БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481олучает тем самым общественную форму" (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 81).

Труд всегда является общественным, т. к. отдельные трудящиеся и трудовые коллективы могут ставить лишь цели, отражающие их положение в обществе, а производить лишь при помощи накопленных обществом ресурсов (средств произ-ва, рабочей силы и т. д.). Различные способы произ-ва придают О. т. различные формы. В первобытной общине обществ, характер труда и его результата проявляется непосредственно в форме совместного труда. Впоследствии это свойство было присуще и патриархальному х-ву. В рабовладельческом и феодальном обществах обществ, характер труда проявлялся в других, но тоже, как правило, непосредственных формах. "Непосредственно общественной формой труда, - писал Маркс о феодализме, - является здесь его натуральная форма, его особенность, а не его всеобщность, как в обществе, покоящемся на основе товарного производства... Как бы ни оценивались те характерные маски, в которых выступают средневековые люди по отношению друг к другу, общественные отношения лиц в их труде проявляются во всяком случае здесь именно как их собственные личные отношения..." (там же, с. 87-88). Следовательно, о непосредственных формах О. т. на этих стадиях развития нельзя говорить без учёта того, что общественное разделение труда и кооперация труда в рамках общества ещё относительно слабо развиты, экономические связи внутри народных хозяйств и между народами были недостаточно крепки. В условиях товарного х-ва обществ характер труда маскируется, т. к. различные виды труда обособляются до такой степени, что выступают непосредственно как частные, а их обществ, взаимосвязь проявляется опосредствованно, через куплю-продажу товаров (см. Товарный фетишизм).

При капитализме противоречие О. т. и его частной формы организации проявляется наиболее остро. Прогресс произ-ва делает частнокапиталистич. присвоение (эксплуатацию наёмного труда) неприемлемой формой О. т. и объективно требует замены частной собственности общественной. Последняя придаёт товарно-денежным отношениям планомерный характер, что предопределяет коренное качеств, отличие О. т. при социализме от О. т. в условиях капитализма. По мере реального обобществления произ-ва О. т. постепенно вновь превращается в непосредственно общественный труд. Этот процесс завершится при коммунизме, когда О. т. станет полностью непосредственно общественным, ч Общественные отношения людей к их труду и продуктам их труда остаются здесь прозрачно ясными как в производстве, так и в распределении" (там же, с. 89).

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20 (раздел "Политическая экономия"). Б. В. Ракитский.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОИЗВОДСТВА, см. в ст. Производство.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР, комплекс зданий и сооружений или соответствующая функциональная зона жилого или промышленного гор. района, города либо другого населённого пункта, системы группового расселения, области. О. ц. предназначен для общественного (культурно-просветительного, бытового и др.) обслуживания населения. Многофункциональные О. ц. включают учреждения административного, обществ., культ.-просвет., учебного, торг, назначения, предприятия бытового обслуживания. О. ц. могут быть компактными или протяжёнными, образовывать архитектурный ансамбль или систему ансамблей площадей, улиц, набережных.

Лит.: Лавров В. А., Город и его общественный центр, М-, 1964; Основы советского градостроительства, т. 1, М., 1966.

ОБЩЕСТВО, в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. О. выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, к-рая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп, в движении классовых и др. социальных противоречий. В узком смысле под О. понимается исторически конкретный тип социальной системы (капиталистич. О.), определённый социальный организм, принадлежащий к такому типу ("япон. феодализм"), или определённая форма социальных отношений (напр., О., противопоставленное гос-ву у Гегеля). Объяснение природы обществ, связи (и соответственно обществ, природы человека) на протяжении истории социально-филос. мысли оставалось центр, проблемой всех теорий О.; то или иное её решение определяет во многом и трактовку отдельных типов обществ, деятельности, в т. ч. индивидуальных действий. Подлинно науч. теорию О. создали основоположники марксизма-ленинизма. См. Исторический материализм, Формация общественно-экономическая, Социология.

