БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481тов гэльского фольклора, представляют собой лит. подделку (см. Мистификации литературные).

Лит. см. при ст. Макферсон Дж.

ОССОВСКИЙ Александр Вячеславович [19(31).3.1871, Кишинёв,-31.7.1957, Ленинград], советский музыковед, засл. деят. иск-в РСФСР (1938), доктор искусствоведения (1943), чл.-корр. АН СССР (1943). Чл. КПСС с 1945. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1893). В 1896- 1898 учился в Петерб. консерватории; в 1900-02 занимался композицией у Н. А. Римского-Корсакова. С 1894 выступал как муз. критик. Один из организаторов и гл. ред. журн. "Музыкальный современник" (1915-17). В 1915-18, 1921-52 проф. (курс истории музыки) Ленингр. консерватории, в 1921-23 - Петрогр. ун-та. С 1937 зам. директора по науч. части, в 1943-52 директор Ленингр. н.-и. ин-та театра и музыки. В 1923- 1925 директор, в 1933-36 художеств, рук. Ленингр. филармонии. В 1931-33 работал в Эрмитаже.

О. принадлежал к передовой части рус. муз. критиков. Исследователь рус. муз. эстетики 18 в., творчества М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова. Одним из первых в России осветил творчество И. С. Баха, А. Вивальди, А. Корелли, Ж. Ф. Рамо.

С о ч.: Избр. статьи, воспоминания, Л., 1961; Воспоминания. Исследования, Л., 1968; Музыкально-критические статьи, Л., 1971.

Лит.: Б р о н ф и н Е. Ф., А. В. Оссовский. Л., 1960.

ОССОВСКИЙ Пётр Павлович (р. 18.5. 1925, с. Малая Виска Кировоградской обл. УССР), советский живописец, засл. художник РСФСР (1970). Учился в Моск. художеств, ин-те им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова. С 1971 1-й секретарь правления Союза художников РСФСР. Для творчества О. (пейзажи, жанровые картины) характерны романтическое восприятие будничных явлений современной действительности, динамика композиции, строгость колористич. решений ("На городской окраине", 1957, Сев.-Осет. респ. художеств, музей им. М. С. Туганова, Орджоникидзе; серии картин-"Куба", 1961-63, и "Мексика", 1963-64; "Рыбаки Псковского озера", 1972, Всесоюзный производственно-художеств. комбинат Мин-ва культуры СССР). Награждён орденом "Знак Почёта" и медалью.

П. П. О с с о в с к и й. "Бульдозеристы". 1965. Приморская краевая картинная галерея. Владивосток.

Лит.: Ольшевский В., П. Оссов-ский, М., [1970].

ОССОН, д ' О с с о н (d'Ohsson) Абрахам Константин (26.9.1779, Стамбул,- 25.12.1851, Берлин), шведский дипломат и востоковед. По происхождению армянин. С 1799 на дипломатич. службе, посланник Швеции в Гааге (1816-34) и Берлине (1834-50). Опубликовал 4-томную "Историю монголов. От Чингиз-хана до Тамерлана" (2 изд., 1834-35; рус. пер., т. 1, Иркутск, 1937). В этом труде впервые в монголоведении использовал сочинения Рашидаддина, Джувейни и др. иранских ср.-век. историков, привлёк материалы армянских, грузинских, польских и написанных на латинском языке хроник, а также рус. летописей. Книга О. является наиболее значительной из работ бурж. учёных по истории Монголии. Лит.: Якубовский А. Ю., Из истории изучения монголов периода XI - XIII вв., в сб.: Очерки по истории русского востоковедения, [сб. 1], М., 1953, с. 35-38.

ОССОРА, посёлок гор. типа, центр Карагинского р-на Корякского нац. округа Камчатской обл. РСФСР. Расположен на вост. побережье п-ова Камчатка, на берегу бухты Оссора пролива Литке (Берингово море). Рыбокомбинат.

ОССУАРИЙ (позднелат. ossuarium, от лат. os, род. падеж ossis - кость), вместилище для захоронения костей покойников. В рус. археол. литературе О. наз. преим. керамич., алебастровые и кам. ящички, в к-рых среднеазиатские зороаст-рийцы (см. Зороастризм) хоронили кости покойных. Найденные в Хорезме древнейшие О. (появились в кон. 1-го тыс. до н. э.) имеют форму статуй и изображают обожествлённых умерших. О. служили объектом поклонения в культе предков, особенно характерном для среднеазиатского варианта зороастризма. В 5-8 вв. О. были широко распространены в Ср. Азии; иногда они воспроизводят форму погребальных построек, украшены рельефами. На поздних хорезмийских О. встречаются многоцветные росписи и надписи, в к-рых О. наз. "тапанкук". Лит.: Рапопорт Ю. А., Из истории религии древнего Хорезма (оссуарии), М., 1971.

