БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

вной площади провинции), грэм (13%), баджра (12%), рис (5%), джо-вар, кукуруза, хлопчатник, сах. тростник, масличные. Скотоводство преим. в сев. и сев.-зап. районах; в поголовье преобладают овцы (9 млн.) и козы (4 млн.). Добыча угля, сурьмы, каменной соли, нефти. Получили развитие пищевая, текстильная (в Лайалпуре и Мултане сосредоточена значительная хл.-бум. пром-сть) и др. отрасли лёгкой пром-сти; машиностроение, металлообработка (преим. в Лахоре и его пригородах), хим., цем. пром-сть. Распространено кустарное изготовление металлич. и гончарных предметов обихода, художеств. резных изделий из слоновой кости. Ф. А. Тринич.

ПЕНДЖАБ, Панджаб, штат на С.-З. Индии, в басс.р. Сатледж (приток Инда). Пл. 50 тыс. км2. Нас. 13,5 млн.чел. (1971). Адм. ц.-г. Чандигарх. (О природе штата см. в ст. Пенджаб, природная и историческая область.) Экономика штата имеет в основном агр. характер. Ок. 1/2 обрабатываемых земель орошается из каналов. Осн. прод. культуры - пшеница (ок. 1/4 общеинд. сбора), бобовые, ячмень и кукуруза, картофель; на поливных землях - рис. Технич. культуры - хлопчатник (1/5 инд. произ-ва, гл. обр. средневолокнистые сорта) и сах. тростник (ок. 1/10 общеинд. сбора). Небольшие плантации чая (долина Кангра). Разведение кр. рог. скота (ок. 6 млн. голов), овец и коз (св. 1 млн.).

Осн. отрасли пром-сти: текст. (хл.-бум., шерстяная, шёлковая; гл. центры - гг. Амритсар и Лудхиана) и пищ. (гл. обр. сах. и чаеобрабатывающая) пром-сть. Произ-во с.-х. инвентаря, спортинвентаря (Джаландхар); сборка велосипедов, бум. ф-ка, цем. з-ды; з-д тяжёлой воды и искусств. удобрений (Нангал). Кустарное произ-во одеял, ковров, изделий из дерева, обуви. Большое значение для х-ва П. имеет гидроэнергетич. комплекс Бхакра-Нангал. О. Б. Осколкова.

ПЕНДЖАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, панджабская литература, лит-ра панджабцев, населяющих шт. Пенджаб в Индии и значит. территорию Пакистана. Её фольклорные истоки уходят в глубокую древность, однако самые ранние памятники относятся к 8-10 вв., когда создали свои гимны поэты Горакхнатх (9 или 11 в.), Джаландхаринатх, Чарпат (890-990) и др.- выразители ранней антифеод. оппозиции. В этот же период возникли вары - эпич. сказания, по жанру близкие к рус. былинам ("Сказание об одноруком Асрадже" и др.), а также поэма А. Мултани "Послания", синтезировавшая фольклорную и собственно лит. традиции, утверждавшая родной язык как средство лит. творчества. Первый значит. поэт - суфий Фарид (известен также как Баба Фарид, Шейх Фарид Шакаргандж; полное имя - Фарид-уд-дин Масуд Ганджишакар; р. 1173 или 1175-1265), писавший на мультани - диалекте панджаби, отразил в своих двустишиях острые социальные противоречия, выступал за равенство. Процесс консолидации панджаб. народа и рост антифеод. движения демократич. низов нашли выражение в священной книге сикхов Адигрантхе (1604), явившейся своеобразной антологией демократич. поэзии народов сев.-зап. Индии, центр. место в к-рой заняло творчество поэта и мыслителя, основателя сикхизма Нанака (1469-1539). Важное место в истории П. л. занимает " Книга десятого гуру" (1724), в к-рую вошли художеств. и филос. произв. гуру (наставника) сикхов Говинда Сингха (1666-1708), в т. ч. автобиографии, поэма "Необыкновенная пьеса", а также произв. его последователей. Эта книга отличается глубокой связью с фольклорной традицией, к-рая сочетается с лит. и религиозно-филос. традицией индуизма; вместе с тем памятник - яркое проявление индусско-мусульм. синтеза.

Лит-ра 18-1-й пол. 19 вв. развивается под знаком роста нац. самосознания и борьбы с феодалами. Настроения этого времени отразились в поэзии суфиев: Буллхе Шаха (1680 - между 1752-58), Вариса Шаха (1735-84), Хашима Шаха (1751-1821), Ахмеда Шаха (1768-1840) и др. В 1-й пол. 19 в. в связи с борьбой панджабцев против англ. колонизаторов в П. л. получила развитие патриотич. тема (Мухаммад Яр); с сер. 19 в. усиливаются освободит. и демократич. мотивы. Несмотря на стремление колонизаторов затормозить развитие культуры панджабцев и их нац. интеграцию, лит-pa к кон. 19 -нач. 20 вв. достигла значит. успехов: поэзия и проза Бхаи Вира Сингха (1872-1957), Пурана Сингха (1881-1931), Д. Чатрика (1876-1954) и Чарана Сингха Шахида (1891-1935). Были освоены жанры и формы европ. лит-ры, в т. ч. и русской. Мн. писатели выступают не только на панджабском, но и на урду, хинди и англ. языках, сохраняя нац. лит. традиции в иной языковой форме.

