БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481о; линию k наз. абсолютом этой модели. Автоморфизмы относительно k играют роль движений. Поэтому геометрию Лобачевского можно рассматривать как теорию, изучающую свойства фигур и связанные с фигурами величины, к-рые остаются неизменными при автоморфизмах; короче говоря, геометрию Лобачевского можно рассматривать как теорию инвариантов группы автоморфизмов относительно овального абсолюта.

Геометрия Римана (двумерная) допускает сходное истолкование; именно она является теорией инвариантов относительно нулевого абсолюта

х12 + х22+х32=0.(10)

При этом в качестве точек и прямых модели берутся все точки и прямые проективной плоскости; автоморфизмы определяются чисто алгебраически как линейные преобразования, к-рые переводят ур-ние (10) в ур-ние того же вида.

Евклидову геометрию также можно рассматривать как теорию инвариантов нек-рой группы проективных преобразований, именно, группы автоморфизмов относительно вырожденного абсолюта

х12 + х22=0., x3=0, т, е. относительно мнимых точек (1, г, О), (1 - i, О); эти точки наз. круговыми точками. Предметом модели являются все точки проективной плоскости, кроме точек прямой x3 = О, и все прямые проективной плоскости, кроме прямой X3 = О. В последнем случае автоморфизмы играют роль подобных преобразований, а не движений, как в случае H. г.

Рассмотренные модели относятся к двумерным геометриям; проективные модели высших размерностей строятся аналогично.

Соответственно характеру ур-ний абсолютов, геометрия Лобачевского наз. гиперболической, геометрия Римана - эллиптической, геометрия Евклида - параболической.

H. г. имеют существенные приложения в математике (теории аналитич. функций, теории групп и др.) и смежных с нею областях (напр., в теории относительности). Эти приложения основаны на том, что разнообразные конкретные модели H. г. связаны с различными объектами и понятиями указанных разделов математики и смежных с нею областей. О значении H. г. см. также Геометрия.

Лит.: Александров П. С., Что такое неевклидова геометрия, M., 1950; Клейн Ф., Неевклидова геометрия, пер. с нем., M.-Л., 1936; Ефимов H. В., Высшая геометрия, 4 изд., M., 1961.

H. В. Ефимов.


НЕЕДЛЫ (Nejedly) Вит [22.6.1912, Прага,-1.1.1945, близ Дукельского перевала (Вост. Бескиды, Карпаты, на границе Польши и Чехословакии)], чехословацкий композитор и дирижёр. Сын 3. Неедлы. Ученик О. Еремиаша (композиция, дирижирование). С 1939 жил в Москве, работал редактором на радио, затем руководил чехосл. армейским ансамблем, к-рому после гибели H. на фронте присвоено его имя. Среди соч.- опера "Ткачи" (по пьесе Г. Гауптмана, 1938, пост. 1961 в оркестровке Я. Гануша), кантата "День" (1935), 3 симфонии (3-я поев, героям Исп. республики, 1938), симфониетта (1938); увертюра (по стихотворению "Рассвет" Э. Верхарна), хор "150 миллионов" (по В. В. Маяковскому), марши, массовые песни, обработки нар. песен. Автор статей о музыке (в кн. "Критические статьи о музыке", 1956).

Лит.: Шнеерсон Г., Музыкант-боец. К 50-летию В. Неедлы, "Советская музыка", 1962, № 7.


НЕЕДЛЫ (Nejedly) Зденек (10.2.1878, Литомишль,-9.3.1962, Прага), чехословацкий учёный и обществ, деятель, музыковед, историк, лит. критик; чл. Чеш. академии наук и иск-в (1907), основатель и президент (с 1952) Чехосл. АН. Чл. Коммунист ич. партии Чехословакии с 1929. Сын композитора и педагога P. Неедлы. Окончил филос. ф-т Карлова унa-та в Праге. С 1900 доктор философии. 1909-39 и 1945-62 проф. Карлова ун-та, в 1939-45 - Моск. ун-та. Чл. MH. зарубежных науч. учреждений, в т. ч. чл.-корр. АН СССР (1947).

H. одним из первых учёных на Западе приветствовал Великую Окт. социали-стич. революцию в России. В 1921-30 издавал журн. "Вар" ("Var"). Был инициатором создания (1925) и пред. Об-ва культурного и экономия, сближения с Новой Россией, одним из руководителей Союза друзей СССР (осн. 1930), неоднократно приезжал в СССР. Содействовал созданию (1935) Чехосл. к-та действия по укреплению мира, был пред. К-та друзей республиканской Испании, куда ездил в 1936 с делегацией деятелей чехосл. культуры. В 1939-45, во время нем.-фаш. оккупации Чехословакии, находился в СССР.

