БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481анцев. Тема романов "Осведомитель" (1925, рус. пер. 1927), "Мученик" (1933), "Мятеж" (1950) - нац.-освободит. движение, однако революционеры изображены внутренне опустошёнными людьми. Большей убедительности О'Ф. достиг в рассказах о тяжёлой крест. жизни (сб-ки "Весенний сев", 1924, рус. пер. 1929; "Палатка", 1926, рус. пер. 1928) и в своём лучшем романе "Голод" (1937), герои которого - сознательные участники социальной борьбы.

Соч.: Two lovely beasts and other stories, N. Y., 1950; Stories, N. Y., 1956.

Лит.: Левит Т., Путь бунтаря, "Вестник иностранной литературы", 1930, № 5; Саруханян А. П., Современная ирландская литература, М., 1973; Doyle P. А., Liam O'Flaherty: an annotated bibliography, Troy (N. Y.), 1972. А. П. Саруханян.

ОФЛЮСОВАННЫЙ АГЛОМЕРАТ, комплексный окускованный железорудный материал, содержащий повышенное кол-во основных окислов (CaO, MgO) в виде хим. соединений, образующихся в процессе спекания агломерац. шихты с добавкой флюсов - известняка, доломита (см. Агломерация). Это позволяет исключить сырые флюсы из доменной шихты с соответствующим улучшением технико-экономич. показателей доменной плавки. В совр. металлургии практически весь железорудный агломерат выпускается офлюсованным (1973).

Лит.: Базилевич С.В.. Вегман Е.Ф., Агломерация, М., 1967; Ширяев П.А., Ярхо., Металлургическая н экономическая оценка железных руд, М., 1971.

ОФНЕТ (Ofnet), две палеолитич. пещеры (Большой и Малый О.) на Ю. ФРГ (к С.-З. от г. Аугсбург). Содержат по нескольку перекрывающих друг друга культурных слоев, относящихся к разным ступеням позднего палеолита, к мезолиту, неолиту и эпохе металлов. В пещере Большой О. обнаружено (1908, Р. Р. Шмидт) мезолитич. погребение человеческих черепов, принадлежавших древним европеоидам. В одном круглом углублении лежало 27 черепов, в другом, по соседству, - 6. Черепа были обращены лицевыми частями к входу в пещеру, густо посыпаны красной охрой. Здесь же находились украшения из просверлённых раковин и оленьих зубов. Большинство черепов принадлежало женщинам и детям.

Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Мu11еr-Каrpe Н., Handbuch der Vorgeschichte. Bd 1 - Altsteinzeit, Munch., 1966.

ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО, область декоративного искусства; праздничное (т. е. временное) оформление улиц, площадей, производственных территорий, а также оформление витрин, демонстраций, народных празднеств, физкультурных выступлении и парадов, различного рода экспозиций. О. и., пользующееся выразительными средствами архитектуры, скульптуры, живописи, графики, театра (см. "Массовое действо"), киноискусства и светотехники, позволяет создавать наиболее массовые образцы синтеза искусств. Взаимодействуя с архитектурой, О. и., в отличие от последней, обычно заключает в себе программное, наглядно-агитационное содержание. О. и. родственно театрально-декорационному; но если в традиц. театре декорации и др. элементы спектакля воспринимаются извне, с одной точки (из зрительного зала), то в О. и. зритель обычно находится внутри многопланового пространства (напр., выставки) или же сам становится участником художественно решённого действия (демонстрация). Если монументальное искусство отражает дух эпохи в наиболее обобщённых, в известной мере непреходящих образах и создаётся из "вечных" материалов (камень, металл, смальта и т. д.), то О. и. - это быстрая, нередко публицистически-острая реакция на сегодняшний день, в к-рой плакатный лаконизм образов сочетается с лёгкостью материалов, мобильностью конструкций, остротой пространственных и цветовых решений. Произв. О. и., как правило, не создаются с расчётом на типовое воспроизведение.

