БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481отраслей: горное, радиотехнич., строительное, математическое, энергетическое, с.-х., мед., историческое, пед. и т. п. Подготовка специалистов предусматривает изучение спец. знаний в тесной связи с раскрытием общих науч. принципов совр. произ-ва. По своему уровню спец. О. делится на высшее образование, среднее специальное образование, профессионально-техническое образование, к которому примыкает краткосрочная подготовка рабочих непосредственно на производстве.

Принципы построения, осн. задачи и пути совершенствования всех звеньев системы сов. нар. образования определены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973). Сов. школа (в широком смысле слова) призвана обеспечивать нар. х-во кадрами, способными органически соединять достижения науч.-технич. революции с достижениями социализма, с решением задач коммунистич. стр-ва. Общее ср. образование подрастающего поколения, отвечающее совр. требованиям обществ, и науч.-технич. прогресса, вооружение уч-ся глубокими и прочными знаниями основ наук, воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию знаний и умения самостоят, пополнять их и применять на практике - задачи средней общеобразовательной школы, профессионально-технических учебных заведений и средних специальных учебных заведений. Науч.-технич. революция обусловливает усиление темпов обновления орудий произ-ва, его технологии, сокращение сроков внедрения в практику новых науч. открытий; это требует от работников большого объёма совр. общенаучных и спец. знаний. Профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения решают задачу подготовки кадров, умеющих быстро ориентироваться в изменяющихся условиях производственной деятельности, сочетать широкие общетехнические и культурные знания с отличным владением конкретной специальностью, творческим отношением к труду.

В СССР и др. социалистич. странах право на О. является одним из важнейших проявлений социалистич. демократии, законодательно закреплённых конституциями, оно фактически обеспечивается широким развитием сети школ разных типов, высших и средних специальных уч. заведений. Развитие О. в СССР создаёт предпосылки для ликвидации различия между умственным и физич. трудом.

В классово-антагонистическом обществе правящие классы используют образоват. систему как средство укрепления своего господства, подчиняя этой цели содержание О. Противоречие между потребностями капиталистич. произ-ва в квалифицированных обученных кадрах и стремлением господствующих классов по политич. мотивам ограничить образо-ват. уровень трудящихся особенно обостряется в периоды кризисов и реакции и выступает с наибольшей силой в эпоху империализма. В совр. капиталистич. странах существенно различен уровень О. в массовых и привилегированных ср. школах.

Классово-историч. характер О. проявляется не только в принципах построения систем нар. О., но и в идейной направленности программ, учебников, всей практики преподавания. Социалистическая школа вооружает уч-ся подлинно науч. знаниями, т. к. содержание О. строится на методологии марксизма-ленинизма, подводящей уч-ся к диалектико-материалистич. пониманию законов развития природы, общественной жизни и человеческого сознания.

Совр. технич. прогресс, рост культурных потребностей членов сов. общества вызывают необходимость совершенствовать содержание О. Научно-технич. прогресс с его постоянно возрастающей науч. информацией обусловливает необходимость непрерывного О., регулярного пополнения трудящимися общеобразовательных, общетехнич. и спец. знаний. Поэтому в системах нар. О. СССР и др. социалистич. стран получили широкое развитие различные формы повышения квалификации и самообразования трудящихся.

В тесной связи с содержанием О. находится обучение, в к-ром реализуются цели О. Цели и характер О. оказывают большое влияние на методы обучения. Широкое применение современных технич. средств, методов самостоят, познавательной деятельности обусловливает повышение эффективности обучения. Одна из важных задач школы - привитие уч-ся интереса к самообразованию, формирование навыков самостоятельной работы. Большую помощь занимающимся самообразованием оказывают гос. и общественные организации (издание массовых науч.-популярных журналов и книг, организация спец. обще.образовательных радио- и телепередач, выпуск научно-технических фильмов, развитие сети партийно-политич. просвещения и т. п.).

