БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481ваниям H. на пром. установке получен изотактич. полипропилен. Результатом других его работ явилось создание новых типов эластомеров. Вклад H. и его школы в химию полимеров состоит в открытии нового класса полимеров с упорядоченной структурой - стереорегулярных полимеров. Нобелевская пр. совм. с нем. химиком К. Циглером (1963). Иностранный чл. АН СССР (1966). Награждён золотой медалью им. M. В. Ломоносова (1970).

HATTEP (Nutter) Гилберт Уоррен (р. 10.3.1923, Топика, Канзас), американский экономист. Проф. Виргинского ун-та (с 1958), ответственный сотрудник Нац. управления экономич. исследований (1955-67). Осн. труды по концентрации произ-ва в США, с 50-х гг. значит, место уделяет вопросам экономич. развития СССР. H. принижает достижения сов. экономики и пытается доказать, основываясь на собств. ложных расчётах, что пром. произ-во в СССР в целом росло медленнее, чем в царской России. Ста-тистич. манипуляции H. широко используются идеологами антикоммунизма.

Соч.: The extent of enterprise monopoly in the United States, 1899 - 1939; a quantitative study of some aspects of monopoly, [Chi-, 1951]; Growth of industrial production in the Soviet Union, N. Y., 1962.


HATУHA, второе название архипелага островов Бунгуран в Южно-Китайском м.

НАТУРА (от лат. natura - природа) в изобразительном искусстве, реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п.), к-рые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В выборе H. и её интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая задача. Непосредственно с H. выполняются этюды, наброски, зарисовки, часто - портрет, пейзаж, натюрморт.

НАТУРАЛИЗАЦИЯ (франц. naturalisation, от лат. naturalis - природный, естественный, родной) (биол.), один из результатов интродукции растений и животных, при к-ром возможны изменения обмена веществ организмов, но изменения эти определяются нормой реакции организма (см. Модификации). Напр., MH. сорные растения и животные-вредители имеют широкую норму реакции генотипа и распространяются по разным р-нам земного шара. При этом генетич. структура популяции или вида не изменяется. Иногда под H. понимают переселение растений или животных в места, где условия тождественны исходным условиям обитания переселяемых организмов.


НАТУРАЛИЗАЦИЯ, принятие в гражданство или подданство государства лица, не являющегося гражданином или подданным данного государства по рождению. H. происходит в случаях: приобретения гражданства или подданства лицом, его не имеющим; перехода из одного гражданства или подданства в другое. Порядок H. устанавливается законодательством каждого гос-ва. В СССР сов. гражданство предоставляется по личному заявлению иностранца или лица без гражданства Президиумом Верх. Совета СССР или той союзной республики, в к-рой данное лицо проживает.

НАТУРАЛИЗМ (франц. naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный, natura - природа), 1) направление в лит-ре и иск-ве, сложившееся в последней трети 19 в. в Европе и США; стремилось к объективному, точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Объектом H. был человеческий характер в его обусловленности прежде всего физиологич. природой и средой, понимаемой преим. как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающей также и общезначимые социально-историч. факторы (характерные для реализма О. Бальзака и Стендаля). H. возник под влиянием значит, успехов естеств. наук, методология к-рых была с очевидностью противопоставлена ненаучным методам познания. Вся эстетика H. ориентирована на естеств. науки и прежде всего на физиологию. Задача H. заключалась в "экспериментальном" (научном) изучении человеческого характера, предполагающем введение в художеств, творчество науч. методов познания. Художеств, произв. рассматривалось как "человеческий документ", а осн. эстетич. критерием считалась полнота осуществлённого в нём познават. акта.

