БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

>ПАНТ Сумитранандан (р. 20. 5. 1900, Каусани, округ Алмора), индийский поэт. Пишет на хинди. Его творчество развивалось под влиянием Р. Тагора и зап.-европ. романтиков. Ранняя лирика П. насыщена любовью к родному краю: сб-ки "Бутоны" (1928), "Пение пчёл" (1932). В поэзии 30-х гг. П. призывал к освобождению от социального и колон. гнёта: сб-ки "Конец эпохи" (1936), "Голос эпохи" (1939) свидетельствуют о воздействии на его творчество прогрессивных идей. Язык и стиль П. сближаются со строем нар. речи. В 40-50-е гг. в творчестве П. усилилось абстрактно-гуманистич. начало. П. сохраняет симпатии к идеям социалистич. переустройства общества (сб. "Золотые лучи", 1947, одноактные пьесы в стихах "Серебряные вершины", 1951, "Художник", 1952). В эпопее "Народная обитель" (1964) поэт философски осмыслил свой творческий и жизненный опыт; несколько вдохновенных страниц в ней посвящено достижениям СССР. Пр. Лит. академии Индии (1961).

С о ч. в рус. пер.: Избр. стихи, М., 1959; Гималайская тетрадь, М., 1965.

Лит.: Челышев Е. П., Литература хинди, М., 1968; Нагендра, Сумитранандан Пант, Агра, 1957; Рамдхарисинх Динкар, Пандит сумитранандан Пант, в кн.: Шри Сумитранандан Пант, Смрити-читра, Дели, 1960.

Ю. В. Цветков.

ПАНТАЕВКА, посёлок гор. типа в Кировоградской обл. УССР, подчинён Александрийскому горсовету. Ж.-д. станция на линии Кременчуг - Знаменка. Добыча угля.

ПАНТАНАЛ (португ. Pantanal, от раntano - болото), болотистая местность в верховьях р. Парагвай. Расположена в тектонич. впадине у зап. подножия Бразильского плоскогорья. В период дождей затопляется, задерживая паводок р. Парагвай ниже по течению; в засуху представляет собой сочетание болот, озёр, солончаков, чередующихся с лесными, кустарниковыми и травянистыми участками.

ПАНТЕИЗМ (от пан... и греч. theos - бог), философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин "пантеист" был введён англ. философом Дж. Толандом (1705), а термин "П."- его противником нидерл. теологом И. Фаем (1709). В пантеистич. концепциях нередко скрывались натуралистич. тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистич. религ. мировоззрению. Иногда же в форму П. облекались религиозно-мистич. стремления, растворявшие природу в боге. В 1828 нем. философ К. Краузе для обозначения своей идеалистич. системы, чтобы отличить её от системы натуралистич. и материалистич. П., ввёл термин "панентеизм" (от греч. pan en theo - всё в боге). Известны примеры причудливого переплетения элементов обоих типов П. в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистич. идеи содержались уже в древнеинд. мысли (особенно в брахманизме, индуизме и в веданте), в древнекит. мысли (даосизм), в древне-греч. философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху политеизма ещё не было понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистич. (см. Гилозоизм) одушевления всего мира.

В ср. века, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, с определяющим для них теистич. пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, П. (обычно восходивший к философии неоплатонизма) развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе. Пантеисты европ. и ближневост. средневековья опирались на неоплатонич. учение об эманации. В противоположность теистич. представлениям о божеств. сотворении мира из "ничего" пантеисты развивали концепции вечного вневременного "порождения" природы безличным богом. Религ. П. ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены. Одну из первых материалистич. формулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог - одно и то же. Оппозиционные по отношению к католич. церкви этич. и социальные выводы из пантеистич. воззрений, восходящих к Эриугене, сделали в нач. 13 в. амальрикане. Тяготеющий к П. мистицизм нашёл своё типичное выражение в воззрениях И. Экхарта.

Натуралистич. тенденции П. со всё большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к П. Николай Кузанский. Рассматривая бога как "бесконечный максимум" и приближая его к природе как "ограниченному максимуму", он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Расцвет П. в Зап. Европе относится к 16 - нач. 17 вв., когда он лёг в основу большинства натурфилос. учений, противостоявших креационизму господствовавших монотеистич. религий (в особенности у итал. философов Дж. Кардана, Ф. Патрици, Т. Кампанеллы, Дж. Бруно). В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, всё полнее сливался с природой, пока не стал по существу её псевдонимом у Бруно. Его тезис: "...природа... есть не что иное, как Бог в вещах" ("Изгнание торжествующего зверя", СПБ, 1914, с. 162) и учение о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм.

