БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481ливают воздушники (для удаления воздуха). Участок П. между неподвижными опорами рассчитывают на компенсацию тепловых удлинений посредством компенсаторов или самокомпенсации. Все П. защищают теплоизоляцией, темп-pa к-рой снаружи независимо от темп-ры протекающего по ним пара не должна превышать темп-ру окружающего воздуха более чем на 25 °С. П., работающие под давлением выше 200 кн/м2 (2 кгс/см2), должны проектироваться, изготовляться и эксплуатироваться в соответствии с правилами Котлонадзора.

ПАРОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ, процесс автоматич. управления впуском свежего пара в цилиндр паровой машины и выпуском отработавшего пара. Впуск и выпуск пара осуществляется парораспределит. органами (золотниками, клапанами, кранами), перекрывающими и открывающими впускные и выпускные каналы цилиндра в зависимости от положения поршня в нём (рис.). Возможно также П. непосредственно самим поршнем (прямоточные машины). Наибольшее распространение имеет золотниковое П. В случае необходимости (на пароходах, паровозах) органы П. обеспечивают также возможность реверсирования.
[1916-31.jpg]
Схема золотникового парораспределения: 1 - впускной коллектор; 2 - выпускной коллектор; 3 - золотник; 4 - поршень.

Лит. см. при ст. Паровая машина.

ПАРОС (Paros), остров в Эгейском м., в группе Киклад. Принадлежит Греции. Пл. 196 км2. Выс.до 771 м. Сложен кри-сталлич. породами и известняками. На П. - следы вулканич. деятельности. Месторождение мрамора. Средиземноморская кустарниковая растительность. Скотоводство, виноделие. На С.- гавань Науса.

ПАРОСИЛОВАЯ УСТАНОВКА, предназначается для преобразования тепла сжигаемого топлива в механич. энергию при помощи пара. Как правило, механич. энергия не является конечной продукцией П. у., а посредством генераторов электрич. тока трансформируется в электроэнергию, передаваемую затем потребителям. В этом случае П. у. наз. тепловой электростанцией. П. у., в к-рой пар получают от атомной паропроизводящей установки, принято называть атомной энергетич. установкой или атомной электростанцией. П. у. состоит из одного или группы паровых котлов и одного или нескольких паровых двигателей (паровая машина, паровая турбина) со вспомогат. механизмами, аппаратами и приборами. Простейшая П. у.- локомобиль, состоящий из жаротрубно-дымогарного котла, на к-ром смонтирована поршневая паровая машина. Мощные П. у. состоят из паровых котлов и паровых турбин с конденсационными установками. Совр., тенденция в стр-ве П. у.- составлять их из котёл-турбины блоков (мощностью 200-300 Мвт и больше), не связанных между собой по пару и воде. Это позволяет применять короткие паропроводы с минимальным числом арматуры, что очень важно при высоких параметрах пара [давление до 24 Мн/м2 (240 кгс/см2) и темп-ра 570 оС и выше]. Часть пара, получаемого в П. у., нередко используется для бытовых или технологич. целей (отопление, варка, сушка). П. у. применяют на речных и морских судах (пароходы), а также на рельсовом транспорте (паровозы) и ограниченно на паровых автомобилях. С. М. Лосев.

ПАРОТИДЫ, скопления ядовитых кожных желез, расположенные по бокам головы у нек-рых земноводных (напр., саламандр, жаб); выполняют защитную функцию.

ПАРОТИТ (от греч. parotis - опухоль около уха, от para - возле, около и us, род. падеж оtos - ухо), воспаление околоушной железы. Наибольшее распространение имеет паротит эпидемический.

ПАРОТИТ ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ, свинка, острая инфекционная болезнь, вызываемая фильтрующимся вирусом и характеризующаяся поражением слюнных желез (преим. околоушной). Наиболее часто болеют дети в возрасте от 5 до 15 лет. Заражение происходит воздушно-капельным путём (при кашле, чихании, разговоре) от больного человека, к-рый заразен до 9-х сут болезни. После перенесённого П. э. остаётся стойкий иммунитет. Инкубационный период в среднем 18 сут. Болезнь проявляется повышением темп-ры, припуханием и болезненностью при ощупывании слюнных желез (околоушных, реже подчелюстных и подъязычных). Иногда воспалит. процесс поражает и др. железистые органы: поджелудочную железу (панкреатит), у подростков и молодых мужчин - яички (орхит), у девочек и молодых женщин - яичники (оофорит) и т. д. Признаки воспаления в поражённых органах держатся 5-10 сут; нагноения не происходит. Нередко П. э. сопровождается острым серозным менингитом, протекающим, как правило, доброкачественно. Редкие и опасные осложнения - острый энцефалит, менингоэнцефалит и поражение внутр. уха с развитием стойкой глухоты. Прогноз при П. э. благоприятный.

