БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481П. - купец из Нюрнберга, прибыл в Москву в мае 1606. Покинув Россию в авг. 1608, П. был свидетелем событий Крестьянского восстания под предводительством И. И. Болотникова. П. подробно и точно описывает поход Лжедмитрия I на Москву, свадьбу с Мариной Мнишек, восстание народа и др.

Лит.: [Устрялов Н.], Сказания современников о Димитрии Самозванце, 3 изд., ч. 1, СПБ, 1859.

ПАЖ (франц. page), в средневековой Зап. Европе - молодой дворянин, проходивший первую ступень подготовки к рыцарскому званию в качестве личного слуги при дворе крупного феодала или короля. По достижении 14-летнего возраста П. производился в оруженосцы.

В дореволюц. России П.- придворное звание (было введено в 1711). П. и ка-мер-П. выполняли различные поручения членов царской семьи. Со 2-й пол. 18 в. П.- воспитанник пажеского корпуса.

ПАЖЕСКИЙ КОРПУС, привилегированное воен.-уч. заведение в дореволюц. России для подготовки к воен. и гос. службе детей высшей дворянской знати. Осн. в 1759 в Петербурге как учреждение для воспитания и обучения пажей и камер-пажей. В 1802 в связи с необходимостью подготовки квалифицированных офицеров для гвардейских частей реорганизован в уч. заведение по типу кадетских корпусов, в к-рое принимались только пажи царского двора. В период реформы воен.-уч. заведений (60-е гг.) стал 7-классным: 5 младших классов - по типу военных гимназий, 2 старших- по типу военных училищ. С 1885 имел 7 общих классов, где изучались предметы уч. плана кадетского корпуса, и 2 специальных - военные и юридич. науки. Окончившие П. к. пользовались преим. правом службы в гвардии и спец. войсках, получали чин подпоручика (в кавалерии - корнета), неспособные к военной службе - гражд. чины 10-го, 12-го, 14-го классов.

ПАЖИТНИК (Trigonella), род растений сем. бобовых. Однолетние, реже многолетние травы, иногда полукустарнички. Листья перистотройчатые, обычно зубчатые. Цветки б. ч. жёлтые, в зонтиковидных или головчатых пазушных кистях, иногда одиночные или по 2 в пазухах листьев. Плод - одно- или многосемянный боб. Ок. 130 видов, растут в умеренном поясе Евразии (преим. в Малой, Передней и Ср. Азии и на Кавказе), в Африке и Австралии. В СССР св. 50 видов, б. ч. по сухим склонам и как сорные в посевах, на залежах. Нек-рые виды - ценные кормовые травы. П. сенной, или греческий, шамбала (T.foenum-graecum), возделывается как кормовое, пищевое, а иногда и как лекарственное растение в Средиземноморье, Африке, Индии и в нек-рых юж. р-нах СССР; П. голубой (Т. caerulea) встречается в Европ. части и на Кавказе как заносное сорное растение; часто его разводят в садах и огородах как пряность. Оба вида П. иногда используют для ароматизации зелёного сыра. Из дикорастущих видов кормовое значение имеют П. Попова, П. Липского, П. русский, П. плоскоплодный и др. Мн. из П.-хорошие медоносы.

Лит.: Васильченко И. Т., Обзор видов рода Trigonella L., в кн.: Флора и систематика высших растений, в. 10, М.- Л., 1953. Т.В. Егорова.

ПАЖИТНОВ Константин Алексеевич [1(13).3.1879, с. Житово, ныне Рыбновского р-на Рязанской обл.,- 2.8.1964, Москва], советский экономист, специалист в области истории нар. х-ва, чл.-корр. АН СССР (1946). В 1907 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1906 опубликовал исследование "Положение рабочего класса в России" (т. 1-3), выдержавшее затем ряд изданий. С 1917 директор Петроградского-кооперативного ин-та. Работал в н.-и. институтах и вузах; в 1943-49 П. - проф. МГУ, с 1943 - ст. науч. сотрудник Ин-та экономики АН СССР.

Соч.: Развитие социалистических идей в России, т. 1, Хар., 1913; История кооперативной мысли, П., 1918; Из истории рабочих артелей на Западе и в России. От утопистов до наших дней, П., 1924; Очерки по истории бакинской нефтедобывающей промышленности, М.-Л., 1940; Экономические воззрения декабристов, М., 1945; Очерки истории текстильной промышленности дореволюционной России. Хлопчатобумажная, льнопеньковая и шелковая промышленность, М., 1958.

