БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481ебления и, наконец, произ-во предметов потребления. "Весь смысл и все значение этого закона о быстрейшем возрастании средств производства,- писал Ленин,- в том только и состоит, что замена ручного труда машинным,- вообще прогресс техники при машинной индустрии,- требует усиленного развития производств... „средств производства для средств производства"" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 100).

Действие закона вытекает из взаимосвязи повышения технич. оснащения труда и его производительности с ростом технич. и органич. строения произ-ва. Возрастающее технич. оснащение труда ведёт к увеличению его производительности. В результате в составе издержек произ-ва единицы продукции и, соответственно, в СОП доля прошлого труда (с) возрастает, доля живого труда (v + т) снижается. Живой труд повышающейся производительности, перерабатывая всё большие массы сырья, материалов, расходует на каждую свою единицу всё большие массы прошлого труда, заключённого в потребляемых в произ-ве средствах произ-ва. Рост доли прошлого труда (с) и ведёт с необходимостью к более быстрому росту произ-ва средств произ-ва. Это доказывается и строго математически.

Обозначим: Р - стоимость обществ. продукта; PI - стоимость продукта в средствах произ-ва; РII - стоимость продукта в предметах потребления; С - стоимость фонда возмещения (прошлого труда) в СОП; N - масса производств. накопления (в средствах произ-ва). Тогда PI = С + N. Разделив обе стороны равенства на Р, получим:
[1829-7.jpg]

Предположим, что отношение тг, т. е. норма производств, накопления в средствах произ-ва, неизменна (она действительно обычно устойчива). Поскольку С/P отношение р, т. е. доля возмещения в обществ, продукте, возрастает, то необходимо возрастает и PI/P, т. е. доля продукции средств произ-ва в общественном продукте. Но т. к. Р = PI + РII, то при общем росте Р, PI необходимо возрастает быстрее, чем РII. Конечно, то или иное изменение нормы накопления может вызвать либо ускорение, либо замедление темпов роста средств произ-ва, но не может отменить действия закона.

Весь историч. опыт развития экономики капитализма и социализма, если брать более или менее длит, периоды (ряд лет), доказывает неизменное действие этого закона. Так, при росте объёма продукции пром-сти СССР в 1972 по сравнению с 1913 в 105 раз, по сравнению с 1940 - в 13,7 и по сравнению с 1960 - в 2,6 рост произ-ва средств произ-ва (группы "А") соответственно составил 246; 18,3; 2,8, а рост произ-ва предметов потребления (группы "Б") - 35; 7,5; 2,3. Соотношение темпов роста произ-ва средств произ-ва и произ-ва предметов потребления в продукции пром-сти в значит, степени определяет это соотношение и в СОП в целом.

В условиях научно-технич. революции формы действия закона изменяются, однако самый закон сохраняет силу. Снижение фондоёмкости и материалоёмкости произ-ва позволяет достигать роста СОП при меньших темпах опережения произ-вом средств произ-ва произ-ва предметов потребления.

Степень опережения темпов роста произ-ва средств произ-ва по сравнению с темпами роста произ-ва предметов потребления определяется конкретными социально-экономич. условиями воспроизводства. При капитализме большое влияние на это соотношение оказывают экономич. циклы и кризисы, степень интенсивности воспроизводства, высота его темпов и т. д., при социализме - планомерность произ-ва, высокие устойчивые темпы обществ, воспроизводства, освобождение х-ва от социального расточительства и потерь, свойственных капиталистич. экономике.

