БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481выше, чем между особями соседних групп. Степень П. колеблется у разных видов в зависимости от различий в характере размножения. У нек-рых видов образуются длительные, иногда на всю жизнь, пары (см. Моногамия); др. виды образуют пары только на сезон размножения; есть виды, для к-рых образование стойких пар не характерно, напр. мн. куриные (см. Полигамия)', есть виды, у к-рых самки оплодотворяются 1 раз на протяжении всей жизни (многие насекомые, паукообразные); наконец, имеются виды с наружным оплодотворением (рыбы, земноводные), у к-рых пары не образуются и оплодотворение группы яйцеклеток может осуществляться смесью сперматозоидов разных самцов. Та или иная степень П. обеспечивает генетико-эволюционное единство внутривидовых группировок и вида в целом. Термин "П." ввёл А. Вейсман в 1885. Лит.: Weismann A., Die Continuitat des Keimplasmas als Grundlage einer Theorie der Vererbung, 2 Aufl., Jena, 1892.

А. В. Яблоков.

ПАНН (Pann) Антон (1796 или 1797, Сливен, Болгария,-2.11.1854, Бухарест), румынский поэт, композитор, фольклорист. По происхождению болгарин. Автор многих сб-ков нар. песен, рассказов и анекдотов. Его талант наиболее ярко проявился в таких комментированных сб-ках, как "Басни и побасенки" (1841), "Посиделки в деревне, или Сказ Седого Старца" (1851-52), особенно в "Собрании пословиц, или Сказе слова" (1847), где пословицы перемежаются назидат. стихами самого П., составляя в целом подобие морального кодекса и "путеводителя по жизни". Труды П. способствовали становлению рум. лит. языка. П.- один из основоположников рум. муз. фольклористики. Собирал и обрабатывал рум. нар. песни; автор церк. музыки.

Соч.: Scrieri literare, v. 1-3, Вис., 1963.

Лит : Маnоlе I., Anton Pann, [ Вис., 1954]; Cornea P., A. Pann, [Вис.], 1964.

ПАННЕКУК (Pannekoek) Антон (2.1. 1873, Вассен,-28.4. 1960, Амстердам), нидерландский астроном, чл. Нидерл. АН (1925), деятель рабочего движения Нидерландов. Лектор (1918-25), затем проф. астрономии (1925-42) Амстердамского ун-та. В 1920 разработал метод определения расстояний до тёмных туманностей, в 1921 изучал поверхностную яркость Млечного Пути (без учёта влияния межзвёздного поглощения света). Одним из первых исследовал ионизацию в звёздных атмосферах (1922, 1926).

В рабочее движение П. включился в нач. 20 в. В 1902 стал чл. С.-д. рабочей партии Нидерландов. Был одним из основателей газеты левых с.-д. "Трибюне" ("De Tribune") в 1907 и вместе с др. трибунистами - С.-д. партии Нидерландов в 1909. В 1905-14 преподавал в Берлине в парт. школе герм. с.-д-тии; был связан с герм. левыми с.-д. В годы 1-й мировой войны 1914-18 интернационалист, участвовал в издании журнала "Форботе" ("Vorbote" - "Предвестник"), печатного органа Циммервальдской левой. В 1918- 1921 входил в компартию Нидерландов. До 1921 принимал участие в работе Коминтерна. Был одним из лидеров ультралевой Коммунистич. рабочей партии Германии (псевд.- К. Хорнер); подвергнут резкой критике В. И. Лениным в "Детской болезни „левизны" в коммунизме".

Соч.: De wonderbouw der wereld, Amst., 1916; De bouw en de ontwikkeling der sterren, s-Grayenhaage, 1927; Photographische Photometrie der nordlichen Milchstrasse..., "Publications of the Astronomical Institute of the University of Amsterdam", 1933, № 3; в рус. пер.- История астрономии, М., 1966.

ПАННО (франц. panneau, от лат. pannus- кусок ткани), 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением. 2) Картина, исполненная маслом, темперой и т. д., предназначенная для постоянного или временного заполнения определённого участка стены или потолка. П. называют и мозаичные, лепные (барельефные), керамич., резные деревянные и иные композиции, применяемые для той же цели и также съёмные

ПАННОНИЯ (Pannonia), римская провинция, образованная в 8 н. э. после разделения рим. провинции Иллирик на две: Верх. Иллирик-Далмация и Ниж. Иллирик - П. Занимала зап. часть терр. совр. Венгрии, сев. часть совр. Югославии и вост. часть совр. Австрии. Назв. получила от паннонцев - группы иллирийских племён (см. Иллирийцы). За 400-летний период рим. господства П. была сильно романизована. Преобладание сел. населения, к-рое увеличивалось за счёт поселяемых в П. варваров, обусловило с.-х. характер экономики провинции. Постоянные войны в период 2-5 вв. с пограничными племенами (ква-дами, маркоманнами, сарматами, готами, гуннами и др.) привели к падению рим. власти в П. в нач. 5 в.