Лечение: постельный режим, тепло на поражённые органы, симптоматич. средства. При осложнениях-соответствующая терапия. Больной изолируется до 9-х сут болезни; детям, бывшим в контакте с больным, не разрешается посещать детские учреждения (ясли, сады, школы) в течение 21 сут. с. Д. Носов.

ПАРОХОД, самоходное судно, приводимое в движение паровой машиной или паровой турбиной. Появление П. относится к началу 19 в., когда было организовано пром. производство паровых машин. В 1807 Р. Фултон построил первый речной П. "Клермонт", совершивший свой первый рейс по р. Гудзон от Нью-Йорка до Олбани со скоростью ок. 5 узлов (примерно 9 км/ч). В России первый П. "Елизавета" с машиной мощностью 4 л. с. (2,8 квт) был построен в 1815 и курсировал между Петербургом и Кронштадтом. П., впервые пересекшим Атлантический океан, было амер. судно "Саванна" (1819), оборудованное паровой машиной и бортовыми гребными колёсами; однако большую часть пути оно шло под парусами, к-рые ещё длит. время сохранялись в качестве вспомогат. движителя на мор. самоходных судах (лишь в 1838 англ. колёсный П. "Сириус" пересёк Атлантич. океан без помощи парусов). С переходом к гребным винтам (40-е гг. 19 в.) мореходность П. существенно улучшилась; к нач. 20 в. винтовые П. практически вытеснили парусные суда с осн. мор. путей. Совр. П. оборудованы преим. паровыми турбинами (см. Турбоход).

ПАРОХОДСТВО, предприятие водного транспорта, осуществляющее перевозки грузов и пассажиров на трансп. судах по морским путям (морские П.) и внутр. водным путям (речные и озёрные П.). В СССР в ведении П., кроме флота, находятся также порты и судоремонтные з-ды. В ряде стран наряду со словом "П." применяется термин "пароходная компания". Во флотах речных П. США преобладают толкаемые составы, а самоходных судов мало. Флот П. Великих озёр в США и Канаде состоит преим. из самоходных судов. Во флотах речных П. Зап. Европы на главных реках преобладают самоходные суда; несамоходные составы применяются главным образом на второстепенных реках и каналах. П. СССР и др. социалистич. стран Европы используют самоходные суда, буксируемые и толкаемые составы. П. КНР, ДРВ, а также мн. развивающихся стран имеют, кроме судов с механич. двигателями, парусные и гребные суда.

Суда морских и речных П. делятся по назначению на грузовые, грузо-пассажирские и пассажирские. Подавляющее большинство П. не специализировано и выполняет перевозки любых грузов, а нек-рые П. и пассажиров. Осуществляемые мор. П. сообщения подразделяются на регулярные - рейсовые или лайнерные, выполняемые по расписаниям на определённых мор. путях - линиях П., и трамповые (только грузовые), осуществляемые по любым водным путям и в любой порт, куда грузовладельцы фрахтуют судно у П. Лишь нек-рые морские П. ограничиваются линейным судоходством. Многие П. эксплуатируют как лайнеры, так и трамповые суда, другие занимаются только трамповым судоходством, выполняющим большую часть морского грузооборота. Среди речных и морских П. преобладают предприятия транспорта общего пользования.

В СССР П. организованы в основном по географич. признакам: по морским бассейнам и участкам морских побережий, по бассейнам речных систем и т. д. В 1973 насчитывалось 18 морских П.; ими руководят 3 объединения: Сев.-Зап. флот с двумя бассейнами - Балтийским и Северным; Юж. флот (Черноморско-Азовский и Каспийский бассейны); Дальневосточный флот. Юж. флот включает, в частности, Дунайское П., выполняющее морские, речные и смешанные сообщения по Дунаю. Речных П. и трансп. управлений речного транспорта в СССР 33, из них в РСФСР речных пароходств 20, включая специализированное П. "Волготанкер", осуществляющее только перевозки наливных грузов, в др. союзных республиках-транспортные управления. Амурское, Сев.-Зап., Беломорско-Онежское, Зап., Волго-Донское и "Волготанкер" П. выполняют также смешанные перевозки грузов в сообщении река - море между внутр. и зарубежными портами. По тоннажу судов и размерам перевозок крупные П. СССР превосходят большинство П. капиталистич. стран.

