БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481я с множественным выбором; в - разветвлённая; 1, 2, 3, ... - порции учебного материала; стрелки обозначают переход к следующей порции при правильном ответе либо возврат к исходному материалу в случае неправильного ответа.

В разветвлённой О. п. ответ используется гл. обр. для того, чтобы вести обучающегося дальше по одному из разветвлений программы. Каждый ответ используется для выявления возможностей пути, выбранного учащимся, и определения, что делать дальше. Разветвлённая программа допускает и неправильные ответы, не мешающие достижению правильного результата, поскольку они могут быть исправлены прежде, чем учащийся пойдёт дальше. Разветвлённая О. п. может быть использована для объяснения учащемуся, в чём ошибочность его ответов, позволяет выявить учащихся, к-рые не поняли ничего из пройденного курса, и отослать их к самому началу объяснения, даёт возможность учащемуся с хорошей подготовкой пройти курс быстрее других, может быть использована для того, чтобы дать самому учащемуся возможность выбрать степень глубины изучения материала.

Применяются и др. виды О. п., напр, комбинированные, в к-рых линейные программы в определ. пунктах переходят в разветвлённые для того, чтобы успевающий ученик мог избежать порядка следования, в котором нуждается отстающий.

Лит. см. при ст. Программированное обучение.

ОБУЧАЮЩАЯСЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, обучаемая машина, самоприспосабливающаяся система, алгоритм управления к-рой изменяется в соответствии с оценкой результатов управления так, что с течением времени она улучшает свои характеристики и качество функционирования (см. Автоматическое управление). Проектирование и построение технич. систем возможно только на основе начальной априорной информации о характере процессов, протекающих в системе, и условиях, сопровождающих работу системы и оказывающих на неё возмущающее воздействие. Когда имеется полная начальная априорная информация, можно достаточно точно определить такие значения характеристик проектируемой системы, к-рые обеспечивают заданное качество её функционирования; в этом случае нет необходимости в её обучении. При отсутствии полной начальной информации единственной возможностью создания системы с заданным качеством функционирования является использование при её разработке принципа обучения.

Обучение - процесс многократных воздействий на систему и корректирования её реакций на эти воздействия. Внешняя корректировка, или, как её ещё называют, "поощрение" и "наказание", осуществляется "учителем", к-рому известна желаемая реакция на определённые воздействия. "Учителем" может быть либо человек - оператор, либо автомат. Именно на основе обработки контрольной (апостериорной) информации происходит восполнение недостающей начальной информации. Если обучение осуществляется без внешнего обучающего устройства, то подобная система называется самообучающейся.

Обучение осуществляется с помощью алгоритмов, к-рые в зависимости от того, является ли О. а. с. дискретной или непрерывной, представляют собой систему стохастич. разностных либо стохастич. дифференциальных уравнений. Алгоритмы обучения реализуются средствами вычислит, техники - цифровыми либо аналоговыми вычислит, машинами (в частности, электроинтеграторами) либо, наконец, гибридными вычислит, системами. По мере обучения О. а. с. накапливает опыт, на основе к-рого постепенно вырабатывается требуемая реакция системы на внешние воздействия; О. а. с. - асимптотически оптимальная система, т. к. оптимальная реакция системы на внешние возмущения достигается не сразу, а с течением времени, в результате обучения. Наиболее полно исследованы О. а. с. распознавания образов, идентификации, фильтрации и управления.

В О. а. с. распознавания образов до начала их функционирования всё множество подлежащих опознанию объектов подразделяется на классы в соответствии с избранным принципом классификации. После этого составляется словарь признаков распознаваемых объектов и создаются технич. средства для определения этих признаков. Если объём начальной априорной информации достаточен для того, чтобы произвести описание классов на языке признаков, то можно построить систему распознавания без обучения. Если же объём первонач. информации недостаточен для описания классов либо такое описание по нек-рым причинам составить неудобно, то система распознавания образов может быть сформирована с помощью обучения. О. а. с. до начала функционирования в качестве распознающей системы работает с "учителем", к-рый предъявляет системе обучающие объекты всех выделенных классов и указывает, к каким именно классам они принадлежат. Затем учитель "экзаменует" систему, корректируя её ответы до тех пор, пока ср. количество ошибок не снизится до желаемого уровня. В результате обучения начальная априорная информация пополняется, что и обеспечивает О. а. с. распознавания возможность описывать классы с помощью избранного словаря признаков. При этом, чем точнее удаётся восстановить описание классов на языке словаря признаков, тем качественнее работает система и тем реже она допускает ошибки при распознавании неизвестных объектов или явлений (см. также Распознавание образов).

Структурная схема автоматической обучающейся системы управления: Аь Аг - устройство управления; В - управляемый объект; С - вычислительное устройство; хвх- задающее воздействие; и - управляющее воздействие; z - возмущение; X - управляемая величина; R - критерий оптимальности; F1,..., Fm - функционалы; у - корректирующее воздействие.

О. а. с. фильтрации предназначены для отделения полезного сигнала от помех, что необходимо, в частности, в радиолокации и при дальней радиосвязи. В условиях полной априорной информации о входных воздействиях (полезном сигнале и помехах) можно построить систему фильтрации, обеспечивающую экстремальное значение соответствующему критерию оптимальности, характеризующему работу системы. Однако в условиях недостаточности априорной информации обучение - единственный путь построения оптимальной системы фильтрации. В процессе обучения изменяются параметры системы фильтрации, а иногда даже её структура, в результате чего критерий оптимальности асимптотически приближается к своему экстремальному значению.

