БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481родов П. такая межнац. лит. общность, как лит-pa урду. В 50-60-х гг. зародилась письм. лит-pa на языках и диалектах малых этнич. групп (брагуи и др.).

Лит-ры народов П. длит. время развивались в тесном взаимодействии, что привело к сближению художеств. образности и типологич. сходству, а распространённая в этом регионе религия ислам способствовала воздействию на лит. процесс перс. и, в меньшей степени, араб. лит. традиций.

Для лит-ры кон. 40-х гг. характерно усиление религиозно-общинных тенденций, стремление мн. писателей отойти от традиций "индусской" лит-ры и противопоставить ей мусульманскую традицию. С этим связано усилившееся заимствование перс. и араб. лексики, усложнение поэтич. образности, особенно в лит-ре на урду. Однако этим тенденциям было оказано сопротивление со стороны писателей, объединившихся в 1949 в Ассоциацию прогрессивных писателей П. (АППП) во главе с А. Н. Касми (р. 1916), вскоре запрещённую властями. В 1955 на её основе возникла Ассоциация свободомыслящих писателей, также просуществовавшая недолго. Писатели модернистского толка объединились в "Кружок любителей изящного", их осн. печатный орган - журн. "Адаби дунья". В 1959 при поддержке властей была создана "Гильдия писателей Пакистана", осн. задача к-рой - защита проф. прав писателей. В 1972 восстановлена АППП, однако её влияние распространяется на сравнительно узкий круг писателей. С образованием Народной Республики Бангладеш (1971) начинается новый этап истории лит-ры на бенг. яз.

Главенствующими в лит-ре П. являются реалистич. и отчасти романтич. направления (гл. обр. в поэзии). В 50-60-е гг. значит. распространение получили различные модернистские течения. С сер. 60-х гг. отмечается влияние маоистских и религиозно-шовинистич. идей. Большое внимание уделяется переводам - как взаимным с языков народов П., так и с зап.-европ. языков. Опубл. переводы произв. рус. классики (Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь и др.) и сов. лит-ры (М. Горький, Н. А. Островский, М. А. Шолохов, В. В. Маяковский, К. Г. Паустовский и др.).

Наиболее известными поэтами урду являются Джош Малихабади (р. 1898), Фаиз Ахмад Фаиз (р. 1911), А. Н. Касми (выступающий и как прозаик), Захир Кашмири (р. 1919), Эхсан Даниш (р. 1914), Фариг Бухари, Катиль Шифаи, Хабиб Джалеб, Абдул Матин Ариф. В группу поэтов-модернистов входили Мираджи (1910-49), Н. М. Рашид, Джилани Камран и другие. Развиваются прозаические жанры - роман и рассказ. Наиболее популярные прозаики - реалисты С. X. Манто (1912- 1955), Гулам Аббас (р. 1909), Мирза Адиб (р. 1914), Ибрахим Джалис, Шаукат Сиддики, Хадиджа Мастур, Хаджра

Масрур, Абдулла Хусейн, Джамила Хашми, Азиз Ахмад, Кудратулла Шахаб, Интизар Хусейн, Ашфак Ахмад. Широкое распространение получила "массовая" лит-pa - детективный и мусульманский романы (М. Ислам, Раис Ахмад Джафри, Насим Хиджази, Рашид Ахтар). С пьесами выступили Мирза Адиб, Асгар Батт, Бано Кудсия и др. Наиболее значит. лит.-критич. исследования принадлежат Сайду Абдулле, Сайду Вакару Азиму, Мухаммаду Садику, Абуллаису Сиддики, Шаукату Сабзвари, Мумтазу Хусейну, Вазиру Are (теоретику модернизма). На урду издаются лит. журналы "Нукуш", "Фунун", "Афкар", "Адаб-е латиф" и др.

Патриотич. идеями пронизано творчество писателей синдхи (поэзия Шейха Аяза, Абдура Раззака, Хари Дилгира, проза Г. X. Балуча, Анджама Халаи, Мухаммада Хасана Саза, Джамалуддина Абру). К АППП примыкал "Литературный союз Синда" (осн. в 1946). Большую работу по собиранию и публикации синдхского фольклора проводит "Литературное бюро Синдэ". Проза заметно отстаёт от поэзии, драматургия представлена слабо. Осн. лит. журн.- "Мехран".

Заметны успехи поэзии пушту: Саид Рахан Захейли (1886-1963), Самандархан Самандар (р. 1901), Амир Хамза Шинвари (р. 1907), Фазл Хак Шейда, Санаубар Хусейн Моманд и др. Проза активно развивается лишь после образования П. Наиболее видные прозаики: Мастер Абдулкарим (1908-61), Хафиз Мухаммад Идрис (р. 1915), Вали Мухаммад-хан Туфан (р. 1919), Аджмал Хаттак (р. 1925), Сеид Мир Махди Шах Махди (р. 1926), Каландар Моманд (р. 1930) и др. Драма и лит. критика на пушту развиты меньше.

