БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481ЮРО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, одна из форм привлечения рабочих, инженерно-технич. работников и служащих в СССР к управлению произ-вом. Впервые возникли в 1960 на предприятиях Свердловской обл. в ходе соревнования за звание коллективов и ударников коммунистич. труда. О. б. э. а. создаются на пром. предприятиях, в н.-и. и др. учреждениях по инициативе самих трудящихся и действуют на обществ, началах. В состав бюро входят наиболее квалифицированные рабочие, новаторы произ-ва, экономисты, бухгалтеры, мастера, технологи. Методич. руководство его деятельностью осуществляют плановый отдел и лаборатория экономики произ-ва. Возглавляет работу директор предприятия (зам. директора по экономич. вопросам или гл. экономист). О. б. э. а. обычно состоит из четырёх секций: планирования и экономич. анализа, бухгалтерского учёта и финансов, нормирования и оплаты труда, материально-технич. снабжения. Они занимаются поиском резервов, способствующих росту производительности труда, снижению себестоимости, выявляют причины образования на предприятиях сверхнормативных запасов материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции, незавершённого произ-ва. На мн. предприятиях вместе с функциональными службами бюро рассчитывают более жёсткие нормативы запасов товарно-материальных ценностей, проводят смотр использования рабочего времени в цехах, изучают опыт работы передовиков, оказывают помощь рабочим и служащим в овладении передовыми приёмами и методами труда. По всем анализируемым вопросам разрабатываются рекомендации. Участие в деятельности О. б. э. а. приобщает его членов к управлению произ-вом, позволяет знать положение дел в своём цехе, на предприятии, в отрасли и нар. х-ве, что содействует более эффективной работе. В начале 1970-х гг. в СССР насчитывалось св. 68 тыс. О. б. э. а.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 101: т. 37, с. 450; т. 40, с. 143; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; В я т к и н Г. В., Рабочие в управлении, М., 1972; Борзунов А. П., Управление социалистическим предприятием, М., 1972.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отд. личностей. О. м. выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях - занимает определённую позицию, даёт совет или выносит решение по тем или иным обществ, проблемам. В зависимости от содержания высказываний О. м. выражается в оценочных, аналитич., конструктивных суждениях. О. м. регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов в обществе, вырабатывая или ассимилируя (заимствуя из сферы науки, идеологии, религии и т. д.) и насаждая определённые нормы обществ, отношений. Наконец, в зависимости от знака высказываний О. м. выступает в виде позитивных или негативных суждений.

О. м. действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определённы. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те факты и события действительности, к-рые вызывают обществ, интерес, отличаются значимостью и актуальностью.

О. м. действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных классов и социальных групп. В этом смысле можно говорить не только об О. м. всей страны, но и об О. м., напр., рабочего класса, молодёжи, республики или района, лиц одной профессии, работников данного предприятия, членов данной орг-ции и т. п. Применительно к названным общностям носителем (субъектом) О. м. может выступать как общность в целом, так и любые составляющие её образования (группы) - независимо от содержания их суждений, от того, высказываются ли они "за" или "против", образуют ли они "большинство" или "меньшинство". В соответствии с этим по своей структуре О. м. может быть монистичным, единодушным и плюралистичным, состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения.

В каждом конкретном случае содержание и другие характеристики О. м. (степень однородности, знак высказываний и другие) определяются рядом факторов - структурой (прежде всего социальной) высказывающейся общности, степенью совпадения интересов входящих в неё различных групп, характером обсуждаемого вопроса и т. п. Процессы формирования и функционирования О. м. могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего они являются результатом целенаправленного действия разного рода гос. учреждений, политич. орг-ций, науч. и др. центров.

Складывающееся на различных по глубине уровнях обществ, сознания - на уровне теоретич. знания (науки) и на уровне обыденного сознания, отражающее разнообразные интересы различных социальных групп, О. м. может быть в большей или меньшей степени истинным или ложным, адекватным или иллюзорным.

В развитом обществе привычными каналами (и формами) выражения О. м. являются: выборы органов власти, участие масс в законодат. и исполнит, деятельности, пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и пр. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, вызываемые политическим, исследовательским и т. п. интересом и принимающие форму референдумов массовых обсуждений к.-л. проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т. д.

Активность функционирования и фактич. значение О. м. в жизни общества определяются существующими социальными условиями - всеобщими, связанными с характером производств, отношений, классовой структуры общества, уровнем развития производит, сил, культуры и т. п., и специфическими, связанными с развитостью демократич. институтов и свобод, в первую очередь свободы выражения мнений - слова, печати, собраний, манифестаций. Огромное значение имеют и гарантии действенности О. м.

В совр. капиталистич. обществе О. м. формируется в первую очередь под влиянием бурж. источников информации и пропаганды и используется господствующими классами в системе идеологич. управления, в т. ч. в качестве средства манипулирования сознанием людей.

При социализме, в условиях ликвидации социальных антагонизмов, качеств, изменений в социальной структуре, культуре, установления социально-политич. и идейного единства общества, О. м. рабочего класса, крестьянства, интеллигенции едино по коренным проблемам обществ, развития и выражается Коммунистической партией, др. обществ, организациями трудящихся. О. м.- активный субъект гос. и обществ, управления, включённый непосредственно в процесс принятия решений органами управления. Эта исторически новая роль О. м. усиливается по мере дальнейшего развития общества, в связи с изменениями экономич., социальных, политич., технич. и др. условий функционирования О. м. и находит своё выражение в усложнении функций О. м., расширении границ проблем, о к-рых судит общественность, возрастании степени глубины и компетентности высказываний О. м. и т. д.