ОБЩЕСТВО БИВШИХ ПОЛИТКАТОРЖАН И ССЫЛЬНОПОСЕЛЕНЦЕВ, организовано по инициативе Ф. Э. Дзержинского, Я. Э. Рудзутака, Ем. Ярославского и др.; открытие состоялось в Москве в Доме Союзов 21 марта 1921. Оказывало б. политич. каторжанам и ссыльнопоселенцам материальную помощь, организовывало лекции и доклады, занималось собиранием, хранением, изучением и изданием материалов по истории царской тюрьмы, каторги и ссылки. В 1921 об-во насчитывало 200 членов, в 1931 - 2759. В числе их были видные участники революц. движения: В. Н. Фигнер, Л. Г. Дейч, Ф. Я. Кон, М. Ф. Фроленко, А. В. Якимова-Диковская, А. В. Прибылёв, Ф. Н. Петров, В. А. Быстрянский, Н. А. Скрыпник, И. А. Теодорович и др. Об-во возглавлял Совет. С 1924 преобразовано во всесоюзную орг-цию; в 1928 оно имело св. 50 филиалов. Члены его выступали с докладами и лекциями перед рабочими, учащимися, красноармейцами. В 1924, 1925, 1928, 1931 состоялись всесоюзные съезды об-ва. Н. -и. работа проводилась в ист. секциях: по истории декабристов, Революции 1905- 1907, по изучению утопич. социализма в России, в кружке народовольцев. Об-во издавало: журналы "Каторга и ссылка" и "Бюллетень Центрального совета Всесоюзного общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев" (1930-33), серии: "Историко-революционная библиотека", "Классики революционной мысли домарксистского периода". Были изданы соч. и материалы о жизни и деятельности А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачёва, Фигнер и др., библиографич. словарь "Деятели революционного движения в России^, воспоминания и документы о декабристах, народничестве, рабочем движении, царской тюрьме, каторге и ссылке. В 1926 об-вом основан музей с библиотекой и архивом. Совместно с Обществом старых большевиков О. 6. п. к. и с. явилось инициатором создания МОПРа (1922). Прекратило существование в 1935.

Лит.: Политическая каторга и ссылка. Биографический справочник членов общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, М., 1934; Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Каталог изданий. 1921 - 1931, М., 1931; то же, 1931 - 1934, М., 1935. Г. Д. Алексеева.

ОБЩЕСТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ ВЬЕТНАМА (Вьетнам куанг фук хой, ВКФХ), антиимпериалистич. орг-ция вьетнамских политич. эмигрантов. Создана в февр. 1912 в Китае революционером-демократом Фон Бой Тяу. Об-во ставило своей задачей изгнание франц. захватчиков из Вьетнама, установление демократич. республики. Чл. О. в. В. создали боевую орг-цию из числа студентов-эмигрантов и горцев пограничных с Китаем районов, к-рая нередко прибегала к террористич. актам. В период 1-й мировой войны 1914-18 О. в. В. организовало вооруж. выступления в разных р-нах Вьетнама. Одним из наиболее значительных было Т хайнгу ейское восстание. Репрессии франц. охранки обескровили О. в. В. В 1924 об-во было распущено.

Лит.: Мхитарян С. А., Рабочий класс и национально-освободительное движение во Вьетнаме (1885-1930), М., 1967, с. 70-79, 87-97.

ОБЩЕСТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВА, орг-ция единого антияпон. фронта в Корее (осн. в 1936); см. Чогук кванбокхве.

"ОБЩЕСТВО ВРЕМЁН ГОДА" ("La societe des saisons"), тайная революц. орг-ция, действовавшая в Париже в 1837- 1839. Была осн. О. Бланки, А. Барбесом и М. Бернаром с целью ликвидации режима Июльской монархии, установления республики. По сравнению с тайными об-вами начала 30-х гг. отстаивало более последовательно эгалитарно-революц. идеи. Строилось на основе строгой конспирации. В 1839 в "О. в. г." входило более тысячи членов, гл. обр. рабочих и ремесленников. Заговорщическая (бланкистская) тактика привела "О. в. г." к разгрому после восстания 12-13 мая 1839.

Лит.: Волгин В. П., Французский утопический коммунизм, М., 1960, с. 136-46.

ОБЩЕСТВО ГЛУХИХ Всероссийское, общественная организация, задача к-рой состоит в объединении лиц с недостатком слуха для приобщения их к общественно полезной деятельности. Подробнее см. Всероссийское общество глухих.

