БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481ая республика 1798-99, в 1809 большая часть П. о. была включена в состав Франции. После Венского конгресса 1814-15, восстановившего П. о., феод.-клерикальная реакция оказалась здесь сильнее, чем где-либо в Италии. В то же время П. о. представляла собой очаг непрестанного революц. брожения (деятельность тайных об-в, заговоры, восстания). В 1848-49 папский Рим стал одним из гл. центров бурж. революции в Италии; в февр. 1849 была свергнута папская власть и провозглашена Римская республика; после подавления революции и ликвидации республики светская власть рим. папы поддерживалась в П. о. находившимися там войсками франц. интервентов. В ходе революции 1859-60 отпали от П. о. и вошли в состав Сардинского королевства Романья (март 1860), Умбрия и Марке (нояб. 1860). В 1870, с присоединением Рима к Итал. королевству (созд. в 1861), П. о. прекратила существование.

Небольшое Папское гос-во было возрождено на части терр. г. Рима в 1929 в соответствии с т. н. Латеранскими соглашениями (см. Ватикан).

ПАПСТВО, религ. монархич. центр католич. церкви, возглавляемый рим. папой (к-рый рассматривается в католицизме как преемник апостола Петра). Папа избирается пожизненно (с 1389 всегда из кардиналов, с 1523 практически лишь из итальянцев) на конклаве. Фактически власть П. в церкви неограниченна. Номинально в управлении церковью участвует (по решению 2-го Ватиканского собора 1962-65) коллегия епископов (в к-рую входит весь католич. епископат), но лишь совместно и во главе с папой. Образованный папой Павлом VI в сент. 1965 новый церк. орган - синод епископов - имеет лишь совещательные и информационные функции, созывается папой, к-рый (или его представители) председательствует на нём, назначает повестку дня и т. п. Папа созывает Вселенские соборы, утверждает их решения; возводит в кардинальское достоинство, в епископы; ему подчиняются генералы монашеских орденов. Папа одновременно - неограниченный правитель государства Ватикан, где находится его постоянная резиденция. В своей общественно-политич. и религ. деятельности П. опирается на разветвлённый аппарат католич. церкви и связанные с нею религ. и светские орг-ции, на подчинённую ему Римскую курию, на дипло-матич. представителей Ватикана и специальных личных представителей - легатов. Директивы, адресуемые ко всей католич. церкви или к католикам отдельных стран, папы издают в форме энциклик. Через епископат П. влияет на деятельность католич. партий, христ. профсоюзов, светских католич. орг-ций.

П. сложилось на основе рим. епископата. С сер. 2 в. в христ. общинах руководство постепенно перешло к епископам, среди к-рых к 4 в. наибольшее влияние приобрели римские, владевшие крупными зем. угодьями, претендовавшие как епископы столицы Рим. империи на особое положение в церкви. Перенесение столицы Рим. империи в Константинополь (330), затем разделение империи (395) и низложение последнего императора Зап. Рим. империи (476) способствовали политич. самостоятельности рим. епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме. С 5 в. рим. епископы присвоили себе назв. "папа" (от греч. pappas - отец, наставник). Лев I (папа в 440-461) добился от рим. императора издания эдикта о подчинении всех епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона. В 756 благодаря дару Папина Короткого была создана Папская область и положено начало светской власти пап, для обоснования к-рой были сфабрикованы "Константинов дар" (8 в.) и Лжеисидоровы декреталии (9 в.). П. оказалось в зависимости от франкских королей, затем от императоров "Священной Рим. империи". 11-13 вв.- период усиления П., использовавшего в борьбе с императорами за инвеституру движение за Клюнийскую реформу. Вормсский конкордат 1122, завершивший борьбу за инвеституру, усилил власть П. над епископами. Возвышению П. способствовал декрет Латеранского собора 1059 о выборах пап только кардиналами, без участия остального духовенства и светских магнатов, за императором оставалось лишь право последующего утверждения папы (ранее папы, как и др. епископы, избирались духовенством и феодальной знатью; с 10 в. в выборы активно вмешивались императоры); Латеранский собор 1179 установил, что для избрания папы требуется не менее 2/3 голосов участников конклава. Григорий VII (1073-85), Иннокентий III (1198-1216), Бонифаций VIII (1294-1303) - наиболее видные борцы за папскую теократию, претендовавшие на верховенство над светскими государями. П. поставило себя выше церковных соборов. Стремилось распространить католицизм и за пределами Зап. Европы, в т. ч. (безуспешно) на Руси. В кон. 11 в. П., добивавшееся расширения своей власти, явилось инициатором и организатором крестовых походов. Вело борьбу с антифеод. нар. движениями, носившими характер ересей. Для борьбы с ересями и с оппозицией церк. власти П. учредило в 13 в. инквизицию. Политич. роль П. в ср.-век. Европе определялась тем, что возглавляемая им католич. церковь была в то время "...интернациональным центром феодальной системы... Она окружила феодальный строй ореолом божественной благодати" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 306).

