БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

тсталости ряда народов и наций в области культуры. В СССР впервые создана письменность ок. 50 народностей, литература издаётся на 89 языках, радиовещание ведётся более чем на 60 языках народов СССР. В ходе интенсивного расцвета и взаимообогащения нац. культур усиливаются общие черты единой интернациональной культуры. Принципиально чуждая бурж. установке на стандартизацию и нивелировку духовной жизни, К. р. создаёт предпосылки для свободного развития всех трудящихся.

К. р. способствовала преодолению противоположности между городом и деревней, между людьми физич. и умств. труда, росту политич. активности масс, приобщению трудящихся к управлению обществом, громадному подъёму производительности сбщественного труда.

В результате К. р. в СССР обновилась духовная жизнь рабочего класса и колхозного крестьянства, возрос их культурно-технич. уровень, коренные изменения произошли в их сознании и быту. Из среды крестьянства выдвинулись миллионы квалифицированных колхозников и рабочих, специалистов, учёных, обществ. деятелей. Успешно развёртывается процесс постепенного подтягивания культуры села до уровня культуры социалистич. города. До Окт. революции 1917 в России на 159 млн. чел. населения приходилось 290 тыс. специалистов. Общая численность работников, занятых преим. умств. трудом, в СССР в 1973 достигла ок. 33 млн. чел. За годы Сов. власти в 90 раз возросло число науч. работников, в 1972 их насчитывалось 1055,4 тыс. чел. (см. Интеллигенция ).

В зрелом социалистич. обществе важнейшей задачей культурного развития становится создание всех необходимых идеологич. и культурных условий для победы коммунизма, ибо "от культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники и организация производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта" (там же, с. 129-30).

Развивающаяся научно-техническая революция и связанная с ней интеллектуализация труда настоятельно требуют приобщения всех трудящихся к активной творч. деятельности, обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для активного участия в управлении обществом, для всестороннего развития личности.

Руководствуясь марксистско-ленинским учением о К. р., члены содружества социалистич. гос-в творчески заимствуют всё наиболее ценное друг у друга. Использование богатейшего опыта СССР, крепнущая культурная консолидация социалистич. стран способствуют дальнейшему расцвету каждой страны, обогащению духовного потенциала мировой социалистич. системы в целом.

Европ. социалистич. страны, избежав гражданской войны, смогли уже в первые годы нар. власти успешно решить многие задачи К. р. Относительно высокий уровень развития производит. сил в ряде этих стран и помощь СССР предопределили сравнительно быстрое осуществление культурных преобразований. В то же время сильное влияние религии (напр., в Польше) осложняло проведение К. р.

Опыт К. р. в СССР и др. социалистич. странах оказывает большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки, Лат. Америки, завоевавших нац. независимость (борьба за ликвидацию массовой неграмотности населения, перестройка и расширение нар. образования и просвещения, создание новой демократич. школы, формирование нац. интеллигенции, становление идеологии антиимпериализма и антиколониализма и т. д.). Не имея непосредственно социалистич. характера, эти преобразования тесно связаны с общими задачами антифеод., антиимпериалистич., демократич. революции и могут рассматриваться как национально-демократич. тип культурной революции.

Ничего общего с К. р. не имеет политич. кампания, проводившаяся в Китае во 2-й пол. 60-х гг. под названием "культурной революции", в ходе к-рой уничтожались памятники культуры, насаждался нигилизм по отношению к мировой культуре, антиинтеллектуализм, преследовалась интеллигенция.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Л е н и н В. И.. О пролетарской культуре, Полн. собр. соч., 5 изд.. т. 41; его же, О нашей революции, там же, т. 45; его же, О кооперации, там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1972, гл. 5; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Крупская Н. К., О пролетарской культуре, в её кн.: Педагогические сочинения, т. 7, М.. 1959; Луначарский А. В., Культурная революция и общественность. Речь на Втором съезде ОДН, М.- Л., 1929; Коммунизм и культура, М., 1966; Строительство коммунизма и духовный мир человека, М.. 1966; Культурная революция в СССР. 1917 - 1965, [М., 1967]; Арнольдов А. И., Социализм и культурная революция, М., 1970: Ленинизм и развитие социалистической культуры, М.- Таш., 1971; КПСС во главе культурной революции в СССР, М., 1972. А. И. Арнольдов.



КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в этнографии, антиэволюционное направление в бурж. науке, в основе к-рого лежит т. н. "теория культурных кругов". Методологич. принципы этой теории изложены нем. этнографом Ф. Гребнером в книге "Метод этнологии" (1911). В их основе - идеалистич. концепция неокантианца Г. Риккерта, согласно к-рой история не знает закономерностей, ист. явления индивидуальны и неповторимы. По Гребнеру, каждое явление культуры возникает единожды, в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первонач. центра. В работах представителей К.-и. ш. главное внимание уде-ляется изучению пространств. распространения культурных явлений. На той или иной терр. выявляется определённое сочетание элементов материальной и духовной культуры и т. о. конструируется культурный круг. Вся история культуры сводится к перемещению и напластованиям неск. культурных кругов, оторванных от конкретных народов - создателей культуры. Разновидностью К.-и. ш. является венская католич. школа во главе с австр. патерами В. Шмидтом и В. Коп-персом. Теорию культурных кругов применительно к археол. материалам развивал австр. археолог О. Менгин.

Лит.: Левин М. Г., Токарев С. А., "Культурно-историческая школа" на новом этапе, "Советская этнография", 1953, т. 4; Токарев С. А., Венская школа этнографии, "Вестник истории материальной куль-Tvobi", 1458, № 3. М.Г.Левин.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в искусствоведении, преим. в литературоведении, возникшее в сер. 19 в. и разработавшее принцип историко-генетич. изучения лит-ры и иск-ва. Выдвинутый в кон. 18 в. И. Гер-дером и отчасти воспринятый биографическим методом, этот принцип наиболее полно обоснован в трудах И. Тэна (Франция), к-рый рассматривал художеств. произведение как выражение обществ, психологии народа на определ. этапе его развития. "...Искусства появляются и исчезают одновременно с определёнными течениями в области мысли и нравов, с которыми они связаны" ("Философия искусства", М., 1933, с. 6). Особенности же этих течений зависят от трёх осн. условий: "расы" (врождённый нац. "темперамент"), "среды" (природа, климат, социальные обстоятельства) и данного исторического "момента" (в т. ч. "традиции").

Осн. положения К.-и. ш. нашли развитие и применение в трудах Ж. Бедье, Ф. Брюнетъера, Г. Лансона (Франция), Г. Брандеса (Дания), В. Шерера, Г. Гет-нера (Германия), Менендеса-и-Пелайо, Менендеса Пидаля (Испания), П. П. Пекарского, А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонра-еова (Россия) и др. Установление принципа зависимости форм развития иск-ва от этапов обществ. развития позволило представителям К.-и. ш. создать истории нац. (Тэн, Лансон) и европ. (Брандес) лит-р. Историко-лит. труды содействовали становлению сравнительно-исторического литературоведения. Благодаря общетео-ретич. пафосу историчности и отсутствию эстетич. догматизма ("... не навязывает правил, а констатирует законы" - там же, с. 8) школа сыграла заметную роль в формировании науч. литературоведения. Объясняя же иск-во как продукт обществ. развития и вместе с тем сближая его с иными формами обществ. мысли, К.-и. ш. оставляла на втором плане специфического свойства искусства - общечеловечность идей, индивидуальность восприятия мира художником, свободу воображения и др.

