а Э., Догмат и критика, пер. с франц., [М.], 1915; Керенский В., Римско-католический модернизм, Хар., 1911; Ш е и н м а н М. М., Модернизм и модернизация в католицизме, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, М.- Л., 1958, т. 2; Беленький М., Иудаизм, М., 1966; Беликов и ч Л., Кризис современного католицизма, М., 1967; М ч е д-л о в М., Эволюция современного католицизма, М., 1967; Баб ос о в Е., Научно-тех" ническая революция и модернизация католицизма, Минск, 1971; К у р о ч к и н П., Эволюция современного русского православия, М., 1971; А ш и р о в Н., Эволюция ислама в СССР, М., 1972.

М. М. Шейнман.

МОДЕСТИН (Modestinus) Геренний (гг. рож д. и смерти неизв.), римский юрист 3 в. Ученик одного из крупнейших римских юристов Ульпиана. Занимал высшие гос. должности (в 226-44 префект). Имел в числе немногих право (т. н. jus respondendi) давать свои решения по гражд. спорам как бы от имени императора. В 426 законом о цитировании сочинениям 5 юристов, в т. ч. и сочинениям М., была придана обязат. юридич. сила. М. внёс существенный вклад в формулирование нек-рых вопросов юридич. доктрины и практики; известно 345 фрагментов из произв. М., включённых в состав Дигест.

МОДЕСТОВ Василий Иванович [24.1 (5.2). 1839, Валдайский у. Новгородской губ.,- 13(26).2.1907, Рим], русский историк и филолог, специалист в области античности. Доктор римской словесности, проф. с 1868. Окончил ист.-филологич. ф-т Петерб. ун-та (1860). Преподавал в Новороссийском ун-те в Одессе (1865-1867; 1889-93), в Казанском (1867-68), Киевском (1869-78), Петерб. (1886-89) ун-тах. Из работ по истории рим. лит-ры особый интерес представляют "Римская письменность в период царей" (1868), в к-рой автор выступал против скептич. направления в историографии Др. Рима, доказывая, что лат. письменность восходит ещё к дорим. эпохе, а также монография о Таците ("Тацит и его сочинения. Историко-лит