По мере складывания в Европе централизованных гос-в влияние П. ослабевало. Во Франции с 13 в. получило развитие т. н. галликанство, добивавшееся независимости франц. католич. церкви от П. В результате поражения в борьбе с королев. властью во Франции П. попало в зависимость от франц. королей и под их давлением перенесло в 14 в. свою резиденцию из Рима в Авиньон (см. Авиньонское пленение пап). Возвращение пап в Рим в 1377 не укрепило положения П. Падению его авторитета способствовал "великий раскол" (1378-1417), когда папский престол занимали одновременно двое или трое пап (совр. церковь лишь одного из них признаёт законным, а другие объявлены ею антипапами). В высших церк. кругах и среди представителей светских феодалов зародилось т. н. соборное движение, выдвигавшее идею верховенства церк. соборов над властью пап. Развернувшаяся на Базельском соборе (1431-49) борьба между сторонниками соборного движения и П. закончилась победой последнего, но реально П. не смогло восстановить своего былого значения. Реформация 16 в. и образование протестантских церквей (см. Протестантизм) привели к потере позиций П. в ряде европ. стран. Несколько укрепила положение П. Контрреформация (особенно Тридентский собор 1545-63). С усилением нац. гос-в в Европе П. должно было отказаться от претензий на политич. господство над светскими государями, оно перешло к политике поддержки светской власти в roc-вах Зап. Европы. П. враждебно встретило бурж. революции и до сер. 19 в. оставалось опорой феодально-монархич. сил. Со 2-й пол. 19 в. П. стало сближаться с реакц. бурж. кругами на почве совместной борьбы против рабочего движения и социализма. Пий IX издал в 1864 "Силлабус", в к-ром осудил демократич. свободы, социализм, коммунизм, требовал сохранения светской власти папы. 1-й Ватиканский собор 1869-70 провозгласил догмат о папской непогрешимости. С кон. 19 в., когда обострились классовые противоречия и классовая борьба, П. изменило политику, стремясь средствами социальной демагогии отвлечь трудящихся от революц. борьбы. Начало этому курсу положил Лев XIII. Его энциклика 1891 ("Rerum novarum") содержала элементы христианского социализма, призывала к сотрудничеству между трудом и капиталом, по существу же защищала частную собственность и классовое деление общества как извечные. Антисоциалистич. программа Льва XIII легла в основу социальной деятельности его преемников. П. заняло враждебную позицию по отношению к Великой окт. социалистич. революции и к Сов. гос-ву; в последующие годы деятельность П. носила открыто антикоммунистич. характер. В 1929 папа Пий XI заключил с фаш. Италией Латеранские Соглашения, предусматривавшие образование папского гос-ва Ватикан; в 1930 объявил крестовый поход против СССР, в 1933 подписал конкордат с гитлеровской Германией; в 1937 издал энциклику против коммунизма. В 1939 папа Пий XII приветствовал победу франкистов в Испании; в 1949 подписал декрет об отлучении от церкви коммунистов.

Изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны 1939-45 в пользу социализма, развёртывание нац.-освободит. движения, прогресс науки привели к кризису католич. церкви. Для укрепления позиций католицизма П. взяло курс на приспособление церкви к совр. эпохе как в вопросах культа, вероучения, организации, так и в области междунар. политики. Начало новому курсу П. положил папа Иоанн XXIII (1958-63). Оставаясь противником социализма, он выступал за мир и разоружение, за разрешение спорных международных вопросов путём переговоров, заняв более реалистич. позиции в отношении к социалистич. странам. Эти новые тенденции нашли отражение в постановлениях 2-го Ватиканского собора (1962-1965) и в деятельности папы Павла VI (с 1963).