Лит.: Ленин В. И., После выборов в Америке, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 22; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи Советской власти", там же; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; К е л л е В. Ж., Ковальзон М. Я., Формы общественного сознания, М., 1959; У ледов А. К., Общественное мнение советского общества, М., 1963; Г р у ш и н Б. А., Мнения о мире и мир мнений, М., 1967; Bogardus E. The making of public opinion, N. Y., 1951; Reader in public opinion and communication, ed. B. R. Berelson, M. Janowitz, 2 ed., Glencoe, 1953; Society for the psychological study of social issues. Public opinion and propaganda, ed. D. Katz [a. o.], N. Y., 1954; S a u v у A., L'opinion publique, P., 1956; S t q e_t z e 1 J;, Girard A., Les sondages d'opinion publique, P., 1973. Б. А. Грушин.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ, отрасль нар. х-ва, к-рая производит, реализует готовую пищу и обслуживает потребителей. В СССР сеть О. п. включает: фабрики-кухни, заготовочные, столовые, домовые кухни, рестораны, чайные, кафе, закусочные, буфеты. Часть из них обслуживает потребителей по месту работы и учёбы; во мн. случаях эти предприятия предоставляют питание на льготных условиях (часть затрат на приготовление пищи и обслуживание берут на себя заводы, фабрики, уч. заведения). О. п. играет существенную роль в организации лечебного питания. Предприятия О. п. входят в организации гос. торговли или потребительской кооперации. С первых дней Советской власти гос-во обращало большое внимание на развитие О. п. Многие рестораны и трактиры были преобразованы в обществ, столовые для питания рабочих и членов их семей. В. И. Ленин указывал на то, что при образцовой постановке работы общественные столовые экономят человеческий труд и продукты, создают удобства для потребителей, высвобождают женщину для участия в общественном произ-ве, обеспечивают условия для её всестороннего развития. За годы Сов. власти О. п. превратилось в важную отрасль народного х-ва. Особенно большое значение для её развития имели постановления партии и правительства 50-х гг. ("О мероприятиях по улучшению работы предприятий общественного питания" от 1 марта 1956 и "О дальнейшем развитии и улучшении общественного питания" от 20 февр. 1959). К кон. 1973 насчитывалось 260 тыс. предприятий О. п. (87,6 тыс. в 1940). Их товарооборот в сопоставимых ценах увеличился за 1940-73 почти в 5 раз. Наряду с увеличением количества посадочных мест происходит укрупнение предприятий О. п. Число посадочных мест на предприятиях О. п. составило 12,2 млн. в 1973 против 3,1 млн. в 1955, а среднее число их на одно предприятие увеличилось за эти годы с 30,5 до 52,3. В нач. 70-х гг. О. п. обслуживало ок. 77 млн. жителей, или 31% населения страны. Увеличивается число работников, занятых в этой отрасли: в 1940 оно составляло 788 тыс., в 1972 - 2167 тыс. чел. Благодаря механизации производств, процессов производительность труда в отрасли за эти годы возросла на 63%. О. п. значительно больше развито в городах, чем в сел. местности. В общей структуре потребления продуктов питания у гор. жителей доля приобретения продуктов через систему О. п. в кон. 60-х гг. составила 12,8%, у сельских жителей - 2,6%.

Массовое развитие О. п. базируется на индустриализации отрасли путём создания высокомеханизир. предприятий, перевода их на снабжение полуфабрикатами, готовыми блюдами, консервированной и замороженной готовой продукцией, произведёнными в соответствующих отраслях пром-сти или на специализированных предприятиях (фабриках-кухнях, заготовочных и др.; см. раздел Техника О. п.). В нач. 70-х гг. доля полуфабрикатов в общем расходе продуктов предприятий О. п. составляла (в % ): мясных 53, рыбных 34, овощных 5, очищенного картофеля 22. Отрасль пополняется специалистами высокой квалификации, к-рых готовят спец. вузы, техникумы и профессионально-технич. училища. Вопросами науч. разработки рационального питания занимается Ин-т питания АМН СССР, организацией экономики О. п. - НИИ обществ, питания. Рост товарооборота и выпуска продукции О. п. происходит по 2 направлениям: по линии расширения охвата населения обслуживанием сетью О. п. и роста удельного веса потребления продукции О. п. в общем объёме питания каждого пользующегося услугами этой отрасли. О. п. широко развито в зарубежных социалистич. странах. Напр., в ГДР одно посадочное место в столовых, ресторанах, кафе и закусочных приходится на 12 жителей (1968), в Болгарии на 11(1970) и т. п.

В капиталистич. странах О. п. представляет собой отрасль нар. х-ва, куда также проникает крупный монополистич. капитал. Предприятия питания входят в состав торг, центров, универмагов, гостиниц, кемпингов, мотелей и т. д. В США в нач. 70-х гг. насчитывалось ок. 145 тыс. ресторанов, кафе, столовых и др. предприятий с общим числом занятых 3,5 млн. чел. Через эту сеть реализовывалось до 25% всех пищевых продуктов. Во Франции на внедомашнее питание в тот же период приходилось ок. 15% всех расходов на продукты питания. Б. И. Гоголь.

Техника О. п. Предприятия О. п. оснащены различным механич., тепловым, подсобным оборудованием и оборудованием торг, помещений. На предприятиях О. п. осуществляются: холодная