П. СССР являются гос. хозрасчётными предприятиями с самостоят. балансом, действующими по уставу, утверждённому Мин-вом мор. флота СССР или соответствующим респ. Мин-вом речного флота. П. организуют перевозки пассажиров и грузов между населёнными пунктами и портами бассейна на основании гос. плана перевозок, выполняют плановые задания по внешнеторг. перевозкам между портами СССР и портами др. стран, а также перевозки грузов зарубежных фрахтователей между иностр. портами на междунар. морских путях. П. осуществляют также мероприятия по развитию водного транспорта, улучшению водных путей и реконструкции портов в соответствующем бассейне, обеспечивают правильную технич. эксплуатацию судов и портового оборудования и т. д.

П. капиталистич. стран, в отличие от предприятий ж.-д. и возд. транспорта, в малой степени затронуты процессом национализации. По уровню концентрации они также уступают ж.-д. компаниям и авиалиниям, но далеко превосходят предприятия автотранспорта. Однако концентрация П. значительно выше, чем до 2-й мировой войны 1939-45. Так, напр., в 1973 24 крупнейших П. Великобритании владели 70% тоннажа брит. флота, 8 главных П. Японии - 55% тоннажа япон. флота. Общее кол-во П. капиталистич. и развивающихся стран составляет (1973) ок. 3 тыс., в т. ч. 2,5 тыс. морских П.; большинство их имеет по нескольку судов, самые мелкие - одно судно, наиболее крупные - сотни судов. Многочисленные П., действующие в пределах одного и того же бассейна и обслуживающие одни и те же линии регулярного судоходства, ожесточённо конкурируют друг с другом на фрахтовых рынках. Вместе с тем большинство П. капиталистич. стран объединено финанс. и отчасти технико-экономич. связями в сравнительно немногочисленные группы. Ещё более широкой формой объединения морских П. одного бассейна, даже принадлежащих разным странам, являются т. н. Морские конференции, регулирующие условия фрахтования и фрахтовую политику входящих в их состав П.

См. также Морской транспорт, Речной транспорт, Судоходство.

Л. И. Василевский.

ПАРРАСИЙ из Эфеса (Parrasios), древнегреческий живописец 2-й пол. 5 в. до н. э. Работал в Афинах. Произведения П. не сохранились и известны по описаниям. Антич. авторы ценили у П. умение мастерски передавать объём контурными линиями и светотенью, изображать физич. страдания (картина с Филоктетом) и душевные движения (картина с Одиссеем, симулирующим безумие).

Лит.: Rumpf a., Parrhasios, "American Journal of Archaeology", 1951, v. 55, № 1, p. 1 - 12.

ПАРРИ (Parry) Уильям Эдуард (19.12. 1790, Бат, Великобритания,-8.7.1855, Бад-Эмс, Пруссия), английский исследователь Арктики. Руководил тремя экспедициями на двух кораблях, посланными на поиски Сев.-зап. прохода. В 1819-20 открыл на 74° с. ш. проливы Ланкастер, Барроу, Вайкаунт-Мелвилл, о-ва Сомерсет (принятый за полуостров), Корнуоллис, Батерст, Мелвилл, Банкс, впервые проследил юж. берег о. Девон и сев. берег Баффиновой Земли. В 1821-1822 открыл пролив Фьюри-энд-Хекла, доказав, что Баффинова Земля - остров, а сев.-вост. выступом материка является п-ов Мелвилл. В 1823-24 прошёл прол. Принс-Риджент, завершив т. о. открытие берегов Баффиновой Земли.

С о ч.: Journal of a voyage for the discovery of a North-West passage ..., L., 1821; Journal of a second voyage ..., L., 1824; Journal of a third voyage ..., L., 1826.

Лит.: Магидович И. П., История открытия и исследования Северной Америки, М., 1962 И. П. Магидович.

ПАРРИ (Parri) Ферруччо (р. 19.1.1890, Пинероло, Пьемонт), итальянский политич. и гос. деятель. В молодости преподавал в средней школе, был журналистом. В 30-х гг. примкнул к антифаш