БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481ии. Возникла в нач. 20 в. Специфич. качества Л. (лаконизм художеств, языка; резкие контрасты чёрного и белого, сочный и живописный штрих, получаемый благодаря мягкости материала; возможность быстро работать, использовать большой размер листа и цветную печать; высокая тиражность) очень скоро привлекли к себе мн. мастеров печатной графики. Иногда стилистически близкая к гравюре на дереве, Л. в основном развивалась отличным от неё путём и нередко сама влияла на стилистику совр. ксилографии (напр., творчество Ф. Мазереля и мастеров нем. экспрессионизма). К сер. 20 в. сложилось неск. школ Л. Особое развитие Л. получила в странах Лат. Америки - в творчестве гравёров "Мастерской народной графики" в Мексике (Л. Мен- деса, А. Бельтрана, А. Гарсии Бустоса и др.) и "Клуба друзей гравюры" в Бразилии (К. Склиара, Р. Кац, В. Праду и др.), А. Р. Виго и Н. Онофрио в Аргентине, К. Эрмосильи Альвареса в Чили. К Л. часто обращались и обращаются А. Матисс и П. Пикассо во Франции, Э. Паккард и Б. Рэндолл в США, П. Нильсен в Дании. Техника Л. быстро проникла в рус. графику; в этой технике работали В. Д. Замирайло, И. Н. Павлов, Д. И. Митрохин, О. В. Розанова. Крупными сов. мастерами Л. были В. Д. Фа- лилеев, К. Е. Костенко, П. Н. Староно- сов, И. А. Соколов, В. А. Фаворский. Расцвет сов. Л. приходится на кон. 50-х - 60-е гг. Во мн. союзных республиках сложились нац. школы Л.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXII (стр. 448-449).

Лит.: С т а р о н о с ов П. Н., Гравюра на линолеуме, М.- Л., 1938; Павлов И., М а т о р и н М., Техника гравюры на дереве и линолеуме, М., 1952; Левитин Е. С.,

Современная графика капиталистических стран Европы и Америки, М., 1959; Л е о н- тьева Г. К., Дорогой поиска, Л.- М., 1965. Е. С. Левитин.

ЛИНОЛЕВАЯ КИСЛОТА, одноосновная карбоновая кислота с двумя изолированными двойными связями СН3(СН2)3 (СН2СН = СН)2(СН.,)7СООН; бесцветная маслообразная жидкость; Тпл - n°C,txm 182 °С(532н/м2, или 4 мм рт.ст.),плотность 0,903г/см3(20 °С).Л.к., а также арахидоновая кислота и лино- леновая кислота относятся к т. н. незаменимым жирным кислотам, необходимым для нормальной жизнедеятельности; в организм человека и животных эти кислоты поступают с пищей, гл. обр. в виде сложных липидов - триглицеридов и фосфа- тидов (см. Жиры, Жировой обмен). В виде триглицерида Л. к. в значительных количествах (до 40-60% ) входит в состав мн. масел растительных и животных жиров, напр, соевого, хлопкового, подсолнечного, льняного, конопляного масел, китового жира.

ЛИНОЛЕНОВАЯ КИСЛОТА, одноосновная карбоновая кислота с тремя изолированными двойными связями, СН3(СН2СН = СН)3(СН2)7СООН; бесцветная маслообразная жидкость; ?кип 184 °С (532 м/м2, или 4 мм рт. ст.), плотность 0,905 г/см3 (20 °С). Л. к. относится к т. н. незаменимым жирным к-там (см. Линолевая кислота). В виде триглицерида она содержится во мн. масла.т растительных, напр. льняном (до 30% ), перилловом (до 55%), конопляном, соевом и др.