Методологич. возможности К.-и. ш. ограничивались влиянием философии позитивизма. Мн. учёные (Лансон, Пыпин) отказывались искать среди факторов, обусловливающих генезис произведения, доминирующий и признавали их равнозначными; осн. задачей для них становилось накопление фактов, а не выработка целостных концепций; они нередко рассматривали произведение лишь как историч. документ, материал для изучения психологии и материальной культуры народа.

К неоспоримым заслугам К.-и. ш. марксистские исследователи относят накопление представителями школы огромного историко-культурного материала, выработку ими принципов текстологич. анализа, закладку основ науч. источниковедения. Г.К.Косиков.

КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ, оппортунистическая нацио-налистич. теория, выдвинутая в нач. 20 в. нек-рыми деятелями австр. социал-демократии и являвшаяся составной частью австромарксизма. Эта теория претендовала на разрешение национального вопроса в условиях австро-венг. многонац. бурж.-феод. гос-ва без ликвидации его социальной основы. Наиболее видными представителями этой теории были К. Реннер и О. Бауэр, хотя независимо от них аналогичные взгляды с нек-рыми вариациями возникли также и у словенских с.-д. (Э. Кристан и др.).

Наиболее полно теория К.-н. а. сформулирована Бауэром в кн. "Национальный вопрос и социал-демократия" (1907, рус. пер. 1909). "Все нации,- писал Бауэр,-где бы они ни жили, всегда составляли бы корпорации, самостоятельно заведующие своими национальными делами. В одном и том же городе жили бы рядом, друг другу не мешая, две или несколько наций, которые спокойно развивали бы формы своего национального самоуправления, строили бы свои образовательные учреждения..." (указ. работа, СПБ, 1909, с. 368).

Основой К.-н. а. была ошибочная теория нации как союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы. В теории К.-н. а. нация отрывалась от занимаемой территории, игнорировался раскол нации на противоположные классы. К.-н. а. сводила решение нац. вопроса лишь к достижению нац. самоуправления, ограниченного вопросами культуры, школы и языка, оторванными от политич. борьбы классов. На деле это означало бы изоляцию, разобщение различных частей пролетариата по нац. признаку, подчинение его буржуазии.

Разоблачая оппортунистич. характер теории К.-н. а., В. И. Ленин критиковал также попытки перенести её на почву многонац. Российского гос-ва, подменить ею принципы интернационализма. Пятнадцать работ Ленина (написанных в 1913-14) содержат критику австр. и российских сторонников К.-н. а., бундовцев, меньшевиков, бурж. идеологов и политиков. Ленин показал несостоятельность теории К.-н. а. и с позиций последоват. интернационализма доказал, что "...пропаганда ее является проповедью утончённого национализма" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 342). Ленин констатировал, что теория К.-н. а. возникла из идеалистич. концепций нации узкого круга с.-д. лидеров и не имела никакого шанса на осуществление. "В Австрии культурно-национальная автономия осталась в значительной степени литераторской выдумкой, которую не взяли всерьез сами австрийские с.-д." (там же, с. 135). Ленин указал также, что теорию К.-н. а. породило отчаяние её авторов, не видевших возможности решения нац. проблемы в Австро-Венгрии на пути подлинно ре-волюц. борьбы. В этой связи Ленин писал: "Только на востоке Европы, в отсталой феодальной, клерикальной, чиновничьей Австрии, где всякая общественная и политическая жизнь застопорена мизерно-мелкой дракой (даже хуже: сварой, потасовкой) из-за языков, возникла эта идея отчаявшегося мелкого буржуа" (там же, с. 176).

Утопичность теории К.-н. а. была настолько велика, что несмотря на значительное идеологич. влияние Реннера и Бауэра в австр. социал-демократии, она не приобрела характера парт. документа (см. Брюннская программа). В то время как Реннер продолжал исповедовать теорию К.-н. а., Бауэр под давлением реальной действительности начал фактически менять свои позиции, не отказываясь формально от К.-н. а., выдвигал лозунг терр. автономии, а поч