БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481м объёмом поглотителя. В этом смысле О. подобна абсорбции - растворению газов в жидкостях. Наиболее характерна О. газов металлами, напр, водорода металлами VTTT группы периодич. системы элементов. Так, при комнатной темп-ре 1 объём иридия поглощает более 800, а палладия - более 700 объёмов водорода. Окклюдированный газ даёт с металлами твёрдый раствор; иногда часть поглощённого газа образует с ними хим. соединения (гидриды, нитриды и др.).

ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus - тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, но доступных для "посвящённых", прошедших через особую инициацию и спец. психич. тренировку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психич. потрясениями, переживанием смерти и "нового рождения", усматривается в достижении "высшей ступени" сознания и нового видения мира, открывающего доступ к т. н. "тайным знаниям" - воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. В филос. плане О. ближе всего к гилозоизму и пантеизму, рассматривающим мир как некий одухотворённый организм, все силы к-рого находятся в непрестанном динамич. взаимодействии. Объём и содержание понятия О., как и его роль, изменялись на протяжении истории; на разных этапах развития культуры он вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, иск-вом. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (напр., магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в 18 в.), позднее отошли в сферу науки. О. представляет интерес для историч. психологии и психопатологии, часто отражая такие стороны древнего мировоззрения, к-рые не находят отражения в к.-л. др. источниках. Собрания гороскопов оказались ценным источником для исследования экономич. и политич. истории. Особый интерес изучение О. имеет для ранней истории естеств. наук и медицины; оккультные учения о всеобщих скрытых связях явлений и о человеке как микрокосме сыграли в 14-16 вв. видную роль в развитии наблюдательных и экспериментальных методов. Однако большая часть т. н. оккультных явлений отвергается наукой, как не находящая ce6e, места в совр. науч. картине мира. Антагонизм О. и науки связан и с тем, что О. основан на нерасчленённом и иррациональном типе мышления, восходящем к древнему анимизму и магии, не допускающем разделения объективной и субъективной сферы. О. представляет собой, т. о., антипод, противоположность науч. мышлению.

В религиях Др. Востока, античных мистериях и тайных культах О. совпадал с эсотеризмом - сферой тайных знаний, доступных лишь посвящённым. С этим связано древнее деление наук на изучающие внешнюю (экзотерическую) и внутр. сторону вещей; начатки науч. знаний получали при этом сакральный характер (как "тайны природы"). Впервые в самостоят, сферу, не связанную к.-л. религ. системой, О. выделяется в эпоху поздней античности на базе эллинистич. религ. синкретизма. В 1-4 вв. в Александрии создаётся обширная оккультная лит-pa, наз. герметической (по имени легендарного основателя О. - Гермеса Трисмегиста, образ к-рого возник из слияния образов греч. бога Гермеса - вестника божеств, мудрости - и егип. бога Тота). Тогда же кодифицируются "герметич. науки" (алхимия и астрология) и появляется теоретич. соч. О. - "Изумрудная скрижаль", формулирующая учение о "соответствиях", всеобщих таинств, связях всех элементов Вселенной (связи между планетами, металлами, драгоценными камнями, растениями и частями человеческого тела). Аналогична этому связь между смыслом слова и его начертанием в каббале. Представление О. о человеке как о микрокосме, воспроизводящем неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма, легло в основу оккультного учения об аналогии. Человек и мир взаимно объясняются в О. друг через друга; человеческие волевые акты рассматриваются как особые природные силы, способные прямо воздействовать на мир. С утверждением христианства как господств, религии О., подобно гностицизму, подвергается гонениям и культивируется лишь в тайных еретич. учениях. Известные возможности для О. в ср. века открывала т. н. белая (т. е. прибегающая лишь к помощи "естественных" сил) магия. Алхимия, перейдя из Египта к арабам, затем проникает в Европу и получает особое развитие в 13-14 вв. Такой же путь проделала и астрология, не имевшая, однако, уже столь широкого распространения, как в поздней Рим. империи.

