БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481дуальных химич. продуктов общей массой 5,5 тыс. т (1973).

В П.-к. п. производятся стеклянные флаконы (723 млн. единиц в 1973) и алюминиевые тубы (340 млн. единиц в 1973) для фасовки парфюмерно-косметич. изделий.

В зарубежных социалистич. странах развито произ-во косметич. изделий; выработка парфюмерии имеет ограниченный характер. Болгария экспортирует зубную пасту и высококачественное розовое масло (из казанлыкской розы); ГДР - средства для ухода за волосами; Польша - кремы, лосьоны, декоративную косметику.

В капиталистич. странах происходит усиленная концентрация произ-ва П.-к. п.

Выпуск продукции парфюмерно-косметической пром-сти

Вся продукция (в действующих розничных ценах), млн. руб. . .

1913

1928

1940

1950

1970

1973
20,0



127,0

116,3

838,2

1060,0
В натуре, млн. единиц

19,3

119,2

363,7

428,0

1231,2

1402,7
В том числе: парфюмерия

10,8

17,2

123,9

108,0

427,2

515,7*
косметика

8,5

102,0

239,8

320,0

804,0

887,0**

* 33,4%-произ-во духов и парфюмерных наборов, 64,6%-одеколона и туалетной воды. ** 46,4% -произ-во средств для ухода за зубами, 17,5% - для ухода за волосами, 31% - для ухода за кожей.

К ведущим фирмам относятся: в США - "Эйвон продайте" (Avon Products), "Проктер энд Гэмбл" (Procter and Gamble); во Франции - "Ореаль" (L'Oreal), "Ланком" (Lancome), "Буржуа" (Bourgeoes); в Великобритании - "Сардли" (Sardley), "Макс Фэктор" (Max Factor); в Италии-"Адам" (Adam); в Японии - "Сисэйдо" (Siseido). Одна из старейших и наиболее известных - П.-к. п. Франции. Высокое качество французских духов и эфирных масел обеспечивает им широкий сбыт на мировом рынке.

Лит.: Фридман Р. А., Парфюмерия, М., 1955; его же, Косметика, М., 1959; Товбин И. М., Парфюмерно-косметическая промышленность, в сб.: Пищевая промышленность СССР, М., 1967, с. 496-516; Селифонтова В. С., Брагинский Н. Б., Парфюмерно-косметическая промышленность за рубежом, 1964, с. 42.

И. М. Товбин.

ПАРФЯНСКИЙ ЯЗЫК, язык парфян в период от нач. 1-го тыс. до н. э. до 5-6 вв. н. э. Принадлежал к сев.-зап. подгруппе иранских языков, близок к древним индийским диалектам. В качестве одного из языков адм. управления Парфянского царства распространился далеко на запад от терр. собственно Парфии; лексика проникла во мн. Иран. языки (среди совр. иран. яз. нет прямых потомков П. я.), особенно в персидский, а также в армянский. Письменность сложилась к кон. 2 в. до н. э. на основе арамейской. Старейшие памятники относятся к 1 в. до н. э. (архив документов из древней Нисы - Юж. Туркмения); в 3 в. на П. я. составлялась одна из версий надписей Сасанидов. Для изучения фонетики, грамматич. строя и лексики П. я. важны манихейские тексты (самые ранние - 3-4 вв.), письмо к-рых не содержит идеограмм.

Историко-фонетич, особенности: переход др.-иран. поствокального с > z, др.- иран. vw > f, dw > b, vr > hr. Для грамматич. строя характерны унификация др.-иран. именных основ, отсутствие флективных падежных форм, распространение аналитич. глагольных форм, сменивших древнюю систему прошедших времён. О диалектном членении можно судить по нек-рым историко-фонетич. дифференциям (напр., др.-иран. d > парфянское -б и -h). В лексике есть сходство с вост.-иран. языками, а также слой заимствований из сакских диалектов, связанный, очевидно, с проникновением в сер. 3 в. до н. э. на терр. Парфии сакских племён. П. я. был ассимилирован персидским, распространившимся при Сасанидах на терр. прежней Парфии (5-6 вв.).

Лит.: Лившиц В. А., Иранские языки народов Средней Азии, в кн.: Народы Средней Aзии и Казахстана, т, 1, М., 1962; Ghi1аin a., Essai sur la langue parthe, Louyain, 1939; nenning W. В.. Mitteliranisch, в кн.; Handbuch der Orientalistik, Abt. 1, Bd 4, Abschnitt 1 - Linguistik, Leiden - Koln 1958; Gignoux P., Glossaire des inscriptions pehlevies et parthes, L., 1972.