ПАЗАРДЖИК (до 1934 - Татар-Пазарджик), город в Болгарии, в долине р. Марица, по обоим берегам реки. Адм. ц. Пазарджикского округа. 65 тыс. жит. (1972). Плодоконсервная, текст., металлообр., электротехнич., деревообр. пром-сть. Центр высокотоварного с.-х. р-на (табак, виноград, фрукты, овощи и др.). Нар. музей. Дом-музей художника С. Доспевского. Насел, пункт осн. в кон. 15 в.

ПАЗАРДЖИКСКИЙ ОКРУГ (Пазарджишки окръг), адм.-терр. единица на Ю. Болгарии. Пл. 4,4 тыс. км2. Нас. 312 тыс. чел. (1972). Адм. ц.- г. Пазарджик. значит. часть терр. занята горами: на С.- Средна-Гора, на Ю.- Родопы; центр, часть - плодородная Верхнефракийская низм. по течению р. Марица. П. о.- один из наиболее развитых пром. округов страны с высокотоварным с. х-вом. Произ-во электроэнергии на ГЭС (системы Батак и Белмекен-Сестримо). Добыча медных руд (в р-не г. Панагюриште). Машиностроение (станки, электронно-вычислительная аппаратура, аккумуляторы), пищевкусовая (плодоовощные консервы, табачные изделия и др.) пром-сть. Заготовка древесины. Имеются целлюлозно-бум. (Белово), текст. (Панапориште, Пазарджик) предприятия. Интенсивное земледелие; св. 1/2 земель орошается. Посевы пшеницы и кукурузы, овощеводство (значит. тепличное х-во); плодоводство, виноградарство и табаководство имеют экспортное значение. Курорты: бальнеологические - Велинград, Баня, горные - Юндола, Антон Иванов и др.

ПАЗВАНДОГЛУ, Пазванд-оглу (Pazvantoglu), Осман-паша (1758- 27.1. 1807, Видин), турецкий феодал; с 1794 полунезависимый правитель Видинского округа в Османской империи. Набрав большую армию наёмников и опираясь на непокорных тур. султану янычар, П. выступил против централизаторских реформ Селима III и фактически вышел из подчинения султану. После неск. неудачных попыток привести П. к покорности султан был вынужден утвердить его пашой Видина. П. чеканил от своего имени монету, поддерживал дипломатич. отношения с иностр. гос-вами (наиболее тесные с Францией). Его власть стала ослабевать вследствие разгрома присланными из Стамбула регулярными войсками восставших против султана и поддерживавшихся П. отрядов т. н. кирджалиев и особенно в связи с началом сербской нац.-освободит. революции (см. Первое сербское восстание 1804-13), направленной на первом этапе гл. обр. против янычар, на к-рых опирался П.

ПАЗОВСКИЙ Арий Моисеевич [21.1 (2.2). 1887, Пермь,-6.1.1953, Москва], советский дирижёр, нар. арт. СССР (1940). Чл. КПСС с 1941. В 1904 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки у Л. Ауэра (занимался также у

Н. А. Краснокутского). Как дирижёр дебютировал в 1905 в Пермском оперном театре. Работал в оперных театрах Казани, Саратова, Харькова, Одессы, Киева, в моск. Оперном театре Зимина, в Петрогр. нар. доме и др. В 1936-43 художеств. рук. Ленингр. театра оперы и балета им. Кирова, где принял участие в постановке опер: "Броненосец „Потёмкин"" Чишко (1937), "Иван Сусанин" Глинки (1939), "Чародейка" Чайковского (1941), "Емельян Пугачёв" Коваля (1942) и др. В 1923-28 (с перерывом) дирижёр, в 1943-48 художеств. руководитель Большого театра. Участвовал в постановке опер: "Фауст" Гуно (1924), "Валькирия" Вагнера (1925), "Борис Годунов" Мусоргского (1927), "Иван Сусанин" (1945) и др. Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1943). Награждён 2 орденами, а также медалями. Портрет стр. 71.

С о ч.: Дирижёр и певец, М., 1959: Записки дирижёра, 2 изд., М., 1968.

ПАЗОЛИНИ (Pasolini) Пьер Паоло (р. 5.3.1922, Болонья), итальянский писатель, сценарист, кинорежиссёр. Род. в семье военного. Окончил лит. ф-т Болонского ун-та. Выступил в лит-ре сначала как поэт. Цикл стихов "Прах Грамши" (1957) отразил гражданств. дух П., усмотревшего в жизни рабочих рим. окраин надежду на лучшее будущее. В сб. "Поэзия в форме розы" (1964) проявилось чувство моральной ответственности поэта за судьбы человека. Поэзия П. открыто публицистична. Ранняя проза П.- романы из жизни рим. люмпен-пролетариата, деклассированных элементов бурж. об-ва ("Лихие парни", 1955, "Жестокая жизнь", 1959) - проникнута бурным социальным протестом, но натуралистична, перегружена жаргонными словами. В кон. 60-х гг. в творчестве П., активно участвующего в деятельности прогрессивного лагеря итал. культуры, нарастают противоречия: ненависть к бурж. "обществу потребления", к приспособленческой идеологии сочетается с мотивами разочарования, бесперспективности (роман "Теорема", 1968). П. автор работ в области языка, стилистики, литературоведения. В сб. публицистич. статей "Еретический эмпиризм" (1972) наряду с марксистскими положениями присутствуют и левацкие, экстремистские тенденции.