О. тесно связано с воспитанием, формированием качеств личности. Эта объективно существующая взаимозависимость проявляется в том, что О. является необходимым и могучим фактором воспитания. Сов. школа, решая общеобразовательные задачи, вооружая уч-ся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, формирует на этой основе коммунистич. взгляды и убеждения уч-ся, их мировоззрение и нравственно-волевые качества. Вместе с тем правильно поставленное воспитание личности способствует успешному овладению знаниями. Единство О., обучения и воспитания достигается путём осуществления принципа воспитывающего обучения, проведения воспитательной работы в системе внеучебных образовательных занятий, в процессе деятельности пионерских и комсомольских организаций. Соединение обучения с общественно полезным трудом, использование влияния социалистич. общественной среды позволяют успешно решать образоват. и воспитат. задачи, поставленные перед сов. школой Коммунистич. партией. Э. И. Моносзон.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ, см. в ст. Цензы избирательные.

ОБРАЗЦОВ Василий Парменович [1(13). 1.1849 (по др. сведениям, 1851), Грязовец, ныне Вологодской обл. (по др. сведениям, Вологда), - 14.12.1920, Киев], рус. терапевт. Окончил (187,5) Петерб. медико-хирургич. академию. В 1877-78 принимал участие в качестве полкового врача в русско-турецкой войне. С 1893 проф. Киевского ун-та. О. и его ученик Н. Д. Стражеско впервые (1910) чётко описали клинич. картину инфаркта миокарда. О. разработал методы глубокой скользящей пальпации органов брюшной полости (1887), выстукивания грудной клетки непосредственно одним пальцем (1910). Доказал преимущество непосредственного выслушивания ухом при выявлении ряда звуковых изменений деятельности сердца, внёс много нового в учение о механизме раздвоения тонов сердца и ритма галопа. Выделил энтериты как самостоят, клинич. форму (1895), усовершенствовал диагностику ряда заболеваний органов пищеварения. Создал крупную терапевтич. школу, среди представителей к-рой: М. М. Губергриц, Ф. А. Удинцов, В. Н. Иванов и др.

Соч.: Избр. труды, К., 1950.

Лит.: Стражеско Н. Д., Губергриц М. М., Удинцов Ф. А., Профессор В. П. Образцов, К., 1947 (лит.); Прим а к Ф. Я., Жизнь и деятельность В. П. Образцова, его влияние на современную клиническую медицину, "Врачебное дело", 1970, № 8; Г у б е р г р и ц А. Я., Роль В. П. Образцова в развитии отечественной гастроэнтерологии, "Клиническая медицина", 1971, № 1.

ОБРАЗЦОВ Владимир Николаевич [6(18).6.1874, Николаев,- 28.11.1949, Москва], советский учёный в области транспорта, акад. АН СССР (1939). Окончил Петерб. ин-т инженеров путей сообщения в 1897. С 1901 преподавал в Моск. инженерном уч-ще; в 1919-22 проф. Моск. ин-та гражд. инженеров, в 1923- 1949 - Моск. ин-та инженеров ж.-д. транспорта, в 1935- 1940 начальник Н.-и. ин-та ж.-д. трансп. в Москве, с 1939 до конца жизни возглавлял секцию по науч. разработке проблем транспорта АН СССР. Осн. труды посвящены вопросам станционного х-ва жел. дорог, проектированию ж.-д. станций и трансп. узлов, плановому распределению сортировочной работы на сети жел. дорог, построению плана формирования поездов, а также проблемам взаимодействия и развития сети различных видов транспорта в СССР. Чл. ВЦИК 16-го созыва (1935J. Деп. Верх. Совета 1-2-го созывов. Гос. пр. СССР (1942, 1943). Награждён 3 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

В. Н. Образцов.

Соч.: Энциклопедия путей сообщения. Вводный курс, М.- Л., 1925; Основные данные для проектирования железнодорожных станций, М.- Л., 1929; Железнодорожные узлы, М.- Л., 1933; Станции и узлы, М., 1949 (совм. с др.).

Лит.: Владимир Николаевич Образцов, М., 1944 (Материалы к библиографии трудов учёных СССР. Серия технических наук. Транспорт).

