БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481ивалась на протяжении столетий в рамках различных религ.-филос. систем - индуизма, буддизма, джайнизма, позднее-ислама, сикхизма (см. Индия, раздел Философия). С 9 в. доминирующую роль начинает играть ислам. Широкое распространение получает мистич. философия суфизма (гл. ордена: Сухравардийя и Чиштийе), с 15- 16 вв.- учение секты исмаилитов. Антифеод. движения выступали под лозунгами религ. течений махдизма, рошани, бхакти и др. Разложение феод. общества, поиск путей к социальному и культурному возрождению обусловили появление в 18 в. философии "переходного периода", развитой Ахмадом Абд-ур-Рахимом, Шахом Валиуллой, к-рый пришёл к мысли о необходимости "новой ориентации" ислама. Принципы последней разработал в 19 в. Саид Ахмад-хан, выдвинувший программу "возрождения" мусульм. общины посредством культурного просветительства; он ратовал за пропаганду достижений европ. науки, считал обязательным совр. толкование исламских догм и предписаний. Политич. взгляды Саид Ахмад-хана способствовали росту коммуналистских тенденций, а просветительская деятельность сыграла видную роль в формировании мусульм. интеллигенции. Основатель религ. секты ахмадие Мирза Гулям-Ахмад (19 в.) подверг пересмотру исламские догматы о конечности пророчества и джихаде. Наиболее полную бурж.-просветительскую интерпретацию филос.-этич. учения ислама дал Мухаммад Икбал (1-я пол. 20 в.), разработавший учение о человеке как созидат. личности, соучастнике бога-творца. В области политики Икбал выступал с позиций "мусульманского национализма", поддерживал теорию "двух наций" М. Джинны.

После образования П. (1947) ислам, признанный его офиц. гос. идеологией, продолжает играть ведущую роль в обществ, сознании. Религ. философы, придерживающиеся консервативной ориентации в социальной жизни и стоящие на позициях абс. фатализма, выступают как "традиционалисты", требующие следовать нормам и традициям средневековья, или как "возрожденцы", типа идеолога партии "Джамаат-и-ислам" Абул Ала Маудуди. Последние выдвигают в качестве идеала раннеислам. общество 7-8 вв., защищая фактически принципы феод.-теократич. гос-ва. В форме "возрожденчества" выражают свои взгляды также и те, кто выступает за реформы и прогрессивные социальные преобразования. "Возрожденцы" этого типа развивают идеи Шаха Валиуллы, акцентируя демократич. элементы в раннем исламе. Ведущее направление философии П. 1960-х гг. стремится реформировать ислам, приспособить его к требованиям современности. Представители этого направления продолжают линию Саид Ахмадхана и Мухаммада Икбала; они выступают против абс. фатализма, отстаивают свободу воли человека и обосновывают необходимость личной инициативы, пытаются примирить религию с наукой. В области политич. теории исламские реформаторы выступают с позиций "мусульманского национализма", но видят идеал "исламского" гос-ва не в теократич. деспотии, а в парламентской демократии (А. Брохи, И. X. Куреши). Приобретают популярность теории т. н. исламского социализма, различные по своему социальному содержанию. Среди академич. философов пользуются влиянием различные течения зап.-европ. (преим. английской) идеалистич. философии (К. А. Хаким, Шариф, К. А. Кадир). В 1960-х гг. получили значит. развитие социологич. исследования под воздействием совр. амер. социологии. Филос. журналы: "Pakistan Philosophical Journal" (с 1958), "Iqbal Review" (с 1961), "Iqbal" (с 1952). Степанянц.

Историческая наука. Первыми историками были хронисты. Известно, что с 9 в. н. э. историч. хроники велись при дворах мусульм. правителей Синда, а с 12 в.- Пенджаба. Постепенно сложилось неск. осн. типов, или жанров, историч. работ: династийные истории; генеалогич. сочинения; истории отдельных историко-культурных областей (старейшая из них - "Чачнема" Мухаммада Али по истории Синда, 9 в.). Создавались труды по истории царствования отдельных выдающихся правителей (Абдул Хамид Лахори, 17 в.), по истории философии (Ахмад Таттави, 16 в.), литературы (Али Шер Кани, 18 в.), а также многочисл. сочинения (часто компилятивные) по всемирной истории, о жизни сподвижников пророка Мухаммеда, деяниях видных мусульм. миссионеров, глав религ. орденов и т. п. Развитие традиц. жанров в историч. науке продолжалось вплоть до 2-й пол. 19 в.

