БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481Осн. влияние вращения Земли на П. т. с малой высоты учитывается прибавлением к силе тяготения переносной (центробежной) силы инерции. Сумма этих двух сил даёт направленную по вертикали силу тяжести Р, под действием к-рой и происходит П. т. При этом ускорение свободного падения (ускорение силы тяжести) g несколько отличается от g0как численно, так и по направлению и зависит от географич. широты . Величина скорости также определяется формулой (1) с заменой в ней g0на g. Дополнительное влияние вращения Земли, учитываемое введением Кориолиса силы инерции, вызывает в первом приближении отклонение падающих тел от вертикали к востоку.

Учёт сопротивления среды существенно изменяет закон П. т. Когда скорость падения не достигает скорости звука (в воздухе практически при v < 300 м/сек), сила сопротивления F=0,5 cxpSv2, где S - площадь миделевого сечения, p - плотность воздуха, cx - коэфф. сопротивления, зависящий от формы тела. При таком законе сопротивления, если считать p и g постоянными, скорость падения:
[1906-4.jpg]

где vпр = 2Р/(cxpS). Из формулы (3) видно, что с возрастанием x скорость v стремится к vпр, наз. предельной скоростью падения. Когда cx и S достаточно велики, значение v становится близким к vпр на небольшом начальном участке пути и дальнейшее П. т. происходит с практически постоянной скоростью vпр.

С. М. Тарг.

ПАДЕРБОРН (Paderborn), город в ФРГ, в земле Сев. Рейн-Вестфалия. 69,4 тыс. жит. (1972). Пром. центр. Металлообр., кож., текст., мебельная, пищевкусовая, стек. пром-сть; произ-во цемента, электронных счётных машин.

ПАДЕРЕВСКИЙ (Paderewski) Игнацы Ян (18.11.1860, Куриловка, Подолия, - 29.6.1941, Нью-Йорк), польский пианист, композитор, политич. деятель. Учился до 1878 в Варшавском муз. ин-те (фи.), затем в Берлине у Ф. Киля (композиция), в 1884-86 у Т. Лешетицкого (фи.) в Вене. В возрасте 27 лет дебютировал в Вене, сразу завоевав славу одного из выдающихся пианистов эпохи. Пользовался мировой известностью. Пианист романтич. направления, П. сочетал исключит. виртуозность и темперамент с утончённостью, порой изысканностью исполнения, часто не лишённой салонности. В центре обширного репертуара П.- произв. Ф. Шопена (в 1935-40 был одним из ред. полного собр. его соч.). П.-автор мн. фп. миниатюр, а также оперы "Манру" (пост, в 1901 театром "Бельки" в Варшаве и мн. крупнейшими театрами мира), симфонии, фп. концерта.

Как политич. деятель П. выступил во время 1-й мировой войны 1914-18, войдя в ориентировавшийся на Антанту Польский национальный комитет; с 1917 был его представителем в США. В янв.- нояб. 1919 П. премьер-мин, и мин. иностр. дел польск. пр-ва. Представлял Польшу (вместе с Р. Дмовским) на Парижской мирной конференции 1919-20. В 1936, находясь в Швейцарии, участвовал в создании блока бурж. партий ("фронт Морж"), оппозиционных "санационному" режиму. С 1940 пред. Нац. совета в эмиграции.

ПА-ДЕ-ТРУА (франц. pas de trois - танец втроём, от pas - шаг, танец и trois - три), музыкально-танцевальная форма. Повторяет в основном структуру na-дe-дё. Чаще всего исполнителями П.-де-т. являются две танцовщицы и один танцовщик (напр., "Лебединое озеро" Чайковского); возможны варианты - одна танцовщица и два танцовщика ("Фея кукол" Байера) или все танцовщицы ("Корсар" Адана).

ПАДИШАХ (от др.-перс. пати-властитель, господин и перс. шах-государь), титул монарха в нек-рых странах Бл. и Ср. Востока. Впервые появился в Др. Иране. С 15 в. П. называли правителя (султана) Османской империи; титул П. сохранялся в Турции до упразднения султаната (1922); в Афганистане - с 1926 до ликвидации монархии (июль 1973).

ПАДЛЕВСКИЙ (Padlewski) Зыгмунт (1.1.1836, Малые Чернявцы, близ Бердичева, - 15.5.1863, Плоцк), польский революционер-демократ. После окончания Арт. академии в Петербурге офицер рус. армии. В 1861 был преподавателем польской воен. школы в Италии, затем стал одним из руководителей революц. орг-ции "Польская молодёжь" в Париже. После ареста Я. Домбровского (авг. 1862) кооптирован в состав польского руководящего повстанческого центра - Центрального национального комитета (ЦНК) и назначен революц. начальником Варшавы. От имени ЦНК вёл переговоры с А. И. Герценом в Лондоне (сент. 1862) и ЦК "Земли и воли" в Петербурге (нояб. 1862), оформившие рус.-польский революц. союз. Отстаивал курс на вооруж. восстание. После начала Польского восстания 1863-64 воен. начальник Плоцкого воеводства. 22 апр. был взят в плен карателями и вскоре расстрелян.