Истоки О. и. лежат в религ. ритуалах древности, празднествах, посвящённых солнцу, приходу весны и т. п., др.-греч. процессиях, др.-рим. триумфах. Оформление ср.-век. массовых действ - карнавалов и религ. процессий - часто становилось ярким проявлением нар. художеств. культуры. Если в ср. века эстетич. единство произв. О. и. складывалось более или менее стихийно, то с эпохи Возрождения усиливается организующая роль оформителя (обычно живописца или архитектора), подчиняющего театрализованное действо целостному художеств. замыслу (в области О. и. работали такие мастера, как Леонардо да Винчи, И. Джонс, П. П. Рубенс). В 15-18 вв. О. и., развивавшееся в рамках ист. стилей (ренессанс, маньеризм, барокко), было важнейшей составной частью придворных феерий и триумфальных шествий (в России появившихся при Петре I). Широко используя декоративную живопись и скульптуру, фейерверки, различные механич. трюки, художники-оформители этого периода нередко стремились с помощью аллегорий и эмблем создать жизнеутверждающие, проникнутые светским духом образы. В церемониях Великой французской революции (Ж. Л. Давид и др.) и празднествах Парижской Коммуны 1871 О. и. выступало как средство наглядной политич. агитации, обращённой к нар. массам. Роль техники максимально возрастает в О. и. 20 в., когда всё чаще применяются аудио-визуальные методы воздействия на зрителя (напр., кино), фотографии и фотомонтажи, свето-кинетические конструкции. Особое внимание уделяется совершенствованию методов музейной и выставочной экспозиции: мастера О. и. активизируют зрительное восприятие, оттеняя наиболее важные в образном отношении черты экспоната. Если официальное О. и. капиталистич. стран, чаще всего применяемое для коммерческой рекламы, насыщено штампами "массовой культуры", то прогрессивные обществ. организации и партии используют его для борьбы за мир, социальный прогресс и демократию. Сов. О. и. возникло в первые дни Великой Октябрьской социалистич. революции, что свидетельствовало о поисках форм, к-рые утверждали бы пафос героич. подъёма масс, в общедоступной форме раскрывая всемирно-ист. смысл происходящих событий. О. и. объединило усилия мастеров всех существовавших в дореволюционной России противоречивых творческих направлений и впервые побудило их осознать свою роль в формировании рождающейся социалистич. культуры. Для О. и. этой эпохи (оформление отд. гор. кварталов и шествий в дни праздников, убранство агитационных поездов, трамваев, пароходов), идейно связанного с ленинским планом монументальной пропаганды, были характерны объёмные декоративные построения, проникнутые динамикой обнажённых ритмов и конструкций (Н. И. Альтман, Л. В. Руднев), более спокойные архитектурно-пространственные и декоративные решения площадей, магистралей, отд. зданий (бр. Веснины, М. В. Добужинский), а также живописные тематические панно (С. В. Герасимов, П. В. Кузнецов, Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин). С ростом экономич. мощи и международного престижа СССР особое значение приобрело оформление выставок, пропагандирующих достижения социалистич. строя (Л. М. Лисицкий, Н. П. Прусаков,

Н. М. Суетин, Р. Р. Клике). Художники (М.Ф. Ладур, Я.Д. Ромас, В.А. Стенберг) стали систематически участвовать в оформлении парадов и демонстраций. Мастера сов. О. и., широко используя возможности и средства всех иск-в, а также достижения техники, стремятся к совершенствованию художественно-эстетич. решения облика городов и сёл, разработке новых методов музейной и выставочной экспозиции, развитию новых форм наглядной агитации, внедрению в жизнь новых, сов. обрядов.

Лит.: Художник-оформитель. [Сб. ст.], Л., 1962; Искусство современной экспозиции. Выставки. Музеи, М., [1965]; Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции. Каталог выставки, [М-, 1967]; Рождественский К., Ансамбль и экспозиция, [Л., 1970]; Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования, М., 1971; Немиро О., В город пришёл праздник. Из истории художественного оформления советских массовых празднеств, Л-, 1973; Художник и город. [Сб.], М., 1973; Les fetes de la Renaissance, 1 - 2, P., 1956 - 60.

К. И. Рождественский.