Рост антиколониалистских и патриотич. настроений в кон. 19 - нач. 20 вв. пробудил интерес к историч. прошлому: в Лахоре, Карачи и др. городах возникли органы историч. периодики, историч. науч. об-ва, начали публиковаться первые историч. работы совр. типа. Появились издания критич. текстов (М. Калич-бег), этнографич. исследования (М. Хаят-хан), очерки истории отдельных р-нов и борьбы их населения с иноземными захватчиками (X. Б. Джатой), истории ислама и мусульм. общины в Юж. Азии.

После образования П. (1947) изучение этих проблем с позиций мусульм. национализма становится одним из главных в пакист. историографии (И. X. Куреши, Махмуд Хусейн, Ш. Абдур Рашид, А. X. Сиддики, Рази Васти), большое внимание уделяется также истории образования П. (И. X. Куреши, С. М. Икрам, Г. А. Аллана). значит. развитие получает изучение проблем политич. и социальной истории народов, населявших терр. совр. П. и Индии в ср. века (С. Моинул Хак, Риазул Ислам). Активизируется изучение и издание письм. памятников историч. прошлого (П. X. Рашди, Абдул Кадир, Н. А. Балоч). Складывается пакист. археол. школа, ведётся исследование актуальных науч. проблем, связанных с изучением генезиса и развития протоиндской цивилизации и др. (Ф. А. Хан, А. X. Дани, М. Шариф, Ф. А. Дуррани, М. Р. Мугал). Вместе с тем развитие демократич. движений в стране стимулирует работы пакист. историков по исследованию проблем антиколон, борьбы народов П. и истории нац.-демократич. и революц. движений в стране (Гул-хан Насир, А. Малик, С. С. Хасан и др.).

Историч. журналы "Тарих-и-сиасат" (на урду), "Pakistan Archeology", "Journal of the Pakistan Historical Society", "Journal of the Panjab University Historical Society". Ю. В. Ганковский.

Языкознание. Осн. лингвистич. работы развивают традиции инд. языкознания (см. Индия, раздел Языкознание) и посвящены исследованию языков П.: новоинд., иранских, дардских и др., а также английского. Большую роль в развитии языкознания сыграли работы Анвара С. Дила (урду, панджаби, экстралингвистические проблемы), Шейха Икрама Уль-Хака (ленди и урду), Калима Мухаммада Смусу Хана (ленди), Кадира Хана (пушту и урду), Балоч Наби Вакиш Хана (синдхи) и др. В 1961 была создана Лингвистич. исследовательская группа П. (The Linguistic Research Group of Pakistan). В 1962 и 1963 состоялись 1-я и 2-я лингвистич. конференции, результатом к-рых было издание сб-ков под ред. Анвара С. Дила: "Pakistani Linguistics" (1962) и "Pakistani Linguistics" (1964).

Лингвистич. группа П. издаёт сб. "Studies in Pakistani Linguistics" и справочник со сведениями о лингвистах П. ("A Directory of Pakistani Linguists and Language Scholars").

Большое внимание уделяется вопросам истории языков. Развита лексикография (напр., "The Students' Standard English-Urdu Dictionary", Karachi, 1952; "A Comprehensive dictionary of Sindhi language", Karachi, 1960, и др.). Ю. А. Смирнов.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

В нач. 70-х гг. в П. работало св. 80 науч. учреждений, в к-рых было занято 6,5 тыс. науч. сотрудников и 3,3 тыс. инженеров. Науч. учреждения финансируются гос-вом (50% расходов - правительств. отраслевые Исследоват. советы, 45% - гос. Исследоват. лаборатории и 5% - ун-ты). Расходы на науку составляют ок. 0,1% валового нац. продукта страны. Координацию и направление деятельности науч. учреждений, а также разработку рекомендаций пр-ву по развитию науч. исследований осуществляет Нац. совет по вопросам науки (1961). Работами (гл. обр. прикладными), направленными на развитие нац. промышленности, руководит Пакист. совет науч. и технич. исследований в Карачи (1953), к-рому подчинены лаборатории в Карачи, Пешаваре и Лахоре. В 1952 основан Ин-т стандартов. Исследования по мирному применению атомной энергии и радиоактивных материалов организует правительств. Пакист. комиссия по атомной энергии в Карачи (1956), к-рой подчинены Пакист. ин-г ядерных исследований и технологии в Исламабаде (1960) с исследоват. ядерным реактором; Атомный центр (Лахор) и исследоват. центры по применению атомной энергии в с. х-ве (Тандоадам) и в медицине (Карачи, Лахор, Джамсхоро). В 1947 организованы геологич. служба П. в Кветте и Департамент метеорологии в Карачи, в 1961 - правительств. Комитет по изучению верхних слоев атмосферы и космического пространства. В 1958 основан Геофизич. институт в Кветте.