ЛИНОЛЕУМ (от лат. linum - лён, полотно и oleum - масло), полимерный рулонный материал для покрытия полов. Пром. произ-во Л. впервые начато в 1864 в Великобритании. Первоначально Л. получали на тканевой (джутовой) основе из растит, масел (льняного, подсолнечного, тунгового), пробковой муки и др.- т. н. глифталевый Л. Из-за дефицитности сырья (растит, масла) глифталевый Л. с 50-х гг. уступил место поли- винилхлоридному Л., который получил наибольшее распространение. В зависимости от осн. исходного сырья (связующего) Л. подразделяется на по- ливинилхлоридный, глифталевый (ал- кидный), коллоксилиновый (нитролинолеум) и резиновый (релин). Л. может быть безосновный (одно- и многослойный) и на упрочняющей (тканевой, пер- гаминовой) или теплозвукоизоляционной основе. Л. выпускается одно- и многоцветный (мраморовидный, крапчатый, узорчатый). Л. выпускается в виде рулонов дл. от 6 до 20 м, шир. до 2 м при толщине от 1,5 до 4 мм. Л. наклеивается на выровненное основание с помощью полимерных мастик и клеёв. Полы из Л. гигиеничны, бесшумны, обладают значит, износостойкостью, нетрудоёмки в укладке, имеют хороший внешний вид, просты в уходе. В сборном домостроении применяется Л. на теплозвукоизоляц. основе, т. к. его можно настилать непосредственно на бетонное основание. Эффективно использование ковров из поливинил- хлоридного Л. размером "на комнату", получаемых сваркой полотнищ Л. горячим воздухом (с помощью сварочного пистолета), токами ВЧ и т. п. К. Н. Попов.

Основные технические параметры линотипов унифицированного ряда "Р о с с и я"




























Параметры

Модель машины





полуавтоматы

автоматы





Н-140

Н-240

Н-144

Н-244

НА-140

НА-240





Кегль отливаемых строк (в пунктах) ........

4-16

4-16

4-36

4-36

4-16

4-16





Формат строки (в цицеро)

4-28

4-28

4-28

4-28

4-28

4-28





Количество магазинов ....

4

4

8

8

4

4





Количество разборочных аппаратов ..........

1

2

1

2

1

2





Максимальное число знаков для набора

90

180

124

248

90

180





























ЛИНОТИП (от лат. linea - линия и греч. typos - отпечаток), наборная строкоотливная машина для набора текста газет, книг и журналов и его отливки в виде монолитных металлических строк с рельефной печатной поверхностью. Л. изобретён О. Мергенталером в США (1884). Первые Л. в СССР изготовлены в 1932 на Ленингр. з-де полиграфии, машин. Сов. Л. работают в 60 странах мира (1972).

Л. состоит из трёх осн. аппаратов: наборного, отливного и разборочного. При нажимании на клавиши клавиатуры из магазинов выпадают металлич. матрицы с углублённым изображением отд. знаков алфавита. В промежутках между словами устанавливаются раздвижные шпа- ционные клинья. Из матриц и клиньев формируется текстовая строка, к-рая затем направляется к отливному аппарату. Все последующие операции в машине осуществляются автоматически. Типографский сплав заполняет все углублённые изображения знаков на матрицах и, застывая, образует монолитную строку с рельефной печатной поверхностью. Остывшая строка выталкивается из формы, подвергается точной обрезке по росту и кеглю и выставляется на приёмный столик. После отливки шрифтовой строки матрицы передаются в разборочный аппарат, а клинья - в шпационную коробку. Разборочный аппарат осуществляет поштучное распределение матриц по тем каналам магазинов, из к-рых они были вызваны при наборе. Благодаря круговой циркуляции матриц и клиньев, линотипист после окончания набора очередной строки может продолжать набирать следующую строку. Л. отличаются друг от друга числом матричных магазинов и разборочных аппаратов. В современных моделях Л. число магазинов колеблется от одного до восьми, число каналов в каждом из них - до 91, число разборочных аппаратов - от одного до четырёх.

Наряду с полуавтоматич. Л. получают распространение Л.-автоматы с программным управлением (рис.). На ленте каждый знак набора кодируется определённой комбинацией отверстий. Программа управления изготовляется на программирующих аппаратах. Благодаря тому, что производительность оператора- программиста выше производительности линотиписта, а скорость работы автомата выше скорости работы полуавтомата, при автоматическом наборе достигается значительное повышение производительности труда. Программа может передаваться по каналам связи с целью осуществления дистанционного управления работой одного или неск. автоматов одновременно.

В СССР выпускаются Л. унифицированного ряда "Россия" (см. табл.): две модели полуавтоматич. машин для простого (Н-140) и сложного (Н-240) видов набора, два автомата (НА-140 и НА-240) и две универсальные машины для сложного и крупнокегельного набора (Н-144 и Н-244).

