БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481оей деятельности на решения 3-го съезда РСДРП. За подготовку стачки летом 1905 высказался и Всероссийский железнодорожный союз 1905-07 (ВЖС). Экономич. забастовка печатников, начавшаяся 19 сент. в Москве, превратилась в политич. забастовку моек, рабочих др. профессий. В начале октября печатники, металлисты, столяры, табачники и железнодорожники Москвы создали Советы уполномоченных по профессиям. Собрания и митинги в поддержку моек, рабочих прошли в конце сентября - начале октября в др. пром. центрах. Большевики стремились перевести экономия, стачки в политические, разрозненные - во всеобщую. Перерастание сентябрьских выступлений пролетариата в О. в. п. с. ускорила всеобщая забастовка железнодорожников. 6 окт. собрание представителей большевистских орг-ций ряда ж. д. Моск. ж.-д. узла вынесло решение о совместной забастовке. Вечером того же дня Моск. к-т РСДРП призвал ко всеобщей стачке на дорогах Моск. ж.-д. узла с полудня 7 октября. Центр, бюро ВЖС поддержало стачку. 10 окт. забастовали железнодорожники всех основных магистралей, идущих от Москвы. В тот же день моек, общегородская парт, конференция большевиков приняла решение объявить с И окт. общую гор. стачку. Вслед за Москвой О. в. п. с. началась в Петербурге и др. крупных пром. городах. 17 окт. стачка железнодорожников стала всеобщей. Она повсеместно "...приостановила железнодорожное движение и самым решительным образом парализовала силу правительства" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 321). Во всеобщей стачке участвовали трудящиеся всей России. В крупных городах прекратили работу фабрики, заводы, транспорт, электростанции, почта, телеграф, учреждения, магазины, учебные заведения. В О. в. п. с. участвовали фаб.-зав. рабочие, железнодорожники, десятки тысяч рабочих горной и горнозаводской пром-сти, служащие, учащиеся. Число бастующих достигало 2 млн. чел. Стачку возглавил пролетариат, поддержанный трудящимися многонац. Росс, империи. Повсеместно О.в.п.с. сопровождалась массовыми митингами и демонстрациями, к-рые в Прибалтике, на Украине, в Поволжье, Закавказье переросли в вооруж. столкновения с полицией и войсками. Героически боролись рабочие Польши - стачка охватила здесь крупные города. В Финляндии рабочие создали вооруж. гвардию. Октябрьская стачка развивалась под революц. лозунгами: "Долой Булыгинскую думу!", "Долой царское правительство!", "Да здравствует вооружённое восстание!", "Да здравствует демократическая республика!". Стачечники осуществляли свободу слова, печати, собраний, вводили на предприятиях 8-часовой рабочий день. В результате революц. деятельности масс в октябре в Петербурге, Екатеринославе, Киеве, а затем и в др. городах были созданы Советы рабочих депутатов, образовались профсоюзы в Москве, Петербурге, Ярославле, Харькове, Тбилиси, Риге, Вильнюсе. Попытка царизма созвать Булыгинскую думу была сорвана. В ходе стачки большевики успешно осуществляли тактику левого блока, направленную на создание под руководством рабочего класса революц. общедемократич. фронта борьбы против царизма. Во мн. городах образовывались коалиц. стачечные к-ты; часть "полевевших" либералов, с одной стороны, заявили о поддержке забастовки, с другой - всячески противодействовали перерастанию её в вооруж. восстание. Царизм предпринял попытку репрессиями сорвать О. в. п. с. 14 окт. петерб. ген.-губернатор Д. Ф. Трепов предписал войскам и полиции: "...холостых залпов не давать и патронов не жалеть". Предотвратить забастовку царским властям не удалось. Армия колебалась; в распоряжении пр-ва- было недостаточно надёжных войск для подавления революции. В стране сложилось своеобразное равновесие сил, когда, как писал Ленин,- "царизм уже не в силах - революция еще не в силах победить" (там же, т. 12, с. 5).



Митинг рабочих и студентов во дворе Московского университета.

Демонстрация в Вильнюсе в дни стачки.

Освобождение политических заключённых из минской тюрьмы. 18 октября 1905.

