БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

-1910) и др.

В нач. 20 в. нац. поэзия П., вдохновлявшаяся ист. традициями и фольклором страны, была пронизана просветит. идеями: стихотворный цикл "Наша эпопея" X. Э. О'Лири, эпич. поэма "Песнь веков" Э. Фаринья Нуньеса (1897-1935). После выхода первой антологии фольклора гуарани "Лесные цветы" (1917) поэт А. Гуанес (1872-1926) начал писать стихи на двух языках. М. Ортис Герреро (1897-1933) писал стихи на гуарани. Социальный пафос его поэзии, яркий обществ. темперамент сделали имя этого поэта исключительно популярным. Поэт X. Корреа (1908-54) внёс значит. вклад в нац. драматургию. Его драма "Голод несчастных" (на гуарани) завершается картиной всенар. борьбы против гнёта эксплуататоров. С 30-х гг. поэзия, испытывая влияние мировой поэзии, ищет новые выразительные средства, насыщается социальной тематикой. Этот период открывает Э. Кампос Сервера (1908-53), автор поэмы "Лесоруб"; среди его последователей - X. Пла, А. Роа Бастос (р. 1917), Э. Ромеро (р. 1926), автор сб-ков "Вспаханные дни", "Солнце под корнями" (1956) и др.

Художеств. проза П. приобретает значение лишь в 20-е гг. 20 в. Событиям Чакской войны 1932-35 посвящены документальные повести и рассказы А. Вальдовиноса, X. Вильярехо, X. Пастора Бенитеса. Она оказала влияние на творчество Г. Касаксия. Выдающимся явлением стал роман А. Роа Бастоса "Сын человеческий" (1960)-эпич. повествование о судьбе парагв. народа, сочетающее социальную остроту с мифологич. мотивами. Режим военно-полицейской диктатуры привёл к тому, что многие парагвайские писатели живут в эмиграции.

Лит.: Ромеро Э., Родники парагвайской поэзии, в сб.: Проблемы идеологии и национальной культуры стран Латинской Америки, М., 1967; Семенов С., Парагвай, миф и действительность, в кн.: Роа Бастос А., Сын человеческий, М., 1967; Centurion С. П., Historia de las letras paraguayas, Y. 1 - 3, В. Aires, [1947-51]; Gonza1ez J. N., Proceso у formacion de la cultura paraguaya, 2 ed., Asuncion, 1948; Rоdriguez-Alcala H., Historia de la literatura paraguaya, Asuncion, 1971.

В. Н. Кутейщикова.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Иск-во индейцев П. в древности сводилось к орнаментации керамики и одежды. В колон. период на терр. П. иезуитами были построены десятки укрепл. поселений (редукций) с мастерскими, складами, а также казармами и хижинами индейцев; большие каркасные 3-нефные церкви из дерева и адобы в редукциях и городах окружались галереями. На рубеже 17-18 вв. архитекторы-иезуиты (X. Б. Примоли, А. Форкада, X. А. де Рибера) строили в редукциях кам. храмы в стиле барокко. Города П. имели прямоуг. сеть улиц, 2 центр. площади (одна - с храмом, другая - с ратушей); жилая застройка состояла из 1-этажных каркасных домов с внутр. двориком и галереей. В редукциях индейцев обучали живописи, резьбе, гравированию (особенно выразительны резные деревянные статуи и рельефы). В 19 в. иск-во П. продолжало в осн. жить традициями колон. эпохи. В 1840-65 развернулось стр-во в Асунсьоне; гор. центр перепланирован, возведены дворцы и обществ. здания с неоклассич. галереями и колоннадами. Неоклассицизм в архитектуре лишь после 1945 сменился (при участии архитекторов США и Бразилии) совр. стилем. Первые местные художники (пейзажист С. Риос, портретист А. Гарсиа) выступили в сер. 19 в. В 20 в. жизнь и история народа отразились в проникнутой нар. юмором живописи П. Альборно, скульптуре В. Польяроло, офортах X. де ла Эррерия. В то же время в живописи (К. Коломбино) и скульптуре (Б. Куджари) сказалось влияние авангардистских течений. В нар. иск-ве сочетаются исп. и индейские традиции (кружева, глиняные фигурки и красно-белые сосуды, серебряные и медные ожерелья). Сохраняется и собственно индейское иск-во: сосуды с тиснёным орнаментом, плетёные сумки с геом. узором, украшения из перьев.

Керамический сосуд. Новое время.

Национальный доисторический и этнографический музей Луиджи Пигорини. Рим.

"Распятие" из редукции Тринидад. Дерево. 18 в. Фрагмент.