В. А. Лившиц.

ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО, древнее гос-во, возникшее ок. 250 до н. э. к Ю. и Ю.-В. от Каспийского м. (коренное земледельч. население этой терр.- парфяне) и подчинившее в период расцвета (сер. 1 в. до н. э.) своей власти и политическому влиянию обширные области от Месопотамии до границ Индии; существовало до 20-х гг. 3 в. н. э. Около 250 до н. э. сакское кочевое племя парное (дахов) во главе с Аршаком (родоначальником династии Аршакидое) вторглось в сатрапию Селевкидов Парфиену, или Парфию, незадолго до этого отпавшую от них. Парны завоевали её терр., затем соседнюю область Гирка-нию. Селевк II после неудачной попытки восстановить свою власть в 230-227 до н. э. был вынужден признать вчасть Аршакидов над Парфией. В 209 Парфия была подчинена селевкидским царём Антиохом III. Воспользовавшись ослаблением Селевкидского гос-ва, Парфия вскоре восстановила свою самостоятельность. Парны были ассимилированы парфянами (восприняли их культуру, парфянский язык и местные верования).

Ок. 170-138/137 до н. э. царь Парфии Митридат I завоевал вост. сатрапии Селевкидов: Мидию, б.ч. Месопотамии, Элимаиду с Сузами, Парсу (Перейду) и часть Греко-Бактрийского царства (ок. 136 до н. э.). Однако дальнейшая экспансия П. ц. была приостановлена восстаниями греч. городов в Вавилонии, недовольных утратой своего привилегированного положения, а также наступлением кочевых племён саков у сев.-вост. границ царства. Селевкиды, опираясь на поддержку недовольных греч. городов, предприняли попытки восстановить своё господство, завершившиеся разгромом армии селевкидского царя Антиоха VII в 129. Положение П. ц. после этого, однако, оставалось неустойчивым: парфяне утратили контроль над Сузами, в 128/127 до н. э. царь Харакены Гиспаосин захватил Вавилон, на вост. границах продолжалась борьба с кочевниками. Стабилизация наступила при Митридате II (ок. 123-88/87 до н. э.), завоевавшем занятую саками Дрангиану, затем Арейю и Маргиану, на 3.- сев. Месопотамию. Парфяне активно вмешивались в политич. борьбу последних Селевкидов в Сирии, под парфянским политич. влиянием находилась Армения Великая, где был возведён на престол Тигран II.

Первое соприкосновение парфян с Римом произошло в нач. 1 в. до н. э. (в период борьбы римлян с понтийским царём Митридатом VI Евпатором). По соглашению 92 до н. э. границей между П. ц. и Римским гос-вом был признан Евфрат. При парфянском царе Ороде II (ок. 57-37/36 до н. э.) рим. войска под команд. М. Лициния Кросса вторглись в Месопотамию, входившую в состав П. ц., но потерпели сокрушительное поражение при Каррах (53 до н. э.). К 40 парфяне захватили почти всю М. Азию, Сирию и Палестину. Это угрожало владычеству Рима на Востоке. В 39-37 до н. э. римляне восстановили свой контроль над этими областями. Но поражение Антония (36 до н. э.) в Мидии Атропатене приостановило продвижение Рима за Евфрат. Одновременно римляне попытались использовать внутр. борьбу в Парфии, где среди правящих слоев сложились две противостоявшие друг другу группировки. Рабовладельч. верхушка греч. и местных городов Месопотамии и Вавилонии, а также парфянская знать этих районов были заинтересованы в развитии торговли, тесных контактов с Римом; знать коренных районов Парфии, связанная с кочевыми племенами, занимала непримиримую позицию по отношению к Риму, стремилась к широким терр. захватам. Борьба этих группировок, приводившая к гражданским войнам 57-55, 31-25 до н. э., достигла своего апогея в нач. 1 в. н. э. После подавления в 43 длившегося 7 лет антипарфянского восстания в Селевкии на Тигре были лишены автономии греч. города. Усилился интерес к местной культуре, возросли антиэллинистич. и антирим. тенденции. Хотя борьба за престол между преемниками Артабана III Готарзом и Варданом и ослабила Парфию, при Вологесе I (ок. 51/52-79/80) внутр. стабилизация позволила вновь вести активную политику, результатом чего явилось утверждение в 66 на престоле Армении Великой брата Вологеса Тиридата I (см. Аршакиды армянские). Вскоре начался период резкого упадка Парфии, вызванный ростом местного сепаратизма, непрекращавшимися династийными распрями и набегами кочевников-алан. Это позволило римлянам жестоко опустошать зап. области Парфии (114-117, 163-165, 194-198). Однако терр. приобретения Рима ограничились только Сев. Месопотамией, попытки аннексировать Вавилонию были безуспешными, гл. обр. из-за восстаний местного населения. Хотя парфянам удавалось временами наносить поражения римлянам, процесс политич. распада гос-ва остановить было невозможно. Практически независимыми были области Маргиана, Сакастан, Гиркания, Элимаида, Парса, Харакена, г. Хатра. Внешние и междоусобные войны истощили страну. В 224 правитель вассальной Парсы (Персиды) Ардашир (см. Ардашир I) нанёс Артабану V на равнине Ормиздаган решающее поражение, после к-рого П. ц. прекратило существование; его терр. вошла в состав гос-ва Сасанидов, основателем к-рого был Ардашир I.

