БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481грешность в определении t за счёт приближённого номографирования в данной области изменения переменных а, k и t не превышает ± 0,001.

Приближённые номограммы применяют тогда, когда точные номограммы невозможны или когда точные номограммы имеют неудачную форму и дают большую погрешность в ответе-
[1807-15.jpg]

Рис. 6. Приближённая номограмма из выравненных точек интегрального закона Стьюдента распределения вероятностей.

Историческая справка. Геометрич. изображения зависимостей между переменными, избавляющие от вычислений, известны давно. К ним можно отнести достаточно сложные построения, содержащие семейства линий и шкалы как изображения переменных (встречающиеся, напр., в солнечных часах и астролябиях). Разработка теории номография, построений началась в 19 в. Первой была создана теория построения прямолинейных сетчатых номограмм (франц. математик Л. Л. К. Лаланн, 1843). Основания общей теории номографич. построений дал М. Окань в 1884-91; в его же работах впервые встречается название "Н.". Первым в России вопросами Н. начал заниматься Н. М. Герсеванов в 1906-08. Большая заслуга в деле развития теории Н. и организации номографирования инж. расчётов принадлежит Н. А. Глаголеву, возглавлявшему сов. номографич. школу.

Лит.! Пентковский М. В., Считающие чертежи. (Номограммы), 2 изд., М., 1959; его же, Номография, М.- Л., 1949; Герсеванов Н. М., Основы номографии, 2 изд., М.- Л., 1932; Глаголев Н. А.,

Теоретические основы номографии, 2 изд., М.-Л., 1936; его же, Курс номографии, 2 изд., М., 1961; Невский Б. А., Справочная книга по номографии, М.- Л., 1951; Номографический сборник, М., 1951; D'O с a g п е М., Traite de nomographie, 2 ed., P., 1921; S о u r e a u R., Nomographie ou traite des abaques, t. 1 - 2, P., 1921. М. В. Пентковский.

НОМОКАНОНЫ (греч. Nomokanones), сборники визант. канонического (церковного) права, включавшие императорские постановления (nomoi), касающиеся церкви, и церк. правила (kanones). Древнейший сохранившийся Н.- в 50 титулах - составлен на рубеже 6-7 вв., возможно константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Наибольшей популярностью пользовался Н. в 14 титулах (ок. 629-640) анонимного юриста (известного под именем Энантиофана); был переработан в 883 (переработка ошибочно приписывалась патриарху Фотию), затем ок. 1090 правоведом Феодором Вестом. Н. Веста в 12 в. был дополнен толкованиями: краткими - Алексея Аристина (высоким должностным лицом константинопольского патриаршества), более подробными - Иоанна Зонары и антиохийского патриарха Феодора Валсамона. В составе Н.: постановления, приписывавшиеся церковью апостолам (в действительности датируемые 3 в.), решения вселенских и нек-рых поместных соборов, извлечения из соч. ряда церк. писателей и из кодекса и новелл Юстиниана. В толкованиях приводятся постановления императоров и патриархов, нек-рые суд. казусы. Н. в 14 титулах (с толкованиями Аристина и частично Зонары) лёг в основу слав. Кормчих книг.

Публ.: R h а 1 1 е s G. A., P_o t I e s M., Syntagma ton theion kai hieron kanones, t. 1 - 6, Athnai, 1852-59.

Лит.: Бенешевич В. Н., Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII в. до 883 г., СПБ, 1905. А. П. Каждан.

НОНА (от лат. попа - девятая), в музыке интервал, представляющий собой сумму октавы и секунды.

НОНАККОРД (муз.), аккорд из пяти разноимённых звуков, к-рые при терцовом расположении занимают объём ноны (отсюда назв.). См. Аккорд.

НОНЕТ (итал. nonetto, от лат. nonus - девятый) (муз.), 1) сочинение, преим. в сонатно-циклич. форме, для девяти исполнителей (как правило, инструменталистов). Основу Н. обычно образует струнный квартет или квинтет, к к-рому присоединяются различные духовые инструменты. Существуют и Н. только для духовых инструментов, вокальные. 2) Ансамбль из девяти исполнителей. См. Ансамбль в музыке.

