БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481судебном порядке по заявлению любого из родителей, опекуна (попечителя), лица, на иждивении к-рого ребёнок находится, а также самого ребёнка по достижении им совершеннолетия. Условия, при к-рых суд может установить О., закреплены в кодексах о браке и семье союзных республик (напр., ст. 48 КоБС РСФСР). На основании совместного заявления родителей или решения суда об установлении О. либо факта признания О. в книге регистрации рождений производится соответствующая запись, а также выдаётся свидетельство о рождении ребёнка. С актом регистрации О. связывается возникновение родительских прав и обязанностей.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ, традиционное назв. виднейших деятелей христ. церкви 2-8 вв., создавших её догматику и организацию. Главные О. ц. в католицизме- Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий, в православии - Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст,Иоанн Дамаскин. Церковь считает О. ц. лишь тех, к-рые причисляются ею к лику святых и учение к-рых признаётся ортодоксальным (напр., такие видные раннехрист. мыслители, как Ориген и Тертуллиан, не включаются в число О. ц.). См. также Патристика.

ОТЧЕНАШЕК (Otcenasek) Ян (р. 19. 11.1924, Прага), чешский писатель. Окончил торг. уч-ще. В годы нем.-фаш. оккупации Чехословакии работал на заводе, участвовал в Движении Сопротивления. Лит. деятельность начал в послевоен. годы. Автор романов "Широким шагом" (1952), "Гражданин Брих" (1955, рус. пер. 1957), обращённых к нравств. и обществ. проблемам периода строительства социалистич. общества. В романе "Хромой Орфей" (1964, рус. пер. 1966), в повести "Ромео, Джульетта и тьма" (1958, рус. пер. 1960) О. раскрывает трудную судьбу поколения, чья юность пришлась на годы фашизма. Гос. пр. им. К. Готвальда (1956).

Лит.: Бенштейн И., Олонова Э., Современный чешский и словацкий роман, М., 1962; Hajek J., Otcenasek, в кн.: Literatura a zivot, Praha, 1955.

ОТЧЕСТВО, в СССР часть родового имени, к-рая присваивается ребёнку по имени отца при регистрации рождения. При рождении ребёнка у женщины, не состоящей в зарегистрированном браке (если отцовство в определённом законом порядке не установлено), О. ребёнка записывается по указанию матери. Изменение О. допускается по достижении 18 лет в порядке, установленном Указом Президиума Верх. Совета СССР от 26 марта 1971 "О порядке перемены гражданами СССР фамилий, имён и отчеств" ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1971, № 13, ст. 146).

ОТЧЁТНОСТЬ в СССР, одна из осн. форм статистич. наблюдения. Программа О. представляет систему показателей, характеризующих итоги деятельности предприятия, орг-ции, учреждения за отчётный период. Данные О. являются базой для составления нар.-хоз. планов и служат орудием контроля за их выполнением. О. подразделяется на статистич. и бухгалтерскую; срочную и почтовую; годовую, полугодовую, квартальную, месячную, десятидневную. Статистич. О. подразделяется на межотраслевую и отраслевую.

В СССР сложилась стройная система гос. О. и упрочился рациональный порядок её представления и обработки. До кон. 50-х гг. О. поступала по двум каналам - через органы ЦСУ СССР и по ступеням подчинённости отд. ведомств. С 1960 межотраслевая О. в основном поступает через органы гос. статистики для обработки и последующего представления данных руководящим органам, плановым и хоз. орг-циям всех уровней управления. Своей вышестоящей организации по подчинённости предприятия, стройки и организации высылают копии почтовых отчётов для использования в оперативных целях. Отраслевая О. поступает в основном в организации соответствующих отраслевых мин-в и ведомств для обработки и сводки. Построение форм О. строго унифицировано и типизировано.