Исследования в области с. х-ва и смежных отраслей координирует правительств. Сельскохозяйственный н.-и. совет П. в Карачи (1964); в области медицины - Пакист. мед. исследоват. совет (Карачи, осн. в 1953, реорганизован в 1962). Развитию исследований в разных областях содействуют финансируемые гос-вом науч. об-ва - Пакист. ассоциация развития науки (Лахор, 1947), С.-х. экономич. об-во П. (Карачи, 1958), Пакист. мед. ассоциация (Карачи), Всепакист. гомеопатич. ассоциация (Карачи, 1949) и др. В 1953 осн. Пакист. академия наук.

В области философии науч. исследования ведут находящиеся в Лахоре Пакист. философский конгресс (осн. в 1954), Пакист. социологическая ассоциация (осн. в 1963), Исламская академия (осн. в 1957), а также Академия Шаха Валиуллы в Хайдарабаде. Крупнейшими центрами исторической науки являются ун-ты Лахора, Хайдарабада, Пешавара, Карачи, а также Департамент археологии, Институт по изучению Центр. и Зап. Азии (Карачи), Ин-т синдологии (Хайдарабад), Ин-т междунар. отношений (осн. в 1947, Карачи). Вопросы экономики изучаются в Н.-и. экономич. ин-те (осн. в 1955), Пакист. совете экономич. исследований (осн. в 1919), Экономич. ассоциация П. (осн. в 1958) и в др. учреждениях. Проблемами гуманитарных наук заняты также Центр. ин-т исламоведения (осн. в 1960, Исламабад) и Академия Икбала (осн. в 1951, Карачи).

Лит.: Nambiar К. G., A cultural history of India and Pakistan, [v. 1], Nileshwar, 1957; Вashara A. L., Aspects of ancient Indian culture, Bombay, [1966]; Pakistan year-book, 1971, Karachi, 1971; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963; С т е р а н я я ц М. Т., Философия и социология в Пакистане, М., 1967; S m e t R. V. d e, Philosophical activity in Pakistan, Lahore, 1961; Abdur Rauf, Renaissance of Islamic culture and civilization in Pakistan, Lahore, 1965. Ю. В. Ганковский.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1971 в П. (в совр. границах) издавалось 1332 периодич. издания, в т. ч. 91 ежедневная газета, 19 - выходящих 2 раза в неделю и 260 еженедельников. Периодич. издания публиковались на языках: урду, английском, синдхи, гуджарати, пушту, панджаби, персидском, арабском, балучи, брагуи. Крупнейшие газеты: "Джанг", изд. в Карачи, Равалпинди и Кветте на урду; "Доон" ("Dawn"), с 1942, изд. в Карачи и "Пакистан тайме" ("The Pakistan Times"), с 1946, изд. в Лахоре и Равалпинди,- обе газеты на англ. яз.; "Имроз", изд. в Лахоре и Лайалпуре на урду; "Машрик", изд. в Карачи, Лахоре и Кветте на урду; "Нава-и вакт", изд. в Лахоре и Равалпинди на урду; "Мусават", изд. в Лахоре, Лайалпуре и Карачи на урду. Информационные агентства: "Ассошиэйтед пресс оф Пакистан" (осн. в 1948), "Пакистан пресс интернэшонал" (осн. в 1952), "Юнайтед пресс оф Пакистан" (осн. в 1948) и др.

В 1947 имелись 2 радиостанции в Лахоре и Пешаваре. В 1973 радиостанции имелись в Карачи, Хайдарабаде, Мултане, Лахоре, Равалпинди, Кветте и Пешаваре. Передачи ведутся на 24 языках: урду, англ., бенг., кашмирском, синдхи, пушту, балучи, араб-, перс., суахили и др.

Первая опытная телевиз. станция открыта в Лахоре в 1964; в 1967-69 открыты станции в Карачи и Равалпинди - Исламабаде. Все они функционируют под управлением Нац. телевиз. корпорации (осн. в 1967). Ю. В. Ганковский.

ХIII. Литература

Пакист. лит-pa развивается с 1947 на основе нац. лит-р урду, синдхи, панджабской, пушту, гуджаратской, белуджской, бенгальской (до 1971) и общего фольклорно-лит. и культурного наследия народов Сев. Индии. В силу политич. и идеологич. условий доминирующее значение приобрела в лит. наследии на