На соотношение темпов роста I и II подразделений обществ, произ-ва влияют также конкретные условия воспроизводственного процесса (см. Воспроизводство), изменения в структуре произ-ва, в характере технич. прогресса, в размещении производит, сил и т. д. Иногда разрыв между этими темпами может увеличиваться; в условиях интенсификации и повышения эффективности произ-ва они сближаются. Так, в СССР на протяжении 8-й (1966-70) и 9-й (1971-75) пятилеток темпы роста I и II подразделений существенно сблизились. Если в 1960-65 прирост произ-ва средств произ-ва составлял 40%, а произ-ва предметов потребления 28%, то в 8-й пятилетке они составили 44 и 42%, а в 9-й пятилетке 41 и 37%. Иногда происходит даже несколько более быстрое увеличение группы " Б " по сравнению с группой "А" (напр., в последние годы 8-й пятилетки), хотя в целом сохраняется преимуществ, рост I подразделения обществ, произ-ва. Это отражает эластичность действия закона, возможность подтягивания темпов роста II подразделения на базе повышения эффективности обществ, произ-ва, поддержания оптимальности в соотношении подразделений, благодаря чему обеспечиваются устойчиво высокие темпы развития нар. х-ваироста нар. благосостояния. По проблемам содержания и проявления закона в условиях научно-технич. революции идёт широкая науч. дискуссия в сов. и зарубежной экономич. литературе. Нек-рые экономисты, ссылаясь на временные модификации закона, полагают, что он теряет свою силу. Большинство сов. экономистов, опираясь на конкретно-экономич. исследования, считает, что и в условиях научно-технич. революции закон продолжает действовать, обретая нек-рые модификации (напр., в конкретном соотношении темпов опережения 1 подразделения и т. д.).

JIum.: Маркс К., Капитал, т. 2 3 отд., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; К р о н р о д Я. А., Общественный продукт и его структура при социализме, М., 1958; е г о ж е, Развитие В. И. Лениным теории воспроизводства и современность, М., 1969; П а ш к о в А. И., Экономический закон преимущественного роста производства средств производства, М., 1958; Н о т к и н А. И., Темпы и пропорции социалистического воспроизводства, М., 1961; Структура народного хозяйства СССР, М., 1967; Два подразделения общественного производства, под ред. В. Н. Черковца, М., 1971. Я. Л. Кронрод.

ОПЕРЕНИЕ, перьевой покров птиц. Предохраняет тело от охлаждения, а при полёте обеспечивает его обтекаемую форму и образует несущие поверхности - крылья и хвост. О. состоит из различных по строению перьев: контурных, пуховых, нитчатых, пуха и щетинок. Участки кожи, покрытые перьями,- птерилии,- чередуются с участками кожи, лишёнными перьев, но обычно прикрытыми ими сверху,- аптериями. Только у страусовых, пингвинов и паламедей перья расположены на коже равномерно. Обычно пуховые перья и пух скрыты налегающими друг на друга опахалами контурных перьев, но у нек-рых птиц, напр, грифов, пух выступает наружу. У цапель, сов, козодоев, стрижей, мн. воробьиных пух расположен по аптериям, у тинаму - только по птерилиям, у большинства др. птиц - по всему телу. О. периодически (обычно ежегодно) заменяется путём линьки. Окраска О. обусловлена присутствием пигментов и особенностями структуры пера.

ОПЕРЕНИЕ САМОЛЁТА, аэродинамич. поверхности самолёта, обеспечивающие его продольную и путевую устойчивость и управление им. Располагается обычно в хвостовой части, иногда в носовой части фюзеляжа. По конструкции О. с. сходно с крылом самолёта; его общая площадь составляет 0,25-0,5 площади крыльев.

О. с. различают по виду спереди (рис.), сбоку и по виду в плане (прямоугольное, трапециевидное, эллиптическое, а также стреловидное - для скоростных

Формы оперения самолётов (вид спереди): а - крестовидная; б и в - Т-образные; г и д - двухки левые; е - трёхкилевая; ж и з - V-образные.

самолётов). Передняя часть горизонтального О. с., несущего руль высоты, наз. стабилизатором, а вертикального О. с., несущего руль направления, - килем. Руль высоты пилот отклоняет посредством ручки управления (отклонение её на себя вызывает подъём самолёта, от себя - его спуск), руль направления - посредством педалей (при нажиме ногой на правую педаль самолёт поворачивается вправо, на левую - влево). Углы отклонения рулей обычно ±(25-30)°. Для поддержания надлежащей продольной устойчивости самолёта стабилизатор обычно имеет подъёмный механизм, изменяющий по желанию пилота атаки угол в пределах от +5° до -15°. Иногда подъёмный механизм связывают с ручкой управления, заставляя стабилизатор работать совместно с рулём высоты. Нередко рули упраздняют и получают цельно-поворотное горизонтальное О. с. Таким же делают и вертикальное О. с. Кроме того, для улучшения поперечной устойчивости самолёта, обеспечиваемой элеронами, правую и левую половины горизонтального О. с. связывают с элерон-ным управлением, посредством к-рого элероны отклоняются в разные стороны (дифференциальное управление). По этой схеме работают и рули V-образного О. с. С. Я. Макаров.

