БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481постичь её завтрашний день ("Ты рядом, даль социализма" и др.).

С нач. 30-х гг. П. переводил стихи груз. поэтов - Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. Владея мн. языками, П. создал новые переводы пьес У. Шекспира, "Фауста" И. В. Гёте, стихов Г. Сакса, П. Шелли, Дж. Китса, П. Верлена. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 П. пишет стихи о героях и тружениках войны ("Смерть сапёра" и др.). В 1943 выходит сб. "На ранних поездах", в 1945 - "Земной простор", в к-рых наметился отход от прежней поэтики, стремление к классически ясному стилю. В 50-е гг. П. пережил глубокий кризис. В романе "Доктор Живаго" выражено отрицат. отношение к революции и неверие в возможность социального преобразоваия общества. В 1955 П. признал, что во время работы над романом его "...по собственному какому-то отчуждению... стало отмывать куда-то в сторону все больше и больше" (см. История русской советской литературы, т. 3, 1968, с. 377). Публикация этого романа за рубежом (1957) и присуждение за него П. Нобелевской премии (1958) вызвали резкую критику в сов. печати; П. был исключён из Союза писателей. От Нобелевской премии он отказался.

Э. Пасторино.

В последнем цикле стихов "Когда разгуляется" (1956-59) ощутим новый прилив творч. сил поэта, его стремление преодолеть мотивы трагич. одиночества.

Соч.: Стихотворения и поэмы, 2 изд., М.- Л.,1965; Стихи. [Вступ. ст. К. Чуковского. Послесл. Н. Банникова], М., 1966; Люди и положения, "Новый мир", 1967, № 1, [Письма Б. Пастернака], "Вопросы литературы", 1972, № 9; Вильям Шекспир в переводе Бориса Пастернака, 2 изд., т. 1 - 2, М., 1950; Стихи о Грузии. Грузинские поэты, Тб., 1958; Звёздное небо. Стихи зарубежных поэтов. [Вступ. ст. Н. Любимова], М., 1966.

Лит.: Горький и советские писатели. Неизданная переписка, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963; Тaгeр e., "Избранное" Б. Пастернака, "Литературная газета", 1966, 11 авг.; Паперный З., Б. Л. Пастернак, в кн.: История русской советской литературы, т. 3, М., 1968, с. 350 -389; Наумов Е., О времени и о себе. Маяковский и Пастернак, в его кн.: О спорном и бесспорном, Л., 1973. 3. С. Паперный.

ПАСТЕРНАК Пётр Леонтьевич [8(20).1. 1885, Одесса,- 21.9.1963, Москва], советский учёный в области железобетонных конструкций и теории сооружений. По окончании в 1910 Высшего технич. училища (Цюрих) работал ассистентом и инженером-строителем в Цюрихе, в 1912-14 - в Женеве. В 1914-20 гл. инженер Черноморского строит. об-ва в Петербурге. В 1920-29 доцент Высшего технич. училища в Цюрихе. В 1929-1932 работал в Учебно-проектно-строит. комбинате и в Промстройпроекте в Москве. С 1932 преподавал в Моск. инженерно-строит. ин-те (с 1934 проф.). Выполнил ряд важных исследований в области строит. механики стержневых систем и теории упругости, а также исследований, связанных с разработкой инж. методов расчёта железобетонных конструкций. Автор проектов конструкций покрытия Театра оперы и балета в Новосибирске, цехов Камского бумажного комбината и др.

Соч.: Berechnung vielfachstatisch unbestummter biegefester Stab-und Flachentragwerke (1), Z., 1927; в рус. пер.- Комплексные конструкции, М., 1948; Железобетонные конструкции, М., 1961.

