БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

театров, киностудий, культурно-просветит. учреждений, творчество художников, композиторов. Тираж (1973) 64 тыс. экз.

КУЛЬТУРА МИКРООРГАНИЗМОВ, клетки микроорганизмов (бактерии, дрожжи) или нити их мицелия (актиномицеты, плесневые грибы), выращенные в жидкой или на плотной питат. среде (см. Бактерии, Дрожжи, Микробиология). Если микроорганизмы размножаются в несменяемой питат. среде, то такую К. м. наз. стационарной. Если происходит замена вытекающей культуральной жидкости свежей питат. средой, то говорят о непрерывной (проточной) К. м. Первично выделенная из воды, воздуха, почвы и др. К. м. обычно неоднородна и наз. смешанной. Для выделения чистой К. м., состоящей из одного вида микроорганизма, прибегают к многократному рассеву смешанной К. м. на плотной питат. среде. При этом колонии микроорганизмов обычно развиваются из одной или неск. клеток одного вида. Потомство одной вегетативной клетки, наз. клоном, образует колонию, характерную для данного вида микроорганизмов. При изучении изменчивости микроорганизмов производят выделение К. м. из одной клетки (вегетативной клетки, споры, конидии). Чтобы обеспечить в К. м. накопление клеток определённого вида микроорганизмов, для него создают оптимальные условия размножения, неблагоприятные для др. видов (соответствующие состав и реакция питат. среды, темп-pa, аэрация среды и др.). Такие К. м. наз. элективными.

А. А. Имшенецкий.



КУЛЬТУРА РЕЧИ, степень соответствия речи нормам лит. языка (см. Норма языковая); область языкознания, исследующая проблемы нормализации лит. языка, конкретные нормы и критерии правильности речи, направленные на совершенствование языка как орудия культуры.

Развитие К. р. как самостоят. линг-вистич. дисциплины связано с развитием рус. языкознания в сов. эпоху. Идея сознательного регулирования языковых процессов, идущая от И. А. Бодуэна де Куртенэ, получила разработку в трудах его учеников: Л. В. Щербы, Л. П. Яку-бинского, Е. Д. Поливанова, а также Г. О. Винокура, В. В. Виноградова и др.; сформировалось понятие ч языковой политики" - организованного руководства процессом языкового развития. В 1952 в Ин-те языкознания АН СССР (с 1958 - Ин-т русского языка АН СССР) образован сектор К. р. Пропаганде К. р. служат словари, спец. передачи по радио, телевидению, журналы и др.

Проблемы К. р. решаются и в др. странах (напр., в Чехословакии, где вопросами К. р. занимался Пражский линг-вистич. кружок); в ряде европ. стран регулярно выходят журналы, посвящённые К. р.: нем. "Sprachpflege" (с 1952, ГДР), польск. "Poradnik jezykowy" (с 1901), словацкий "Kultura slova" (ЧССР) и др.

Лит.: Винокур Г. О., Культура языка, 2 изд., М.. 1929; Обнорский С. П., Культура русского языка, М.- Л., 1948: Крысин Л. П., Скворцов Л. И., ШварцкопфБ.С., Проблемы культуры русской речи. (Обзор), "Изв. АН СССР. Отделение литературы и языка", 1961, т. 20, в. 5; Виноградов В. В., Русская речь, её изучение и вопросы речевой культуры, "Вопр. языкознания", 1961, № 4; его же, Проблемы культуры речи и некоторые задачи русского языкознания, там же,

1964. № 3; Культура русской речи. Аннотированный указатель литературы, М., 1962; Костомаров В. Г., Шварцкопф Б. С.. Работы по вопросам культуры речи (1962-1965). "Вопр. языкознания", 1965. N° 4: Актуальные проблемы культуры речи, М., 1970. Б. С. Шварцкопф.