ОФОРТ (от франц. eau-forte- азотная кислота), вид гравюры на металле, в к-ром углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Известен с нач. 16 в.; до этого времени линии изображения на металлич. пластине гравировались резцами. Техника О. менее трудоёмка. На цинковую (или медную) пластину ("доску") наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла, затем пластину помещают в азотную кислоту (медную - в раствор хлорного железа). Травление можно производить в неск. приёмов. После первого травления в местах, где отсутствовал лак, образуются незначит. углубления. Затем места, к-рые соответствуют светлым участкам изображения, вновь покрывают лаком и вторично подвергают травлению, углубляя печатающие элементы, и т. о. за несколько раз получают желаемую градацию тонов. Для печати краска закатывается в углубления, её избыток снимается с ровной поверхности; под действием давления краска переходит на бумагу. В широком смысле в понятие "О." часто включают и др. виды гравюры с травлением - акватинту, лавис, к-рые обычно сочетаются со штриховым О., а также мягкий лак и др. Все эти виды (особенно акватинта) могут, как и штриховой О., применяться для цветной печати.

Э. М. Фарбер.

Как правило, к О. обращаются художники, склонные к живописному видению мира, тяготеющие к смешению реальных и фантастич. образов и увлечённые таящимися в технике О. возможностями особой непосредственности в воплощении замысла, а также случайными эффектами, произвольно возникающими при печати (возможность получать различные оттиски с одной пластины). "Капризы" травления и печати, как и всей технологии О., дают в распоряжение мастера-офортиста дополнит. средства художеств. выразительности. Повторное травление создаёт богатейшую тональную шкалу, а правильно заточенный инструмент сообщает штриху особую точность и изящество. На пластине, покрытой лаком, рисуют иглой или гвоздём, просто на металле - кистью, смоченной кислотой, и т. д., что диктует самый различный характер изобразит. средств. В О. возможны волосяной штрих, пятно и мягкая широкая линия. Офортная линия, свободная, непринуждённая, способствует достижению широчайшей градации в эмоциональном строе образа-от проникновенной лиричности до напряжённого драматизма. Соединение травленой линии и акватинты (дающей пятно с мягкими переходами тона), эффекты светотени, усиленные применением "сухой иглы" (к-рая сообщает штрихам особую насыщенность, "бархатистость"), неповторимая фактура, возникающая при многократном травлении,- всё это придаёт О. черты, отличающие его от любого др. вида гравюры.

Первые известные О. были выполнены в нач. 16 в. нем. мастерами Д. Хопфером и А. Дюрером. (В 16 в. для О. использовались железные "доски"; в 17-18 вв. гравёры работали на медных "досках" и лишь в 19 в. обратились к цинковым пластинам, более простым в обработке.) Расцвет иск-ва О. относится к 17 в. Во Франции Ж. Калло создаёт образы, отмеченные острым гротеском и в то же время полные жизненной правды; его мастерство отличается особой виртуозностью. Одним из первых Калло начинает применять повторное травление. В Голландии иск-во Рембрандта во многом предопределяет творчество последующих поколений мастеров О. Соединяя динамичный штрих, сочные или едва заметные линии "сухой иглы", повторное травление, добиваясь тончайших нюансов светотени, Рембрандт раскрывает почти всю широту средств художеств. выразительности О. и создаёт с их помощью сложнейшие психологич. характеристики, состояния трагичности и глубокого жизнеутверждения. Одновременно с Рембрандтом в Голландии работают и такие значит. офортисты, как X. Сегерс, А. ван Остаде, П. Поттер, Я. ван Рёйсдал, Н. Берхем. Во Фландрии 17 в. ярко выделяется портретное иск-во А. Ван Дейка. Италия 17 в. также выдвигает крупных мастеров О.- Г. Рени и Дж. Б. Кастильоне, а Испания этого времени - X. Риберу. С сер. 18 в. обозначаются две линии развития О.: творческий О. и репродукционный. Блестящими мастерами творч. О. были Дж. Б. Тьелоло, Каналетто и Дж. Б. Пиранези в Италии, А. Ватто, Ф. Буше и О. Фрагонар во Франции, У. Хогарт в Великобритании. К 18 в. относится и распространение цветного О. На рубеже 18-19 вв. испанец Ф. Гойя намечает новые пути в развитии О. Обладая поразит. чувством материала, он сочетает О. с акватинтой и, используя её живописные качества,