Общесоюзный минимум показателей для всех отраслей нар. х-ва и формы статистич. О. для предприятий, орг-ций и учреждений, входящих в систему мин-в и ведомств СССР, а также для колхозов утверждает ЦСУ СССР. ЦСУ союзных республик утверждают объёмы и формы О. для предприятий, орг-ций и учреждений местного подчинения, а также при необходимости дополнит. О. для предприятий и орг-ций союзного и союзно-республиканского подчинения исходя из экономич. особенностей отд. р-нов и в соответствии с утверждёнными Сов. Мин. союзных республик хоз. планами. Формы бухгалтерской отчётности утверждает Мин-во финансов СССР совместно с ЦСУ СССР. Руководители предприятий могут устанавливать краткую внутризаводскую О. для контроля за работой цехов, бригад и участков. ЦСУ СССР, ЦСУ союзных республик и статистич. управлениям областей, краёв и АССР предоставлено право отменять О., не утверждённую в установленном порядке. Т. В. Волков.

ОТЧИМ, неродной отец, супруг женщины, имеющей детей от др. брака. По сов. праву О. не имеет личных прав и обязанностей (см. Родительские права и обязанности) по отношению к этим детям (пасынкам, падчерицам). Он обязан содержать несовершеннолетних пасынков и падчериц лишь в случае, если они находятся у него на воспитании или содержании и не имеют родителей или если у родителей нет достаточных средств на содержание детей. В свою очередь, пасынки и падчерицы должны содержать нетрудоспособного, нуждающегося в помощи О., в'оспитывав-шего или содержавшего их. Суд может освободить пасынков и падчериц от обязанности содержать О., если он воспитывал или содержал их в течение незначит. срока (напр., по законодательству РСФСР - менее 5 лет), а также если он не выполнял надлежащим образом своих обязанностей как воспитатель.

ОТЧИСЛЕНИЯ ОТ ПРИБЫЛИ, см. Платежи из прибыли.

ОТЧУЖДЕНИЕ, объективный социальный процесс, присущий классово антаго-нистич. обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоят. силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоки О.- в антагонистич. разделении труда и частной собственности. О. выражается в господстве овеществлённого труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих социальных групп и классов, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда. О. является исторически-преходящей формой опредмечивания человеком своих способностей и связано с овеществлением и фетишизацией социальных отношений. О. получает и определённое психологич. выражение в сознании индивида (разрыв между ожиданиями, желаниями человека и нормами, предписываемыми антагонистич. социальным порядком, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества, разрушение норм поведения и т. п.). При О. общее для всех классово антагонистич. обществ противоречие между личностью и социальными институтами дополняется специфич. восприятием социального и культурного мира как чуждого и враждебного личности. Это особенно обостряется с возникновением бурж. отношений, к-рые привели к распаду традиционно-патриархальных обществ. связей, где личность растворена в социальном целом, и к формированию индивидуализма с характерным для него противопоставлением личности социальным институтам.