О. а. с. управления могут применяться на летательных аппаратах, в технологич. агрегатах и др. Структурная схема типовой системы автоматич. управления, в к-рой на основе обучения реализуется оптимальный (в определённом смысле) процесс управления, представлена на рис. Положим, цель управления состоит в том, чтобы обеспечить наименьшее значение нек-рой величины (функционала) R, зависящей в общем случае от функций задающего хвх (t) и управляющего и (t), воздействий и от управляемой величины х (t), т. е.
R[xвx(t), X(t), и(t)] = Rmin (1)
Эта цель должна быть достигнута при наличии определённых ограничений, состоящих в том, что нек-рые величины (функционалы) Fi, где i = = 1,2,..., т, не должны превосходить установленных для них значений, т. е.
Fi[xхв(t),x(t),u(t),z(t)]<=Fi* , (2)
где Г (t) - возмущение, воздействующее на объект управления. Положим, кроме того, что полная априорная информация относительно z (t) и xхв (t) отсутствует, т. к. в противном случае задача построения оптимальной системы управления может быть, в принципе, решена без обучения. В рассматриваемой системе осн. часть управляющего устройства A1 имеет алгоритм управления, способный изменяться в широком диапазоне, а др. часть - A2 может воздействовать на A1, перестраивая его алгоритм. Основываясь на цели управления, устройство A2 с помощью алгоритмов обучения и по мере накопления опыта, к-рый определяется совокупностью реакций устройства A1на возможные изменения режимов работы объекта В, вырабатывает воздействия у* (t), к-рые всё более и более приближаются к требуемым значениям. Требуемыми являются такие значения у (t), к-рые в соответствии с полученными в вычислит, устройстве С значениями критерия оптимальности R (при ограничениях Fi*) перестраивают алгоритм работы A1 т. о., что выполняются условия (1) и (2). Рассмотренная О. а. с. управления является асимптотически оптимальной.

Лит.: Фельдбаум А. А., Процессы обучения людей и автоматов, в сб.: Кибернетика, мышление, жизнь, М., 1964; Н и л ь с о н Н. Д ж., Обучающиеся машины, пер. с англ., М., 1967; Ц ы п к и н Я. 3., Адаптация и обучение в автоматических системах, М., 1968; его же, Основы теории обучающихся систем, М., 1970; Горелик А. Л., С к р и п к и н В. А., Некоторые вопросы построения систем распознавания объектов и явлений, М., 1974. А. Л. Горелик.
ОБУЧЕНИЕ, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду. В процессе О. реализуются цели образования и воспитания. Главный путь получения образования - О. в уч. заведениях различного типа, однако О. осуществляется не только в учебно-воспитат. заведениях, но и в семье, на производстве, в быту и др. сферах. Помимо специально организуемого О., проводимого в определённом режиме под руководством преподавателей, большое значение имеет самообучение, обычно называемое самообразованием.

Марксистско-ленинская теория О. принципиально отличается от педоцентрич. бурж. теорий, проповедующих аполитичность О., независимость от классовой структуры общества. В классовом обществе О. носит классовый характер и имеет целью формирование у членов общества определённой системы политич., философских, правовых, нравственных, этич. взглядов, воспроизводство человека как элемента социально-экономич. структуры, в первую очередь как элемента производительных сил, обладающего необходимыми физич., интеллектуальными и производственными качествами. В капиталистич. обществе существует противоречие между потребностями капиталистич. производства в хорошо подготовленных кадрах и стремлением господствующих классов по идеологич. мотивам ограничить общеобразовательный уровень трудящихся. В условиях социализма такого противоречия нет. В СССР и др. социалистических странах О. способствует решению важнейших проблем коммунистического строительства - созданию материально-технической базы коммунизма, становлению коммунистических общественных отношений, воспитанию нового человека, всестороннему развитию его физических, духовных и нравственных сил.

Содержание и характер О. определяются уровнем материального и культурного развития общества, в к-ром оно осуществляется. В первобытном обществе О. не отделялось от повседневной деятельности людей, было неорганизованным. Появление и распространение письменности позволило фиксировать накопленные знания, не относящиеся к непосредственной деятельности. Появилась необходимость в организованном О. и открытии спец. учреждений - школ, к-рые должны были передавать знания, умения подрастающему поколению, подготавливая его на этой основе к деятельности, к жизни. Цели, содержание О., его организация и методы на всех этапах развития человеч. общества изменялись в зависимости от характера общественных отношений, актуальных требований к общему образованию и профессиональной подготовке людей, от пед. идей о самом О. (см. Педагогика).

В условиях совр. научно-технич. прогресса возникла необходимость в разработке содержания, форм, методов и средств О., соответствующих новым социальным требованиям, а также возможностям и потребностям уч-ся. Выполнение этих требований нашло отражение в организации О.: а) устанавливаются тесные связи между различными формами и стаднями О. (человек должен учиться в течение всей жизни - т. н. перманентное О.); б) всё большее значение получает общее политехнич. образование, профессиональная специализация осуществляется на базе более широкого общего образования; в) в содержании О. значительно увеличен удельный вес теоретич. материала, соответствующего последним достижениям науки; г) усиливается внимание к развивающей стороне О., совершенствованию познавательных сил и способностей уч-ся; д) расширяется использование средств массовой коммуникации - радио, телевидения, кино, периодич. печати, а также различных форм самообразования.

О.- двусторонний процесс, включающий деятельность обучающего и обучаемых и характеризующийся взаимодействием: целей О., воспитания (в процессе О.) и развития уч