Лит.: Дьяков В. А., Зыгмунт Падлев-ский, в кн.: За нашу и вашу свободу, М., 1964; Karbowski W., Zygmunt Padlew, ski, Warsz., 1969.

ПАДЛУ (Pasdeloup) Жюль Этьенн (15.9.1819, Париж, - 13.8.1887, Фонтенбло), французский дирижёр. Учился в Парижской консерватории. Организовал "Общество молодых артистов консерватории" (1851) и на его основе - общедоступные "Народные концерты классической музыки" (1861, существовали до 1884, возобновлены П. в сезон 1886-87; в 1920 восстановлены дирижёром Рене-Батоном под назв. "Ассоциация концертов Падлу"). П. пропагандировал классич. музыку, а также произв. совр. ему композиторов.

Лит.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ, вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938.

ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА в философии, филос. направление 14-16 вв., развивавшее традиции аристотелизма в их аверроистской интерпретации (см. Аверроизм) либо в истолковании Александра Афродизийского (кон. 2 - нач. 3 вв.), греч. комментатора Аристотеля. Получила распространение в университетских центрах Сев. Италии - Падуе, Мантуе, Ферраре, Болонье. Зарождение её связывается с деятельностью проф. Падуан-ского ун-та Пьетро д'Абано (конец 13 - нач. 14 вв.), утвердившего в итал. ун-тах аристотелизм в трактовке араб. философов и естеств.-науч. проблематику. К П. ш. был близок Марсилий Падуанский, отстаивавший отделение политики от церк. авторитета и религ. морали. К школе принадлежали проф. Падуанского и Болонского ун-тов Анджело д'Ареццо, Паоло Венето, Гаэтано да Тьене, Николетто Верниа, Пьетро Траполино, Марко Антонио Зимара, Алессандро Акиллини, Нифо. В филос. построениях нек-рых представителей П. ш. позднего периода сказалось воздействие идей томизма. В целом для П. ш. характерны черты ср.-век. свободомыслия. Приняв теорию двойственной истины, философы П. ш. развивали положения, материалистич. по своей тенденции и непримиримые с учением церкви: своеобразный сенсуализм в гносеологии, представление о несотворённости человеческого рода и его коллективном бессмертии, о единой бессмертной душе человечества и смертности индивидуальной души, учение о несвободе человеческой воли, о естеств. детерминизме. П. ш. оказала большое влияние на итал. философов П. Помпонацци, Д. Бруно, Д. Ванини.

Лит.: Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., [1903]; Nагdi В., Saggi sull'aristotelismo padovano dal secolo XIV al XVI, Firenze, [1958]; Aristotelismo padovano e filosofia aristotelica, Atti del XII Congresso internazionale di filosofia, v. 9, Firenze, 1960; Randa11 J. H., The school of Padua and the emergence of modern science, Padova, 1961. H. В. Котрелев.

ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА, живописная школа, сложившаяся в Падуе и сыгравшая значит. роль в становлении и развитии искусства Возрождения в Сев. Италии. Живопись Падуи 14 в. представлена работами заезжих мастеров (Джотто, Альтикьеро, Аванцо) и местных последователей Джотто. К сер. 15 в. вокруг живописца Ф. Скварчоне сложилась самостоят. школа, мастера к-рой (Н. Пиццоло, Боно да Феррара, Ансуино да Форли) сочетали в своём творчестве позднеготич. черты с поисками чеканно-ясной формы и пристальным изучением антич. памятников. Крупнейший представитель П. ш. - Андреа Мантенья.

Лит.: Rigpni, L'arte rinascimentale in Padova. Studi e documenti, Padova, 1970.

ПАДУБ (Ilex), род растений сем. падубовых. Деревья или кустарники, вечнозелёные, реже листопадные. Листья обычно кожистые, плотные, колюче-выемчато-зубчатые, городчатые, пильчатые или цельнокрайные. Цветки, как правило, однополые, 4-членные, одиночные или в немногоцветковых пазушных соцветиях.


Падуб остролистный, ветка с плодами; а - тычиночный цветок; б - пестичный цветок; в - плод.