Царское пр-во вынуждено было уступить и издать Манифест 17 октября 1905, в к-ром Николай II заявил о "даровании" народу гражд. свобод и обещал признать за Думой законодат. права. Большевики разоблачали лживость и лицемерие царских "свобод" и настаивали на продолжении борьбы. Моск. стачечный к-т, где преобладали либеральные элементы, Центр, бюро ВЖС дали директиву прекратить забастовку. В Москве стачка продолжалась до 22 окт. и была прекращена рабочими по решению моек, общегородской парт, конференции РСДРП, к-рая призвала готовиться к новому наступлению революц. сил против самодержавия. Получив поддержку либеральной буржуазии, воспринявшей манифест как поворот в развитии России по конституц. пути, пр-во перешло к решительному наступлению против революции. По всей стране начались репрессии и погромы. Черносотенцами были зверски убиты большевики Н. Э. Бауман, Ф. А. Афанасьев, О. М. Генкина и др. В НО населённых пунктах было убито до 4 тыс. чел., ранено более 10 тыс. чел. В большинстве р-нов страны и на жел. дорогах О. в. п. с. прекратилась к 25 октября. На отдельных предприятиях она продолжалась дольше и сомкнулась с революционными выступлениями в ноябре 1905.

О. в. п. с. продемонстрировала силу росс, пролетариата как гегемона революц.-освободит, движения. Она нанесла значительный удар по самодержавию, пролетариат вырвал у царя манифест и сделал невозможным управление России без представительных учреждений. Стачка "...охватила на этот раз действительно всю страну, объединив в геройском подъеме самого угнетенного и самого передового класса все народы проклятой „империи" Российской" (там же, с. 2). Она дала мощный толчок крестьянскому движению. В дни О. в. п. с. возникли зачаточные формы новой революц. власти, органы вооруж. восстания - Советы рабочих депутатов. Стачка подтвердила правильность большевистской тактики активного бойкота Булыгинской думы, блока с революц.-бурж. демократией и мобилизации всех сил для дальнейшего развития революции. Она явилась прологом Декабрьских вооружённых восстаний. Имела большое междунар. значение; обогатила пролетариев всех стран новой формой борьбы - массовой революционной стачкой.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 94); Большевики во главе Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г. Сборник документов и материалов, М., 1955; Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 г., ч. 1 - 2, М.-Л., 1955 (в серии: Революция 1905-1907 гг. в России. Документы и материалы); История КПСС, т. 2, М., 1966, с. 94-112. И. М. Пушкарёва.

ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, одна из старейших и крупных жел. дорог СССР, объединяет сев.-зап. участки ж.-д. сети Европ. части СССР. Управление - в г. Ленинграде. Граничит с Сев. ж. д. [станции Маленга, Кошта (вблизи Череповца), Сонково], с Моск. ж. д. [станции Москва (Октябрьская),Савёлово, Шаховская и Осуга], с Белорусской ж. д. (станции Езерище и Дретунь), с Прибалтийской ж.д. (станции Зилупе, Пыталово, Печоры-Псковские и Нарва), с ж. д. Финляндии(станции Лужайка, Светогорск и Сювяоро). По эксплуатац. длине 10 026 км занимает (1974) 2-е место среди 26 жел. дорог СССР. До 1923 наз. Николаевской ж. д. В состав О. ж. д. входят первые жел. дороги России общего пользования, в частности участок Ленинград- Пушкин - Павловск (б. Царскосельская ветка, построенная в 1837) и двухпутная линия Ленинград - Москва, сданная в эксплуатацию в 1851. О. ж. д. к нач. 70-х гг. имела 11 отделений: Мурманское, Кемьское, Петрозаводское, Волховстроевское, Бологовское, Московское, Ржевское, Псковское и 3 отделения, к-рые объединяли участки дороги, примыкающие к Ленингр. узлу. О. ж. д. простирается с севера на юг от Мурманска до Москвы (св. 2 тыс. км), св. 900 км расположено за Полярным кругом. В юж. части дорога имеет достаточно развитую сеть линий как меридианных, так и широтных, в сев. части - осн. линия Ленинград - Мурманск с рядом ответвлений от неё. О. ж. д. связывает Москву и Ленинград и обслуживает нар. х-во и население Мурманской обл., Карельской АССР, Ленинградской, Псковской, Новгородской и частично Калининской, Вологодской, Московской и Ярославской обл. Осн. грузы: стройматериалы, лесные, руда, химич. и минеральные удобрения, нефтяные грузы, продукция ленингр. пром-сти. Велико значение дороги и для внешнеторг. связей, осуществляемых через Ленинградский и Мурманский мор. порты. С водным транспортом она взаимодействует также через ряд портов на Белом м. (Кандалакша, Кемь, Бе-ломорск) и Беломорско-Балтийский канал.