На лит-ре 20-х гг. положительно сказалась её органич. связь с нац.-освободит. движением. Началом формирования революц. лит-ры стали издания революц.-нац. партии Гадар. В 20-30-е гг. развивается журналистика, а также жанры романа, рассказа, публицистики. В 1926 передовые писатели объединились в Панджаб. лит. об-во, а в 1936 возникла всеинд. Ассоциация прогрессивных писателей, в к-рой панджаб. литераторы заняли одно из осн. мест. Антиимпериалистич. и демократич. пафос, присущий большинству писателей 30-40-х гг., не дал религиозно-общинной реакции захлестнуть лит-ру, к-рая к моменту достижения Индией в 1947 независимости и появления Пакистана не утратила боевых традиций. После 1947 более широкое развитие панджаб. лит-pa получила в Индии (см. также Пакистан, раздел Литература). Видное место занимают прозаики Гурбакхш Сингх (р. 1895), Нанак Сингх (1897-1971), Картар Сингх Дуггал (р. 1917), Сант Сингх Секхон (р. 1908), Сантокх Сингх Дхир (р. 1922), Джасвант Сингх Камвал (р. 1920), Навтедж Сингх (р. 1923), Кульвант Сингх Вирк (р. 1921), поэты Мохан Сингх (р. 1905), Амрита Притам (р. 1919), Притам Сингх Сафир (р. 1916), Прабхджот Каур (р. 1924), Гурчаран Сингх Рампури (р. 1929), драматурги Балвант Гарги (р. 1916) и др. Развиваются литературоведение и критика (X. С. Дард, С. С. Секхон, К. Сингх, С. С. Джош, Аттар Сингх); созданы исследовательские центры: Департамент языков при пр-ве шт. Пенджаб, Пенджаб. лит. академия и др. Широко практикуются переводы произв. классиков мировой, рус. классич. и сов. многонац. лит-ры.

В 60-70-х гг. возросла социальная роль лит-ры, усилилась борьба передовых писателей против модернизма, а также попыток правой реакции вернуть П. л. к состоянию религиозно-общинной ограниченности. Критич. реализм - ведущее направление в П. л. в Индии: его сторонники стремятся отражать жизнь панджабцев, вместе с др. народами Индии борющихся за преодоление наследия колониализма, за демократич. преобразования в стране и мир во всём мире. П. л. в Пакистане оказалась в весьма сложных условиях. Шовинистич. устремления милитаристского режима ограничивали возможности развития лит-ры на нац. языках и создавали условия для преимуществ. развития лит-ры на урду, офиц. языке Пакистана. Вместе с тем и для панджабцев урду был одним из лит. языков. Демократич. движение способствовало развитию лит-р на нац. языках, особенно в 60-70-е гг. В П. л. выдвинулись М. Ниязи, А. Наги, М. Софдар, М. А. Бхатти, 3. Икбал, А. Эхсан. В поэзии значит. роль играет экспериментализм, ориентирующийся на образцы зап. модернизма, а также традиционалистская поэзия, в большой мере находящаяся под влиянием поэзии на урду. В критике усилились демократич. и прогрессивные тенденции, но, с другой стороны, ощущается и нек-рое воздействие идей маоизма. В 60-70-е гг. всё заметнее тяготение к панджаб. яз. у писателей, писавших ранее только на урду (А. Ф. Файз, р. 1911). Литературоведы и критики всё чаще обращаются к общим культурным традициям панджабцев Пакистана и Индии; "Панджаби акадами" издаёт классич. наследие П. л., поэт и фольклорист А. Салим стал инициатором сбора и публикации фольклора панджабцев и др. народов, населяющих долину Инда, публикуются лит. журналы на панджаби ("Пандж дарья", "Панджаби", "Панджаби адаб").

Позитивное влияние на контакты панджабских литераторов Индии и Пакистана оказали конференции писателей стран Азии и Африки и творческая встреча писателей СССР, Нар. Республики Бангладеш, Индии и Пакистана, состоявшаяся в Ташкенте в сент. 1973 и в Юрмале в мае 1974.

Изд.: Стихи пенджабских поэтов, М., 1957; О храбрых, нежных и влюбленных. Сказания Пятиречья, М., 1967; Воскресное утро. Новеллы панджабских писателей Индии, М., 1973.