Произв. панджабских писателей публикуются в журналах "Панджаби" (с 1951), "Пандж-дарья" (с 1958), "Панджаби адаб" (с 1963). Издание классич. лит-ры осуществляет Панджабская академия (осн. в 1956). Преимущественно развивается поэзия. Поэты старшего поколения Факир Мухаммад Факир, Саин Фироз, Маула Бахш Кушта и др. тяготеют к формализму. В русле традиционной поэзии остаются такие поэты, как Чираг Дин Даман, Хамдам, Джошуа Фазладдин, Абдул Маджид Бхатти. Новое поколение поэтов находится под влиянием зап. лит-ры: Афзал Рандхава, Ахмад Рахи, Мунир Ниязи. Начала формироваться проза (Афзал Эхсан) и литературоведение (Мирза Макбул Бадахшани, Шариф Кунджахи, Мухаммад Асиф-хан). Для лит-ры 70-х гг. характерно пристальное внимание к классич. традициям панджабской лит-ры, к фольклорному наследию, а также обращение многих литераторов, писавших прежде на урду, к панджаби (Фаиз Ахмад Фаиз, Ахмад Салим, Афзал Рандхаваи др.).

Белуджская литература формируется в 60-70-е гг. С патриотическими стихами выступают Гуль-хан Насир (р. 1914), Азад Джамалдини (р. 1918), Мухаммад Хусейн Анка. В журналах "Уман" и "Навае ватан" опубл. свои произведения Абдул Хаким Хакгу (р. 1912), Абдул Рахим Сабир (р. 1919), Мухаммад Исхак Шамим (р. 1923). Первые рассказы опубл. Бадбан Рики, Абдулла Джан Джамалдини, Гулам Мухаммад Шахвани. Создана Белуджская академия (1959), возникли первые лит. кружки.

Гуджаратскую лит-ру представляют прозаики Адиб Куреши, Салик Папатиа, Мухаммад Адиб, поэты Шама Порбандари, Тауфик Хатир, Джафар Мансур.

Лит.: Фаиз Ахмад Фаиз, Многообразие и жизненная сила (О современной литературе и театре Пакистана), "Иностранная литература", 1964, № 4; Сухочёв А. С., Заметки о Гильдии писателей Пакистана, "Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР", М., 1965, № 80; Глебов Н., Сухочёв А., Литература УРДУ, М., 1967; Рассказы писателей Пакистана, пер. с урду, М., 1965; "Браслеты". Новеллы пуштунских писателей Западного Пакистана, М., 1967; Из современной пакистанской поэзии, М., 1973; Bausani A., Storia delle litterature del Pakistan, Mil., 1958.