Лит.: Колосовская Ю. К., Паннония в I-III веках, М., 1973; Аlfldi , Der Untergang der Romerherrschaft in Pannonien, Bd 1 - 2, В.- Lpz., 1924-26.

ПАННОНСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, редко употребляемое ныне название Среднедунайской равнины.

ПАННОНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, то же, что Блатенское княжество (существовало в 9 в. на терр. совр. Венгрии).

ПАННУС (от лат. pannus- кусок ткани, лоскут), поражение лимба и роговой оболочки глаза, возникающее в результате местного хронич. воспалит. процесса. Чаще всего наблюдается при трахоме; может образоваться и при туберкулёзноаллергич. кератоконъюнктивите. Образующийся под эпителием роговой оболочки инфильтрат замещается рубцовой тканью, что приводит к значит. снижению зрения. Лечение: устранение осн. заболевания; при трахоматозном П.- хирургич. вмешательство.

ПАНО, группа южноамер. индейских племён в Перу (большая их часть), Боливии, Экуадоре, Бразилии. Населяют р-ны влажных экваториальных лесов в верховьях Амазонки и её правых верхних притоков. Общая числ. ок. 250 тыс. чел. (сер. 60-х гг. 20 в., оценка). К числу П. относятся племена майоруна, ремо, майю, шетебо, накагуара, арарауа, кашинауа, контанауа и мн. др. Говорят на языках семьи П. Разнообразные местные традиц. верования П. сильно изменились под влиянием христианства. Племена П. находятся на различных стадиях развития и разложения родо-племенных отношений. Осн. занятия - подсечно-огневое земледелие, охота, ловля черепах, рыболовство; нек-рые племена (напр., майоруна) живут преим. собирательством; нек-рые являются речными кочевниками, живущими на лодках. Часть П. работает по найму (на плантациях, стр-ве дорог и т. п.), ведёт торг. обмен (выменивают черепаший жир, солёную рыбу, воск, мёд, какао и пр.).

ПАНОВ Дмитрий Геннадиевич [3(16).6. 1909, Владимир, - 24.7.1965, Ростов-на-Дону], советский физико-географ и геоморфолог, доктор геогр. наук (1961). Окончил Ленингр. ун-т (1930). Проф. (с 1946) кафедры полярных стран Ленингр. ун-та, зав. кафедрой физич. географии ун-та в Ростове-на-Дону (с 1951). Осн. труды по геоморфологии Арктики, проблеме происхождения материков и океанов, геоморфологии моря, исследованию совр. донных осадков Азовского м., а также изучению состава пыльцы и спор в новейших осадках средиземноморского бассейна.

Соч.: Происхождение материков и океанов, М.. 1961; Морфология дна Мирового океана, М., 1963; Общая геоморфология, М., 1966.

ПАНОВА Вера Фёдоровна [7(20).3.1905, Ростов-на-Дону,-3.3. 1973, Ленинград], русская советская писательница. В 20 - 30-е гг. работала в газетах и журналах Ростова-на-Дону; начинала как драматург. С 1940 жила в Ленинграде. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 работала в Перми. Широкое читательское признание П. принесла повесть "Спутники" (1946; Гос. пр. СССР, 1947; кинофильм "Поезд милосердия", 1964) - одно из лучших произв. сов. лит-ры о войне. В послевоен. годы созданы наиболее известные произв. П.- романы "Кружилиха" (1947; Гос. пр. СССР, 1948), "Времена года" (1953; кинофильм "Високосный год", 1962), "Сентиментальный роман" (1958); повести "Ясный берег" (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Серёжа" (1955, одноимённый кинофильм, 1960; гл. премия "Хрустальный глобус" на 12-м Междунар. кинофестивале в Карлови-Вари, 1960). Теме воспитания молодых душ посвящены рассказы П. "Валя" и "Володя" (1960; кинофильм "Вступление", 1962), "Трое мальчишек у ворот", "Сестры", "Конспект романа" и др. Для творчества П. характерны правдивость, острое чувство современности, умение передать драматизм жизненных коллизий и вместе с тем выявить поэзию обыкновенного, постоянное внимание к вопросам обществ. морали и нравственности.