Лит.: Серебряков И., Пенджабская литература, М., 1963; Panjabi likhabi kosh., Jalandhar, 1964; Panjabi sahitt. Jild 1-2, Patiala, 1967; Narula S. S., Panjabi sahitt da itihas, Jalandhar, 1969; Panjabi sahitt kosh, Patiaba, 1971; Ah1uwa1ia J. S., Punjabi literature in perspektive, Ludhiana, 1973. И. Д. Серебряков.

ПЕНДЖАБСКИЙ ЯЗЫК, язык панджабцев, принадлежит к индоарийской ветви индоевроп. семьи языков; см. Панджаби.

ПЕНДЖАБЦЫ, см. Панджабцы.

ПЕНДЖИКЕНТ, город (до 1953 - посёлок) обл. подчинения, центр Пенджикентского р-на Ленинабадской обл. Тадж. ССР. Расположен в долине р. Зеравшан, в 68 км к Ю.-В. от г. Самарканда и в 320 км к Ю.-З. от г. Ленинабада. 16 тыс. жит. (1974). Винодельч., кирпичный, молочный, табачно-ферментац., консервный з-ды, мясокомбинат, рисо-мельничный комбинат. Пед. уч-ще. Историко-краеведч. музей.

На юго-вост. окраине совр. П. находятся руины согдийского города того же названия - древнего П. (Пянджикента) - уникального памятника домусульм. культуры Ср. Азии. Систематич. археол. изучение его начато в 1946 А. Ю. Якубовским и продолжено А. М. Беленицким. Город существовал с 5 до сер. 8 вв.; расцвет относится к рубежу 7-8 вв. В 1-й четв. 8 в. П. был разрушен араб. завоевателями, а во 2-й пол. 8 в. окончательно запустел. Древний П. состоял из неск. частей. Ядром его был окружённый стенами шахристан с узкими улицами и кварталами сплошной застройки (многокомнатные 2-этажные дома из сырцового кирпича и пахсы, с входными айванами; базары с мастерскими ремесленников и лавками) В центре шахристана - 2 храма (образцы местной культовой архитектуры 5-7 вв.). К 3. от гор. стен находилась цитадель с тройным поясом укреплений, жилой башней - донжоном и дворцом правителя (росписи, резьба по дереву). К В. от города располагались загородные усадьбы с 2-этажными домами. К Ю.- некрополь, с наземными склепами-наусами, в к-рых хоронили в оссуариях кости умерших. В П. найдены многочисл. изделия гончарного, металлообрабат., стеклоделательного и др. ремёсел, а также неск. тысяч бронзовых и серебряных араб. и согдийских монет. Открытые в П. живопись (многофигурные настенные росписи клеевыми красками), глиняная (рельефный фриз) и деревянная (рельефы, кариатиды) скульптура представляют собой яркие памятники монументально-декоративного иск-ва Согда. По стилю и содержанию иск-во П. связано с художеств. культурой др. городов и р-нов Ср. Азии (Афрасиаб, Варахша, Шахристан, Балалык-тепе, Аджина-тепе), Ирана, Афганистана, Индии. Илл. см. также к ст. Согд.

Пенджикент. 1. "Танцовщица". Дерево. 2. "Всадник и всадница". Настенная роспись клеевыми красками.

Лит.: Якубовский А. Ю., Древний Пянджикент, в сб.: По следам древних культур, М., 1951; Беленицкий А. М., Распопова В. И., Древний Пенджикент, Душанбе, 1971; Беленицкии A.M., Монументальное искусство Пенджикента. Живопись. Скульптура, М., 1973.

ПЕНДИНСКАЯ ЯЗВА, распространённое обозначение язвенной формы кожного лейшманиоза. Название связано с Пендинским оазисом (прежнее название Тахтэ-Базарского оазиса Туркм. ССР), где рус. учёные Л. Л. Гельденрейх и И. Рапчевский в 80-х гг. 19 в. наблюдали это заболевание.

ПЕНДЛБЕРИ (Pendlebury) Джон (12.10. 1904, Лондон,-22.5.1941, о. Крит), английский археолог, ученик и продолжатель исследований А. Эеанса в Кносе на о. Крит. Первоначально изучал егип. археологию, в частности памятники Тель-эль-Амарны (1928-29; в 1930-36 руководил раскопками), а позднее исследовал древнекритские памятники (в 1930-1934 - хранитель Кносского дворца). Убит гитлеровскими солдатами при оккупации Крита.

Соч.: Археология Крита, пер. с англ., М., 1950; Aegyptiaca. A catalogue of the Aegyptian objects in the Aegean area, Carab., 1930; A handbook to the Palace of Minos at Knossos, L., 1933; Tell el-Amarna, L., 1935.

ПЕНЕВ Боян Николов (27.4.1882, Шумен,-25.6.1927, София), болгарский литературовед, критик, чл.-корр. Болг. АН (1918). Окончил Софийский ун-т (1907). Доцент (с 1909) и проф. (с 1925) того же ун-та. Литературовед культурно-исторической школы, П.- автор работ "История новой болгарской лит