БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

. Замерзает с ноября по май. Каскад ГЭС, сплав леса. Судо-ходна на отд. участках. В устье - мор. порт Оулу.

ОУЛУЯРВИ (Oulujarvi), озеро в ср. части Финляндии. Состоит из неск. плёсов, общей пл. 887 км2. Выс. уровня 123 м, глуб. до 34 м. Ок. 500 островов, в т. ч. значит. о. Манамансало. Берега извилистые, покрыты лесом. Ледостав с сер. ноября до сер. мая. Из О. вытекает р. Оулу-Йоки, впадающая в Ботнический зал. Балтийского м. Судоходство, рыболовство. Вблизи юго-вост. побережья - г. Каяни.

ОУНАС-ЙОКИ, Оунасйоки (Оunasjoki), река на С.-З. Финляндии, правый приток р. Кеми-Йоки. Дл. ок. 340 км. Верхний участок проходит по окраине возвышенности Оунасселькя, средний и нижний - по лесистой заболоченной равнине. Летнее половодье. Ледостав с октября по май. Лесосплав. Вблизи устья - г. Рованиеми.

ОУНАССЕЛЬКЯ (Ounasselka), возвышенность на С.-З. Финляндии. Дл. ок. 200 км, вые. до 821 м (г. Палластунтури). Сложена преим. докембрийскими кристаллич. и метаморфич. породами. Поверхность платообразная с отд. останцовыми вершинами и моренными грядами. Много ледниковых озёр. Сосновые леса, берёзовое редколесье. На вершинах - горная тундра. На севере О.- нац. парк Паллас-Оунастунтури с музеем природы и лыжного спорта.

ОУС, посёлок гор. типа в Свердловской обл. РСФСР, подчинён Ивдельскому горсовету. Расположен между реками Б. Оус и М. Оус (басс. Оби). Ж.-д. станция на линии Ивдель - Сергино. Леспромхоз.

ОУЦЗЯН, река в Вост. Китае. Дл. 338 км, пл. басс. 17,9 тыс. км2. Берёг начало в сев.-вост. отрогах хр. Уйшань, протекает по горно-холмистой местности, впадает в Вост.-Китайское м., образуя эстуарий. Ср. расход воды в ниж. течении 510 м3/сек, летние паводки. Используется для орошения. На О.- гг. Лишуй, Цинтянь, вблизи устья - мор. порт Вэньчжоу.

ОУЭН (Owen) Ричард (20.7.1804, Ланкастер,-18.12.1892, Лондон), английский зоолог, анатом и палеонтолог. Окончил мед. курс в госпитале Сент-Бартоломью в Лондоне. Проф. Королевского ин-та в Лондоне, в 1856-83 работал в Британском музее. Труды по ископаемым млекопитающим, пресмыкающимся, земноводным и птицам; монографии по моллюскам (Nautilus), плеченогим, двоякодышащим рыбам и приматам. В 1863 впервые описал юрскую птицу археоптерикс. Разрабатывал проблему аналогии и гомологии органов. Однако О. не видел в гомологии доказательства общности происхождения животных. Идеалистические воззрения О. наиболее ярко выражены в его представлениях об архетипе.

Соч.: A history of British fossil reptiles, 1 - 4, L., 1849-84; On the anatomy of vertebrates, v. 1 - 3, L., 1866-68.