КУЛЬТУРБУНД ГДР (Kulturbund der DDR, в 1958 - окт. 1972 -Немецкий культурбунд - Deutscher Kulturbund), массовая орг-ция в ГДР, ставящая своей целью содействие развитию социалистич. нац. культуры и духовное формирование человека социалистич. общества. Создана летом 1945 по инициативе деятелей культуры - антифашистов как "Культурный союз демо-кратич. обновления Германии". Первым президентом К. был поэт И.Бехер. К. сыграл значит. роль в пропаганде нац. и мировой демократия, культуры. Через клубы, кружки и т. д. К. ведёт работу среди населения. Под руководством СЕПГ К. направляет свои усилия на решение проблем культуры в условиях строительства развитого социалистич. общества. Подразделяется на окружные, районные и местные орг-ции. Высший орган - конгресс, избирающий президента, президиум и центр. ревизионную комиссию. К. входит в Нац. фронт ГДР. Имеет фракцию в Нар. палате ГДР. Насчитывает более 195 тыс. чл. (1972). Печатный орган- еженедельник "Зоннтаr" ("Sonntag"), издаётся с 1946.

Лит.: Schulmeister К. Н., Zur Entstehung und Grundung des Kulturbundes zur demokratischen Erneuerung Deutschlands, В., 1965. Д.В.Игнатьев.

КУЛЬТУРИЗМ (франц. culturisme, англ. physical culture - культура тела), система физич. упражнений с различными отягощениями - штангой, гантелями, гирями, блочными устройствами и др. спортивными снарядами, имеющая целью развитие мускулатуры человеческого тела. В США, Великобритании, Канаде, Австралии и нек-рых др. странах вместо термина "К." принят термин Body-Building (телостроительство).

Упражнения с отягощениями для развития силы и красоты тела применялись ещё в Др. Греции и Риме; со временем они получили распространение во мн. странах. В кон. 19 в. немцем Э. Зандовом в Великобритании были разработаны основы совр. К. С 1901 стали проводиться междунар. конкурсы красоты мужского тела, с сер. 20 в.- ежегодные чемпионаты мира по К. В 1946 создана Междунар. федерация по К., к-рая в 1972 объединяла ок. 30 нац. федераций. Междунар. спортивные федерации и

Междунар. олимпийский к-т не признают К. как вид спорта, а конкурсы культуристов - спортивными соревнованиями. В 50-е гг. в ряде стран распространился проф. К., провозгласивший культ объёма мышц и игнорирующий общую гармонию физич. развития и здоровье человека (чрезмерное увеличение мышечной массы приводит к ухудшению здоровья, нарушению подвижности суставов, потере чувства координации и др.).

В СССР в 60-егг. секции К. (атлетизма, атлетич. гимнастики) возникли в ряде спортивных обществ, однако К. никакого развития не получил.

"КУЛЬТУРКАМПФ" (нем. Kulturkampf- борьба за культуру), распространённое в литературе наименование мероприятий пр-ва О. Бисмарка в 70-х гг. 19 в. против католич. церкви - гл. опоры католич.партии"Центра", к-рая выражала сепаратистские, антипрусские тенденции (гл. обр. в Зап. и Юго-Зап. Германии). В ходе "К." были проведены законы о запрещении священникам вести политич. агитацию (дек. 1871), о лишении духовенства права надзора за школами (март 1872), о передаче в руки гос-ва дела подготовки и назначения на должности духовных лиц (1873) и др. В февр. 1875 были распущены почти все католич. ордена и проведён закон о гражд. браке. Пр-во Бисмарка использовало "К." для усиления нац. гнёта в находившихся под герм господством польских землях и разжигания религ. страстей с целью отвлечения рабочих от классовой борьбы. Характеризуя "К.", В. И. Ленин писал: "Такой борьбой Бисмарк только укрепил воинствующий клерикализм католиков, только повредил делу действительной культуры, ибо выдвинул на первый план религиозные деления вместо делений политических..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 416-17). В кон. 70- нач. 80-х гг. Бисмарк в целях объединения всех консервативных сил пошёл на примирение с католич. духовенством: большинство законов, принятых в период "К.", было отменено; сохранились лишь законы о гражд. браке и об изгнании иезуитов.