ПАСТЕРНАК (Pastinaca), род растений сем. зонтичных. Двулетние или многолетние травы с перистыми листьями. Цветки в сложных зонтиках, жёлтые или оранжевые. Плод - двусемянка. Известно 15 видов в Европе и Азии, в СССР - 5 дикорастущих (гл. обр. на Кавказе) и один вид в культуре. Из дикорастущих наиболее распространён П. дикий (P. silvestris), двулетнее растение с веретеновидным корнем; растёт на выгонах, около дорог, по огородам (как сорняк). В культуре П. посевной (P. sativa), двулетнее растение. Листья сильно рассечённые, раз-дельноперистые, ярко-зелёные. Корнеплод мясистый, жёлто-белый, гладкий, округло-удлинённый или удлинённо-конический. Цветки мелкие, обоеполые, с 5 жёлтыми загнутыми внутрь лепестками. Плоды - двусемянки плоскоовальные, светло-бурые или коричневые. П.- перекрёстноопыляющееся, холодостойкое и морозоустойчивое растение. Хорошо растёт на плодородных, среднесвязных и окультуренных болотных почвах. Корнеплоды содержат 17,5-18,7% сухих веществ, 8,6-10,5% сахара, до 40 мг витамина С. Используется как ароматич. приправа к супам, мясу, в тушёном виде (с маслом и сухарями), а также для приготовления различных овощных консервов. В СССР возделывается в зонах консервной пром-сти. Известны сорта: Круглый, Лучший из всех, Студент. Обработка почвы, нормы и сроки внесения удобрений, уход такие же, как и для моркови. Посев ранневесенний, однострочный или двухстрочный с междурядьями 45 см или по схеме 50-20 см в юж. р-нах СССР. Норма высева семян 5-6 кг/га. При прореживании растения оставляют на расстоянии 5-6 см. Урожай корнеплодов 400-700 ц с 1 га. О. А. Филиппова.

[1919-13.jpg]

Сорта пастернака: 1 - Круглый (лист и корнеплод); 2 - Студент (лист и корнеплод).

ПАСТЕРНАЦКИЙ Фёдор Игнатьевич [13(25). 12.1845, Игуменский уезд, ныне Минской обл.,- 7(20).8.1902, дер. Пятевщина, ныне Минской обл.], русский терапевт, один из основоположников бальнеологии и курортологии в России. Окончил мед. ф-т Киевского ун-та в 1871. С 1891 проф. петерб. Военно-мед. академии. Описал (1907) симптом, характерный для нек-рых заболеваний почек ("симптом П."), предложил метод пальпации почек. Одним из первых исследовал Кавказские Минеральные Воды и климатич. особенности Черноморского побережья России. Инициатор и организатор Всероссийской гигиенической выставки (1894) и 1-го Всероссийского съезда по климатологии, гидробиологии и бальнеологии (1898).

Соч.: Кисловодск и его лечебные средства, СПБ, 1891; Климатолечебные пункты на Черноморском побережье Кавказа, СПБ, 1899; Пиэлит, СПБ, 1907.

Лит.: Молчанов Н. С., Ф. И. Пастернацкий, "Клиническая медицина", 1954, т. 32, № 11.

ПАСТЕРОВСКАЯ СТАНЦИЯ, спец. мед. учреждение для проведения прививок против бешенства. Первые П. с. возникли после открытия Л. Пастером в 1885 метода предупреждения заболевания бешенством при помощи антирабической (от анти... и лат. rabies - бешенство) вакцины, к-рая готовилась из мозга животных, заражённых ослабленным фиксированным вирусом. В 1886 по инициативе И. И. Мечникова и n. ф. Гамалеи в Одессе была открыта 1-я в России (2-я в мире) П. с. Затем П. с. были организованы в Москве, Варшаве, Самаре и Петербурге. К 1912 их количество в России достигло 28. После Великой окт. социалистич. революции П. с. стали центрами науч.-методич. разработки борьбы с бешенством; к 1938 в СССР их было 80 (не считая неск. сот филиалов). В дальнейшем, по мере организации санитарно-эпидемиологических станций, П. с. включались в их состав в качестве антирабических отделений. На базе П. с. в ряде городов были организованы ин-ты вакцин и сывороток, микробиологии и эпидемиологии.

ПАСТИЛА (от лат. pastillus - лепёшка), кондитерское изделие, приготовляемое сбиванием фруктово-ягодного пюре с сахаром и яичными белками (сбивная П.). Обычно для закрепления мелкопористой пенообразной структуры сбитую массу смешивают со студнеобразующим горячим клеевым сиропом из сахара, патоки и агара (клеевая П.) или мармеладной массой (заварная П.). Из полученной зажелированной пенообразной массы формуются готовые изделия. В зависимости от сорта П. они подвергаются (до или после формования) выстойке или сушке при повышенной темп-ре. П. должна храниться при относительной влажности воздуха 75-80% и темп-ре не более 20 оС.

ПАСТИЧЧО (итал. pasticcio, букв.-паштет; переносное значение - смесь, мешанина), опера, музыка к-рой заимствована из различных популярных опер (арии, дуэты и др. номера, но с новым текстом) или специально написана неск. композиторами (обычно каждый пишет один акт). Этот тип оперы был популярен в 18 в. в Италии. Термин "П." применяется и к др. муз. произв. (особенно вариациям), создаваемым неск. авторами.