А. С. Суханов.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На терр. П. раскопками открыты остатки энеолитич. сел. поселений 4-3-го тыс. до н. э. (Амри, Рана-Гхундаи и др.) с домами из камня и сырцового кирпича, руины кам. плотин, террас. Найдены гончарные изделия с росписью, металлич. украшения, глиняные статуэтки женщин и животных. Одно из ранних регулярно спланированных гор. поселений обнаружено в местечке Кот-Диджи (к Ю. от Хайрпура, примерно 3-е тыс. до н. э.). В долине р. Инд открыты города Мохенджо-Даро и Хараппа, центры одной из древнейших в мире высокоразвитых гор. цивилизаций - хараппской (ок. сер. 3 - сер. 2-го тыс. до н. э.). После упадка цивилизации Хараппы следующий важный этап развития художественной культуры также прослеживается в р-не Инда. Средоточием её явилась сев. обл. Гандхара. Здесь к 1 в. сложилось своеобразное иск-вo, достигшее высокого развития в период расцвета Кушанского царства. От этого времени сохранились остатки гражд. (в Таксиле и др.) и культовых сооружений - ступ, чайтъя, буддийских монастырей (Дхармараджика и Джаулиан в Таксиле и др.). Ступы украшались скульптурой (рельефы, лепнина, статуи Будды, бодхисатв, гениев и др.), а также росписями (60 скальных ступ в Мингоре, близ Сайду). Арабы, захватившие в 8 в. Синд, не оставили значит. памятников. Лишь близ Карачи обнаружены остатки города-порта Банбхора с массивными кам. укреплениями и мечетью. Коренные изменения наблюдаются после 11 в., когда в бассейне Инда окончательно закрепились мусульм. феодалы, выходцы с Бл. и Ср. Востока, и наступил период активного проникновения в местную культуру привнесённых извне художеств. традиций и религии ислама. Проявляются новые для П. типы сооружений: мечети, минареты, мавзолеи. Возникают многочисл. укреплённые резиденции, оборонит. сооружения в стратегически важных городах и пунктах (в Мултане, Пешаваре, Лахоре). Массовые здания - глинобитные или из сырцового кирпича, с деревянным каркасом. Монумент. постройки возводятся гл. обр. из обожжённого кирпича, в их отделке широко применяются панели, заполненные мозаичными узорами из плиток синего, белого, зелёного и жёлтого цветов, резьба по дереву. В культовой архитектуре 13-15 вв. заметно влияние крепостного зодчества (мавзолей Рукни-Алам в Мултане, 14 в., с наклонными стенами и мощными бастионами). Большое стр-во развернулось в 16-17 вв. при Великих Моголах. Города обносились массивными стенами с башнями и воротами, окружались кольцом садов. Вне гор. стен сооружались мощные форты с дворцами, правительств. и культовыми зданиями. В крупнейший укреплённый город-резиденцию превратился Лахор. значит. постройки 16-17 вв. сохранились в Татте: мечеть Шах-Джахана, мавзолеи кладбища на холме Макли - Мирза Иса Хана и др. В связи с тем что ислам осуждал воспроизведение живых существ, развитие скульптуры тормозилось, изображения животных и человека распространены были преимущественно в миниатюрной живописи. Наивысшего расцвета в 16-17 вв. достигла могольская миниатюра (см. Моголъская школа), В 18 в. с общим упадком страны, вызванным распадом Могольской империи и вторжением иранских и афганских завоевателей, наметился упадок в развитии местной архитектуры и изобразит. иск-ва, усилившийся в период англ. колониального господства (сер. 19 в.-1947). Мн. старинные города и ремесл. центры угасают. Во 2-й пол. 19 в. возникают и развиваются города, в к-рых строятся сооружения новых типов: порты, вокзалы, муниципалитеты. В кон. 19-1-й пол. 20 вв. заметно подражание постройкам 17 в. с их куполками, аркадами, орнамент, резьбой по камню или цветными глазурованными плитками. В стр-ве принимают участие англ. зодчие. Они привносят в архитектуру формы англ. неоклассики и неоготики. После образования П. (1947) в стране интенсивно развивается стр-во. Проявляются новые города (Даудхейль, Новый Кхаур), регулярно распланированные, застроенные гл. обр. малоэтажными домами с внутр. двориками. Строится новая столица Исламабад. Продолжается стр-во мечетей и мавзолеев в традиц. формах, с использованием совр. конструкций. Развивается изобразит. иск-во. На традиции могольской миниатюры и древнейших инд. росписей опираются живописцы А.Р. Чугтаи, А. Бакш, Ф. Рахамини и др. Реалистич. направление европ. толка представляют художники Гулги и др. На путь подражания зап. модернизму стали живописцы Ш. Али, Садекуайн, живописец и скульптор 3. Агха. Декоративно-прикладное иск-во представлено такими древнейшими видами кустарного производства, как обработка металла, гончарство, ковроделие, вышивка, резьба по кости и дереву.

Народное жилище.

Здание муниципалитета в Карачи. Начало 20 в.

Декоративно-прикладное искусство Пакистана. 1. Керамический сосуд из Амри. 3-е тыс. до н. э. 2. Расписное блюдо из Пешавара. Археологический департамент Раджастхана (Индия). 3. Вышитый коврик из Лахора. Около 1700.

Устад Мансур. "Два журавля ". 1-я четверть 17 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

Лит.: Короцкая А. А., Архитектура Пакистана, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 11, М., 1973; Painting in Pakistan, Karachi, [s. 1. - ]; Rajput А. В., Architecture in Pakistan, Karachi, 1963; Jalal Uddin Ahmed, Art in Pakistan, 3 ed., Karachi, 1964; Muslim architecture and art treasuries in Pakistan, Karachi, 1965. А. А. Короцкая.

XV. Музыка

Муз. иск-во П. вобрало культурные ценности, созданные на протяжении столетий народами Индии, Афганистана и Ирана. Наиболее самобытна нар. музыка, имеющая в каждом районе локальные формы, традиции исполнительского иск-ва. Проф. (или классич.) музыка по содержанию, выразит. средствам и технике исполнения более сложна - она богато орнаментирована и насыщена тонкими эмоциональными нюансами. Каждое произведение как инструментальное, так и вокальное, импровизируется на основе одного из традиц. ладо-ритмич. построений - раги. В музыке П. различают 7 осн. тонов, аналогичных европ. системе, хотя в отличие от неё строй не темперирован и октава содерж