В эпоху Возрождения О. способствовал разрушению ср.-век. картины мира, преодолению умозрит. схоластики и подготовке развития экспериментального естествознания. Александрийский герметизм был воспринят итал. гуманистами (М. Фичино, Дж. Бруно и др.) как выражение "истинного" древнейшего знания, перешедшего от Гермеса Трисмегиста к Орфею, Пифагору, Платону и позднейшим неоплатоникам. Распространение каббалы среди гуманистов (И. Рейхлин, Пико делла Мирандола) способствовало неортодоксальному аллегорич. толкованию Священного писания. Предельного развития О. эпохи Возрождения достиг у Агриппы Неттесхеймского, к-рый в соч. "Оккультная философия" (1533) стремился к синтезу различных оккультно-магич. учений и к превращению магии в "естеств." науку, изучающую тайные силы ("симпатии" и "антипатии"), связующие элементы Вселенной. Центр тяжести переносился при этом на человека как микрокосм и "узел Вселенной", средоточие материальных и духовных сил; астрология и магия рассматриваются, т. о., как средство овладения скрытыми силами природы. Создаётся новая концепция учёного-мага, управляющего стихиями, что стимулировало развитие естествознания в 17 в. (ср. переход от О. к "естеств." знанию в итал. натурфилософии Возрождения - у Дж. Кардана, Б. Телезио и др.). Ятрохимик и врач 16 в. Парацелъс стал основателем новой, опытной медицины; он создал "естеств." теорию болезней как нарушения гармонич. связей между микро- и макрокосмосом и стремился к экспериментальному обнаружению специфич. "чистых" веществ - посредников между элементами Вселенной и телесными органами, восстанавливающих нарушенное равновесие. Значит, распространение символика О. получила также в иск-ве и лит-ре позднего средневековья и Возрождения (Данте, X. Босх, П. Брейгель Старший, Джорджоне, А. Дюрер, Ф. Рабле).

Развитие естеств. наук в 17 в. подорвало веру в О. и "герметич. науки". В то же время получают распространение светские оккультные об-ва. Крупнейшее из них - розенкрейцеры, у к-рых алхимия и элементы каббалы сочетаются с социальными проектами (идеи "обновления" земли и "всеобщей реформы", выраженные на языке алхимич. учения о преобразовании природы и человека), а "оккультный мистицизм" - с естеств.-науч. рационализмом (соч. "Химич. свадьбы"основателя розенкрейцеров В. Андре). Учение розенкрейцеров оказало воздействие на Я. Бёме и Я. А. Каменского. Связь социальной утопии с эсотерич. традицией О. прослеживается в "Городе Солнца" Кампанеллы и "Новой Атлантиде" Ф. Бэкона. Оккультно-космологич. система Р. Фладда (1574-1637), главы англ, розенкрейцеров, легла позднее в основу шотл. масонства. Последнее знаменовало уже переход от оккультных к политич. тайным об-вам, хотя переняло многие символы и ритуалы древнего О. Основатель "духовидения" Э. Сведенборг (Швеция, 18 в. )явился предшественником спиритизма (возник в сер. 19 в. в США) - первой "массовой" формы О., получившей широкое распространение в бурж.-мещанских кругах. Увлечение спиритизмом охватило и нек-рых учёных, что, как это отмечалось тогда Ф. Энгельсом, было своего рода психологич. компенсацией плоского эмпиризма в науке. С конца 19 в., в условиях кризиса традиц. религий, начались попытки создания некой новой "универсальной" религии на основе объединения оккультных и религ.-филос. учений самых разных времён и народов. Такова теософия (осн. М. Блаватской), претендующая на выявление "эсотерической квинтэссенции " всех религий, соединившая элементы спиритизма с различными доктринами инд. философии (притом в вульгаризованной форме). Из теософии выделилась антропософия Р. Штейнера, претендующая на ещё более широкий "оккультный синтез", включающий также элементы нем. клас-сич. идеализма, натурфилософии И. В. Гёте, новое истолкование иск-ва н ряда наук, собственную систему медицины. В сер. 20 в. для Зап. Европы и США стало характерным распространение массового коммерч. О. (астрологии, оккультной медицины, мантики), причём сами "маги" выступают в роли дельцов или антрепренёров. Среди причин этого явления, отражающего общий кризис совр. бурж. культуры, - растущее отчуждение и механизация жизни, чувство неуверенности, разочарование в традиц. ценностях бурж. общества, бездуховность "массовой культуры", делающие О. с его ореолом чего-то таинственного и вместе с тем запретного психологически особенно привлекательным. Новым, более сложным явлением, связанным с усложнением самой науки и кризисом её многих традиц. концепций, был т. н. неооккультизм, или "оккультный авангардизм", органом к-рого стал осн. в 1956 Ж. Бержье (Франция) журн. "Planete". Это направление О. стремится найти опору в новейших науч. концепциях типа общей теории относительности, теории множеств или общей семантики, трактуемых им как близких О. (напр., физич. теория В. Паули о несиловом взаимодействии частиц привлекается для обоснований учения О. о соответствиях, установление связей между биологич. и космич. ритмами - для нового обоснования астрологии). Всё это в целом подтверждает положение о том, что О. получает особое развитие в периоды социальных и культурных кризисов. Социологич. аспекты распространения О. остаются ещё малоизученными.