В нар. Чехословакии в 1945-46 мин. школ и нар. просвещения, в 1946-48 мин. труда и социального обеспечения, в февр. 1948 - янв. 1953 мин. школ, наук и иск-в, в янв.- сент. 1953 зам. премьер-мин., с сент. 1953 мин. без портфеля. С 1945 деп. Нац. собрания. С 1946 чл. ЦК и Президиума ЦК КПЧ. С 1945 пред. Союза чехословацко-советской дружбы, пред. Слав, к-та, чл. Чехосл. к-та защиты мира.

Круг науч. интересов H. составляли гл. обр. проблемы истории культуры, древней, ср.-век., новейшей истории Чехословакии. В чеш. истории H. особенно привлекали два периода: гуситское рево-люц. движение 15 в., в к-ром он видел не только религ. и нац. движение, но прежде всего грандиозную социальную битву, и чеш. Нац. возрождение кон. 18 - сер. 19 вв. Труд H. "История чешского народа" (т. 1, рус. пер. 1952) отмечен Гос. пр. ЧССР. H.- автор книг "Ленин" (т. 1-2, 1937-38) и "История Советского Союза" (1948).

H.- один из основоположников передовой чехосл. демократич. музыковедческой школы. Исследователь творчества Б. Сметаны (капитальная монография "Бедржих Сметана", т. 1-4, 1924-33), истории чеш. гуситских песен (три кн. "История гуситских песен", 1904, 1907, 1913), оперы, нац. театра; автор трудов по всеобщей истории музыки, кн. "Советская музыкальная культура" (1936), статей о совр. ему чехосл. композиторах.

В литературоведч. работах ("Коммунисты - наследники великих традиций чешского народа", 1936, "О реализме истинном и псевдореализме", 1948, "О задачах нашей литературы", 1949) исследовал демократич. и реалистич. традиции чеш. лит-ры. Показал в ряде работ обществ, значение творчества А. Ирасека, написал монографию о Б. Немцовой (1927). Публиковал в Чехословакии статьи о рус. классиках, а в СССР -о чеш. лит-ре.

H. вместе с сов. учёными закладывал основы марксистского славяноведения, воспитывал кадры славистов. Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Клемента Готвальда, орденом Республики, болгарским орденом Георгия Димитрова.

Соч.: Sebrane spisy, sv. 1 - 17, 19-31, 35-51, Praha, 1948 - 56; в рус. пер.- Избр. труды, Л. - M., 1960; Статьи об искусстве, Л.-M., 1960.

Лит.: Зденек Неедлы - выдающийся общественный деятель и ученый. Сб., M., 1964; Cervinka F., Zdenek Nejedly, Praha, 1969. H. M. Пашаева.

НЕЕЛЬ (Neel) Луи Эжен Феликс (р. 22. 11.1904, Лион), французский физик, чл. Парижской АН (1953), иностр. чл. АН СССР (1958). Окончил Высшую нормальную школу в Париже (1928). Проф. ун-тов в Страсбуре (1937-45) и Гренобле (с 1945). Директор Ядерного центра в Гренобле (с 1957) и Политехнич. ин-та (с 1958). Осн. труды по теории магнетизма. В 1932 высказал предположение (независимо от Л. Д. Ландау) о существовании антиферромагнетиков и ввёл понятие подрешёток для описания их магнитной структуры. Предсказал (1936) сильную анизотропию магнитных свойств антиферромагнетиков и, в частности, явление опрокидывания магнитных подрешёток в сильном магнитном поле (см. Антиферромагнетизм). Объяснил осп. свойства ферритов, применив теорию молекулярного поля к модели магнитных подрешёток. Именем H. названа темп-pa перехода в анти ферромагнитное состояние (Нееля точка). H. исследовал также свойства систем из мелких однодоиённых частиц, проблему супермагнетизма, влияние поверхности на анизотропию и т. д. Иностр. чл. академий наук Великобритании, Нидерландов,ФРГи лр., чл. науч. обществ мира. Президент Мсж-дунар. союза теоретич. и прикладной физики (1964-66). Нобелевская пр. (1970). Лит.: Боровик-Романов А. С., Лауреаты Нобелевской премии 1970 г. В области физики - Л. Неель, "Природа", 1971, № 2.


