БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481ность к-рых не имеет решающего значения. Хорошая экономичность П. т., работающей с умеренными окружными скоростями при большом теплопадении, достигается применением ступеней давления.

Если разделить располагаемый перепад давления на неск. ступеней с равными перепадами тепла, то в этих ступенях скорость истечения (в м/сек) равна:
[1916-12.jpg]

где z - число ступеней. Следовательно, в каждой ступени скорость будет в
[1916-13.jpg]

раз меньше, чем в одноступенчатой П. т. Соответственно ниже будет и оптим. окружная скорость и, т. е. частота вращения ротора.

Корпус П.т. с неск. ступенями давления разделяют диафрагмами на отд. камеры, в каждой из к-рых помещён один из дисков с рабочими лопатками (рис. 1). Пар может проникать из одной камеры в другую только через сопла, расположенные по окружности диафрагм. Давление пара снижается после каждой ступени, а скорости истечения пара C1 остаются примерно одинаковыми, что достигается выбором соответствующих размеров сопел. Число ступеней давления у мощных турбин с высокими начальными параметрами пара достигает 30-40. Поскольку объём пара по мере его расширения увеличивается, сечения сопел и высоты лопаток возрастают от первой ступени к последней. Последние ступени мощных П. т. обычно выполняют сдвоенными, а у самых больших П. т.- строенными и даже счетверёнными ввиду неприемлемо больших размеров лопаток последних ступеней, к-рые были бы необходимы для пропуска всего объёма пара через 1 ступень.
[1916-14.jpg]

Рис. 1. Схематический продольный разрез активной турбины с тремя ступенями давления: 1 - кольцевая камера свежего пара; 2 - сопла первой ступени; 3 - рабочие лопатки первой ступени; 4 - сопла второй ступени; 5 - рабочие лопатки второй ступени; 6 - сопла третьей ступени: 7 - рабочие лопатки третьей ступени.

В ступени давления возможно использовать кинетич. энергию не в одном, а в нескольких венцах лопаток, применив ступени скорости. Для этого на ободе диска размещают 2 (редко 3) венца рабочих лопаток, между к-рыми установлен венец неподвижных направляющих лопаток. Пар с давлением ро подводится к соплам (рис. 2) и со скоростью с1 поступает на первый ряд рабочих лопаток, где его скоростной напор частично превращается в работу, а направление потока изменяется. Выйдя со скоростью с2 с первого ряда рабочих лопаток, пар проходит через направляющие лопатки и, снова изменив направление, входит во второй ряд лопаток со скоростью с1'; неск. меньшей, чем с2, вследствие потерь в направляющих лопатках. Второй ряд лопаток пар покидает с незначит. скоростью с2'.
[1916-15.jpg]

Рис. 2. Схематический разрез активной турбины с двумя ступенями скорости: 1 - вал; 2- диск; 3 - первый ряд рабочих лопаток; 4 - сопло; 5 - корпус; 6 - второй ряд рабочих лопаток; 7 - направляющие лопатки.

Теоретически при 2 ступенях скорости оптим. окружная скорость и будет в 2 раза меньше, чем для одновенечной ступени, использующей тот же перепад энтальпии. Для z ступеней скорости оптим,
[1916-16.jpg][1916-17.jpg]

Однако много ступеней скорости практически не применяют из-за больших потерь в лопатках. Наиболее распространённым типом турбины можно считать активную П. т. с одним двухвенечным диском в первой ступени давления и одновенечными дисками в остальных ступенях. Значение двухвенечного диска в том, что, используя значит. часть располагаемого перепада энтальпии в первой ступени давления, он позволяет понизить темп-ру и давление в корпусе П. т. и одновременно уменьшить нужное число ступеней давления, т. е. укоротить и удешевить П. т.

Характерной особенностью реактивных П. т. является то, что расширение пара происходит у них в каналах неподвижных и подвижных лопаточных венцов, т.е. как в соплах, так и на рабочих лопатках. Отношение приходящейся на долю рабочих лопаток части располагаемого адиаба-тич. перепада энтальпии h2 к общему адиабатич. перепаду ступени ho = h1 + h2 (где h1 - теплопадение в направляющих лопатках) наз. степенью реактивности
[1916-18.jpg]

Если
[1916-19.jpg]

то такую турбину принято наз. реактивной. У чисто активной турбины должно бы быть p = 0, но практически активные турбины всегда работают с небольшой степенью реактивности, более высокой в последних ступенях. Это даёт некоторое повышение кпд, особенно на режимах, отличных от расчётного.