Список пап и антипап1: Пётр, апостол; Лин (67-76); Клет (Анаклет) (76-88); Климент I (88-97);

1 Официально принятый католической церковью. В действительности сравнительно достоверные сведения о рим. папах (до 5 в.-епископах) имеются лишь с 3 в. и то с пробелами. Список дан по "Annuario Pontificio, citta del Vaticano", 1969.

Эварист (97-105); Александр I (105-115); Сикст I (115-125); Телесфор (125- 136); Игин (136-140); Пий I (140-155); Аникет (155-166); Сотер (166-175); Элевтерий (175-189); Виктор I (189- 199); Зефирин (199-217); Каликст I (217-222); Ипполит (217-235) (антипапа); Урбан I (222-230); Понциан (230-235); Антер (235-236); Фабиан (236-250); Корнелий (251-253); Новациан (251 - ок. 258) (антипапа); Луций (253-254); Стефан I (254-257); Сикст II (257-258); Дионисий (259-269); Феликс I (269-274); Евтихий (275-283); Гай (283-296); Марцеллин (296-304); Марцелл I (308-309); Евсевий (309 или 310); Мильтиад (Мельхиад) (311-314); Сильвестр I (314-335); Марк (336); Юлий I (337-352); Либерии (352-366); Феликс II (355-365) (антипапа); Дамасий I (366-384); Урсин (366-367) (антипапа); Сириций (384-399); Анастасий I (399-401); Иннокентий I (401-417); Зосима (417-418); Бонифаций I (418- 422); Евлалий (418-419) (антипапа); Целестин I (422-432); Сикст III (432- 440); Лев I (440-461); Иларий (461-468); Симплиций (468-483); Феликс III (II)" (483-492); Геласий I (492-496); Анастасий II (496-498); Симмах (498-514); Лаврентий (498, 501-505) (антипапа); Гормизд (514-523); Иоанн I (523-526); Феликс IV (III) (526-530); Бонифаций II (530-532); Диоскор (530) (антипапа); Иоанн II (533-535); Агапий I (535-536); Сильверий (536-537); Вигилий (537- 555); Пелагий I (556-561); Иоанн III (561-574); Бенедикт I (575-579); Пелагий II (579-590); Григорий I (590-604); Сабиниан (604-606); Бонифаций III (607); Бонифаций IV (608-615'); АдеодатI (615-618); Бонифаций V (.619-625); Гонорий I (625-638); Северин (640); Иоанн IV (640-642); Теодор I (642-649); Мартин I (649-655); Евгений I (654- 657); Виталий (657-672); Адеодат II (672-676); Домн (676-678); Агафон (678-681); Лев II (682-683); Бенедикт II (684-685); Иоанн V (685-686); Конон (686-687); Теодор (687) (антипапа); Пасхалий (687) (антипапа); Сергий I (687-701); Иоанн VI (701-705); Иоанн VII (705-707); Сизиний (708); Константин (708-715); Григорий II (715-731); Григорий III (731-741); Захарий (741- 752); Стефан II 2 (752-757); Павел I (757-767); Константин (767-769) (антипапа); Филипп (768) (антипапа); Стефан III (IV) (768-772); Адриан I (772-795); Лев III (795-816); Стефан IV (V) (816- 817); Пасхалий I (817-824); Евгений II (824-827); Валентин (827); Григорий IV (827-844); Иоанн (844) (антипапа); Сергий И (844-847); Лев IV (847-855); Бенедикт III (855-858); Анастасий (855) (антипапа); Николай I (858-867); Адриан II (867-872); Иоанн VIII (872-882); Марин I (882-884); Адриан III (884- 885); Стефан V (VI) (885-891); Формоз (891-896); Бонифаций VI (896); Стефан VI (VII) (896-897); Роман (897); Теодор II (897); Иоанн IX (898-900); Бенедикт IV (900-903); Лев V (903); Христофор (903-904) (антипапа); Сергий III (904-911); Анастасий III (911-913); Ландон (913-914); Иоанн X (914-928);

1 После признания Феликса II антипапой был изменён порядковый номер Феликса III.

2 Фактически Стефан III, т. к. непосредственно перед ним занимал папский престол 3 дня Стефан, к-рый в офиц. список не включается.

Лев VI (928); Стефан VII (VIII) (928- 931)