С др. стороны, П., "...местами соприкасающийся даже с атеизмом" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя нар. Реформации в Германии Т. Мюнцера, а также анабаптистов. В дальнейшем, когда в ряде стран Зап. Европы победили различные протестантские вероисповедания, пантеистич. мистика продолжала оставаться осн. руслом, по к-рому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности. В Германии 16-17 вв. наиболее выдающимися представителями пантеистич. мистики были С. Франк, В. Вейгель, Я. Бёме и поэт-философ Иоганн Шефлер (Ангелус Силезиус). В Нидерландах 17 в. существовали секты, тяготевшие к П. Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты. К последним был близок Б. Спиноза, к-рый, опираясь на традицию П., разработал материалистическую философскую систему, в которой понятие "бог" отождествлено с понятием "природа".

В 18 в. пантеистич. воззрения развивали под влиянием Спинозы И. В. Гёте и Г. Гердер, к-рые, в противоположность механицизму франц. материалистов 18 в., стремились разработать органическо-гилозоистические элементы спинозизма. Философские системы таких немецких идеалистов, как Ф. В. Шеллинг и Г. Гегель, по словам Энгельса, "...пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи" (там же, т. 21, с. 285).

Лит.: Соколов В. В., К исторической характеристике пантеизма в западноевропейской философии, "Философские науки (Научные доклады высшей школы)", 1960, № 4; Jasсhe G. В., Der Pantheismus nach seinen verschiedenen Hauptformen, Bd 1 - 3, В., 1826 - 32; Plumptre С. Е., General sketch of the history of Pantheism, L., 1882; Oil theу W., Gesammelte Schriften, 2 Aufl., Bd 2, В., 1921; Siwek P., Spinoza et le pantheisme religieux, 2 ed., P., 1950; Hellpach W., Tedeum. Laienbrevier einer Pantheologie, В., 1951. В. В. Соколов.

ПАНТЕЛЕЕВ Лонгин Фёдорович [6(18). 10.1840, Сольвычегодск, ныне Архангельской обл.,- 16.12.1919, Петроград], русский общественный деятель, книгоиздатель, мемуарист. Окончил Петерб. ун-т (1862). Член первой "Земли и воли". В 1864 арестован, приговорён к 6 годам каторжных работ, заменённых по прибытии в Енисейскую губ. (1866) поселением. По возвращении в Петербург организовал изд-во науч. лит-ры и в 1877- 1907 выпустил св. 250 книг по философии, истории, естеств. наукам (преим. переводных). В последние годы жизни примыкал к партии кадетов, сотрудничал во мн. её периодич. изданиях. Мемуары П.- ценный источник для изучения обществ, жизни 2-й пол. 19 в.

Соч.: Воспоминания, вступ. ст., подг. текста и прим. С. А. Рейсера, М., 1958.

ПАНТЕЛЕЕВ Юрий Александрович [р. 18(31).10.1901, Петербург], советский военно-морской деятель, адмирал (1953), профессор (1962). Чл. КПСС с 1940. На ВМФ с 1918, участник Гражд. войны. Окончил курсы усовершенствования комсостава (1925) и Воен.-мор. академию (1933). В 1925-30 служил на Черноморском флоте, затем в Управлении Мор. сил РККА, с 1935 нач. штаба и командир соединения подводных лодок Черноморского флота. В 1939-41 нач. штаба Краснознамённого Балт. флота. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 с окт. 1941 до апр. 1942 командующий мор. обороной Ленинграда и Озёрного р-на, одновременно командир Ленингр. воен.-мор. базы; в 1942-1943 (до мая) и с дек. 1943 до июля 1944 пом. начальника Гл. мор. штаба ВМФ. В 1943 командовал Волжской воен. флотилией, а с июля 1944 - Беломор. воен. флотилией. После войны нач. управления Гл. мор. штаба, в 1947-48 зам. нач. Гл. мор. штаба ВМС. В 1948-51 нач. Воен.-мор. академии. В 1951-56 командующий Тихоокеанским флотом. В 1956-60 нач. Воен.-мор. академии кораблестроения и вооружения им. А. Н. Крылова, в 1960-68 нач. Воен.-мор. академии. С 1968 в отставке. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Трудового Красного Знамени, Нахимова 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, британским орденом, а также медалями.