Венцы рабочих лопаток реактивной П. т. устанавливают в пазах ротора барабанного типа. В промежутках между ними размещают венцы неподвижных направляющих лопаток, закреплённых в корпусе турбины и образующих сопловые каналы. Профили подвижных и неподвижных лопаток обычно одинаковы. Свежий пар поступает в кольцевую камеру (рис. 3), откуда идёт в первый ряд неподвижных лопаток. В междулопаточных каналах этого ряда пар расширяется, давление его неск. понижается, а скорость возрастает от Со до C1. Затем пар попадает в первый ряд рабочих лопаток. Между ними пар также расширяется и его относит. скорость возрастает. Однако абсолютная скорость с2 на выходе с рабочих лопаток будет меньше с1, т.к. за счёт уменьшения кинетической энергии получена механическая работа. В последующих ступенях процесс повторяется. Для уменьшения утечек пара через зазоры между лопатками, ротором и корпусом П. т. располагаемый перепад давлений делят на большое число (до 100) ступеней, благодаря чему разность давлений между смежными ступенями получается небольшой.

В СССР не строят стационарных реактивных П. т., но отд. зарубежные фирмы традиционно продолжают выпускать П. т. с активной частью высокого давления и последующими реактивными ступенями.
[1916-20.jpg]

Рис. 3. Схематический разрез небольшой реактивной турбины:1 - кольцевая камера свежего пара; 2 - разгрузочный поршень; 3 - соединительный паропровод; 4 - барабан ротора; 5,8 - рабочие лопатки; 6,9 - направляющие лопатки; 7 - корпус.

Конструкция паровых турбин. Понаправлению движения потока пара различают аксиальные П. т., у к-рых поток пара движется вдоль оси турбины, и радиальные П. т., направление потока пара в к-рых перпендикулярно, а рабочие лопатки расположены параллельно оси вращения. В СССР строят только аксиальные П. т. По числу корпусов (цилиндров) П. т. подразделяют на однокорпусные и 2-3-, редко 4-корпусные. Многокорпусная конструкция (рис. 4) позволяет использовать большие располагаемые перепады энтальпии, разместив большое число ступеней давления, применить высококачеств. металлы в части высокого давления и раздвоение потока пара в части низкого давления; однако такая П. т. получается более дорогой, тяжёлой и сложной. По числу валов различают одновальные П. т., у к-рых валы всех корпусов находятся на одной оси, и 2-, редко 3-вальные, состоящие из 2 или 3 параллельно размещённых одновальных П. т., связанных общностью теплового процесса, а у судовых П. т.- также общей зубчатой передачей (редуктором). Неподвижную часть П. т.- корпус - выполняют разъёмной в горизонтальной плоскости для возможности монтажа ротора. В корпусе имеются выточки для установки диафрагм, разъём к-рых совпадает с плоскостью разъёма корпуса. По периферии диафрагм размещены сопловые каналы, образованные криволинейными лопатками, залитыми в тело диафрагм или приваренными к нему. В местах прохода вала сквозь стенки корпуса установлены концевые уплотнения лабиринтового типа для предупреждения утечек пара наружу (со стороны высокого давления) и засасывания воздуха в корпус (со стороны низкого). Лабиринтовые уплотнения устанавливают в местах прохода ротора сквозь диафрагмы во избежание перетечек пара из ступени в ступень в обход сопел. На переднем конце вала устанавливают предельный регулятор (регулятор безопасности), автоматически останавливающий П. т. при увеличении частоты вращения на 10-12% сверх номинальной. Задний конец ротора снабжают валоповоротным устройством с электрич. приводом для медленного (4-6 об/мин) проворачивания ротора после останова П. т., что необходимо для равномерного его остывания.

Рис. 4. Двухкорпусная паровая турбина (со снятыми крышками): 1-корпус высокого давления; 2 - лабиринтовое уплотнение; 3 - колесо Кертиса; 4 - ротор высокого давления; 5 - соединительная муфта; 6 - ротор низкого давления; 7 - корпус низкого давления.

