БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481гурациями молекул обусловливают существование двух видов устойчивых стереоизомеров - геометрических и оптических (см. Изомерия). При определении К. широко применяют хим. и особенно физ. методы исследования. Так, специальным рентгенографич. методом удалось доказать, напр., пространственное расположение заместителей у асим-метрич. атомов С (отмечены звёздочками) в молекуле винной кислоты - в правовращающей (I) и левовращающей (II):
[1308-2.jpg]

К. молекулы не меняется при изменении её конформации, т. е. при повороте вокруг простых связей отдельных частей молекулы относительно друг друга. Иногда (напр., в физ. химии и химии высокомолекулярных соединений) термин "К." понимают более широко, подразумевая под ним полную пространственную модель молекулы. В.М.Потапов.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ (от лат. соnfidentia - доверие), доверительный, не подлежащий оглашению, секретный.

КОНФИРМАЦИЯ (от лат. confirmatio - утверждение), миропомазание, 1) христианское таинство (в католицизме и православии). См. в ст. Таинства. 2) В протестантизме торжественный публичный акт (не рассматривающийся как таинство) приобщения юношей и девушек (14-16 лет) к церк. общине, сопровождается чтением "Исповедания веры" и особой молитвой.

КОНФИРМАЦИЯ ПРИГОВОРА, в бурж. уголовном праве утверждение приговора суда в установленном порядке. См. также Приговор.

КОНФИСКАЦИЯ ЗЕМЛИ (от лат. confiscatio - отобрание имущества в казну), принудительное и безвозмездное изъятие гос-вом земли у зем. собственников. В широких масштабах осуществлялось в периоды обострения классовой борьбы (иногда - борьбы между различными прослойками одного класса), гл. обр. во время социальных революций, с целью передачи земли одного класса (социальной группы) другому классу (социальной группе). Разновидностью К. з. является секуляризация земель, проводившаяся в Европе в период раннего средневековья (с 8 в.) и получившая широкое распространение со времени зарождения капитализма (с 16 в.). В зап.-европ. странах в ходе бурж. революций (18-19 вв.) на основе ряда декретов земли феодалов были конфискованы и переданы гл. обр. в руки буржуазии(напр., декреты от 18 июня, 25-28 авг. 1792 Великой франц. революции).

При капитализме существует монополия частной собственности на землю, к-рая стала основой капиталистич. агр. отношений. Развитие капитализма в с. х-ве привело к концентрации земли в руках гор. и сел. буржуазии и монополий. К. з. крупных землевладельцев в развитых капиталистич. странах - важнейшее требование коммунистич. и рабочих партий и всех прогрессивных демократич. сил. Поскольку земля и др. средства произ-ва в с. х-ве всё более переходят в руки монополий, требование К. з. приобретает в этих странах анти-монополистич. характер. Историч. опыт показывает, что в определённых социально-экономич. и историч. условиях К. з. может быть осуществлена и в рамках бурж. строя (напр., агр. реформа 1946 в Японии, где выкуп за землю в условиях значит, инфляции имел символич. значение).

Иной характер имела К. з. в период социалистич. революции в России 1917 и в странах, вступивших на путь социализма во время и после 2-й мировой войны 1939-45. В России Декретом о земле [26 окт. (8 нояб.) 1917] и "Осн. законом о социализации земли" [27 янв. (9 февр.) 1918] помещичья собственность на землю была отменена немедленно и без всякого выкупа, право частной собственности на землю ликвидировано навсегда, вся земля объявлена всенар. достоянием и передана в бесплатное пользование трудящимся крестьянам, что по существу означало социалистич. национализацию земли. Конфискация помещичьих имений явилась первым из агр. преобразований Сов. власти в 1917-18. В зарубежных социалистич. странах К. з. осуществлялась на основе принципа: "Земля тем, кто её обрабатывает". В зависимости от социально-экономич. и политич. условий в этих странах она проводилась по-разному. Помещичьи земли и земли, принадлежавшие лицам, сотрудничавшим с фашистами, как правило, конфисковывались безвозмездно или с небольшим выкупом (см. Аграрные реформы). В социалистич. странах наряду с конфискацией помещичьей земли был введён ряд ограничений и на владение землёй, приведших к фактич. ликвидации монополии частной собственности на землю. Это послужило важнейшей предпосылкой последующих социалистич. преобразований в с. х-ве этих стран.

