БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481очности при растяжении и др. В СССР используемая при испытаниях текст. материалов П. обычно содержит 100 м нити.

ПАСМО ЛЬНА, опасная инфекц. болезнь льна, вызываемая грибом Septoria linicola. Впервые обнаружена в Аргентине в 1911. Распространена во мн. странах. В СССР спорадически появляется на Д. Востоке, в Краснодарском крае, Ростовской обл., Крыму. На листьях льна во время его цветения, а позднее на стеблях, бутонах и плодах появляются коричневатые пятна с чёрными точками -пикнидами (органами спороношения гриба). При сильном заражении всё растение покрывается пятнами, листья, бутоны, коробочки засыхают и опадают. Качество волокна и урожай семян льна, поражённого болезнью, резко снижаются. Возбудитель П. л. размножается спорами, к-рые распространяются в течение вегетационного периода с ветром, капельками дождя и насекомыми. Зимой споры не теряют жизнеспособности и весной прорастают, образуя инфекц. гифы, проникающие в здоровые ткани растений. П. л. наиболее сильно проявляется в сырых местах и низинах при сравнительно высокой темп-ре воздуха (ок. 21 °С). Источником инфекции могут быть заражённые семена, остатки поражённых растений, находящиеся в почве.

Меры борьбы: многопольный севооборот, в к-ром лён возвращается на прежнее поле не ранее чем через 6-7 лет; карантинные мероприятия; протравливание семян и дезинфекция почвы фунгицидами. Е. П. Проценко.

ПАСОКА, жидкость, выделяющаяся из перерезанных сосудов древесины стеблей или корней живых растений под влиянием корневого давления. Выделение П. наз. "плачем" растений. В П. содержатся минеральные соли, а также нек-рые органич. вещества, гл. обр. аминокислоты, сахара и белки. П. выделяют деревья и травяные растения; кол-во её за период вегетации составляет у нек-рых видов деревьев от 50 до 150 л, у травянистых растений, напр. у тыквы,- 4-5 л. Наиболее обильно выделяется П. ранней весной, что связано с передвижением питат. веществ к распускающимся листьям. В этот период кол-во Сахаров в П. достигает 3-8% . Благодаря богатству питат. веществами весеннюю П. нек-рых деревьев, напр. сахарного клёна, берёзы, употребляют как напиток или как сырьё для приготовления кленового сахара. Для сбора П. на стволе дерева делают нарезы или просверливают ствол вплоть до молодой древесины; т. о. можно получать П., не губя дерева.

ПАСПОРТ (от франц. passeport, первонач.- разрешение на проезд через порт), 1) в СССР - документ, удостоверяющий личность граждан СССР в возрасте от 16 лет и старше в местностях, где введена паспортная система. Установлен единый образец П., текст к-рого печатается, как правило, на 2 языках - русском и языке той союзной или авт. республики, на территории к-рой он выдаётся. В П. указываются фамилия, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения, национальность, социальное положение, отношение к воен. службе и т. д. П. выдаются по месту жительства граждан органами милиции. Действие П. не ограничивается сроком: по достижении гражданами 25- и 45-летнего возраста в П. вклеиваются новые фотокарточки, соответствующие этим возрастам. П., не имеющие таких фотокарточек, недействительны. В П. делаются отметки: органами милиции - о прописке и выписке, органами ЗАГСа - о регистрации или расторжении брака и о родившихся детях.

П. подлежат обязательной сдаче при призыве на действит. воен. службу, при изменении гражданства, при командировке за границу и т. д. Впервые П. были введены пост. ЦИК и СНК СССР 27 дек. 1932 (СЗ СССР, 1932, № 84, статьи 516 и 517) как мероприятие по улучшению учёта населения городов, рабочих посёлков и новостроек. Действующее Положение о паспортной системе в СССР утверждено пост. Сов. Мин. СССР от 28 авг. 1974 (СП СССР 1974, № 19, ст. 109).