ОУЭН (Owen) Роберт (14.5.1771, Нью-таун, Уэльс,-17.11.1858, там же), английский социалист-утопист. Сын ремесленника. Окончил приходскую школу, затем усиленно занимался самообразованием. С 1781 служил в торг. заведениях. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. сблизился с англ. физиком и химиком Дж. Дальтоном, вошёл в лит.-философское об-во. С 1791 предприниматель. В 1794-95 осн. Чорлтонскую хлопкопрядильную компанию. В 1800-29 был управляющим прядильного предприятия в Нью-Ланарке (Шотландия). Важным моментом в формировании мировоззрения О. явился разрыв с ортодоксальным христианством. Знакомство с рационали-стически-материалистич. философией Просвещения привело О. к выводу, что её идеалы столь же далеки от воплощения, как и христианские. Наблюдая первые, преимущественно социальнопсихологич. ("порча характера" правящих и управляемых), последствия промышленного переворота и исходя из социологич. и этич. концепций просветительской философии, О. пришёл к представлению о решающем влиянии человеческого характера на индивидуальные и ист. судьбы. Согласно О., во главе общества испокон веков стояли люди, к-рые не понимали законов, со строгой детерминированностью управляющих Вселенной, и в своей деятельности искажали эти законы. Отрицая принцип свободы воли, к к-рому он сводил все бурж. учения, О. утверждал, что нельзя возлагать на страдающие массы ответственность за то, что они бедны и невежественны, равно как нельзя ставить богатство и образованность в заслугу господств. классам. Человек есть, по О., продукт среды. Если порочны люди, порочна среда, породившая их. Эта по сути материалистич. идея ориентировала на действенное преобразование окружающей среды. Но О., механистически-материалистич. мировоззрение к-рого было непоследовательным и сочеталось с деизмом и пантеизмом, понимал эту идею преобразования общества как внеисторическую истину. О. полагал, что начало качественно новому состоянию мира - всечеловеческой гармонии может быть положено лишь должным воспитанием людей. Вплоть до сер. 1820-х гг. О. не связывал преобразование общества с устранением частной собственности. Программу этого периода своей деятельности, к-рый может быть условно назван бурж. - филантропическим, О. изложил в работе "Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании характера" (1812-13). В условиях благоприятной экономич. конъюнктуры кон. 18 - нач. 19 вв. О. путём "перевоспитания" и улучшения положения рабочих пытался создать в Нью-Ланарке т. н. идеальную пром. общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли.

Однако в условиях экономич. кризиса 1815-16 и острых социальных конфликтов расширение капиталовложений в целях улучшения положения и образования рабочих натолкнулось на решит. сопротивление компаньонов О. (квакер У. Аллен, философ И. Бентам и др.). Разработанные О. проект закона о сокращении рабочего дня до 10 часов и "План национального воспитания и образования под руководством государства и наблюдением народа" встретили противодействие буржуазных кругов и духовенства. О. сделал вывод, что рабочие в Нью-Ланарке, как и на др. капиталистических предприятиях, "остаются рабами". Сосредоточив внимание на коренных экономических и социальных проблемах, О. приходит к убеждению, что "волшебная сила машин", обращённая при "существующей системе" против трудящихся, способна обеспечить изобилие материальных благ, делающее частную собственность и накопление бессмысленными. Опираясь на нек-рые реальные достижения своей деятельности в Нью-Ланарке (успешное преодоление явлений преступности, пьянства, нац. и религ. вражды, осуществление элементов самоуправления, сознат. трудовой дисциплины, соревнования, кооперации, социального планирования, а также соединение обучения с производит. трудом, физич. и эстетич. воспитанием), О. в марте 1817 выдвинул "план" расселения безработных в "посёлках общности и сотрудничества", не знающих частной собственности, классов, эксплуатации, противоречий между умственным и физич. трудом, противоположности между городом и деревней и др. антагонизмов. Этот шаг знаменовал поворотный пункт в жизни О.- переход на позиции утопического социализма. В 20-е гг. О. создал опытные ком-мунистич. колонии: Новую гармонию в США, Орбистон, Гармони-Холл в Великобритании и др., основал ряд просветит. учреждений, журналов. Покинув в 1829 Нью-Ланарк, О. целиком посвятил себя пропагандистской деятельности. На основе первоначального "плана" он приступил к разработке утопич. комму-нистич. системы переустройства жизни всего человечества, к-рая была наиболее полно изложена в "Книге нового нравственного мира" (опубл. в 1836-44). Согласно этой системе, учреждаемые на добровольных началах "посёлки общности" образуют федерацию, способную, по мнению О., продемонстрировать своё экономич. и нравственное превосходство, обусловленное всемерным развитием новых ("научных") производит. сил (в т. ч. химии), а также воспитанием нового, гармонически развитого человека н установлением новых обществ. отношений. По инициативе О. в 30-е гг. были созданы организации "Базары справедливого обмена" (1832-34) и "Великий национальный союз профессий" (1833-34), к-рые он надеялся превратить в средство осуществления своих проектов преобразования общества. Как отмечал В. И. Ленин, О. не учитывал "...такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 375). Тем самым О., как и др. социалисты-утописты, не смог "...ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества" (там же, т. 23, с. 46). Возникнув на ранней стадии борьбы между пролетариатом и буржуазией, социалистич. учение О. и его последователей-оуэнистов (Дж. Грей, Т. Годскин, У. Томпсон, Дж. Брей; социалистами их стали называть с сер. 1820-х гг.) сыграло значит. роль в просвещении англ. рабочего класса, дало определённый толчок развитию проф. и кооперативного движения в Великобритании. С изменением исторической ситуации, ростом классового самосознания пролетариата оуэнизм выродился в секту, пытавшуюся отвлечь рабочих от классовой борьбы. Сам же О. в конце жизни, особенно после поражения революций 1848-49, в обстановке политической реакции в Европе, замкнувшись в мессианских иллюзиях, приходит к мистицизму и спиритизму.