Керамический оссуарий, увенчанный фигурой сидящей женщины. Хорезм. Кой-Крылган-кала.

ОСТ, отраслевой стандарт, одна из категорий стандартов в СССР. Устанавливается на продукцию, не относящуюся к объектам гос. стандартизации, на технологич. оснастку, инструмент, специфические для отрасли технологич. нормы и типовые технологич. процессы отраслевого применения, а также на нормы, правила, требования, термины и обозначения, регламентация к-рых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-технич. деятельности предприятий и орг-ций отрасли. О. обязательны для всех предприятий и орг-ций данной отрасли, а также для предприятий и орг-ций др. отраслей, применяющих продукцию этой отрасли. Утверждаются соответствующим мин-вом или ведомством.

ОСТ, Общество художников-стан ковистов, организация, осн. в 1925 в Москве группой выпускников Вхутемаса, к-рую возглавил Д. П. Штеренберг. Устав утверждён в 1929. Члены ОСТ (П. В. Вильяме, Б. И. Волков, А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, А. А. Лабас, С. А. Лучишкин, Ю. А. Меркулов, Ю. И. Пименов, А. Г. Тышлер и др.), объединившиеся в ходе полемики со сторонниками производственного искусства, утверждали станковые формы и ставили целью отражение типич. явлений сов. действительности. Для произв. мастеров ОСТ (поев. гл. обр. темам индустриализации, жизни совр. города) характерны обострённая лаконичность формы, её нередкая примитивизация, динамика композиции, графич. чёткость рисунка. Ведущие художники ОСТ сыграли важную роль в развитии сов. станковой, а также монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорац. иск-ва. Об-во организовало 4 выставки (1925, 1926, 1927, 1928). Существовало до 1931. Лит.: Общество художников-станковистов (ОСТ), в сб.: Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания, М., 1962, с. 208 - 22; Лучишкин С., Общество станковистов, "Творчество", 1966, № 1.

ОСТ (нем. Osten или Ost), то же, что восток.

"ОСТ" (Ost), металлургический комбинат в ГДР, находится в Эйзенхюттенштадте; создан в 1950-55 с помощью СССР. Работает на руде, получаемой из СССР, и коксе из СССР и Польши. Имеет обогатит, и агломерац. установки, доменные печи, сталеплавильные и прокатные цехи. Производит чугун, листовой прокат, холоднокатаную ленту, жесть с цинковым и полимерным покрытием. С 1969 головное предприятие Объединения по произ-ву полосовой стали им. Германа Матерна. Награждён орденом "Знамя Труда" (1957).

ОСТАВЛЕНИЕ В ОПАСНОСТИ, по советскому уголовному праву преступление, заключающееся в неоказании необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии. Уголовная ответственность за О. в о. наступает при наличии установленных законом условий; при оказании помощи не должна создаваться серьёзная опасность помогающему и др. лицам. Ответственность установлена и за несообщение надлежащему учреждению или соответств. лицам о необходимости оказать помощь. За О. в о. предусмотрено наказание в виде исправительных работ (на срок до 6 мес), общественное порицание или меры общественного воздействия. Более строгое наказание (лишение свободы на срок до 2 лет или исправит, работы на срок до 1 года) установлено за оставление без помощи лица, не имеющего возможности принять меры для самосохранения в силу малолетства, старости, болезни, если виновный имел возможность оказать помощь потерпевшему и был обязан заботиться о пострадавшем (напр., воспитатель по отношению к ученикам во время экскурсии) либо сам поставил потерпевшего в опасное для жизни состояние (см. УК РСФСР, ст. 127 и соответств. статьи УК др. союзных республик).

ОСТАДЕ (Ostade), семья голландских живописцев. Адриан ван О. (крещён 10.12.1610, Харлем,- похоронен 2.5.1685, там же), один из ведущих мастеров крест, жанра в голл. живописи 17 в., учился, вероятно, у Франса Халса. Первоначально, испытывая влияние А. Брауэра, создавал грубовато-гротескные сценки пирушек и драк. С кон. 1630-х гг. (под воздействием Рембрандта) вводит в свои произв. коричневато-золотистую тональность, усиливает композиц. роль светотени; общее настроение его работ теперь всё чаще насыщается оттенками добродушного юмора и мягкой созерцательности ("Флейтист"; илл. см. т. 4, табл. XV, стр. 160-161). Графич. творчество О. (офорты, акварели, рисунки) отмечено живописностью манеры и остротой жизненных наблюдений. Исаак ван О. (крещён 2.7.1621, Харлем,- похоронен 16.10.1649, там же), брат и ученик Адриана, влиянием к-рого проникнуто его раннее творчество. В 1640-х гг. для его произв. (сцены на открытом воздухе; пейзажи, в т. ч. зимние) становится характерным серебристый колорит, тонко передающий особенности освещения ("Замёрзшее озеро", 1642, Эрмитаж, Ленинград).