"ОБЩЕСТВО 10-го ДЕКАБРЯ" ("La societe du Dix-Decembre"), бонапартистская массовая орг-ция во Франции, созданная в сент. 1849, распущенная в ноябре 1850. Назв. об-ва связано с датой избрания Луи Бонапарта президентом республики (10 дек. 1848). Существовало под видом благотворительной орг-ции в значит, мере на средства, предоставленные самим президентом. Возглавленное деятелями из ближайшего окружения Луи Бонапарта, "О. 10-го д." вербовало ему сторонников среди деклассированных слоев населения; при этом пускались в ход демагогич. посулы, подачки, подкуп, спаивание, при появлении Луи Бонапарта в общественных местах инсценировались "восторг" и "энтузиазм" толпы; организовывались расправы с враждебными бонапартизму элементами.

ОБЩЕСТВО ДОБРОВОЛЬНОЕ, см. Добровольные общества, Общественные организации.

"ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ НАРОДА" ("La societe des amis du peuple"), республиканское общество во Франции, созданное 30 июля 1830 после Июльской революции 1830. Боровшееся за республику, оно сыграло значит, роль в политическом воспитании передовых рабочих. Издавало брошюры, листовки, обличавшие социальное неравенство. Среди руководителей об-ва были Ф. Распай, Г. Кавеньяк и др. Его левое крыло возглавлял О. Бланки. Члены "О. д. н." участвовали в Июньском парижском восстании республиканцев 1832. После суд. процесса 1833 "О. д. н." перестало существовать.

"ОБЩЕСТВО ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ", объединение китайских писателей (1921-27); см. Китай, раздел Литература.

ОБЩЕСТВО ИСКУССТВА и ЛИТЕРАТУРЫ, создано в Москве в 1888 К. С. Станиславским, режиссёром А. Ф. Федотовым, оперным певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским, художником Ф. Л. Сологубом. В нач. 90-х гг. его возглавил Станиславский. На основе любительского драматич. кружка общества он создал постоянную труппу, участники к-рой обладали профессиональным мастерством, глубоким пониманием новых задач иск-ва (В. Ф. Комиссаржевская, М.П. Лилина, М.Ф. Андреева, А. Р. Артём, В. В. Лужский и др.). Спектакли, поставленные здесь Станиславским, отличались невиданными до того единством художеств, решения, целостностью ансамбля, жизненной правдивостью мизансцен и массовых сцен ("Плоды просвещения" Л. Толстого, "Потонувший колокол" Гауптмана и др.). В 1898 основная часть труппы вместе со Станиславским вошла в состав Московского Художественного театра.

ОБЩЕСТВО ИСТОРИИ И ДРЕВНОСТЕЙ РОССИЙСКИХ, первое научное ист. общество в России, осн. в 1804 при Моск. ун-те для изучения и издания документов по рус. истории; см. Московское общество истории и древностей российских.

ОБЩЕСТВО ИСТОРИКОВ-МАРКСИСТОВ, создано в Москве в 1925 при Комакадемии (см. Академия коммунистическая). Осн. задачи об-ва - сплочение марксистских кадров для проведения исследовательской работы в области истории и методологии ист. процесса, борьбы с бурж. идеологией, популяризации ист. знаний и достижений сов. науки. Среди учредителей были М. Н. Покровский, А. В. Шестаков, В. П. Волгин, П. О. Горин, А. М. Панкратова и др. В 1926 О.и.-м. насчитывало 40 чл., в 1929-345. Работали секции по истории России, Коммунистич. партий Сов. Союза, стран Запада, Востока, социологич. и методическая, комиссии по истории революц. войн и вооруж. восстаний, по истории пролетариата. Чл. О. и.-м. были инициаторами и активными участниками науч. дискуссий во 2-й пол. 20-нач. 30-х гг. На заседаниях об-ва обсуждались задачи сов. ист. науки, вопросы повышения качества н.-и. работы, улучшения преподавания ист. дисциплин в школах и вузах. В 1929 О. и.-м. вошло в состав Комакадемии. С 1930 преобразовано во Всесоюзное науч. об-во. С 1926 изд. журн. "Историк-марксиста, с 1931 - журн. "Борьба