БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ти накануне распада Австро-Венгрии в 1918 выдвинул лозунг самоопределения наций с правом отделения. Т. о., теория К.-н. а. продемонстрировала свою теоретич. и прак-тич. несостоятельность.

Лит.: Ленин В. И., Рабочий класс и национальный вопрос, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23; его же, Тезисы по национальному вопросу, там же; его же, О "культурно-национальной" автономии, там же, т. 24; его же, О национальной программе РСДРП, там же; его же. Критические заметки по национальному вопросу, там же; его же, О праве наций на самоопределение, там же, т. 25; Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос, Соч., т. 2, М.. 1946. В.М. Турок.



КУЛЬТУРНО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА в СССР, система мероприятий, содействующих коммунистич. воспитанию и политич. просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга. К.-п. р. является составной частью идеологич. деятельности Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, профсоюзов, комсомола.

Под термином "К.-п. р." понимают направленную деятельность клубных учреждений, массовых библиотек, парков и садов культуры и отдыха; большое место занимает К.-п. р. в работе музеев, кинотеатров, театров и др. учреждений культуры, а также радио и телевидения. В широком смысле понятием К.-п. р. охватывается любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека.

Становление и развитие К.-п. р. как самостоят. области идеологич. деятельности начались после победы Окт. революции 1917 и непосредственно связаны с осуществлением в СССР культурной революции. Главные задачи и важнейшие принципы К.-п. р. определены В. И. Лениным, развиты в решениях съездов Коммунистич. партии, в постановлениях ЦК КПСС по идеологич. вопросам. Ленин рассматривал К.-п. р. как часть парт. дела и вместе с тем как осуществление культурно-воспитательной функции Сов. государства. Эта важнейшая идея была положена в основу созданного в системе Наркомпроса РСФСР в нояб. 1920 Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвет), объединившего функции парт. и гос. руководства этой областью. Значит. вклад в разработку теории и практики К.-п. р. внесла Н. К. Крупская, руководившая с первых дней Сов. власти Внешкольным отделом Наркомпроса РСФСР, а с 1920 - Глав-политпросветом.

В дальнейшем по мере роста и совершенствования К.-п. р., создания многообразной сети культурно-просветит. учреждений механизм руководства К.-п. р. соответственно изменялся. В наркомпросах (позднее мин-вах просвещения союзных республик) создаются управления изб-читален и домов культуры, управления библиотек и т. п. С 1945 руководство К.-п. р. передаётся в специально созданные комитеты по делам культурно-про-светит. учреждений при Советах Министров союзных республик, а с 1953 - в Мин-во культуры СССР и мин-ва культуры союзных республик.

К.-п. р. в СССР имеет следующие осн. направления: формирование коммуни-стич. мировоззрения, трудовое воспитание, нравственное воспитание, атеистическое воспитание, научно-технич. пропаганда и распространение экономич. знаний, эстетич. воспитание, физич. воспитание, организация художественной самодеятельности, отдыха и развлечений. Формы К.-п. р. постоянно развиваются и совершенствуются. Наряду с такими традиционными формами, как беседы, лекции, доклады, спектакли, концерты, в клубных учреждениях всё шире проводятся тематич.вечера, читательские конференции, устные журналы, создаются народные университеты, кинолектории, любительские объединения по интересам и т. п. Большое место в К.-п. р. занимает художественная самодеятельность; с 60-х гг. начала развиваться её высшая форма - народные театры. В 1971 в СССР работали 133 тыс. клубных учреждений, 128,6 тыс. массовых б-к (с общим фондом 1366,1 млн. экз. книг и журналов), 553 проф. театра (св. 114 млн. посещений), 1173 музея (св. 110 млн. посещений), 157,1 тыс. киноустановок (4656 млн. посещений киносеансов). В клубных учреждениях за 1970 проведено 5273 тыс. лекций и докладов (присутствовало св. 477 млн. чел.), дано 2334 тыс. спектаклей и концертов силами художеств. самодеятельности (присутствовало 417,4 млн. чел.), работали 440тыс.кружков(6951 тыс. участников); в 1970 насчитывалось ок. 16 тыс. нар. университетов с 3218 тыс. слушателей.

