БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

осится к позднему палеолиту, нижний - к мустьерской эпохе. Найдены грубо оббитые кам. орудия, нуклеусы и кварцевые отщепы.

Лит.: Ларичев В. Е., Григоренко Б. Г., Открытие палеолита в Корее (Культура Кульпхо), в сб.: Известия Сибирского отделения АН СССР, № 1, Серия общественных наук, в. 1, Новосиб., 1967.



КУЛЬСАРЫ, посёлок гор. типа, центр Эмбинского р-на Гурьевской обл. Казах. ССР. Расположен в 11 км от р. Эмба (ниж. течение). Ж.-д. станция на линии Макат - Бейнеу, в 230 км к В. от г. Гурьев. 16 тыс. жит. (1970). Добыча нефти.



КУЛЬТ религиозный (лат. cultus - почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю), религиозное почитание к.-л. предметов, реальных или фантастич. существ, наделяемых сверхъ-естеств. свойствами. В широком смысле - исторически сложившийся тип религ. отношений. Составными элементами К. являются религ.-магич. действия (обряды, молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями К. неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религ. верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церк. организация). В более узком смысле под К. понимают только те религ. отношения, к-рые связаны с верой в высшие, сверхъестеств. существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие К. не включаются магические (колдование) обряды (см. Магия) и обряды заклинания духов (экзоркизм).

Историч. формам религии соответствуют и характерные для них типы культовых комплексов: тотемич. К., погребальный К., промысловый К., родовые и семейные К., шаманский К., культ племенного бога и др. Можно выделять виды К. по его объектам: К. солнца, К. неба, К. воды, К. животных (зоолатрия), К. растений, К. огня, К. предков, К. царя и т. д. Если для исторически ранних форм К. характерна непосредств. связь с определ. сферами обществ. жизни (зем-ледельч. К., культ царской власти), то более поздним религиям свойственно многообразие К., непосредственно ориентированных на мифологич. объекты (К. богочеловека), жреч. функции (К. первосвященника) или ритуализированные ценности (К. страдания). Направленность, структура и значение К. существенно отличаются в различных историч. и региональных типах религий. Косвенно, символически с ними связаны такие характерные для ряда эстетич., этич. и филос. систем прошлого черты, как "К. силы", "К. успеха", "К. человека", "К. разума" и др.

Первонач. формы К. несомненно представляли собой непосредств. магич. действия; так, жесты адорации (воздевание рук, поднятие глаз к небу и пр.) образовались, видимо, из простейших магич. телодвижений. Первобытные колдовские пляски (охотничьи, военные и др.) вошли впоследствии в состав К. многих религий; и в совр. Индии религ. пляски в храмах служат обычной формой К. Молитвы - одно из важных проявлений К.- развились из колдовских заклинаний - заговоров. Жертвоприношения, как один из существ. элементов К., имеют более сложное происхождение. Они возникли частью из первобытных охотничьих трапез, частью из обществ. запрета пользоваться плодами до определ. момента, когда этот запрет в торжеств. форме снимался, частью из суеверного обычая кормить покойников.

Употребление различных священных предметов и изображений в К.- икон, церк. сосудов и др. утвари - восходит своими истоками к фетишизму, когда люди приписывали неодушевлённым предметам и изображениям сверхъес-теств. силу. Напр., в христианском или буддистском К. разным материальным предметам приписывается таинств. сила (чудотворные иконы, святые мощи, святая вода, нательный крест, реликвии и пр.).

Лит. см. при ст. Религия. С. Л. Токарев.

КУЛЬТ ПРЕДКОВ, одна из ранних форм религии, поклонение душам умерших предков, к-рым приписывалась возможность влиять на жизнь потомков и приносились жертвы. К. п. известен в отдельных материнско-родовых обществах (Меланезия и Микронезия), особое развитие получил в патриархально-родовых обществах, когда прижизненное подчинение власти глав семей и родовых старейшин перешло в их посмертное обожествление - семейно-родовой К. п. В процессе распада первобытного общества возник также общеплеменной и общенародный К. п. вождей и князей, чья личность у мн. народов обожествлялась уже при жизни и чьи предки считались особенно могущественными (Полинезия, Юж. Азия, Центр. Африка и др.). В то же время сохранялся и часто даже переходил в классовое общество семейно-родовой К. п., занимавший видное место в поли-теистич. религиях древних греков, римлян, славян и мн. др. народов, а в Китае лёгший в основу конфуцианства. В науч. лит-ре К. п. часто толкуют расширительно, включая в него заботу об умерших, веру в тотемич. предков (см. Тотемизм) и культ семейно-родовых покровителей, не считающихся предками. В действительности это более древние представления и культы, позднее влившиеся в К. п.

Лит.: Токарев С.А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965.

А. И. Першиц.



КУЛЬТИВАР (cultivar), термин, принятый Международным кодексом номенклатуры для культурных растений; обозначает категорию растений, именуемую по-русски сорт. Термины "К." и сорт растений эквивалентны.