П. подлежат прописке по месту постоянного жительства. Без П. прописываются лица, не достигшие 16 лет и проживающие отдельно от родителей или опекунов (по свидетельствам о рождении или иным документам, подтверждающим время и место их рождения), военнослужащие (по справкам, выдаваемым командованием), постоянные жители сел. местностей, не имеющие П. Без прописки могут проживать только военнослужащие, размещённые в казармах, лагерях и на судах; военнослужащие срочной службы, прибывшие в краткосрочный отпуск (при наличии соответств. документа об отпуске). Контроль за выполнением Положения о П. возлагается на органы милиции. Нарушители паспортной системы привлекаются к административной, а в нек-рых случаях (напр., за злостное нарушение паспортных правил) и к уголовной ответственности (статьи 196-198 УК РСФСР). 2) П. заграничные выдаются гражданам СССР, выезжающим за границу. Подразделяются на дипломатич., служебные и обычные (общегражданские). Владельцы дипломатич. П. (главы гос-в, главы и члены правительств, дипломатич. работники и др.) пользуются за границей дипломатич. привилегиями и иммунитетами (см. Иммунитет дипломатический). Служебные П. выдаются обычно сотрудникам торг. представительств СССР; технич., обслуживающему и вспомогат. персоналу дипломатич., консульских представительств и членам их семей, к-рые являются гражданами гос-ва, назначившего данное представительство или миссию. Для въезда в др. страну в заграничном П. необходимо иметь въездную визу (если иной порядок въезда не установлен соглашением между соответствующими гос-вами). 3) О документах, удостоверяющих личность в совр. бурж. гос-вах, см. в ст. Легитимация.

ПАСПОРТИЗАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ, метод учёта оборудования, позволяющий установить его технич. уровень, состояние, рабочие и общие параметры и определить перспективы его модернизации, ремонта и рациональную область использования в процессе произ-ва.

П. о. осуществляют обычно предприятия-изготовители ; паспорт одновременно с оборудованием передаётся потребителю. Мероприятия по совершенствованию технологии и интенсификации режимов обработки требуют систематич. пересмотра паспортных данных. Поэтому П. о. проводится частично на месте его установки, данные уточняются после капитального ремонта и модернизации оборудования. На нек-рых предприятиях паспорта периодически пересматривают, при этом необходимость их сплошного пересмотра может отпасть. П. о. на предприятиях проводится обычно отделом главного механика.

В процессе П. о. тщательно проверяются все его рабочие параметры, системы управления и регулирования, уточняются процессы, к-рые можно выполнять на данном оборудовании, производятся кинематич. и силовые расчёты, устанавливаются рабочие и предельно допустимые параметры (скорость, давление, темп-ра), фиксируются оптимальные режимы работы.

Результат П. о.- паспорт, т. е. технологич. документ, содержащий сведения об осн. назначении и особой применимости оборудования, к-рые определяют его рациональное использование. Содержание и объём паспорта зависят от вида оборудования. Паспорт включает осн. сведения; напр., в паспорте станка приводятся его кинематич. схема, перечень и характеристика применяемых инструментов и приспособлений, характеристика системы управления, электрич. схема привода и др. данные. Паспорт спец. оборудования содержит подробные сведения о макс. его производительности, универсального оборудования - сведения, позволяющие подобрать рациональный режим работы при изготовлении конкретной продукции и определить область его использования.

В пром-сти составляются групповые, полные и сокращённые паспорта. Групповые паспорта характеризуют либо группу однородного, либо группу предметно-специализированного оборудования к.-н. подразделения в целом (участка, цеха). Сокращённые паспорта содержат самые принципиальные и общие характеристики оборудования, полные - подробное описание его.

Всё универсальное и спец. оборудование, к-рое изготовляется в СССР, передаётся потребителю с полным паспортом. Методика разработки паспортов всех видов едина и базируется на общей классификации машин и механизмов.

Данные П. о. используются при разработке технологич. процессов, инструкций, планировании сроков капитального ремонта и модернизации оборудования. Они служат также для разработки мероприятий по охране труда и технике безопасности, установления технически обоснованных норм трудоёмкости изготовления продукции и определения производств. мощности машин и агрегатов. Паспорт помогает планировать оптимальную загрузку оборудования и наиболее полное его использование. При проведении П. о. используются спец. приборы, позволяющие установить все данные, фиксируемые в паспортах. Составление паспорта осуществляется специально подготовленными работниками.