ОПЕРЕТТА (итал. operetta, франц. орerette, букв.- маленькая опера), один из видов муз. театра (разновидность оперы с разговорным диалогом), сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет с элементами эстрадного иск-ва. В основе муз. драматургии О. обычно лежат куплетная песня и танец. Как правило, кульминацию каждой сцены составляет популярный в данное время и в данной стране танец (канкан и галоп у Ж. Оффенбаха, вальс, полька и мазурка у И. Штрауса-сына, чардаш у И. Кальмана и др.), нередко определяющий собой всю муз. атмосферу спектакля. Хотя в О. используются и типичные для оперы жанры и виды вокальной и инструментальной музыки - ария, дуэт, ансамбль, хор, они обычно более просты и также выдержаны в песенно-танцевальном характере. Муз.-вокальные и хореографич. номера служат в О. для развития действия, утверждения идеи произв. и составляют взаимосвязанное целое. Это отличает О. от водевиля и др. разновидностей муз. комедии и драмы, где музыка играет вспомогательную, дивертисментно-декоративную роль. Термину "О." первоначально придавалось иное значение. До сер. 19 в. О. наз. небольшие оперы. Истоки О. восходят к традиции муз.-комедийных спектаклей, её историч. предшественники - комич. опера, включая оперные пародии, франц. водевиль, австр. и нем. зинггипилъ.

Как самостоятельный жанр О. возникла в 50-е гг. 19 в. во Франции; в 60-е гг. появились австр., в 70-е гг.- англ., в 80-е гг.- амер. О. Во Франции получил развитие преим. пародийный тип О., его создателями и основоположниками были Ф. Эрве и Ж. Оффенбах; последний поднял театр, пародию на уровень острой социальной сатиры ("Орфей в аду", 1858, и др.). Самобытная, иронически злободневная О. создана в 70-90-х гг. в Великобритании (А. Салливен). Во 2-й пол. 19 в. во Франции (поздние работы Оффенбаха и Эрве, произв. Ш. Лекока, Р. Планкета, Э. Одрана) и в Австрии (произв. И. Штрауса, Ф. Зуппе, К. Миллёкера, К. Целлера) композиторы постепенно отказывались от пародии, сатиры, злободневности и вернулись к историко-бытовым и лирико-романтич. сюжетам комич. оперы. На рубеже 19 и 20 вв. в Великобритании О. сблизилась с мюзик-холлом, а во Франции-с фарсовым театром, став чисто развлекательным, коммерч. зрелищем. В австр. же т. н. новой венской О., в к-рую Ф. Легар и особенно И. Кальман внесли нац. венг. мелодии, наступил в нач. 20 в. период нового подъёма и широкого международного признания. В творчестве композиторов этого направления преобладало лирико-сентиментальное начало, они создали новый тип О.- мелодраму-буфф., своеобразно перекликающуюся с веристской оперой (см. Веризм). Традиции венской школы нек-рое время оказывали влияние на немецкую (т. н. берлинскую) О., но к 30-м гг. в ней стали преобладать примитивные, развлекательные муз. фарсы. В 20-30-е гг. в венской О. усилились кризисные черты, утвердились драматургические, музыкальные и театрально-постановочные штампы; зарубежная О. в значит, степени деградировала идейно и художественно.

В 20-е гг. 20 в. в сев.-амер. О. (возникшей в кон. 19 в.) утвердился новый вид муз. произв.- мьюзикл, к-рый объединил муз. комедию и омузыкалснную пьесу (musical play), построенную иногда и на некомедийной основе. Успехи мьюзикла связаны с творчеством композиторов Дж. Керна, Дж. Гершвина, И. Берлина, Р. Роджерса, К. Портера, Ф. Лоу, Л. Бернстайна.

Рус. дореволюц. опереточный театр (первый спектакль в 1868) по существу не имел нац. репертуара. Начало советской О. положено в сер. 20-х гг. композиторами И. О. Дунаевским и Н. М. Стрельниковым. Позднее в этом жанре работали композиторы Б. А. Александров, Ю. С. Милютин, В. П. Соло