Лит.: Зелинский Ф. Ф.. Умершая наука, в его кн.: Из жизни идей, 2 изд., т. 3, СПБ, 1907, с. 240 - 340; Антошевский И. К., Библиография оккультизма, 2 изд., СПБ, 1910; Зыбковец В. Ф., О белой и черной магии, М., 1963; J ung С. G., Psychologic und Alchemie, Z., 1944; Thorndike L., A history of magic and experimental science, v. 1-8, N. Y., 1923-58; Tondri au J., L'occultisme. Verviers, 1964; P e u c k e r t W. E., Pansophie, Bd 2, В., 1967; Shumaker W., The occult sciences in the renaissance, Berkeley, 1972. Д. Н. Ляликов.

ОККУПАЦИОННЫЕ ДЕНЬГИ, то же, что военные деньги.

ОККУПАЦИЯ (от лат. occupatio - захват) военная, в междунар. праве временное занятие вооруж. силами территории противника. Порождает определённые последствия для участников вооруж. конфликта. Режим О. закреплён в Гаагских (1899 и 1907) и Женевских (1949) конвенциях о законах и обычаях войны. Женевская конвенция 1949 "О защите гражд. населения" предусматривает, в частности, право населения оккупированной территории сохранять верность своему гос-ву, запрещает коллективные наказания и угон населения и т. д. Междунар. право считает О. видом временного пребывания войск одного гос-ва на территории другого в условиях состояния войны между ними. При О. власть оккупированного гос-ва практически прекращается, административное управление территорией осуществляется воен. командованием оккупац. войск с соблюдением норм междунар. права. Оккупирующая держава должна принимать меры по упорядочению обществ, и хоз. жизни на занятой территории в интересах гражд. населения. Поскольку О.- временное явление, включение оккупированной территории в состав оккупирующего гос-ва запрещается. Важный элемент режима О. - обеспечение безопасности оккупац. войск, их имущества и коммуникаций. Воен. власти издают на оккупированной территории односторонние акты в отношении населения и местных органов власти и обеспечивают их соблюдение определёнными мерами принуждения. Нарушение оккупац. властями и лицами из состава оккупац. войск норм междунар. права, касающихся О., влечёт политич., материальную или моральную ответственность оккупирующего гос-ва или уголовную ответственность виновных физич. лиц. Ответственность гос-в и физич. лиц может возникнуть не только за нарушение законов и обычаев войны, но и за преступления против мира в том случае, если О. явилась следствием агрессивной войны. В практике 1-й мировой войны 1914-18 и особенно 2-й мировой войны 1939-45 известны многочисл. факты грубого нарушения фаш. Германией и её союзниками норм междунар. права, прежде всего в отношении гражд. населения. Германия заявила о том, что она не связана междунар. правилами и обычаями войны, и выдвинула т. н. доктрину подавления. Она включила многие оккупированные ею страны