Проблема К. з. имеет особенно большое значение для развивающихся стран, ставших после 2-й мировой войны на путь нац. независимости, а также для стран, к-рые находятся ещё в колон, зависимости. Большое разнообразие агр. отношений, своеобразие экономических и политических условий развития этих стран, разная степень обострения классовой борьбы, организованности рабочего класса и крестьянства определяют особенности К. з. крупных помещиков и иностр. монополий: она происходит, как правило, на основе выкупа с последующей передачей земли частично гос-ву и частично крестьянам на правах частной собственности.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 3, Маркс К. и ЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1; Ленин В. И., Доклад о земле 26 октября (8 ноября). [Второй Всероссийский съезд Советов Рабочих и Солдатских депутатов 25 - 26 октября (7-8 ноября) 1917 г.], Поли. собр. соч,, 5 изд., т. 35; Луцкий Е. А., К истории конфискации помещичьих имений в 1917 -1918 гг., "Известия АН СССР, серия истории и философии", 1948, т. 5, № 6; ?ершин П. Н., Аграрная революция в России, кн. 2, М., 1966.

Б.П.Кузнецов.



КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА, принудительное, безвозмездное изъятие из личной собственности граждан в собственность гос-ва всего или части имущества. В уголовном праве К. и.- один из видов дополнит, наказания; по сов. праву применяется только в качестве дополнит, наказания. Может быть назначена при осуждении за гос. и корыстные преступления в случаях, специально указанных в законе. Суд вправе конфисковать имущество (всё или часть его) независимо от правомерности его приобретения. При решении вопроса о применении К. и. суд обязан учитывать степень общественной опасности преступления и личность осуждаемого.

Допускается конфискация только личного имущества осуждённого; если он является собственником общего имущества или членом колхозного двора, конфискация распространяется только на долю осуждённого. Не могут быть конфискованы вещи и предметы, необходимые для жизни осуждённого и членов семьи, находящихся на его иждивении (в действующем уголовном законодательстве имеется перечень вещей и предметов, не подлежащих конфискации).

От К. и. как уголовного наказания следует отличать изъятие у осуждённого предметов, являющихся вещественными доказательствами (в т. ч. и орудия преступления); кроме того, в доход гос-ва конфискуются деньги или иные ценности, нажитые преступным путём. От К. и. нужно также отличать взыскание, обращённое на деньги и имущество осуждённого в возмещение причинённого преступлением ущерба (см. Гражданский иск в уголовном процессе).

КОНФИТЮР (франц. confiture, от confire - варить в сахаре), разновидность джема, желе с равномерно распределёнными в нём целыми или измельчёнными плодами (ягодами), уваренными с сахаром с добавлением желирующих веществ (чаще всего пектина). Сырьём служат плоды и ягоды сырые, свежезамороженные или заготовленные впрок горячим розливом. Подготовленные плоды бланшируют (см. Бланширование), затем варят в сах. сиропе, добавляя желирующие вещества, лимонную кислоту, иногда ванилин. Термин "К." применяется в основном в Венгрии, Болгарии.

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus - столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.