Парфянское царство. 1. Рельеф из Хатры с изображением трёх богинь. Известняк. Первые века н. э. Иракский музей Багдад 2. Рельеф из Месопотамии с изображением конного лучника. Терракота. Первые века н. э. Переднеазиатский музей Берлин 3. Фриз ритона из Нисы. Слоновая кость. 2 в. до н. э. Исторический музей. Ашхабад.

П. ц. не обладало однородной социальной структурой. В вост. областях осн. массу населения составляли лично свободные крестьяне-общинники, эксплуатируемые гос-вом. Постепенно формировались отношения личной зависимости крестьян от отд. представителей знати - "свободных" (азатов), сословие к-рых включало как потомков парнской кочевой аристократии, так и верхушку парфянской земледельч. знати. Рабство, видимо, было развито слабо. В зап. областях (Вавилония, Месопотамия, Элимаида) рабство играло более значит. роль, существовали и иные формы зависимости. Терр. П. ц. делилась на сатрапии. Власть царя была ограничена советами родовой знати и жрецов. В сатрапиях имелись царские х-ва, подати с к-рых поступали в царскую казну. Единой гос. религии в П. ц. не существовало. В вост. областях преобладали различные формы зороастризма, в Маргиане распространился буддизм, на западе - как греческие и старые вавилонские культы, так и различные синкретические учения, подготавливавшие манихейство, в конце парфянской эпохи начало распространяться христианство.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Первоначально иск-во П. ц. выступало как одна из ветвей эллинистической культуры. В дальнейшем элементы эллинистич. иск-ва, принесённого завоевателями, частично были вытеснены, а частично творчески переработаны местным населением. Для вост. части П. ц. были типичны храмы, к-рые по плану (квадратное святилище с 4 колоннами в центре, окружённое помещениями), возможно, восходят к древнему храму огня (храм в Персеполе, 3 в. до н. э.). Постройки дворцовых ансамблей обычно группировались вокруг центрального двора, в который выходили айваны (дворец на горе Кухе-Ходжа в Иране, 1-3 вв.). Наряду с привозными эллинистич. произведениями пластики в вост. части П. ц. распространились местные расписные глиняные статуи (в зданиях Нисы), мелкая пластика (в Маргиане). Известны плоскостные и фронтальные наскальные рельефы (напр., на скале Бехистун, первые века н. э.), фрагменты полихромных росписей дворца на горе Кухе-Ходжа. Среди изделий декоративно-прикладного иск-ва вост. части П. ц. выделяются ритоны из Нисы (слоновая кость, 2 в. до н. э.; илл. см. т. 18, стр. 28), местных форм, с фризами на греч. и местные сюжеты.

Храмовая архитектура зап. части П. ц. характеризуется наличием мн. типов святилищ. Храмы вавилонского типа (внутр. двор, по периметру к-рого располагаются помещения) строились в Ниппуре; греко-рим. влияние значительно в храмах Хатры. В крепостных и дворцовых сооружениях часто сочетались греч. перистиль и местный айван (дворец в Ашшуре, 1 в. н. э.). Для архитектуры жилища характерен переход от принесённого греками "пастадного" типа до