В сер. 50-х гг. П. выступает как сценарист, в 60-е гг. как режиссёр. Поставил фильмы "Нищий" ("Аккаттоне", 1961), "Мама Рома" (1962), создал киноновеллу "Овечий сыр" (в фильме "Рогопаг", 1963). Персонажи фильмов П. сродни героям его романов. Фильм "Евангелие от Матфея" (1964) - попытка осовременить Евангелие. Христос представлен в картине как бунтарь, обличитель угнетателей. Фильм-притча "Птицы большие и малые" (1966) наиболее ясно отразил глубокие противоречия творчества П., его стремление к отказу от всякой идеологии. Последующие картины: "Царь Эдип" (1967), "Теорема" (1968), "Медея" (1969), "Свинарник" (1969), "Декамерон" (1971), "Кентерберийские рассказы" (1972). П. по-своему яростно осуждает жестокость и бездуховность бурж. об-ва, однако на первый план в его фильмах отчётливо выдвигаются грубый натурализм и эротика.

Соч. в рус. пер.: Нищий (Аккаттоне), в сб.: Сценарии итальянского кино, М., 1967; в сб.: Итальянская лирика. XX век, М., 1968; в сб.: Итальянская новелла XX века, М., 1969.

Лит.: Юткевич С., Париж - Канн, 66, "Искусство кино", 1966, № 9; Fеггetti G. С., Letteratura e ideologia, Roma. 1964; Asor Rosa A., Scrittori e popolo. Roma. 1965; "Cinema", 1971, № 65 (номер посвящён Пазолини).

Г. Д. Богемский, 3. М. Потапова.

ПАЗУХА ЛИСТА, участок между основанием листа и стеблем. В П. л. у семенных растений находится б. ч. 1 (у нек-рых 2 или неск.) пазушная, или боковая, почка, из к-рой может развиваться облиственный побег или гомологичные ему веточка соцветия, цветок, колючка, усик.

ПАЗУХИ воздухоносные, полости в лобной, верхнечелюстной, основной и решётчатой костях черепа. Заполнены воздухом, поступающим через нос.

ПАЗУШНАЯ ПОЧКА, почка, образующаяся в пазухе листа.

ПАЗЫРЫКСКИЕ КУРГАНЫ, группа больших курганов в урочище Пазырык, на правом берегу р. Б. Улаган на терр. Улаганского р-на Горно-Алтайской АО. Представляют собой могилы родовых или племенных вождей, сооружённые в осн. в 5-4 вв. до н. э. (по мнению др. исследователей, в 3 в. до н. э.). Исследовались в 1929 (М. П. Грязнов и С. И. Руденко) и 1947-49 (С. И. Руденко). В П. к. были открыты прямоугольные ямы глубиной до 4 л и пл. ок. 50 м2, в к-рых стояли погребальные камеры (бревенчатые срубы) высотой до 2 м, с полом, двойными стенами и потолками, покрытыми берёстой, кустарником и, до краёв ямы,- накатом из брёвен. Затем был насыпан небольшой земляной холм, а сверху - мощный слой дикого камня. Вследствие значит. высоты урочища Пазырык, особенностей климата и конструкции курганов вскоре после их сооружения под ними образовалась многолетняя мерзлота, обеспечившая хорошую сохранность всего положенного в могилу, в частности бальзамированных погребённых (на одном обнаружена татуировка) в колодах-саркофагах, трупов лошадей, захороненных на накате к С. от могильной ямы, вне погребальной камеры. Хорошо сохранились изделия из дерева, тканей, войлока, меха и кожи - предметы одежды, домашнего обихода, средства передвижения и др. Находки дают полное представление о физич. типе и культуре погребённых. Многочисленны произведения иск-ва, выполненные в своеобразном зверином стиле, и принадлежности конской сбруи. Интересны древнейший из известных художественно выполненный переднеазиат. ворсовый ковёр, а также тончайшей работы шерстяные переднеазиат. ткани и вышитая кит. шёлковая ткань. Эти находки свидетельствуют о широких культурных связях древнего населения Алтая.

Пазырыкские курганы: 1 - погребальная камера в кургане № 3; 2 - седло из кургана № 1 (вид сверху и сбоку); 3 - принадлежности для курения конопли (медная курильница на ножках, медная курильница на поддоне, дре