КОНФЛИКТ художественный, коллизия художественная, противоборство, противоречие между изображёнными в произведении действующими силами - характером и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера; в структуре художественного произведения оно выступает как идеологически значимое противопоставление (оппозиция) соответствующих образов. Термин "К." (или коллизия) традиционно применяется к временным изобразительно-динамич. видам и жанрам иск-ва: лит-ре (драма, мн. эпич. жанры, иногда - лирика), театру, кино. Будучи основой (и "энергией") развивающегося действия, К. по его ходу непрерывно трансформируется в направлении кульминации и развязки; т. о. произведению обеспечивается внутр. диалектич. единство и цельность. К. непосредственно раскрывается в сюжете (к-рый часто называют "движу-щимся К."), а также в предметных деталях, композиции и языке произв. В эпопее, драме, романе, новелле, киносценарии К. составляет обычно ядро темы и проблематики, а характер его разрешения предстаёт как определяющий момент художественной идеи. Эстетич. специфика художеств. К. выступает в таких категориях, как трагическое, комическое, идиллическое (отсутствие К.) и др., обобщающих типологически-мировые свойства художественных К.

Самым общим источником содержательности художеств. К. являются духовно- и социально-историч. противоречия реального мира. Однако, в отличие от обществ, наук и публицистики, иск-во осваивает социальный К. опосредствованно,- отражая те многообразные противоречия, к-рые он порождает в человеческих взаимоотношениях, взятых в их полноте и целостности, в их духовно-душевном, интеллектуальном,телесном своеобразии. Например, в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" разлад передовой дворянской интеллигенции с самодержав-но-крепостнич. строем и рус. "миром" вообще выявляется гл. обр. в личной драме героя, терпящего крах в дружбе и любви; при этом обнаруживается несоответствие между обществ, воспитанием героя и подлинной человечностью, что определяет и внутр. К. его с самим собой. Очевидно, что определение объективного социального противоречия, питающего художеств. К., ещё не характеризует неисчерпаемую и новую для каждого последующего поколения идейную глубину произв. Ведь одной то же объективное противоречие отразилось во мн. других романах того периода ("Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова, "Кто виноват?" А. И. Герцена, "Рудин" И. С. Тургенева и др.), по своему содержанию, однако, глубоко отличных от "Евгения Онегина". Художеств. К. ценен своим индивидуальным, неповторимым смыслом. Вместе с тем К. в произв. определённой историч. эпохи обладают нек-рой общностью: в них отражается одна историческая стадия развития обществ, взаимоотношений и личностного самосознания.

Для антич. иск-ва одним из центральных является К. ограниченного в предвидениях человека и тяготеющего над ним рока; для позднего Возрождения - героически самодеятельной личности и эгоистич. индивидуализма, антигуманных обстоятельств; для барокко - К. прекрасного и безобразного в натуре человека, чувственной природы и духовного аскетизма; для классицизма - личных страстей и гражд. долга; для романтизма - "гениальной" личности и прозаич. среды. Реализм, приблизив художеств. К. к его социально-историч. основе,- противоречие между сущностью, возможностями человека и его конкретно-обществ. бытием, невоплотимость внутр. мира личности в социально-историч. плоть (человек в романе, по Бахтину, или больше своей судьбы, или меньше своей человечности) - развил небывалое многообразие К. В лит-ре модернизма превалируют К. индивида с отчуждённой реальностью, сознания и подсоз нания, биологич. и социального в чело веческой природе.

Социалистич. реализм, наследуя богатство классич. К., вскрывает их об ществ. детерминированность и выдвигает как гл. К.: противостояние и встречу человека и истории,социально-классовые антагонизмы и их революц. разрешение, становление нового коллективистского сознания в борьбе с индивидуалистич. моралью.

Впервые обстоятельно теория К. разработана Г. Гегелем. По Гегелю, "противоположность, содержавшаяся в ситуации", образует возможность и необходимость действия, состоящего в противоборстве, "акциях и реакциях" действующих сил - непременно "субстанциональных", всеобщих положительных сил; исчерпав взаимные требования, противоположности сливаются в гармонич. идеале.

Марксистская эстетика акцентирует объективную социально-историч. природу К. и настаивает на его разрешении согласно смыслу историч. прогресса. Вме