НОНЕШВИЛИ Иосиф Элиозович (р. 6.4. 1918, с. Карданахи, ныне Гурджаанского р-на Груз. ССР), грузинский советский поэт. Чл. КПСС с 1945. Окончил филологич. ф-т Тбилисского ун-та (1942). Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. Печатается с 1938. Автор стихов, в которых ярко и эмоционально выражены мысли и чувства сов. гражданина-патриота, воина, труженика, борца за мир, за дружбу народов: поэма "Повесть об одной девушке" (1952), вдохновлённая подвигами Зои Космодемьянской и груз, комсомолки Зои Рухадзе; стихи "Друзья повсюду", "За мир", циклы стихов об Армении, Казахстане, Грузии - "На земле Казахстана" (1955), "Сотворение Грузии" (1971) и др. С 1965 секретарь СП Грузии. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 7-го созыва, пред, республиканского Комитета защиты мира (1973). Произв. Н. переведены на мн. языки народов СССР и иностр. языки. Награждён 2 орденами, а также медалями.

В рус. пер.- Друзья повсюду, М., 1954; Стихи, М., 1958; Горы и сердце, М., 1960; Через годы, Тб., 1966; Стихотворения, М., 1967; Стихи, Тб., 1969; Избр. лирика, М., 1971; Poemes, Tbilissi, 1972.

Лит.: Хухашвили Г. М., Иосиф Нонешвили, Тб., 1958; Барабаш Ю., Просто - стихи..., "Дружба народов", 1959, №4; Тоцурия А., Высокий накал поэзии, "Литературная Грузия", 1970, № 7.

НОНИУС, вспомогательная шкала, при помощи к-рой отсчитывают доли делений основной шкалы измерит, прибора. Прототип совр. Н. предложен франц. математиком П. Вернье, поэтому Н. часто наз. верньером. Н. получил назв. по имени португальца П. Нуниша (P. Nunes, латинизированное имя Nonius), предложившего для отсчёта долей делений шкалы другой сходный прибор, ныне, однако, не применяемый. Различают л и н е й н ы й (рис. 1,а), угломерный (рис. 1,6), спиральный (рис. 2), трансверсальный (рис. 3) и др. виды Н. Применение линейного Н. основано на разнице интервалов деления основной шкалы и Н. Длина Н. (целое число его делений) точно укладывается в определённом целом числе делений основной шкалы. При совпадении нулевой отметки Н. с к.-л. отметкой L основной шкалы результат измерения А соответствует величине, определяемой отметкой L; при несовпадении нулевой отметки Н. с L значение А = L + ki, где k - число делений Н. от нулевого до совпадающего со штрихом основной шкалы; г - наименьшая доля деления основной шкалы, к-рую можно оценить Н. (обычно г = 0,1; 0,05 или 0,02 мм). Принцип отсчёта по угломерному Н., применяемому в ряде оптико-механич. приборов, такой же, как и по линейному Н.; применение Н. др. типов пояснено рис. 2 и 3. Лит.: Городецкий И. Е., Основы технических измерений в машиностроении, М., 1950.
[1807-16.jpg]

Рис. 1. Линейный (а) и угломерный (б) нониусы.
[1807-17.jpg]

Рис. 2. Спиральный нониус. В поле зрения видны штрихи основной миллиметровой шкалы (11, 12, 13), один из к-рых находится в зоне десяти делений малой шкалы; часть круговой шкалы из 100 делений и двух эквидистантных архимедовых спиралей. При отсчёте деление миллиметровой шкалы должно находиться строго посередине между двумя рядом идущими спиралями. Отсчёт производится последовательно по всем трём шкалам.
[1807-18.jpg][1807-19.jpg]

Рис. 3. Трансверсальный нониус: слева - линейный (поперечный масштаб); деление основной шкалы (72) пересекает одну из диагоналей нониуса, отсчёт производится по положению точки пересечения штриха и диагонали; справа - угломерный; принцип отсчёта аналогичен.

НОНКОНФОРМИСТЫ (англ, nonconformists, от лат. поп - не и conformis - соответственный, однообразный), наименование членов англ. церк. орг-ций (пресвитериан, ин депендентов, методистов, конгрегационалистов и др.), не признающих обряды и учение гос. англиканской церкви. Течения Н. (др. назв. "диссентеры") возникли в 16 в., но назв. "Н." появилось после принятия англ, парламентом в 1662 "Акта о единообразии".

НОННИ, река на С.-В. Китая, левый приток р. Сунгари; см. Нуньцзян.

