БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481общие и лишь частично связанные с ним явления.

2) Порождённые бурж. культурой идеологич. и стилевые тенденции и противостоящий реализму художеств, метод, выражающиеся в воспроизведении явлений жизни вне их идейного социально-философского осмысления, художеств, обобщения, критич. отбора и оценки. Одной из тенденций в теории и практике натуралистич. направления (см. выше) была замена социальной типизации и обществ, оценки жизненных явлений "беспристрастным" изображением фактов и событий; поэтому H. бы л со временем рядом художеств, теоретиков и критиков проти-вопосгавлен критич. реализму как иск-во, якобы стоящее вне обществ., эстетич. и этич. норм и воспринимающее жизнь без её переработки в свете социальных , фи-лос. и иных концепций. Апология "беспристрастности", подвергнутая критике П. Лафаргом во Франции, Ф. Мерингом в Германии, Л. H. Толстым, M. E. Салтыковым-Щедриным, В. Г. Короленко в России, оказалась как бы идеологич. оправданием поверхностного, бескрылого изо-бразительства и пассивного копирования второстепенных подробностей, к-рые давно уже стали своего рода традицией в бурж. иск-ве 19 в. С 1820-30-х гг. эти черты проявились в европ., а позже в амер. иск-ве (программный характер они приобрели во франц. живописи - у П. Делароша, О. Берне); легко сочетаясь с академич. идеализацией, они породили многочисл. разновидности салонного искусства. Такого рода плоское, безыдейное иск-во, позднее, в свою очередь, названное натуралистическим, широко распространилось с сер. 19 в. Характерным явлением стало "снижение" исторических, религиозных и аллегорических жанров, в к-рых традиц. возвышенные представления намеренно сводились к прозаич. повседневности, констатируемому бытовому факту (Э. Месонье во Франции, Ф. Уде в Германии, Л. Фредерик в Бельгии).

Термин "Н." стал также связываться с пристрастием к преувеличенно детальному изображению мрачных, теневых явлений действительности, особенно сцен жестокости, насилия, отталкивающих подробностей сексуальной жизни. Именно эта тенденция получила впоследствии гипертрофированное развитие в нек-рых течениях модернизма и особенно в " час-совой культуре)· бурж. мира. Как H. обозначается и антисоциальный, биологич. подход к человеку, характерный для многих проявлений декадентства. Крайнее проявление звериного биологизма в иск-ве - расистские изображения "сверхлюдей", культ агрессивной варварской силы, присущие иск-ву фаш и др крайне реакционных режимов Бурж иск во 20 в восприняло и такие черты, как увлечение изображением уродств и патологич подробностей (особенно у живописцев-сюрреалистов), преувеличенно достоверное копирование внешних деталей (напр , в новейшем "гиперреализме" с его иллюзионистич имитацией предмета и среды) В истории сов культуры H стал обозначением противостоящего реализму (и вообще всякому художеств творчеству) протокольного изображения действительности, бесстрастной фактографии, внешнего правдоподобия, подменяющего типизацию и характерность явлений В этом понимании H объединяет пассивную созерцательность обществ позиции художника, понимание им творч акта как простого подражания, сведение художеств манеры и стиля к мелочному копированию жизни, в понятие "Н " включаются также поглощенность отталкивающим, пошлым или скучным, прозаическим бытом, сосредоточение внимания на негативных фактах жизни, пристрастие к изображению физиологии человека Проявления H такого рода многократно подвергались критике А В Луначарским, M Горьким и др. как чуждые иск ву социалистич реализма.