В 60-е гг. П. обратилась к историч. жанру. В повести "Кто умирает" (1965) описан конец царствования Василия III. Из летописных источников почерпнуты сюжеты повестей "Сказание об Ольге", "Сказание о Феодосии", "Феодорец, Белый Клобучок" (все 1966). Историч. повести П., а также драму "Тредьяковский и Волынский" (1968) отличают тонкое чувство стиля эпохи, выразительность языка героев. Плодотворно работала П. для театра и кино. Были поставлены её пьесы "Метелица" (1956), "Проводы белых ночей" (1961), "Как поживаешь, парень?" (1962), "Сколько лет, сколько зим!" (1966) и др. П. принадлежат сценарии фильмов "Евдокия" (1961), "Рано утром", "Саша", "Рабочий посёлок" (все 1966) и др. Осн. произв. П. переведены на мн. языки. Награждена 2 орденами. Портрет стр. 146.

Соч.: Собр. соч., т. 1-5, Л., 1969-70; Заметки литератора, Л., 1972; Из повести моей жизни, "Нева", 1973, № 4- 5; Избранное, М., 1972.

Лит.: Плоткин Л., Творчество Веры Пановой, М. - Л., 1962; Богуславская 3., Вера Панова. Очерк творчества, М., 1963; Нинов А., Вера Панова. Очерк творчества, Л., 1964; Горницкая Н. С., Кинодраматургия В. Ф. Пановой, Л., 1970; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 3, Л., 1964.

А. А. Нинов.

ПАНОПТИКУМ (от пан... и греч. optikos - зрительный), собрание, коллекция, выставка разнообразных необычайных, уникальных предметов, восковых изображений человеческих фигур, диковинных, причудливых живых существ. В переносном смысле (иронически) - беспорядочный набор всякой всячины.

ПАНОРАМА (от пан... и греч. horama - вид, зрелище), одна из разновидностей пространственных искусств. В П. лентообразная картина, натянутая по внутренней поверхности цилиндрич. подрамника, сочетается с расположенным перед ней по кругу "предметным" планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др.). П. рассчитаны на искусств. освещение. П. размещается обычно в спец. здании с круглым залом и рассматривается с площадки, расположенной в его центре. Так как П. создают иллюзию реального пространства, окружающего зрителя в полном круге горизонта, их применяют гл. обр. для изображения событий, охватывающих значит. терр. и большое число участников. Первая П. была создана в Эдинбурге в кон. 18 в. ирл. живописцем Р. Баркером. П. (преим. с батальными сценами) получили широкое распространение в 19 в. В России наиболее значит. П. созданы живописцем Ф. А. Рубо ("Оборона Севастополя", 1902-04, Севастополь, открыта в 1905, в 1941-42 сильно повреждена при обороне Севастополя, воссоздана и открыта вновь в 1954; "Бородинская битва", 1911, открыта в 1912 в Москве, вновь в 1962, илл. см. т. 3, стр. 579). Над П. работали сов. живописцы М. Б. Греков, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, Н. Г. Котов и др.

Лит.: Петропавловский В., Искусство панорам н диорам, К., 1965.

ПАНОРАМНОЕ КИНО, способ съёмки кинофильмов и показа их на сильно изогнутом экране больших размеров, создающий у зрителей иллюзию "присутствия" при действиях, происходящих на экране. Угол охвата экрана в горизонтальной плоскости - до 150-170°, в вертикальной- до 55°. Поскольку границы экрана отодвинуты далеко за пределы поля ясного видения человека (ок. 40° в горизонтальной плоскости и 20° в вертикальной), условия восприятия изображения на экране близки к условиям реального видения. При этом впечатление панорамности и т. н. эффект присутствия дополняются, как правило, цветным изображением. Впечатление панорамности усиливается также стереофонич. звуковоспроизведением. В отличие от обычного кино, в П. к. звук всё время "следует" за перемещением изображения его источника на экране. Это обеспечивается записью звука в процессе фильмопроизводства на неск. (от 6 до 9) звуковых дорожках и последующим его воспроизведением неск. громкоговорителями, установленными в кинотеатре за панорамным перфориров. экраном; каждый из громкоговорителей работает от своей звуковой дорожки.

[1911-1.jpg]

Схема съёмки и демонстрации фильма по системам "Синерама" и "Кинопано