КУЛЬТИВАТОР, орудие для рыхления поверхностного слоя почвы, уничтожения сорняков и внесения в почву минеральных удобрений. По назначению К. делят на: паровые (рис. 1) - для сплошной обработки почвы; пропашные - для рыхления почвы и уничтожения сорняков в междурядьях культурных растений; универсальные - для сплошной и междурядной обработки почвы; растение-питатели (рис. 2) - для обработки междурядий с одноврем. внесением минеральных удобрений (подкормкой). В СССР выпускаются навесные тракторные К. Осн. рабочие органы К. (рис. 3) - лапы, окучники, подкормочные ножи, игольчатые диски, туковысевающие аппараты (у К.-растениепитателя). Лапы К. используют для подрезания сорняков, букетировки (прореживания растений) и рыхления почвы. Окучники применяют для нарезки борозд на поливных полях, окучивания картофеля, капусты, хлопчатника и др. с.-х. растений, уничтожения сорняков и засыпания их землёй. Носок окучника разрезает и рыхлит почву, корпус и крылья поднимают её и отодвигают в стороны. Подкормочные ножи культиватора-растениепитателя снабжены тукопроводами, через к-рые минеральные удобрения поступают из туковысевающих аппаратов на дно борозды. Игольчатые диски применяют (на К. и вращающихся мотыгах) для разрушения корки, рыхления почвы в рядах растений и в защитных зонах. Прополочные зубья предназначены для обработки защитных зон и междурядий одновременно с культивацией посевов кукурузы и др. пропашных культур.

Лапа присоединена к стойке, к-рая прикреплена к раме жёстко (только у паровых К.) или шарнирно (для лучшей приспособляемости лапы к рельефу поля и сохранения заданной глубины обработки почвы).


Табл. 1. - Характеристика культиваторов для сплошной обработки почвы





Паровые культиваторы

Культиваторы-рыхлители
Показатели

КПН-4Г

КПГ-4

КПН-2

ККН-2,25

КРН-3,5

КРН-ЗК
Ширина захвата, м

3-4

4

2,0

2,25

3,5

2,9
Глубина обработки, см: стрельчатыми лапами

6-12

5-12

5-12

6-12

16

16
рыхлящими лапами

14

8-16

12

8-16

25

25
Производительность, га/ч

2,0 2,8

2,4-3,2

1,0-1,4

1,12-1,57

1,62

1,45-2,0
Рабочая скорость, км/ч

5-7

6-8

5-7

5-7

4,65

5-7

Табл. 2. - Характеристика культиваторов для обработки междурядий пропашных культур

Показатели

КРН-2,8А

КРН-4,2

КРН-5,6

КВП-6,3

КРХ-

4

КРН-

2,8М

СТСН-6А

КОН-2, 8ПМ
Ширина захвата, м

2,4-2,8

3,6-

4,2

4,8-6,3

6,3

2,4-3

2,7

2,7

2,4-2,8
Глубина обработки, см

6-16

6-16

6-16

6-16

до 15

4-16

4-16

6-17
Рабочая скорость, км/ч

6-9

6-9

6-9

5-7

4,5-7

4,1 - 7,2

4,1- 7,2

4-6,5
Производительность , га/ч

ДО

2,52

ДО

3,78

до 5,67

ДО

4,41

ДО

1,68

1.1- 1,9

1,1- 1,9

ДО

1,82
Количество обрабатываемых рядков

4

6

6-8

4

4-6

6

6

4
Ширина междурядий, см

60-70

60-70

60, 70, 90, 105, 192

210-140

60

45

45

60-70




Для обработки почв с сохранением стерни используют штанговый К. Его рабочий орган - квадратная штанга, получающая вращение через редуктор от ходовых колёс,- заглубляется на 6- 10 см в почву, рыхлит её и уничтожает сорняки. Для лучшего заглубления штанги К. снабжён балластным ящиком, вмещающим до 25 кг груза (песка или почвы).

Характеристика К., применяемых в СССР, приведена в табл. 1 и 2.

Культиваторы аналогичной конструкции применяют за рубежом.

Лит.: Сельскохозяйственная техника. Каталог, М., 1967; Карпенко А. Н., Зеленев А. А., Сельскохозяйственные машины, М., 1968; Сельскохозяйственная техника. Каталог, М., 1971. Н.Е.Кудрявцев.

КУЛЬТИВАЦИЯ (от позднелат. cultivo - обрабатываю, возделываю), рыхление обработанной почвы (без оборачивания) с подрезанием сорняков. В результате К. улучшается воздушный и водный режим почвы, усиливается деятельность почвенных микроорганизмов, обеспечиваются наиболее благоприятные условия для дружного прорастания семян культурных растений, их роста и развития. К. создаёт на поверхности почвы рыхлый слой, препятствующий капиллярному поднятию влаги и интенсивному её испарению с поверхности почвы, выравнивает вспаханную почву, является эффективным средством борьбы с сорной растительностью. Проводится прицепными и навесными культиваторами с рабочими органами различных типов. К. может быть сплошная, когда ведут обработку на площади всего поля, и междурядная, когда проводят рыхление лишь междурядий пропашных и др. культур.

Сплошную К. применяют при обработке зяби и паров. Как правило, зябь культивируют весной, чтобы разрыхлить уплотнившийся за зиму поверхностный слой почвы, усилить доступ воздуха, ускорить прогревание почвы, уничтожить всходы сорняков. Весеннюю предпосевную К. зяби под посев ранних яровых культур проводят через неск. суток после боронования или шлейфова-ния на глубину заделки семян для уничтожения появившихся всходов сорняков и создания уплотнённого ложа для семян под рыхлым поверхностным слоем. Для борьбы с сорняками до посева поздних яровых культур зябь культивируют 2- 3 раза. К. паров имеет особенно большое значение в засушливых р-нах, где др. способы обработки почвы, связанные с её оборачиванием, приводят к большим потерям влаги. Для лучшего выравнивания поверхности почвы весной и сохранения влаги сплошную К. паров и зяби обычно сопровождают боронованием. Первую К. пара весной проводят на большую глубину (10-12 см); глубину последующих К. (летом) постепенно уменьшают (до 6-8 см).

О междурядной К. см. в ст. Междурядная обработка почвы.

Лит.: Земледелие, под ред. С.А.Воробьёва, 2 изд., М.. 1972. С. И. Савельев.

КУЛЬТИГЕН (от лат. cultura - воз