Лит Боборыкин П Д, Европейский роман в 19 столетии, СПБ, 1900, M eринг Ф , Литературно критические статьи, M - Л , 1964, История французской литературы, т 3, M - Л , 1959. История немецкой литературы, т 4, M , 1968, T а г е р E Б , Проблемы реализма и натурализма, в KH Русская литература конца 19 - начала 20 в , M , 1968, Frierson W C,L influence du naturallsme frangals sur les romanciers anglais , P , 1925, Hlauschek H, Der Entwlcklungsbegrlff in den theoretisch programmatlschen Schriften des fruhen Naturahsmus, W , 1941, Beuchat Ch, Hlstolre du naturallsme franc,als, v 1 - 2, P , 1949-50, Ahnebrink L, The beginnings of naturalism in American fiction, Uppsala - Camb , 1950, Walcutt Ch, American literary naturalism, a divided stream, Minneapolis, 1956, Hamann R, Hermand J, Naturallsmus, B , 1959, Dumesnil R, Le reallsme et Ie naturallsme, P , 1965 P оm 1 1 i о M , DaI naturallsmo al verismo, [Napoli, 1966] Г С Авессаломова (H в лит-ре), A M Кантор


НАТУРАЛИЗМ в философии, взгляд на мир, согласно к рому природа выступает как единый, исключающий "сверхъестественное", универсальный принцип объяснения всего сущего T к понятие природы истолковывается при этом различно, H свойствен как некоторым разновидностям материализма (стихийный, естеств -научный, механистический, вульгарный и др ) так и нек рым идеалистич течениям, наделяющим природу имманентно присущей ей одушевленностью (панпсихизм) или одухотворенностью (пантеизм) В социологии H присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами - климатич условиями, географич средой (географичеекая школа в социологии), биологич и расовыми особенностями людей и т д (биологическое направление в социологии) В этике H характеризуется выведением принципов морали из некоего природного начала (космоса, органического мира, биологии или психологии человека), он свойствен таким этич на правлениям, как гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, этич эволюционизм H был одним из ведущих принципов европ просветит мысли 17-18 BB , исходившей из некоей внеисторич природы человека (концепции "естеств человека", естеств общества, естеств морали, естественного права)

Диалектический и историч материализм преодолевает натуралистич подход к обществу и человеку, присущий в той или иной мере всем формам метафизич материализма, и утверждает специфич характер закономерностей социально-историч развития, не сводимых к к -л абстрактным и неизменным "природным" началам

Лит Каримский A M, Философия американского натурализма, M , 1972


НАТУРАЛИСТ, ученый естествоиспытатель, исследователь природы, юные натуралисты (юннаты), школьники, осуществляющие наблюдения над природой и охрану полезных растений, животных и т д


НАТУРАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, см Заработная плата


НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА, условное название начачьного этапа развития критич реализма в рус лит ре 40 х гг 19 в Термин "Н ш ", впервые употребленный Ф В Булгариным в пренебрежит характеристике творчества молодых последователей H В Гоголя (см газ "Северная пчела" от 26 янв 1846), был утвержден в лит -критич обиходе В Г Белинским, к-рый полемически переосмыслил его значение "натуральное", т е безыскусственное, строго правдивое изображение действительности Мысль о существовании лит "школы" Гоголя, выражавшей движение рус лит ры к реализму, Белинский развил раньше (CT "О русской повести и повестях г Гоголя", 1835, и др ), развернутая характеристика H ш. и ее важнейших произв содержится в его статьях "Взгляд на русскую литературу 1846 года", "Взгляд на русскую литературу 1847 года", "Ответ „Москвитянину"" (1847) Выдающуюся роль собирателя лит сил H ш сыграл H А Некрасов составивший и выпустивший в свет ее гл издания - альманах "Физио логия Петербурга" (ч 1-2, 1845) и "Петербургский сборник" (1846) Печатными органами H ш стали журн Отечественные записки" и "Современник" Для H ш характерно преим внимание к жанрам художеств прозы ("физиологический очерк", повесть, роман) Вслед за Гоголем писатели H ш подвергали сатирич осмеянию чиновничество (напр , в стихах Некрасова), изображали быт и нравы дворянства ("Записки одного молодого человека" А И Герцена, "Обыкновенная история" И А Гончарова и др ), критиковали темные стороны городской цивилизации ("Двойник" Ф М Достоевского, очерки Некрасова, В И Даля, Я П Буткова и др ), с глубоким сочувствием изображали "маленького человека" ("Бедные люди" Достоевского "Запутанное дело" M E Салтыкова Щедрина и др ) От А С Пушкина и M Ю Лермонтова H ш восприняла темы "героя времени" ("Кто виноват?" Герцена, "Дневник лишнего человека" И С Тургенева и др ), эмансипации женщины ("Сорока воровка" Герцена, "Полинька Сакс" А В Дружинина и др ) H ш новаторски решала традиционные для рус лит ры темы (так, "героем времени" становился разночинец "Андрей Колосов" Тургенева, "Доктор Крупов" Герцена, "Жизнь и похождения Тихона Тросникова" Некрасова) и выдвигала новые (правдивое изображение жизни крепостной деревни "Записки охотника " Тургенева, "Деревня " и " Антон-Горемыка" Д В Григоровича и др ) В стремлении писателей H ш быть верными "натуре" таились различные тенденции творческого развития - к реализму (Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Салтыков Щедрин) и к натурализму (Даль, И И Панаев, Бутков и др ) В 40 е гг эти тенденции не обнаружили четкого разграничения, порой сосуществуя в творчестве даже одного писателя (напр , Григоровича) Объединение в H ш MH талантливых писателей, ставшее возможным на почве широкого антикрепостнич фронта, позволило школе сыграть важную роль в становлении и расцвете рус лит ры критич реализма Влияние H ш сказалось также в рус изобразит (П А Федотов и др ), музыкальном (А С Даргомыжский, M П Мусоргский) иск-вах