Плод - костянка. Св. 400 видов, растут в тропич., субтропич., реже в умеренных широтах обоих полушарий. В СССР - 6 видов, произрастающих на Д. Востоке и Кавказе (напр., П. колхидский - I. colchica, П. городчатый-I. crenata); 9 видов интродуцировано, в т. ч. П. остролистный - I. aquifolium. Листья П. парагвайского, или парагвайского чая, служат для приготовления напитка матэ. П. декоративны, легко переносят подрезку, используются в живых изгородях.

Лит.: Флора СССР, т. 14, М.- Л., 1949; Деревья и кустарники СССР, т. 4, М.- Л., 1958; Hume, Hollies, N., 1953.

ПАДУГА, часть театральной декорации. Состоит из полосы ткани, подвешенной на штанге к верху сцены, для скрытия верхних пролётов над декорациями, колосников, висящих декораций и др. Первую П., являющуюся частью портала сцены и постоянных кулис, иногда наз. "арлекином".

ПАДУЯ (Padova), город в Сев. Италии, в обл. Венеция. Адм. центр пров. Падуя. 231,2 тыс. жит. (1971). Важный трансп. узел; судоходный канал связывает П. с Адриатическим м. Произ-во искусств. волокна. Разнообразное машиностроение (в т. ч. произ-во станков, приборов, велосипедов, с.-х. машин; моторостроение), электротехнич., пищ., обувная, швейная, мебельная и деревообр., бум., полиграфия, пром-сть. Ежегодная междунар. ярмарка. Ун-т (с 1222).

Падуя. Базилика Сант-Антонио ("Иль Санто", с 1231). Перед ней - конный памятник кондотьеру Гаттамелате (скульптор Донателло, бронза, мрамор, известняк, 1447 - 53).

Упоминания о П. 4 в. до н. э. (лат. Patavium) имеются у др.-рим. автора Тита Ливия. В 601 П. была почти полностью разрушена лангобардами, но вскоре восстановлена. В нач. 12 в. получила права коммуны. С 13 в.- значит. центр ремесла и торговли (ежегодные ярмарки общеитал. значения). В нач. 14 в. в П. установилась синьория рода Каррара, власть к-рого временно сменялась господством родов Делла Скала и Висконти. В 1405-1797 входила в состав Венецианской республики. В 15-17 вв. П.- крупный культурный центр: её ун-т пользовался широкой известностью в Европе, в нём преподавали П. Помпонацци, А. Везалий, Г. Галилей. После 1797 П. попеременно владели Австрия и Франция. В 1813 установилось господство австр. Габсбургов, закреплённое Венским конгрессом 1814-15. В 1866 П. вошла в состав Итал. королевства.

В П. сохранились остатки др.-рим. гробниц, мостов, амфитеатра и форума. В эпоху Возрождения в П., ставшей крупным центром иск-в (см. Падуанская школа), работали Джотто (росписи капеллы дель Арена), Донателло, Мантенья, Тициан (росписи Скуола дель Санто). Грандиозное Палаццо делла Раджоне (1215-1306), ун-т (с 1493), собор Санта-Мария Ассунта (16 в., арх. Андреа да Балле). Гор. музей (преим. живопись и скульптура 15-19 вв.), музей Сант-Антонио (произв. иск-ва из церкви и монастыря Сант-Антонио), музей Боттаччин (нумизматич. и археол. коллекции).

Лит.: Padova. Guida ai monumentj e alle opere d'arte, Venezia, 1961; La Citta di Padova. Saggio di analisi urbana, Roma, 1970.

ПАДЬ, термин, применяемый в Сибири и на Д. Востоке СССР для оврагов, долин ручьёв и небольших речек.

ПАДЬ, сладкая густая жидкость, выделяемая тлями, червецами и др. насекомыми, питающимися растит. соками. Появляется на листьях деревьев и кустарников, иногда мельчайшими каплями падает (откуда название) на землю. Пчёлы собирают П. и перерабатывают в падевый мёд.

ПАДЬЮКА (Paducah), город в США, в шт. Кентукки, на р. Огайо, ниже впадения в неё р. Теннесси. 32 тыс. жит. (1970). Ж.-д. узел. Один из крупных центров атомной пром-сти (з-д по получению урана-235 и др.). Хим., пищевкус. пром-сть. Вывоз табака, кормов.

ПАЕРЛЕ (Peyerle) Ганс Георг (гг. рожд. и смерти неизв.), автор соч. "Описание путешествия Ганса Георга Паерле, уроженца Аугсбургского, с господами Андреасом Натаном и Бернгардом Манлихом младшим, из Кракова в Москву и из Москвы в Краков с 19 марта 1606 по 15 дек. 1608". (Впервые опубликовано на нем. яз. в 1610, на рус.- в 1832.)