Лит.: Giuria J., La arquitectura en el Paraguay, [B. Aires], 1950; Busanic he H., La arquitectura en las misiones jesuiticas guaranies, Santa Fe, [1955].

А. М. Кантор.

XV. Музыка

Индейцы гуарани обладали развитой муз. культурой. У них имелись многочисл. танцы, связанные с религ. культом, а также военные и обрядовые, существовали разнообразные по жанрам одноголосные песни, инструм. музыка, базировавшаяся на пентатонных звукорядах. Муз. инструментарий включал продольные и поперечные флейты, флейты Пана, различные типы барабанов, погремушки и др. В креольской нар. музыке получили преобладание европ. муз. традиции (в мелосе, ладово-гармонич. строе, метроритмике, инструментарии); наиболее популярные танцы - парагв. полька, "Сайта Фе", сьело (сьелито), солито, голондриана, вальс; традиц. песенные жанры - кансьон и гуарания, гл. сольные и аккомпанирующие инструменты - гитара и арфа. С нач. 17 в. миссионеры-иезуиты открывали спец. школы, в к-рых обучали индейцев церк. пению и игре на муз. инструментах. Развитие проф. муз. культуры протекало медленно. Лишь с 40- 60-х гг. 19 в. нерегулярно ставились муз. спектакли, устраивались концертные выступления. В кон. 19 - нач. 20 вв. организовывались первые муз. учреждения, общества, ассоциации, в т. ч. "Парагв. ин-т" (осн. в 1895) и "Парагв. гимназия" (осн. в 1913), занимавшиеся уч. и концертной деятельностью. В 1934 на их основе создан "Парагвайский Атенеум" (муз. класс, муз.-драм. труппа, концерты, спектакли). Среди известных композиторов: X. К. Морено Гонсалес, X. М. Бётнер, Р. Хименес, X. А. Флорес, Э. Хименес, К. Лара Барейро. В числе музыкантов-исполнителей: пианисты Э. Л. Брыницкий, Ф. Марин Ногерас, Л. Аранда, М. М. Сальседо, В. Альфаро; скрипачи Э. Миш, К. Эскобар, гитаристы А. П. Барриос, К. С. Годой, К. Талавера, Д. Р. Басуальдо; арфисты Ф. Перес Кардосо, Д. Гарсиа, Л. Гонсалес; певицы С. Мендоса, X. Окампос. Конц.-симф. жизнь П. нерегулярна. В Асунсьоне имеются Муз.-педагогич. уч-ще и неск. частных муз. уч. заведений.

Лит.: Boettner J. М., Musica у musicos del Paraguay, Asuncion, 1957.

П. Ахундов.

XVI. Драматический театр

Первые театральные представления состоялись в сер. 16 в. В колон. период преобладали постановки (нерегулярные) произв. религ. характера, организовывавшиеся гл. обр. иезуитами. Становление нац. сценич. иск-ва относится к сер. 19 в. В 1858 в Асунсьоне было построено театральное здание. В 1920-30-е гг. в столице работали театры "Гранадос", "Насьональ", "Индепендьенте", труппа Парагв. драмы и комедии под рук. А. Сунье и др. Особенность сценич. культуры сер. 20 в.- развитие т. н. театра гуаранй, к-рому во многом способствовали актёр и драматург X. Корреа, драматург . Барриос, ассоциация "Парагвайский Атенеум" в Асунсьоне. Мн. достижения парагв. театра связаны с творч. и организаторской деятельностью Р. Сентуриона Миранды и X. Пла, совм. написавших неск. значит. пьес - "Обездоленные" (1933, пост. 1942), "Час Каина" (1935) и др. Среди актёров известны Э. Баэс, Э. Рейсофер, К. Гомес, Л. Какавельо. Развитие нац. театра затруднено господством в стране военно-полицейской диктатуры.

Лит.: El teatro en el Paraguay, [Asuncion, 1967]. В. Б. Оводов.

ПАРАГВАЙСКАЯ ВОЙНА, захватническая война Бразилии, Аргентины и Уругвая против Парагвая в 1864-70. Развязыванию войны, давно подготовлявшейся рабовладельцами Бразилии и бурж.-помещичьей верхушкой Аргентины, способствовали Великобритания, Франция и США, стремившиеся открыть беспрепятственный доступ своему капиталу в Парагвай. П. в. предшествовали интервенция Бразилии и Аргентины в Уругвай и обращение последнего за помощью к Парагваю. Парагвай, опасавшийся изоляции от побережья Атлантического ок. в случае захвата Бразилией терр. Уругвая, пытался мирно разрешить бразильско-уругвайский конфликт, однако в нояб. 1864 был вовлечён в войну. Вскоре создался антипарагвайский союз Аргентины, Бразилии и Уругвая (последний присоединился к нему после оккупации его Бразилией). До мая 1866 воен. действия шли на терр. Бразилии и Аргентины, затем парагвайцы защищались на своей терр. Используя численное и технич. превосходство и помощь Великобритании, а также заговор парагвайских реакционеров против нац. пр-ва Ф. С. Лопеса, союзники нанесли поражения парагв. армии при Умайте (июль 1868), Пикисири (дек. 1868) и Серро-Кора (март 1870). Страна была оккупирована войсками союзников, ок. 1/2её терр. отторгнуто, истреблено 4/5 населения, к власти в Парагвае пришли реакц. помещики и буржуазия, связанная с иностр. капиталом.

ПАРАГВАЙСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ПКП; Partido Comunista Paraguayo), основана 19 февр. 1928, в день опубликования группой марксистов манифеста "К гражданам Республики!", в к-ром излагались программа деятельности партии и в общей форме основные задачи борьбы коммунистов. Вынуждена работать постоянно в нелегальных условиях (за исключением февраля 1936 и 2-й пол. 1946). На 6-м конгрессе Коминтерна (1928) партия была принята в Коммунистич. Интернационал. В 1920- 1930-е гг. партия боролась за создание первых рабочих орг-ций, проводила митинги, налаживала политико-воспитательную работу среди коммунистов. В 1932 ПКП выступила против братоубийственной войны между Парагваем и Боливией, инспирированной иностр. нефт. монополиями.

Благодаря активной работе коммунистов в 1935 была создана Лига портовых рабочих и моряков, в 1936 - Нац. конфедерация трудящихся Парагвая, в 1939 проведён 1-й конгресс рабочих Парагвая. 1-й съезд ПКП (июнь 1941) принял Программу партии, призвал к усилению борьбы за демократич. права и проведение агр. реформы. Партия во время 2-й мировой войны 1939-45, несмотря на тяжёлые условия подполья, вела работу в массах по оказанию помощи антигитлеровской коалиции. Коммунисты приняли активное участие в вооруж. борьбе (март 1947) против диктаторского режима И. Мориниго. 2-й съезд ПКП (авг. 1949) принял Программу нац. преобразований, предусматривавшую восстановление нац. независимости, проведение агр. реформы, повышение жизненного уровня трудящихся и др. В кон. 50 - нач. 60-х гг. партия внесла заметный вклад в борьбу против диктаторского режима А. Стреснера (у власти с 1954). В 1959 из представителей основных оппозиционных партий при участии ПКП за рубежом было создано руководство Единого фронта национального освобождения, к-рый вёл борьбу против диктаторского режима.

В марте 1967 состоялась Нац. конференция партии, принявшая документ "Основы реорганизации партии", в к-ром определены гл. направления и мероприятия, необходимые для коренной перестройки партии. 3-й съезд (апр. 1971) обсудил и одобрил новую Программу, Устав партии и Политич. тезисы, избрал новое руководство ПКП. Программа указывает, что конечной целью ПКП является построение социализма и коммунизма, а на совр. этапе - борьба за осуществление демократич., агр., антиимпериалистич. революции. В Политических тезисах отмечается, что, пока в стране существует военно-полицейская диктатура, единственным путём для осуществления революции является всеобщее народное восстание.

Делегации ПКП принимали участие в междунар. Совещаниях коммунистич. и рабочих партий (1957, 1960, 1969, Москва). Партия одобрила принятые этими совещаниями документы.

ПКП строится по принципу демократич. централизма. Высший орган партии - съезд, между съездами деятельностью партии руководит ЦК, к-рый избирает из своего состава Политич. комиссию и Секретариат. Председатель ПКП - А. Майдана. ЦО ПКП - газ. "Аделанте" ("Adelante!"); политико-теоретический журнал - "Басес" ("Basez"). Надеждин.

ПАРАГВАЙСКИЙ ЧАЙ, матэ (Ilex paraguariensis), растение из рода падуб сем. падубовых. Вечнозелёное дерево Выс.6-16 м. Листья супротивные, обратно-яйцевидные, гладкие, по краю зазубренные, дл. 7-10 см, шир. 4-5 см. Мелкие, обычно 4-членные однополые цветки собраны в пазушные зонтиковидные соцветия. Растения двудомные, иногда встречаются однодомные экземпляры с обоеполыми цветками. Плод - костянковидный с 4-8 семенами. В диком состоянии П. ч. распространён в Юж. Америке между 12 и 33° ю. ш. на Выс.500- 900 м над ур. м., образует заросли, к-рые ныне значительно истреблены. Из листьев и молодых побегов П. ч. готовят тонизирующий