H. сформировался во Франции. Его филос. основой явились позитивизм О. Конта и эстетич. теории И. Тэна. Лит. предшественниками H. были Ж. Шанфлёри, Л. Э. Дюранти, Г. Флобер, творчество к-рого воспринималось как пример объективного и "научного" иск-ва, а также бр. Э. и Ж. Гонкур. Однако окончательно H. оформился с приходом в лит-ру Э. Золя, к-рый разработал теорию направления (сб. "Экспериментальный роман", 1880, "Романисты-натуралисты", 1881, "Натурализм в театре", 1881) и попытался осуществить её в своём художеств, творчестве. В сер. 70-х гг. вокруг Золя сложилась натуралистическая школа (Г. Мопассан, Ж. К. Гюисманс, А. Сеар, Л. Энник, П. Алексис, Э.Гонкур, А. Доде и др.), полная внутренних противоречий и лит. борьбы. К H. тяготели также О. Мирбо, бр. Рони, бр. В. и П. Маргерит, Л. Де-кав, из драматургов - А. Бек и др. Однако в кон. 80-х гг. школа распалась. H. утрачивает чёткость теоретич. принципов и сохраняется как общее название различных, но связанных происхождением лит. явлений. У ряда натуралистов усиливаются черты импрессионизма; у других как своеобразная реакция на H. рождается тяга к символизму. Творчество MH. натуралистов проникается мотивами декадентства.

Изучение общества с позиций естествоиспытателя, уподобление художеств, познания научному, преим. интерес к физиологич. основам психики и недоверие ко всякого рода идеологии (как "романтическим заблуждениям") в целом вели к ограничению художеств, правды в произв. натуралистов. Однако вторжение жизненной правды, так настойчиво искомой натуралистами, опрокидывало искусств, теоретич. построения и обусловило глубокое художеств, воздействие MH. произведений H. Так, Золя, декларируя своё намерение дать в 20-томной серии "Ругон-Маккары" "естественную и социальную историю одной семьи", подчинял характеры и судьбы своих героев скорее общественным, чем "естественным" факторам. Мотив наследственности отступал перед конкретным исследованием социальных отношений. Изучение материального быта, в к-ром H. видел ключ к пониманию человеческой психики, зачастую позволяло выявить классовую природу сознания. Описав быт и условия труда семьи Маэ ("Жерминаль"), Золя вскрыл истоки противоречий, вызывающих классовую борьбу, а в романе "Земля" обнажил социальные корни психологии крестьянина-собственника .

Свойственный H. детерминизм зачастую приводил к фатализму. Убеждение в фатальной обусловленности судьбы человека его физиологической природой и материально-бытовой средой, в заранее данной несвободе его воли преодолевалось лишь нек-рыми писателями. Если Золя, веря в науку и знание, в социальный прогресс, стремился открыть, исследуя механизм взаимодействия среды и человека, способы активного воздействия на среду в целях более разумной организации общества, то у др. писателей (напр., у позднего Мопассана и особенно у Гюисманса) преобладало пессимистич. убеждение в неизменности человеческой природы и тщетности усилий, направленных на улучшение общества.

Уподобляя лит-ру науке, натуралисты отказывались от всякой тенденциозности, понимая её как морализирование. Они полагали, что действительность, к-рую они изображают с научным беспристрастием, сама по себе достаточно выразительна. Однако у нек-рых натуралистов "бесстрастность" стала оправданием обществ, индифферентизма, ухода от идеологич. борьбы в мир позитивных фактов и нейтральных истин. Натуралисты считали, что лит-pa, как и наука, не имеет права выбора материала; для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем - отсюда значит, расширение тематики иск-ва H., интерес к "грубой правде" жизни, т. е. на практике - к жизни обездоленных и угнетённых ("Жермини Ласерте" бр. Гонкур, "Западня" Золя, и др.). Однако стремление подчиниться материалу, записывать "под диктовку жизни" зачастую приводило "ортодоксальных натуралистов" к бессюжетному "потоку жизни" ("Прекрасный день" А. Сеара, "По течению" Гюисманса).