НОНО (Mono) Луиджи (р. 29.1.1924, Венеция), итальянский композитор. Участвовал в итал. Движении Сопротивления. Занимался под рук. Ф. Малипьеро, итал. дирижёра и комп. Б. Мадерны и нем. дирижёра Г. Шерхена. В 50-е гг. вместе с П. Булезом и К. Штокхаузеном возглавил муз. авангардизм. Н.- представитель сериальной школы (см. Серийная техника), использует алеаторику и электронную музыку. Композитор обращается в своём творчестве к острейшим темам современности, выступает с протестом против тоталитаризма, фашизма, насилия над человеческой личностью: "Эпитафия Федерико Гарсиа Лорке" (1953), кантата "Прерванная песня" (на тексты писем осуждённых на смерть борцов европ. Сопротивления, 1956), оркестровая композиция "Польский дневник 1958" (1959; написан после посещения лагерей смерти), опера "Нетерпимость 1960" (1961), кантата "На мосту Хиросимы. Песни жизни и любви" (1962), вокально-электронная композиция "Призрак бродит по миру" (1970) и др. Н.- также автор лирич. музыки, воспевающей красоту жизни. л. Г. Бергер.

НОНПАРЕЛЬ (франц. nonpareille), название типографского шрифта, кегль (размер) к-рого равен 6 пунктам (2,25 мм). Н. преим. применяется для набора изданий, не предназначенных для сплошного чтения (нек-рые словари, справочники и др.). В Большой Советской Энциклопедии Н. используется, напр., для набора библиографии к статьям и подписей к рисункам.

НОНСЕНС (англ, nonsense, от лат. поп - не, нет и sensus - смысл, разум), бессмыслица, нелепость.

НОНТРОНИТ (франц. nontronite, от названия города Nontron - Нонтрон во Франции), минерал из группы монтмориллонита - вермикулита. По типу кристаллохим. структуры относится к листовым силикатам. Химич. состав:
[1807-20.jpg]
В значит, количествах содержит А12О3 (до 14%) и MgO (до 8%), в небольших количествах СаО (до 2%), К2О, Na2O, иногда NiO, Сr2Оз. В основе структуры лежит трёхслойный пакет типа талька или пирофиллита (два слоя кремнекислородных тетраэдров, разделённых одним октаэдрическим из FeO6), между к-рыми расположены молекулы воды с обмениваемыми основаниями Na. A1 замещает Si в тетраэдрах. Н. представляет собой изоморфную смесь собственно Н. и монтмориллонита. Кристаллизуется в моноклинной сингонии. Агрегаты Н. обычно сплошные, глиноподобные, как правило, скрыто-кристаллич., реже в виде псевдоморфоз по темноцветным минералам. Окраска их от зелено-жёлтой до тёмно-зелёной. Тв. по минералогич. шкале ок. 2; плотность до 2100 кг/м3. Н.- типичный гипергенный минерал, образующийся в основном при выветривании железосодержащих силикатов различных ультраосновных изверженных и метаморфич. горных пород. Практич. значение имеют нонтронитовые массы, обогащённые Ni. м. Д. Дорфман.

НОНФИГУРАТИВНОЕ ИСКУССТВО (англ, nonfigurative art), неизобразительное иск-во, одно из распространённых в зап.-европ. и амер. искусствознании обозначений абстрактного искусства,

НОНЫ (лат. Nonae, от nonus - девятый, т. е. девятый день до Ид), в древнеримском календаре 7-й день марта, мая, июля, октября и 5-й день остальных месяцев. Н. служили для счёта дней внутри месяца. См. Календы.

HОO, но, н о г а к у, один из жанров япон. традиционного театра. Первоначально вид нар. япон. театра. Затем профессионализировался. В 14-15 вв. сложился как театр для феодальной знати и военной аристократии. Представление Н. включает музыку, танец и драму. Действие сопровождается оркестром, состоящим из флейт, барабанов разных размеров, и мужским хором, к-рый активно вмешивается в действие. Спектакли Н. происходят на открытой с трёх сторон квадратной площадке с крышей, опирающейся на четыре столба. С левой стороны сцены отходит помост (хасигакари), ведущий за кулисы. Он служит для выхода и ухода актёров, а также дополнительной сценич. площадкой. Спектакли идут без занавеса и декораций, на фоне постоянного задника с изображением зелёной раскидистой сосны на золотом поле. Оркестр и хор располагаются на сцене: оркестр вдоль задника, хор вдоль правой стороны площадки. В основе содержания пьес Н.- сюжеты японской классич. лит-ры, историч. хроник и буддистских легенд; в них много монологов, воспоминаний, действие очень растянуто, драматич. развитие и конфликт почти отсутствуют; всегда два действующих лица - ситэ (действователь) и ваки (партнёр), иногда их сопровождают спутники - цурэ, не имеющие самостоят, функций. Ситэ и его сопровождающие выступают в масках, ваки - без масок. Все роли ис