По размерам грузооборота О. ж. д. является средней в сети жел. дорог СССР (4-5% общего грузооборота), но по размерам пассажирооборота занимает 2-е место (после Московской ж. д.). Почти 1/5 всех пригородных перевозок осуществляется О. ж. д., гл. обр. на участках, примыкающих к Ленинграду и Москве. Крупнейший узел - Ленинградский; к нему сходятся линии 5 направлений. Крупные узлы О. ж. д.- Волховстрой, Новосокольники, Бологое, Ржев, Дно, Псков.

Линия Ленинград - Москва, все пригородные участки в Ленингр. узле, участок Мурманск - Кандалакша - Лоухи имеют электрич. тягу, ведутся работы (1974) по переводу на электротягу и др. наиболее грузонапряжённых участков дороги, в частности на Мурманском направлении. В 1972 уд. вес электрич. тяги в грузовом движении составил св. 28% , тепловозной тяги - св. 66%, паровозной - ок. 5% . В пасс, движении уд. вес электротяги ещё выше, в 1972 она составила ок. 63% . На линии Ленинград - Москва курсируют самые быстрые в СССР пасс, экспрессы, развивающие скорость до 160 км/час. Сооружаются вторые пути на ряде однопутных участков (напр., на Мурманском направлении). В Ленингр. узле имеется одна из первых в СССР автоматизированных сортировочных горок (на ст. Ленинград - Московский сортировочный). На О. ж. д. широко применяются совр. вычислит, техника и автоматизированные системы управления рядом технология, перевозочных процессов. Награждена орденом Ленина (1966). Е. Д. Хануков.

ОКТЯБРЬСКАЯ ЗАБАСТОВКА 1907 в Венгрии, массовая политическая забастовка, проходившая в условиях начавшегося наступления пр-ва ТТТ. Векерле (1906-10) на социально-экономич. и политич. завоевания трудящихся, достигнутые в период политич. кризиса 1905- 1906. Решение о проведении массовой политич. стачки было принято на совещании уполномоченных социалистич. орг-ций Будапешта, созванном 9 сент. 1907 руководством Социал-демократич. партии Венгрии (СДПВ). Забастовка была приурочена ко дню открытия осенней сессии парламента (10 окт.). В"Красный четверг" 10 окт. прекратили работу и вышли на улицу в разных городах страны ок. 200 тыс. чел., в т. ч. 100 тыс. в Будапеште. Забастовка и состоявшаяся одновременно демонстрация проходили под лозунгами "Да здравствует избирательное право!", "Долой классовое господство!" и др. Председателю палаты депутатов была вручена петиция с требованием установления всеобщего избират. права. В целях ослабления движения пр-во вынуждено было подтвердить своё обещание о реформе избират. системы, данное в правительств, программе в апр. 1906, а спустя неск. месяцев опубликовать проект реформы, носившей, однако, весьма умеренный характер.

Лит.: Исламов Т. М., Политическая борьба в Венгрии в нач. XX в., [М.], 1958; его же, Политическая борьба в Венгрии накануне первой мировой войны. 1906-1914, М., 1972. Т. М. Исламов.

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 в Р о с с и и, см. Великая Октябрьская социалистическая революция.

"ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ", линейный корабль Краснознамённого Балт. флота. До 1925 наз. "Гангг/m". Его конструктором являлся А. Н. Крылов, к-рый создал серию новейших линкоров типа "Севастополь". Вступил в строй в дек. 1914. Революц. моряки "Гангута" активно участвовали в Великой Окт. социалистич. революции и Гражд. войне 1918-20. С 20-х гг. линкор "О. р." являлся флагманским кораблём Краснознамённого Балт. флота. Участвовал в героич. обороне Ленинграда 1941-44, поддерживая огнём своей дальнобойной артиллерии сухопутные войска и ведя контрбатарейную борьбу с нем.-фаш. артиллерией. Награждён орденом Красного Знамени (1944). После войны - в составе учебных кораблей Балт. флота. В сер. 50-х гг. сдан на слом, а его имя присвоено новому крейсеру.

ОКТЯБРЬСКИЕ БОИ 1934 в Испании, революционное выступление исп. пролетариата и др. антифашистских, демократ