ОБРАЗЦОВ Иван Филиппович (р. 28.7. 1920, дер. Быки, ныне Максатихинского р-на Калининской обл.), советский учёный в области строит, механики и теории прочности летат. аппаратов, чл.-корр. АН СССР (1966). Чл. КПСС с 1944. По окончании в 1944 Моск. авиац. ин-та им. С. Орджоникидзе преподавал в нём (с 1957 проф., в 1958-72 ректор). С 1972 министр высшего и среднего спец. образования РСФСР. Осн. труды по теории и общим методам расчёта тонкостенных пространств, систем, особенно оболочечных конструкций типа крыла, фюзеляжа и корпуса летат. аппарата, а также по методам расчёта оптимальных конструкций заданной надёжности и живучести при сложном спектре действующих внешних нагрузок и эксплуатац. режимов. Деп. Верх. Совета РСФСР 7-8-го созывов. Пред, правления об-ва "Знание" РСФСР (с 1968). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

ОБРАЗЦОВ Сергей Владимирович [р. 22.6(5.7).1901, Москва], русский советский театральный деятель, актёр и режиссёр, нар. арт. СССР (1954), Герой Социалистич. Труда (1971). Сын В. Н. Образцова. В 1918-26 учился на живописном ф-те Высших художеств, мастерских. В 1922-30 артист Муз. студии МХАТа (с 1926-Муз. театр им. Немировича-Данченко), в 1930-36 - МХАТа 2-го, исполнял острохарактерные роли. В 1920 впервые выступил с куклами. К сер. 30-х гг. становится популярным артистом эстрады. Выступает в пародийном жанре "романсы с куклами". В 1931 возглавил Гос. центр, театр кукол. Разработал теорию и методику этого театра, создал репертуар, воспитал творч. кадры актёров и режиссёров. Среди пост, для детей: "Каштанка" Сперанского (1935), "По щучьему велению" Тараховской (1936), "Лампа Аладдина" Гернет (1940), "Мистер Твистер" Маршака (1961), "Тигрик-Петрик" Гернет (1965); для взрослых - "Ночь перед рождеством", "Король-олень" Сперанского (1941, 1943), "Необыкновенный концерт" (1946), "Чортова мельница" и "Божественная комедия" Штока (1953, 1961), "Новоселье" (1970), "Говорит и показывает Центральный театр кукол" (1973). С 1956 О. работает также в кино как сценарист и режиссёр. Среди фильмов: "Удивительное рядом" (1962), "Кинокамера обвиняет" (1968), "Невероятная правда" (1970), "Кому он нужен, этот Васька!" (1973). Вице-президент Междунар. союза кукольников (с 1957), президент Сов. центра этой орг-ции (с 1958). С 1935 (с перерывами) ведёт педагогич. работу (с 1973 проф.). Гос. пр. СССР (1946), Гос. пр. РСФСР им. К. С. Станиславского (1967). Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

С. В, Образцов с куклой Тяпой.

Соч.: Актёр с куклой, М.- Л., 1938; Моя профессия, М., 1950; О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон, М., 1956; Эстафета искусств, "Искусство кино", 1966, № 1, 3, 7; 1967, № 3; 1968, № 6, 11; 1971, № 6.

Лит.: Смирнова Н. И., Советский театр кукол. 1918 - 1932, М., 1963; её же, Театр Сергея Образцова, [М., 1971].

ОБРАЗЦОВЫЕ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, меры, измерительные приборы и измерительные преобразователи, служащие для поверки по ним др. средств измерений и аттестованные в качестве образцовых. О. с. и. подразделяются на разряды: 1-й, 2-й и т. д. О. с. и. 1-го разряда аттестуются по эталону или, при его отсутствии, путём косвенных измерений по О. с. и. других физич. величин. О. с. и. 2-го разряда аттестуются по О. с. и. 1-го разряда и т. д. В конечном счёте назначением О. с. и. является обеспечение поверки всех применяемых в стране рабочих средств измерений.

О'БРАЙЕН (O'Brien) Джеймс (лит. псевд., ставший вторым именем, Б р о н т е р, Bronterre) (6.2.1802, Гранард, Лонгфорд,- 2.12.1864, Лондон), один из лидеров чартистского движения в Великобритании. В 30-е гг. выступил как радикальный журналист. Был редактором ряда чартистских изданий. В своих статьях стремился дать теоретич. и историч. обоснование требованиям чартистов. Во взглядах О'Б. мысли о значении нар. революций, о классовых противоречиях в бурж. обществе, о политич. борьбе как средств