Соч.: Морской фронт, М., 1965.

ПАНТЕЛЕЕВ Л. (псевд.; наст. имя и фам. Алексей Иванович Еремеев) [р. 9(22).8.1908, Петербург], русский советский писатель. В 1921, оставшись без родителей, оказался в школе для беспризорных им. Ф. М. Достоевского; впечатления о ней стали основой первой кн. П. "Республика Шкид" (совм. с Г. Белых, 1927; одноим. фильм 1967), получившей восторженный отзыв М. Горького. П.- участник Великой Отечеств. войны 1941-45. Теме нравств. величия подвига поев, рассказы для детей и юношества о Гражд. и Великой Отечеств. войнах: "Пакет" (1932), "Ночка" (1939), "Гвардии рядовой" (1943), "Долорес" (1948), "Индиан Чубатый" (1952) и др. Автор книг о героич. обороне Ленинграда - "В осаждённом городе" (1964) и "Январь 1944" (1965), а также автобиографич. повести "Лёнька Пантелеев" (1939; новый вариант 1952). Рассказы П. отличают тонкое знание и умелое изображение психологии подростка, увлекательный сюжет. Мн. произв. П. переведены на иностр. языки и языки народов СССР. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Собр. соч., т. 1-4. [Вступ. ст. К. Чуковского], Л., 1970 - 72; Живые памятники. Рассказы. Путевые заметки. Дневники. Воспоминания, М.- Л., 1966.

Лит.: Крупская Н. К., Воскресшая бурса, "Правда", 1927, 30 марта; Capнов Б., Л. Пантелеев, М., 1959; Путилова Е., Пантелеев, Л., 1969.

И. И. Подольская.

ПАНТЕЛЕЙМОНОВКА, посёлок гор. типа в Ясиноватском р-не Донецкой обл. УССР. Ж.-д. станция на линии Донецк - Красный Лиман. 3-ды огнеупоров, железобетонных изделий.

ПАНТЕЛЛЕРИЯ (Pantelleria), остров в Средиземном м., к Ю.-З. от Сицилии. Принадлежит Италии. Пл. 83 км2, нас. 8,8 тыс. чел. (1969). Выс.до 836 м. Образован надводной частью потухшего вулкана. Сложен трахитами, щелочными липаритами (пантеллеритами) и др. вулканич. породами; мофеты, термальные источники. Частые землетрясения. Виноградарство, садоводство.

ПАНТЕОН (лат. Pantheon, от греч. Pantheion - храм или место, посвящённое всем богам), 1) в Древнем Риме - "храм всех богов" (см. Пантеон в Риме). 2) Усыпальница выдающихся людей. Обычно в качестве П. используются здания, имеющие (или первоначально имевшие) культовое назначение: Вестминстерское аббатство в Лондоне (1245- 1745); церковь Сент-Женевьев в Париже (1764-90, арх. Ж. Ж. Суфло), ставшая Франц. П. в 1791, в период Великой франц. революции.

ПАНТЕОН в Риме, храм, посвящённый всем богам, выдающийся памятник др.-рим. архитектуры. Сооружён ок. 125 н. э. на месте одноимённого храма, построенного Агриппой. П. представляет собой ротонду, перекрытую огромным полусферическим кессонированным куполом (диам. св. 43 м), имеющим в центре отверстие (диам. ок. 9 м), через которое освещается интерьер; купол выполнен из бетона, прослоённого кирпичами; стена, поддерживающая купол, внутри разделена на 2 яруса, нижний из к-рых расчленён 7 нишами. В интерьере П. достигнуто гармонич. равновесие между высотой и диаметром сооружения. Купол, доминирующий в пространстве ротонды, расчленён кессонами и, не подавляя зрителя своей тяжестью, торжественно высится над его головой подобно небосводу. Вход в П. подчёркнут портиком из 16 гладких коринфских колонн (8 по фронту, остальные в глубине). Замечательный ясной величественностью и цельностью образа, П. оказал ог