Производительность Л.-полуавтоматов зависит от квалификации линотиписта и обычно составляет 4-5 строк набора в 1мин. Маке, технич. производительность автоматов НА-140 и НА-240 - 16 строк набора в 1 мии. Лучшие Л.-автоматы, выпускаемые за рубежом,- "Электрон" (США), "Европа" (ФРГ), "Монарх" (США) - имеют производительность 14- 15 строк в 1 мин. Лит. см. при ст. Наборные машины. Г.С.Ершов.

Наборный строкоотливной автомат НА-140: / - клавиатура; 2 - терморегуляторы; 3 - приёмный столик; 4 - блок кегельных ножей; 5 - управляющее устройство; 6 - верстатка; 7 - металлопо- даватель; 8 - разборочный аппарат; 9 - собиратель; 10 - перфорированная лента-

ЛИНС ДУ РЕГУ (Lins do Rego) Жозе (3.7.1901, Пилар, шт. Параиба,- 12.9. 1957, Рио-де-Жанейро), бразильский писатель. Детство Л. ду Р. прошло на сахарной плантации, принадлежавшей его деду. Получил медицинское образование. В "Цикле сахарного тростника", состоящем из романов: "Мальчик с плантации" (1932), "Дурачок" (1933), "Банге" (1934), "Негр Рикардо" (1935, рус. пер. 1937), "Сахарный завод" (1936) - отразилась его близость к т. н. регионалистам, стремившимся изучать конкретные проблемы каждого района страны. Гл. черты критич. реализма Л. ду Р.- интерес к острым социальным конфликтам в браз. деревне, изображение человека, слитого с природной средой. После творч. кризиса, пережитого писателем в конце 30-х гг. в связи с установлением в Бразилии в 1937 реакц. диктатуры (романы "Чистота", 1937, "Мать воды", 1941, содержат элементы мистики, психоанализа), он возвратился к реалистич. изображению нар. жизни и создал свои наиболее значит, романы: "Педра Бонита" (1938), "Угасший огонь" (1943, рус. пер. 1967) и "Кангасейро" (1953, рус. пер.

Соч.: Romances reunidos e ilustrados, [v. 1 - 5], Rio de J., 1960-61.

Лит.: Тертерян И. А., Бразильский роман XX века, М., 1965; Е 1 1 i s о n F г., Brasil's new novel. Berk.- Los. Ang., 1954; С a s t e 1 1 о J. A., Jose Lins do Rego: Moder- nismo e regionalismo, Rio de J., 1961. И. А. Тертерян.

ЛИНУРОН, N-3,4-дихлорфенил-N1-мeтил-N1-метоксимочевина, почвенный гербицид для уничтожения главным образом двудольных и однодольных сорняков в посевах сои, кукурузы, моркови, картофеля.

ЛИНХАРТ (Linhart) Антон Томаж (11.12.1756, Радовлица,- 14.7.1795, Любляна), деятель нац. словенского Просвещения; драматург, историк. Сторонник реформ имп. Иосифа II, антиклерикал. Род. в семье ремесленника. Окончил иезуитскую гимназию в Любляне, изучал экономич. науки в Вене [в кон. 70 - нач. 80-х гг. ('?)]. В 80-90-х гг. чл. Словенского нац.-просветительского кружка барона Ж. Цойса. Первые художеств, произв. Л.- романтич. трагедия "Мисс Дженни Лав" (1780) и сб. стихов "Цветы Крайны" (1781) - написаны по-немецки. Л. переработал для словен. театра комедии "Ветряная мельница" И. Рихтера (1789; пост, в том же году под назв. "Жупанова Мицка") и "Женитьба Фигаро" П. О. К. Бомарше (опубл. в 1790 под назв. "Весёлый день, или Матичек женится"; пост. 1848), перенеся их действие в Словению и наполнив его конкретным обществ, и социальным смыслом. Эти переработки заложили основы демо- кратич. словен. театра. В своих работах, написанных с привлечением археологич. материалов, впервые дал историч. обоснование тому, что словенцы - потомки древних карантанцев - являются единым народом.

Соч.: Versuch einer Geschichte von Krain und den iibrigen Landern der sudlichen Slaven Oesterreiches, v. 1-2, Laibach, 1788- 1