ПАСТО (Pasto), город на Ю.-З. Колумбии, на Панамер. шоссе, у подножия вулкана Пасто. Адм. центр деп. Нариньо. 129 тыс. жит. (1971). Пищ., таб., мебельная пром-сть. Кустарные промыслы. Ун-т. П. осн. в 16 в.

ПАСТОЗНОСТЬ (от итал. pastoso -тестообразный), качество красочного слоя в технике живописи, к-рое возникает благодаря неровному нанесению на грунт густой пасты-краски. Получаемая рельефность поверхности, иногда значительная, часто сохраняющая ту форму, какую сообщают ей кисть или мастихин, даёт в наиболее выпуклых местах блики. Применение П. (в старой живописи - обычно в сочетании с более лёгкой прописью тёмных мест) позволяет усилить эмоц. выразительность произв., особенно убедительно передать материальную насыщенность предметного мира, раскрыть пластич. возможности самой красочной массы.

ПАСТОЗНОСТЬ, начальная стадия отёка подкожной клетчатки, когда контуры естеств. костных выступов и рельеф мышц сглаживаются, однако при надавливании пальцем видимая ямка не образуется.

ПАСТОР (Pastor) Людвиг (31.1.1854, Ахен, - 30.9.1928, Инсбрук), австрийский историк. С 1901 директор Австр. ин-та в Риме; в 1920-28 посланник Австрии в Ватикане. Приобрёл известность как автор многотомной, основанной на архивных материалах (особенно из Ватиканского архива) истории папства.

Соч.: Geschichte der Papste seit dem Ausgang des Mittelalters (1477 - 1799), Bd 1 - 16, Freiburg - Rom, 1955 - 61.

ПАСТОР (нем. Pastor, от лат. pastor - пастух, пастырь), священник в протестантских церквах. В отличие от католич. и православных священников, П. не считается исключит. обладателем "божественной благодати", не имеет иди почти не имеет особых облачений, ведёт образ жизни, обычный для мирян.

ПАСТОРАЛЬ (франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский), лит., муз. и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и театре: 1) антич. буколика, посв. жизни пастухов (напр., "Дафнис и Хлоя" Лонга); 2) вид новой европ. лит-ры, связанный с буколич. миросозерцанием; возник в лит-ре Раннего Возрождения ("Амето", 1341, "Фьезоланские нимфы", 1345, Дж. Боккаччо), расцвёл в 16-17 вв. (Я. Саннадзаро, А. Полициано, Т. Тассо - Италия; X. де Монтемайор - Испания; Ф. Сидни, Э. Спенсер - Англия; О. д'Юрфе - Франция), а в России - в сер. 18 в. (А. С. Сумароков, рукописные книжные песни). От антич. буколики, в т. ч. идиллий Феокрита, П. восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни, интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в 17 в.) свойственный ещё антич. буколике условный элемент, подчёркнутая стилизация простоты и безыскусственности. Условность П. также сказалась в застывшей традиционности масок чувствит. пастуха, жестокосердной пастушки, мудрого старца, дерзкого соперника. В 17 в. П.- характерный жанр аристократич. барокко; пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной природы; фабула запутана многочисл. приключениями героев.

Жанровые формы П. многообразны: эклога, поэма, роман; после стихотворной драмы "Сказание об Орфее" Полициано (1480) развивается драматич. П., принятая особенно в 16-17 вв. на придворных празднествах. Пасторальные образы и мотивы вошли в поэзию сентиментализма (идиллии С. Геснера, И. Г. Фосса, Ф. Мюллера, повести Ф. Флориана).

В музыке: 1) опера, пантомима или балет, сюжет к-рых связан с идеализированным изображением сельской жизни. П. зародилась под влиянием лит. П., пользовалась популярностью в 17-18 вв.. особенно при итал. и франц. дворах. Среди авторов пасторальных опер -К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. В опере "Пиковая дама" П. И. Чайковский воссоздал П. "Искренность пастушки". Изредка пасторальные оперы создавались и в 20 в.; 2) вокальное или инструментальное произв., рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Для инструментальной П. характерно плавное спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки в басу, воспроизводящие звучание нар. волынки, размеры 6/8, 12/8. Она включалась в кончерто гроссо, создавалась и как самостоятельное произв. Инструм. П. писали А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперен, И. С. Бах и др. Симф. П. представляю