Всесоюзное общество "Знание" и его отделения на местах организуют чтение публичных лекций, принимают активное участие в работе нар. университетов и т.п. За 1970 об-вом"Знание" проведено 18 237 тыс. лекций, на к-рых присутствовало 951 млн. чел. Большую К.-п. р. проводят комсомол и др. общественные орг-ции, отделы пропаганды союзов писателей, композиторов, художников, кинематографистов, республиканские хоровые об-ва, об-ва охраны памятников истории и культуры и т. д.

Подготовка кадров культурно-просве-тит. работников ведётся в ин-тах культуры, высших профсоюзных школах, культурно-просветит. училищах, библиотечных техникумах (см. Культурно-просветительное образование). В ряде пед., мед., с.-х. и др. вузов в 60-е гг. созданы факультеты обществ. профессий, готовящие обществ. руководителей К.-п. р. параллельно с осн. специальностью. Для разработки теории и методики К.-п. р. в 1969 в Москве образован Н.-и. ин-т культуры Мин-ва культуры РСФСР. Во всех союзных и автономных республиках, в краях и областях действуют методич. кабинеты культурно-просветит. работы, дома нар. творчества и дома художеств. самодеятельности.

Вопросы К.-п. р. освещаются гл. обр. в газете "Советская культура", в спец. журналах "Культурно-просветительная работа", "Клуб и художественная самодеятельность", "Соцiалистычна культура" (на укр. яз.) и журналах, посвящённых К.-п. р., выходящих на арм., азерб., эст. языках.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 463-64; т. 38, с. 329-32; т. 40, с. 160-65; т. 41, с. 138-50, 398, 408; т. 44, с. 155-75; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971, с. 278-79; Крупская Н. К., Педагогические сочинения, т. 7-9, М., 1959-60; Фрид Л. С., Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (1917 - 1929 гг.), Л., 1941; Культурно-просветительная работа, [М.]. 1969; Клубоведение, М., 1972. М. В.Раузен.



КУЛЬТУРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, в СССР система подготовки специалистов высшей и средней квалификации для культурно-просветит. учреждений; клубных работников (методистов - организаторов клубной работы, руководителей коллективов художеств. самодеятельности), а также библиотекарей, библиографов (см. Библио-течно-библиографическое образование).

Подготовка кадров для культурно-просветительной работы началась уже в первые годы Сов. власти по инициативе В. И. Ленина и Н. К. Крупской в связи с осуществлением культурной революции в стране. В 1918 в Петрограде для подготовки культпросветработников был создан Ин-т внешкольного образования (с 1925 - Коммунистич. политико-про-светит. ин-т, ныне Ленингр. ин-т культуры им. Н. К. Крупской). В 1924 в Москве при Академии коммунистич. воспитания открылся культурно-просветит. ф-т. В 20-30-е гг. организована сеть политико-просветит. ин-тов, совпартшкол, в к-рых имелись отделения для подготовки культпросветработников. Такие же отделения существовали и в педтехникумах; с 1937 на базе совпартшкол стали создаваться политпросвет-техникумы, к-рые в 1938 были реорганизованы в 3-годичные политпросветшколы (работавшие на базе 7-летнего образования). В кон. 40 - нач. 50-х гг. стала складываться совр. система К.-п. о. В библиотечных ин-тах и техникумах открылись ф-ты (отделения) культпро-светработы, в 1959 на таких ф-тах Ленингр., Моск. и Харьковского ин-тов введена художественная специализация. В 1964 библиотечные ин-ты реорганизованы в ин-ты культуры (см. Культуры институты). Основным типом ср. культурно-просветит. уч. заведений стали культурно-просветительные училища и школы. Подготовка культпросветработников была организована также в ряде библиотечных техникумов, муз.-пед. и пед. уч-щ, в нек-рых ин-тах иск-в, консерваториях, театральных и пед. вузах, а также в высших школах профдвижения в Москве и Ленинграде. В 1972/73 уч. г. в высших и ср. спец. уч. заведениях по специальности "культурно-просветительная работа" обучалось 73,4 тыс. чел. (в т. ч. 18,8 тыс. чел. в вузах), на 1-й курс принято 24,5 тыс. чел. (4,9 в вузы), выпущено 15,7 тыс. специалистов (2,7 тыс. из вузов); подготовку специалистов осуществляли 11 ин-тов культуры, 14 ф-тов в др. вузах, 129 средних специальных уч. заведений.