Лит.: Лосев С. М., Паровые турбины и конденсационные устройства. Теория, конструкции и эксплуатация, 10 изд., М.-Л., 1964; Щегляев А. В., Паровые турбины. Теория теплового процесса и конструкции турбин, 4 изд., М.- Л., 1967.

С. М. Лосев.

ПАРОВОДЯНАЯ СМЕСЬ, смесь пара и воды, образующаяся при пузырчатом кипении воды в паровых котлах (кипятильных трубах или топочных экранах), а также в испарителях и др. теплообменных аппаратах. Плотность П. с. ниже плотности воды, что обеспечивает в котлоагрегатах естественную циркуляцию.

ПАРОВОЕ ОТОПЛЕНИЕ, вид центр. отопления, при к-ром теплоносителем служит пар, поступающий в систему отопления от сети централизов. теплоснабжения или от парового котла, находящегося в отапливаемом здании или рядом с ним. В зависимости от значения начального давления пара различают системы П. o.J вакуум-паровые - с давлением менее 100 кн/м2 (1 кгс/см2), низкого давления (от 100 до 170 кн/м2) и высокого давления (от 170 до 600 кн/м2). Наиболее распространены системы низкого давления (рис.).
[1916-21.jpg]

Система парового отопления низкого давления с верхней разводкой и самотёчным возвратом конденсата в котёл (двухтрубная): 1 - паровой котёл; 2 - паропровод; 3 - отопительные приборы; 4 - конденсатопровод; 5 - воздушник; 6 - регулировочные краны.

В П. о. используется свойство пара при его конденсации в отопительных приборах выделять скрытую теплоту конденсации; образующийся при этом конденсат (вода) по конденсатопроводу возвращается в паровой котёл дли в сеть централизованного теплоснабжения.

В зависимости от расположения паропроводов относительно отопит. приборов и способа их присоединения различают системы П. о. с верхней и нижней разводкой, а также двухтрубные и однотрубные (по аналогии с водяным отоплением). Для обеспечения самотёчного движения конденсата, в т. ч. образующегося вследствие охлаждения паропровода (попутного конденсата), опорожнения системы и удаления из неё воздуха все трубопроводы прокладываются с необходимым уклоном.

П. о., широко применявшееся до 30-40-х гг. 20 в. (особенно в пром. зданиях), в совр. строительстве вытесняется водяным и воздушным отоплением, преимущество к-рых перед П. о. состоит в том, что в них легко регулируется подача тепла в помещения в зависимости от темп-ры наружного воздуха посредством изменения темп-ры теплоносителя. В П. о. регулирование подачи тепла обычно производится периодич. выключением системы отопления или её части. Это осложняет эксплуатацию П. о. и приводит к неравномерности распределения темп-ры в. помещениях. Кроме того, действие П. о. нередко сопровождается шумом (в частности, при заполнении холодной системы паром), а чрезмерно высокая темп-ра теплоотдающей поверхности отопительных приборов при работе П. о. ухудшает его санитарно-гигиенич. качества. Поэтому устройство П. о. по действующим в СССР нормам не допускается в жилых домах, детских учреждениях, больницах, уч. заведениях и адм. зданиях.

Применение П. о. возможно в пром. зданиях, снабжаемых паром для технологич. нужд, а также при использовании отработавшего пара. Устройство П. о. целесообразно также в помещениях, режим эксплуатации к-рых требует быстрого нагрева отопит. приборов и их остывания после выключения, чем П. о. выгодно отличается от водяного отопления, особенно если отопит. приборы (напр., радиаторы) имеют увеличенную ёмкость.

И. Ф. Ливчак.

ПАРОВОЗ, один из видов локомотива, у к-рого двигателем является паровая машина. Осн. элементы П.: паровой котёл, паровая машина, экипажная часть. Запасы топлива, воды и смазки помещаются обычно в прицепленном к П. тендере; если эти запасы находятся на самом П., то такой локомотив наз. танк-паровозом. В результате сгорания в топке котла топлива (кам. уголь, мазут, горючие сланцы, торф, дрова и др.) тепло через стенки топки, жаровых и дымогарных труб передаётся, котловой воде, к-рая превращается в пар. Для повышения