Лит.: Германская история в новое и новейшее время, т. 1, М., 1970, с. 334-37; Кiss1ing J. В., Geschichte des Kulturkampfes im Deutschen Reiche, Bd 1-3, Freib., 1911 - 1916. М.И.Михайлов.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ социалистическая, революционный процесс духовного преобразования общества, составная часть социалистического строительства, создание социалистич. культуры - высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры. К. р. направлена на превращение всех трудящихся в социально активных участников культурно-историч. процесса, на формирование нового человека. К. р. является одной из важнейших закономерностей построения социализма. Учение о К. р. как "целой полосе общественного развития" разработано В. И. Лениным, определившим её сущность, задачи и цели (термин чкультурная революция" введён Лениным в 1923 в работе "О кооперации"). Отбросив социал-демократич. догматич. схемы об обязательной очерёдности социальных преобразований и необходимости достижения "высокого уровня" культуры как предпосылки социального переворота, В. И. Ленин после Окт. социалистич. революции выдвинул программу К. р.

К. р. обусловлена революц. преобразованиями в экономике и политике (установление диктатуры пролетариата, обобществление средств произ-ва, социалистам, индустриализация, коллективизация с. х-ва). К. р. начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися под руководством коммунистической партии. Она является необходимым условием построения социализма. К. р. уничтожает духовное господство и культурную монополию буржуазии в обществе, превращает отчуждённую от народа в условиях капитализма культуру в его достояние, предоставляя трудящимся полную возможность на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5изд.,т.38,с.94). Все орудия культурной деятельности становятся средством распространения новой, социалистич. культуры. Ломая и отбрасывая всё реакционное, косное, устарелое в культуре, К. р. сохраняет для нового общества всё то ценное, что было накоплено человечеством за его многовековую историю, всё прогрессивное культурное наследие, творчески и критически развивая лучшие образцы, традиции, результаты мировой цивилизации "...с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры" (там же, т. 41, с. 462). К. р. знаменует собой смену закономерностей духовного развития антагонистического общества, выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господство реакц. культуры, новыми закономерностями духовного развития. На основе этих закономерностей происходит становление и утверждение социалистич. и коммунистич. культуры. К. р. включает создание социалистич. системы нар. образования и просвещения, перевоспитание бурж. и формирование новой, социалистич. интеллигенции, создание социалистич. литературы и искусства, подъём науки, формирование новой морали, утверждение атеистического мировоззрения, перестройку быта и т. д. Важнейшей целью К. р. является превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека, воспитание умения применять эти принципы в практич. деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с бурж. и ревизионистскими взглядами.

Социалистич. культурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в различных странах и видоизменяются в соответствии с нац. и ист. особенностями данного народа, нации, страны, с уровнем их экономич. и культурного развития, достигнутым до начала К. р. В СССР, где впервые в истории была осуществлена К. р., её особенности определялись значит. отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью экономического и культурного развития наций и народностей России. 73% населения в возрасте от 9 лет и старше было неграмотным (перепись 1897). В переходный период от капитализма к социализму в СССР была коренным образом перестроена система нар. образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широкая сеть школ, вузов, культ.-просвет. учреждений. К. р. в нац. республиках по темпам развития опережала центр. р-ны страны. Перевоспитание старой и ускоренное формирование новой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса и крестьянства, привело к расцвету науки, литературы и искусства. В Программе КПСС (1961) оценивается значение К. р.: "В стране осуществлена культурная революция. Она вывела трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством. Страна, большинство населения которой было неграмотным, совершила гигантский взлет к вершинам науки и культуры" (1972, с. 14). К. р. охватила все социальные, нац., этнич. группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения. Опирающаяся на принципы интернационализма, К. р. привела к всестороннему развитию всех нац. культур, ликвидации о