Лит.: [К у з н е ц о в Ю. И.], Адриан ван Остаде. Выставка... . Каталог-путеводитель, Л., 1960; Rosenberg A., Adriaen und Isack van Ostade, Bielefeld - Lpz., 1900.

ОСТАН, а с т а н (перс.- область, провинция), адм.-территориальная единица в Иране; введена в 1937. Во главе О. стоит назначаемый шахом остандар (генерал-губернатор), подчиняющийся министру внутр. дел. О., в свою очередь, делится на неск. р-нов - шахрестанов.

ОСТАНКИНО, архитектурно-художественный ансамбль кон. 18 в. (б. подмосковная усадьба-резиденция графов Шереметевых; с кон. 19 в. в черте Москвы; с 1918 Останкинский дворец-музей творчества крепостных). Основой архит. ансамбля О. является комплекс находящихся на одной оси, соединённых друг с другом деревянных построек с оштукатуренными фасадами (1791-98, арх. Ф. Кампорези, П. И. Аргунов и др., поздний классицизм; лепные рельефы - Ф. Г. Гордеев и Г. Т. Замараев). Центр комплекса - дворец-театр с анфиладами гостиных - связан невысокими галереями с концертным залом в "Египетском" павильоне и с банкетным - в "Итальянском". В интерьерах - золочёная резьба (мастер И. Мочалин, мастерская П.П. Споля), наборные паркеты (мастер Ф. И. Пряхин), хрустальные светильники, коллекции живописи (в т. ч. произведения И. П., Н. И. и Я. И. Аргуновых), гравюры, скульптуры, мебели и пр. Частично сохранился пейзажный парк (ныне Моск. парк культуры и отдыха им. Ф. Э. Дзержинского; 1793-95, арх. А. Ф. Миронов и П. И. Аргунов). Церковь Троицы (1678- 1692, зодчий П. Потехин; "узорочный стиль") с колокольней в псевдорусском стиле (1877-78, арх. Н. В. Султанов). Илл. см. также т. 2, стр. 182.

Останкино. Дворцовый комплекс. 1791 - 98. Архитекторы Ф. Кампорези, П. И. Аргунов и др. Общий вид.

Останкино. "Египетский" павильон 1791-98. Интерьер.

Лит.: Елизарова Н. А., Останкино, М., 1966.

ОСТАНЦЫ, изолированные массивы, уцелевшие от разрушения более высокой горной страны под воздействием экзогенных факторов. Различают: О. денудационные, сложенные породами более стойкими против выветривания и денудации; О. свидетели, или столовые горы, представляющие собой сохранившиеся участки бывшего плато; О. обтекания, образующиеся при прорыве рекой шейки врезанной излучины и отчленении выступа коренного берега. Илл. см. на вклейке, т. 5, табл. XXVI (стр. 544-545).

ОСТАТОЧНАЯ НАМАГНИЧЕННОСТЬ, см. Намагниченность остаточная.

ОСТАТОЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, напряжение, остающееся в твёрдом теле, подвергнутом к.-л. внеш. воздействию, а затем освобождённому от него. О. н. возникает в том случае, когда внеш. воздействия создают в теле не только упругую деформацию, но и пластическую.

ОСТАТОЧНЫЕ ГАЗЫ, остаются в цилиндре двигателя внутреннего сгорания после завершения такта выпуска. В состав О. г. входят продукты сгорания и азот. До перемешивания с горючей смесью, поступающей в цилиндр, О. г. имеют темп-ру 700-800 °С. Кол-во О. г. в свежем заряде цилиндра 8-15% (по массе). Макс, содержание О. г. в цилиндре (25% ) наблюдается при работе двигателя на холостом ходу.

О. г. нагревают свежую смесь (подогрев горючей смеси 8-10 °С на 1% О. г.). С увеличением степени сжатия как абсолютное, так и относит, кол-во О. г. в цилиндре уменьшается.

ОСТАТОЧНЫЙ ЧЛЕН приближённой формулы, разность