Совр. К.-п. о. предусматривает широкую общенауч. и спец. подготовку будущих специалистов. В числе спец. дисциплин - история и теория культуры, история культурно-просветит. работы, теория клубоведения, методика организации клубной работы, практикумы по технич. средствам клубной работы, наглядной агитации и пропаганде и др., а также предметы по избранной художеств. специализации - хоровой, оркестровой, хореографич., театральной (см. также Музыкальное образование, Театральное образование). Науч. и пед. кадры в области культурно-просветит. работы готовятся в аспирантуре при Ленингр., Моск., Харьковском ин-тах культуры.

В др. социалистич. странах подготовка культпросветработников осуществл яется на спец. ф-тах в ун-тах (напр., Пражском, Братиславском, Варшавском, Будапештском, Софийском) и на отделениях библиотечных школ.

В капиталистич. странах К.-п. о. как самостоятельной отрасли спец. образования не существует. Г.А.Пелисов.

КУЛЬТУРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА И ШКОЛЫ, средние спец. уч. заведения для подготовки культурно-просветительных работников, библиотекарей. В 1973 в СССР было 116 К.-п. у. и ш. См. Культурно-просветительное образование, Библиотечно-библиографическое образование.

КУЛЬТУРНЫЕ ПАСТБИЩА, высокоурожайные кормовые угодья, используемые для выпаса скота. Их создают путём поверхностного улучшения природных кормовых угодий или малопродуктивных старых травяных полей, а также посевом травосмесей на вновь осваиваемых землях. Различают К. п. краткосрочного (5-6 лет) и долголетнего (7-10 и более лет) пользования. Создавать К. п начали в кон. 19 в. в первую очередь в странах с развитым животноводством - в Нидерландах, Дании, Швеции и др.; в СССР - в 30-х гг. 20 в.

Наиболее быстрый и дешёвый путь создания К. п. (особенно в р-нах достаточного увлажнения) - поверхностное улучшение природных кормовых угодий: уничтожение кочек, кротовин и кустарника, уборка камней, регулирование водного режима, выравнивание поверхности, известкование и др. На участках с сильно изреж. и малоценным травостоем применяют также подсев лугопастбищных бобово-злаковых трав. Перед подсевом трав дернину дискуют тяжёлыми дисковыми боронами, после подсева почву прикатывают катками и вносят в неё (поверхностно) перепревший навоз или минеральные удобрения. Проведение этих мероприятий обеспечивает переформирование в течение 3-5 лет естеств. малоурожайного травостоя в высокоурожайный. При преобразовании старых травяных полей, напр. клеверищ 3-4-го года пользования, систематически вносят фосфорно-калийные и периодически органич. удобрения. Для более быстрого формирования желаемого травостоя подсевают весной 2-3 кг/га клевера белого или розового (или красного).

Создание К. п. посевом травосмесей для краткосрочного пользования наиболее целесообразно на забо-лоч. торфяных и маломощных дерново-карбонатных почвах, а долголетнего пользования - на более плодородных почвах. На землях с избыточным увлажнением перед посевом трав проводят осушение, очищают участок от кустарника, камней и др., затем пашут кустарниково-болот-ным плугом на глубину 25-40 см с последующим дискованием и прикатыва-нием. На участках с плотной дерниной

проводят фрезерование и прикатывание почвы водоналивным катком. На участках с мощностью дернины не более 18 см пашут обычными плугами, затем проводят дискование и боронование. Органич. удобрения вносят перед вспашкой, минеральные - после. Травосмеси высевают или сразу после выравнивания поверхности почвы, или после предварительного (в течение 2-4 лет) возделывания зерновых, технич., овощных и др. культур. Травосмеси составляют из бобово-злако-вых трав в кол-ве 25-35 кг/га для краткосрочных и 30-40 кг/га для долголетних К. п. Высевают