Процессы О. осмыслялись в истории обществ. мысли прежде всего в русле романтич. критики капитализма. Теоретики общественного договора (Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо и др.), истолковывая возникновение общества как акт передачи, О. человеком своих прав политич. организму, видели в этом источник порабощения человека, утраты им своей первоначальной свободы. Ф. Шиллер, констатируя внутр. расколотость человека нового времени, рассматривает её как последствие разделения труда и видит в эстетич. сфере путь к восстановлению утраченной цельности. Эта линия эстетич. критики бурж. общества и связанного с ним О. была развита нем. и франц. романтизмом, противопоставившим миру О. идеал целостной патриархальной общинной жизни. Категория О.- одна из центральных в философии Гегеля. Она является способом конструирования его филос. системы: природа и история суть объективация, О. абсолютного духа. Помимо этого, категория О. характеризует у Гегеля специфич. отношение человека к созданной им реальности в условиях бурж. правового общества. В ч Феноменологии духа", анализируя бурж. общество - мир "отчужденного от себя духа", Гегель отмечает, что действительность предстаёт здесь для индивида как "... нечто непосредственное отчужденное..."; самосознание "... создаёт свой мир и относится к нему как к некоторому чуждому миру, так что отныне оно должно завладевать им" (Соч., т. 4, М., 1959, с. 264, 263). Реальное О. истолковывается Гегелем как О. духа, а преодоление О.- как теоретич. осознание неистинности О. В этом и состоит тот "некритический позитивизм" Гегеля, к-рый был отмечен К. Марксом; Гегель не проводит различия между объективацией и О., отождествляет О. с опредмечиванием человеческих способностей. Л. Фейербах в своей критике Гегеля даёт антропология, интерпретацию О. Рассматривая религию в качестве О. предметно-чувств. сущности человека, причины этого О. он видит в психологич. состояниях - чувстве зависимости, страхе и т. п. Чувств. природа человека трактуется им как "неотчуждаемый" фундамент человеческой жизни и противопоставляется неистинному миру О.- идеализму, теологии и пр. Эта линия противопоставления "истинного" и "неподлинного" состояния, мира О. и любви в ещё большей мере усиливается у младогегельянцев (Б. Бауэр, М. Гесс), у различных мелкобуржуазных идеологов 40-х- 50-х гг. 19 в. (П. Ж. Прудон, М. Штирнер и др.).

Марксистское понимание О. формировалось в полемике как с объективно-идеалистич. концепцией О., так и с антрополого-психологистич. его истолкованием. Критикуя романтико-утопич., моралистич. представления об О., основоположники марксизма противопоставили этому взгляд на О. как на объективный социальный процесс. По мере становления материалистич. понимания истории углублялось и понимание О. От анализа О. в сфере духовной жизни (религия, идеалистич. философия) К. Маркс и Ф. Энгельс перешли к изучению О. в политич. жизни (бюрократии, роли гос-ва), а затем и к осмыслению процессов О. в экономич. сфере. В работах нач. 1840-х гг. анализируется проблема отчуждённого труда: О. от процесса и результатов труда, О. рабочего от его родовой, социальной сущности и, наконец, О. рабочего от самого себя. Если в этих работах Маркс и Энгельс ещё выводят О. из отношения рабочего к своему труду, то уже в "Немецкой идеологии" (1845-46) и особенно в экономич. работах Маркса 1860-70-х гг. в качестве источников О. выступают глубокие социально-экономич. изменения - капиталистич. разделение труда, стихийный характер совокупной социальной деятельности в условиях антагонистич. формаций, господство частной собственности и товарно-денежных отношений, превращение труда в средство существования, частичных социальных функций в пожизненное призвание определённых лиц, слоев, классов. Под анализ О. был подведён науч. фундамент - экономич. теория марксизма, учение о товарном фетишизме.

В работах Маркса и Энгельса раскрыты следующие основные моменты О. в капиталистическом обществе: 1) О. самой деятельности человека, к-рый выходит из процесса труда обеднённым и опустошённым, "... отчужденность содержания труда по отношению к самому рабочему..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 440). 2) О. условий труда от самого труда. "... Объективные условия труда приобретают все более колоссальную самостоятельность по отношению к живому труду, самостоятельность, выражающуюся уже в самом их размере,... общественное богатство во все более мощных скоплениях противостоит труду как чужая и господствующая сила" (там же, ч. 2, с. 346-47). Рабочему противостоят в отчуждённой форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно очевидно в О. управления производством и в О. науки от рабочего. "Наука выступает как чуждая, враждебная по отношению к труду и господствующая над ним сила..." (там же, т. 47, с. 555). 3) О. результатов труда от наёмного рабочего, приводящее к тому, что "... созданное им богатство противостоит как чуждое богатство, его собственная производительная сила - как производительная сила его продукта, его обогащение - как самообеднение, его общественная сила - как сила общества, властвующего над ним" (там же, т. 26, ч. 3, с. 268). 4) Отчуждённость социальных ин