Р. Оуэн.

Тем не менее ист. заслуги О. неоспоримы. Он был единственным из великих социалистов-утопистов, к-рый пытался осуществить свои социалистич. идеалы с участием самих рабочих. О. различил в производит, силах, развивавшихся при капитализме, предпосылки более высокой организации общества, связанной с установлением обществ. собственности на средства производства. Поэтому мечтания О. о качественно новом состоянии человечества частично предвосхитили идеи научного коммунизма. Ф. Энгельс считал О. "родоначальником английского социализма..." (см. К. Маркс, Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 459). Оценивая значение деятельности О. для англ. рабочего движения первых десятилетий 19 в., Энгельс писал: "Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их; действительные достижения связаны с именем Оуэна" (там же, т. 20, с. 274). Идеи О. оказали также влияние на формирование социалистич. мысли и за пределами Великобритании. В России имя О. было известно уже в сер. 2-го десятилетия 19 в. Определённое влияние его идей испытали петрашевцы, а также А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и др. революционеры-демократы.

Соч.: The life of R. Owen written by himself, v. 1, pt 1 - 2, L., 1857 - 58; в оус. пер.- Избр. соч., т. 1 - 2, 1950.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 2-4, 18-19, 23-24 (см. Ука-зат. имён); Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, 4, 6, 29, 45 (см. Указат. имён); Плеханов Г. В., Утопический социализм XIX в., Избр. философские произв., т. 3, М., 1957; Волгин В. П., История социалистических идей, т. 2, в. 1, М.- Л., 1931; Анекштейн А. [А р к. А-н], Р. Оуэн, М., 1937; К а н С. Б., История социалистических идей, 2 изд., М., 1967; Неманов И.Н., К вопросу о характере Нью-Ленаркского эксперимента Р. Оуэна, в кн.; Социально-экономическое развитие России и зарубежных стран, Смоленск, 1972; Либкнехт В., Р. Оуэн, пер. с нем., М.- П., 1923; Колл Д.Г., Р. Оуэн, пер. с англ., М.- Л., 1931; Pоdmore F., R. Owen, 1 - 2, L., [1923]; Morton A. L., The life and ideas of R. Owen, L., 1962; Harrison J. F. C., R. Owen and the Owenites in Britain and America, L., 1969 (лит.).

И. Н. Неманов.

ОУЭН (Owen), водопад в Вост. Африке (Уганда), на р. Виктория-Нил, в 2,5 км ниже её истока из оз. Виктория. Длина порожистого участка ок. 50 км. На О. построена ГЭС Оуэн-Фоле, в связи с чем водопад частично затоплен.

ОУЯН СЮ (второе имя - Юн-шу) (1007, Лулин, ныне Цзиань, пров. Цзян-си,-1072), китайский писатель. Представитель классич. прозы, входящий в число "восьми великих мастеров эпох Тан и Сун" (7-13 вв.). Занимал высокие гос. должности. Выступил против формали-сгич. "параллельного стиля", господствовавшего в прозе, призывал учиться ясности и содержательности на древних образцах. О. С. оставил сочинения едва ли не во всех жанрах "высокой литературы": в исторической, дидактической, описательной и филос. прозе (жанр фу и др.), а также поэзии (ши и цы). О. С. создал жанр шихуа (суждения о стихах), получивший распространение позднее. Автор остросоциального стихотворения "О тех, кто ест барду". Его прозаич. миниатюры "Беседка хмельного старца", "Надгробное слово о Ши