С. Е. Каменицер, М. В. Мельник.

ПАССАЖ (франц. passage, букв.- проход, переход), 1) (устар.) отдельное место в тексте книги, речи. 2) Один из видов верховой езды. 3) В переносном смысле-неожиданное происшествие, странный оборот дела. См. также Пассаж в архитектуре, Пассаж в музыке, Пассажи микроорганизмов.

ПАССАЖ в архитектуре, тип торгового (реже делового) здания, в к-ром магазины и конторские помещения расположены ярусами по сторонам широкого прохода с застеклённым покрытием. П. строились преим. в Европе во 2-й пол. 19 в. (П.-галерея Виктора Эммануила II в Милане, 1865-77, арх. Дж. Менгони).

Верхние торговые ряды (ныне - Государственный универсальный магазин - ГУМ) в Москве. 1889-93. Архитектор А. Н. Померанцев, инженер В. Г. Шухов.

ПАССАЖ в музыке, с 16 в. обозначение последования звуков в быстром движении, трудного для исполнения и характерного для виртуозной музыки. Различают П. гаммообразные, основанные на арпеджиях, и смешанные.

ПАССАЖИ МИКРООРГАНИЗМОВ, последовательные пересевы культуры микроорганизмов на различных питат. средах или перевивки болезнетворных микробов от одного заражённого животного другому. При многократных П. м. их свойства могут изменяться: утрачивается способность к спорообразованию, меняется образование пигментов, уменьшается бродильная активность, понижается вирулентность. Поэтому культуры в коллекциях предпочитают хранить в лиофилизированном состоянии (см. Лиофилизация) или при темп-ре жидкого азота. В этом случае изменчивость культур меньше, чем при П. м. В мед. микробиологии повторные П. м. через организм животного могут привести к повышению вирулентности культуры.

ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ, перемещение людей с помощью разных видов транспорта. Различают внутригородские, пригородные, междугородные, международные, в т. ч. межконтинентальные, П. п. Измеряются числом перевезённых пассажиров и объёмом выполненных пассажиро-километров, т. е. произведением числа пассажиров на расстояние перевозки (пассажирооборот).

Внутригородские П. п. осуществляются автобусами, гор. электрич. транспортом (троллейбусы, трамваи), такси, а также водным и ж.-д. транспортом; в крупных городах (с населением св. 1 млн. чел.)-метрополитеном (см. Городской транспорт). В пригородном сообщении преобладает железнодорожный транспорт и автобусный, в дальних сообщениях - ж.-д. и воздушный транспорт, в межконтинентальных - воздушный и морской транспорт. П. п. систематически возрастают в связи с развитием обществ. разделения труда, увеличением объёмов произ-ва, численности населения, размеров городов. За период с 1913 по 1970 пассажирооборот во всём мире, по ориентировочным расчётам, возрос в 15,6 раза (с 530 млрд. пассажиро-километров до 8270 млрд.). В несколько большем темпе возрастал пассажирооборот в СССР: 32,7 млрд. пассажиро-километров в 1913 и 553,1 млрд. в 1970, т. е. увеличился в 16,8 раза (без гор. электрич. транспорта и автомобилей личного пользования).

В 1913 почти 98% П. п. в мире выполнялось транспортом общего пользования, гл. обр. магистральными жел. дорогами и гор. электрич. транспортом. Особенно быстро возрастают П. п. автомоб. и возд. транспортом (см. Автомобильный транспорт). Удельный вес автомоб. транспорта в мировом пассажирообороте возрос с 3,4% в 1913 до 74,7% в 1970, а воздушного-с 0,1% в 1937 до 6,5% в 1970. Ок. 60% всех П.п. осуществляется автомобилями личного пользования, в США -св. 90%. Развитие автомоб. транспорта вызывает ряд отрицательных последствий: чрезмерную перегрузку уличных магистралей в часы "пик", увеличение числа несчастных случаев, загрязнение воздуха. Поэтому в социалистич. странах, несмотря на быстрый рост количества автомоби