В 60-80-е гг. H. сыграл позитивную роль: освоил новые темы (в т. ч. борьбу рабочего класса), поднял новые пласты действительности (в т. ч. жизнь "социальных организмов"- завода, магазина и т. д.), изучил взаимодействие личности и толпы, акцентировал роль подсознательного в человеческой психике. Он ввёл в лит-ру новые приёмы и средства художеств, изображения жизни. Вступив в борьбу с офиц. оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критич., разоблачит, тенденции, он содействовал прогрессу обществ, мысли и художеств, видения. В др. странах H. стали называть сходные явления, возникшие из нац. обществ, и лит. потребностей, но осмысливаемые в свете франц. опыта. В Германии H. стремился погрузиться в социальную жизнь современности под знаменем беспощадной правдивости при изображении любых сторон действительности. Нем. H. обновил как тематику и проблематику, так и поэтику нем. лит-ры, во многом предопределив пути её развития в 20 в. Несомненна антикапиталистич., а иногда социалистич. направленность MH. его произв. Прологом нем. H. была критич. деятельность бр. Г. и Ю. Харт; наиболее полно H. воплотился в творчестве А. Хольца; крупным достижением H. стали драмы Г. Гауптмана "Перед восходом солнца" и "Ткачи". В Англии H. повлиял на творчество Дж. Мура и Дж. Гиссинга. В США H. приобрёл острую социальную окраску в творчестве С. Крейна, Ф. Норриса, X. Гарлен-да. В Италии аналогичным H. лит. движением явился веризм (Дж. Верга, Л. Ka-пуана, Д. Чамполи). В Испании борьба с франц. лит. влиянием сочеталась с утверждением принципов H. в творчестве Э. Пар до Басан и А. Паласио Вальдеса. Представителем H. в Бельгии был К. Ле-монье. Нек-рое влияние H. оказал на А. Стриндберга, Г. Ибсена и К. Гамсуна. В России термин "Н." не был употребителен. Но близкие ему принципы художественно-социологич. исследования, осложнённые идеей биологич. наследственности, сказались в творчестве ряда писателей кон. 19 в., в частности в романах Д. H. Мамина-Сибиряка. Откровенно подражательная близость к франц. H. характерна для нек-рых произв. П. Д. Боборыкина, активного пропагандиста творчества Золя и братьев Гонкур в России.

В области сценического иск-ва осн. требование натуралистов -"переживать, а не играть" пьесу, изучать жизнь и следовать историч., бытовой и психологич. правде, точно воссоздавать среду, окружающую героев. Э. Золя призывал приблизить театр к социальной действительности, создавать индивидуализированные, живые характеры, в том числе людей из народа.

Борясь с условностью и проф. штампами совр. театра, представители H. стремились трактовать спектакль как "кусок жизни", перенесённый на сцену. В драматургии и инсценировках лит. произв. изображалась жизнь деклассированных слоев общества, людей, раздавленных нищетой, жертв проституции. Однако театр слабо раскрывал социальную природу явлений. Его особенно характерными чертами стали: биологич. истолкование поступков, повышенный интерес к болезненным явлениям человеческой психики. Среди наиболее видных представителей H.- реж. А. Антуан (Франция), О. Брам (Германия), актёры Э. Цаккони (Италия), П. H. Орленев (Россия). С кон. 19 в. крайнее проявление H.- театральные представления, насыщенные "ужасами".

Разностороннее и социально значительное творчество ведущих представителей H., особенно Золя и Гауптмана, имеет многие аналогии в изобразительном искусстве; оно оказало и непосредственное влияние на ряд художников последней трети 19- нач. 20 вв. К этому кругу относятся во Франции Э. Мане (поддержанный критич. статьями Золя и написавший его портрет и картину "Нана"), Э. Дега, А. Тулуз-Лотрек, T. Стейн-лен, в Бельгии К. Менье, П. Полюс, в Германии M. Либерман, Г. Бартельс, P. Штерль, К. Кольвиц, в Италии представители веризма - В. Вела и др. H. было родственно стремление к максимальной зрительной достоверности воссоздания жизни, характерное для живописи импрессионизма. Вместе с тем близким H. было расширение круга изображаемых социальных явлений: так, образы угнетённого и борющегося пролетариата у Стейнлена и Менье во многом созвучны "Жерминалю" Золя, а "Восстание ткачей" Кольвиц навеяно "Ткачами" Гауптмана. Однако в истории изобразительного иск-ва термин "Н." связан с совсем другим рядом явлений. Это было вызвано эволюцией понятия "Н.", вначале означавшего конкретное историко-лит. направление, но затем перенесённого на более