Лит Цейтлин А Г, Становление реализма в русской литературе, M , 1965; Кулешов В И, Натуральная школа в русской литературе XIX в , M , 1965; Манн Ю В , Философия и поэтика "натуральной школы", в KH Проблемы типологии русского реализма, M , 1969 В И Кулешов.


НАТУРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ, исчисление естественного вывода, натуральная дедукция, общее название логич исчислений, введенных и изученных в 1934 нем логиком Г Генценом (и независимо польск логиком С Яськовским) с целью формализации процесса логич вывода, как можно более точно воспроизводящей структуру обычных содержат рассуждений, а также для решения ряда важных задач метаматематики (в т ч дтя доказательства непротиворечивости арифметики натуральных чисел) Оси объектом H и можно считать отношение (формальной) выводимости, обозначаемое символом -, обладающее, по определению, свойством А -, А (здесь А - произвольное высказывание выраженное формулой H и ) и удовлетворяющее след "структурным" правилам вывода (здесь и в дальнейшем в записи правил под горизонтальной чертой помещается выводимость, получаемая в предположении, что дана выводимость, записанная над чертой, прописные лат буквы обозначают произвольные формулы а греч буквы - последовательности формул)
[1722-1.jpg]

(разрешение усилить посылки),
[1722-2.jpg]

(разрешение опускать одну из совпадающих посылок),
[1722-3.jpg]

(разрешение переставлять посыпки) В различных формулировках H и вид и число структурных правил различны, напр , понимая под и Г не последовательности, а просто конечные множества (неупорядоченные) формул, можно обойтись без правил перестановки посылок обычное соглашение, что каждый элемент входит в него лишь один раз, делает ненужным правило сокращения повторяющихся посылок, и т д Кроме того, в H и входят логические правила вывода peгламентирующие процедуру введения и удаления (устранения исключения) символов логич операций и описывающие (как и аксиомы "обычных" логич исчислений см , напр , ^огика высказываний) свойства этих операций Вот правила классического H и. высказываний

Введение
[1722-4.jpg]

(т. н. "теорема о дедукции", см. Дедукция)
[1722-5.jpg]

(reductio ad absurdum, или приведение к нелепости, см. Доказательство от противного ) Удаление
[1722-6.jpg]

(т. н. доказательство разбором случаев)
[1722-7.jpg]

(raodus ponens, или схема заключения)
[1722-8.jpg]

(т. н. закон снятия двойного отрицания). (В скобках указана интерпретация нек-рых правил в терминах традиционной логики; интерпретация остальных правил - та же, что у соответствующих аксиом обычного исчисления высказываний, перефразировками к-рых они являются.) Добавление к этому списку соответствующих правил введения и удаления для кванторов приводит к H. и. предикатов. Замена правила ? -удаления на т. н. правило слабого ?-удаления (Г|-А;Г|-?А)/Г|-В , ("из противоречия следует любое высказывание", см. Противор