НЕЕЛЯ ТОЧКА, антиферромагнитная точка Кюри, темп-ра TN, выше к-рой антиферромагнетик теряет свои специфич. магнитные свойства (см. Антиферромагнетизм) и превращается в парамагнетик (фазовый переход II рода). Вблизи TN достигают макс. значения аномалии немагнитных свойств антиферромагнетиков (теплоёмкости, коэфф. теплового расширения, температурного коэфф. электропроводности и т. д.) H. т. названа по имени Л. Нееля.

НЕЕРГОР, H е р г о р (Neergaard) Нильс (27.6.1854, Угильт,-2.9.1936, Копенгаген), датский гос. и политич. деятель, историк и экономист. В 1887-90 и 1892-1932 депутат фолькетинга. Один из лидеров партии Венстре. Премьер-мин, в 1908-09 и 1920-24, мин. финансов в 1908-13 (с перерывами) и в 1926-29, мин. обороны в 1908-09. До 1-й мировой войны 1914-18 являлся инициатором ряда прогрессивных социальных и конституц. реформ. В 20-х гг. проводил финанс. и экономич. политику в интересах крупной буржуазии, гл. обр. аграриев, ввёл тяжелые налоги. Осн. историч. работа H. поев, истории Дании в 1848-66.

НЕЖВАЧНЫЕ (Nonruminantia, или Suiformes), подотряд млекопитающих отр. парнокопытных. Размеры крупные или средние. Туловище толстое, ноги короткие. Рогов нет. Кожа толстая, лишена волос или покрыта редкой грубой щетиной. Коронки коренных зубов имеют бугорчатую поверхность. H., в отличие от жвачных, не свойственна жвачка. Слепая кишка небольших размеров или отсутствует. 2 сем.: бегемоты и свиньи.

НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна [4(16).6.1873, с. Кривая Балка, ныне Саратского р-на Одесской обл.,- 26.6. 1950, Москва], русская советская певица (лирико-колоратурное сопрано), нар. арт. СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Родители H.- сельские учителя. С 7 лет H. пела (часто солировала) в церк. и сел. хорах. В 1899-1902 училась в Моск. консерватории (класс У. Мазетти); по окончании дебютировала на сцене Большого театра в партии Антониды ("Иван Сусанин" Глинки). В течение первых сезонов исполнила свои лучшие партии: Джиль-да, Людмила ("Риголетто" Верди, "Руслан и Людмила" Глинки, 1902), Розина ("Севильский цирюльник" Россини, 1903), Татьяна ("Евгений Онегин" Чайковского, 1906), Снегурочка, Шемаханская царица ("Снегурочка", 1907, "Сказка о царе Салтане", 1909, Римского-Корсакова), Эльза ("Лоэнгрин" Вагнера, 1908) и др. В 1912 с успехом гастролировала в Париже (театр"Гранд-Опера"). В том же году исполнила партию Марфы ("Царская невеста" Римского-Корсакова). Постоянным партнёром H. был Л. В. Собинов. Их дуэты - образец совершеннейших по своей гармоничности и воспроизведению на сцене созданий оперной классики.

A. В. Н ж а н ова в партии Антониды ("Иван Сусанин" M. И. Глинки).

Обладая свежим, кристальной чистоты сопрано нежного тембра, H. в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозной колоратуры. В работе над сценическим воплощением партий H. пользовалась советами Ф. И. Шаляпина, M. H. Ермоловой, К. С. Станиславского, однако главное внимание уделяла вокальному образу. В её художеств, палитре - рус. распевность, задушевная лирика (Антонида, Марфа), светлое (Джильда) и задорно-игривое (Розина) звучание колоратур, их загадочно-таинственная и вместе с тем ироничная окраска (Шемаханская царица). В концертный репертуар певицы (выступала с 1902; в ансамбле с аккомпанировавшими ей С. В. Рахманиновым, А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, A. H. Скрябиным, позднее с H. С. Головановым) входили произв. С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Ф. Стравинского, рус. нар. песни, романсы. В сов. время H. участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. С 1924 выступала на радио. Концертировала за рубежом (1922) и в городах СССР. Исполнила ряд новых партий: Царевна-лебедь ("Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова), Парася ("Сорочин-ская ярмарка" Мусоргского), Нинетта ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева). С 1936 преподавала в студии Большого театра, затем в Оперной студии К. С. Станиславского. С 1943 проф. Моск. консерватории. Автор статей о творчестве Римского-Корсакова, Рахманинова, Собинова. Гос. пр. СССР (1943). Награждена 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

С о ч : Страницы жизни. Отрывки из воспоминаний, "Музыкальная жизнь", 1960. № 12.

Лит.: Львов M., А. В. Не