БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481пространство небольшие кол-ва газа или мазута, можно создать в колодцах науглероживающую среду. Электрич. H. к. экономически эффективны при нагреве горячих слитков.

Лит.: А к с е л ь р у д Л. Г., Сухов И. И., T ы м ч а к В. M., Нагревательные колодцы, M., 1962.

Г. А. Бибик, A. M. Иоффе.

НАГРУЗКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕCКОЙ СИСТЕМЫ, суммарная элекрич. мощность, расходуемая всеми приёмниками (потребителями) электроэнергии, присоединёнными к распределит, сетям системы, и мощность, идущая на покрытие потерь во всех звеньях электрич. сети (трансформаторах, преобразователях, линиях электропередачи). Зависимость изменения H. э. с. во времени, т. е. мощности потребителя или силы тока в сети в функции времени, наз. графиком нагрузки. Различают индивидуальные и групповые графики нагрузки - соответственно для отд. потребителей и для групп потребителей. H. э. с., определяющиеся мощностью потребителей, являются случайными величинами, принимающими различное значение с нек-рыми вероятностями. Потребители обычно работают не одновременно и не все на полную мощность, поэтому фактически H. э. с. всегда меньше суммы индивидуальных мощностей потребителей. Отношение наибольшей потребляемой мощности к присоединённой мощности наз. коэфф. одновременности. Отношение наибольшей нагрузки данной группы потребителей к их установленной мощности наз. коэфф. спроса. При определении H. э. с. различают ср. нагрузку, т. е. значение нагрузки энергосистемы, равное отношению выработанной (или использованной) за определ. период времени энергии к длительности этого периода в часах, и среднеквадратичную H. э. с. за сутки, месяц, квартал, год. Под активной (реактивной) H. э. с. понимают суммарную активную (реактивную) мощность всех потребителей с учётом её потерь в электрич. сетях. Активная мощность P отд. нагрузки, группы нагрузок или H. э. с. определяется как P = S*cos , где S = UI - полная мощность (U - напряжение, I - сила тока), cos - коэфф. мощности, = arctg Q/P, где Q - реактивная мощность нагрузки. H. э. с. с резко или скачкообразно меняющимся графиком наз. толчкообразной нагрузкой. В H. э. с. при изменении условий работы и нарушениях режима энергосистемы (изменении напряжения, частоты, параметров передачи, конфигурации сети и т. д.) возникают переходные процессы. При изучении этих процессов обычно рассматривают не отд. нагрузки, а группы нагрузок (узлы нагрузки), присоединённых к мощной подстанции, высоковольтной распределит, сети или линии электропередачи. В состав узлов нагрузок могут включаться также компенсаторы синхронные или отд. маломощные (значительно меньше нагрузки) генераторы либо небольшие станции. Состав потребителей, принадлежащих к узлу нагрузки, в зависимости от района (город, пром. или с.-х. район и т. д.) может меняться в довольно широких пределах. В среднем нагрузка для городов характеризуется след, распределением: асинхронные электродвигатели 50-70% ; осветит, приборы 20-30% ; выпрямители, инверторы, печи и нагреват. приборы 5-10%; синхронные электродвигатели 3-10%; потери в сетях 5-8%.

Процессы в узлах нагрузки оказывают влияние на работу энергосистемы в целом. Степень этого влияния зависит от характеристик нагрузки, под которыми обычно понимают зависимости потребляемой в узлах активной и реактивной мощностей, вращающего момента или силы тока от напряжения или частоты. Различают 2 вида характеристик нагрузок - статические и динамические. Статич. характеристикой наз. зависимость мощности, момента или силы тока от напряжения (или частоты), определяемая при медленных изменениях H. э. с. Статич. характеристика представляется в виде кривых P = 1(U); Q = 2 (U); P =1 (f) и Q= 2(f). Эти же зависимости, определённые при быстрых изменениях H. э. с., наз. динамич. характеристиками. Надёжность работы энергосистемы в к.-л. режиме в значит, мере зависит от соотношения H. э. с. в этом режиме и возможной предельной нагрузки.

Лит.: Маркович И. M., Режимы энергетических систем, 4 изд., M., 1969; Веников В. А., Переходные электромеханические процессы в электрических системах, M., 1970; Электрические нагрузки промышленных предприятий, Л., 1971; К е рн о г о В. В., Поспелов Г. E., Ф ед и н В. Т., Местные электрические сети, Минск, 1972. В. А. Веников.

НАГРУЗКИ в строительной механике, силовые воздействия, вызывающие изменение напряжённо-деформированного состояния конструкций зданий и сооружений. По характеру изменений во времени различают H. статические, местоприложения, направление и интенсивность к-рых принимаются при расчёте не зависящими от времени или изменяющимися столь медленно, что вызываемые ими силы инерции могут не учитываться, и динамические, изменение величины, направления или местоприложения к-рых происходит столь быстро, что становится необходимым учитывать при расчёте силы инерции.

Статич. H. подразделяются на п oстоянные, к-рые при расчёте данной системы принимаются действующими постоянно (собств. вес конструкций, давление грунта и др.), и временные, вводимые (или не вводимые) в расчёт в зависимости от их значения для рассчитываемой конструкции. Временные в свою очередь делятся на кратковременно действующие подвижные H., меняющие своё положение (H. от скопления людей на перекрытия зданий, от автомобилей и поездов на пролётные строения мостов и т. п.) и длительно действующие неподвижные H. (напр., вес стационарного оборудования, гтеллажей и бункеров в складских помещениях и т. п.).

По характеру приложения H. к телу, на к-рое они воздействуют, различают: сосредоточенные H., прилагаемые к весьма малой площадке (точке), и распределённые H., прилагаемые ко всей поверхности (линии) или части её. Распределённые H. характеризуются интенсивностью, т. е. пределом отношения величины равнодействующей H., распределённой по данной поверхности (или линии), к величине площади (или длине линии), на к-рую она действует, если последняя стремится к нулю. Распределённая H. постоянной интенсивности наз. равномерно распределённой. Распределённая H., точки приложения к-рой непрерывно заполняют всю данную площадь (или отрезок), наз. сплошной H.

В расчётах строит, конструкций по методу предельных состояний различают нормативные H., устанавливаемые нормами расчёта и соответствующие условиям нормальной эксплуатации сооружения, и расчётные H., определяемые с учётом возможных отклонений от условий нормальной эксплуатации сооружения. При одноврем. воздействии неск. H. определяется наименее выгодное расчётное сочетание H., соответствующее критич. величине усилия или перемещения, возникающего в элементах конструкции или сооружения.

Лит.: Строительные нормы и правила, ч. 2, раздел А, гл. 11. Нагрузки и воздействия. Нормы проектирования, M., 1962. Л. В. Касабъян.


НАГРУЗКИ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ, элект рич. коммутационный аппарат высокого напряжения, предназначенный для оперативного включения и отключения элект-рич. цепей в нормальном режиме, нагрузочных токов, ненагруженных линий электропередачи и трансформаторов и т. п. H. в. должен также в аварийном режиме надёжно включаться на ток короткого замыкания цепи, в к-рой он установлен, и в этом положении обладать дина-мич. и термич. устойчивостью к протекающим через его токоведущую систему сквозным токам короткого замыкания. Поскольку H. в. не предназначаются для отключения токов короткого замыкания, их дугогасителъные устройства и приводные механизмы значительно проще, чем у других высоковольтных выключателей, и стоимость их ниже. Наибольшее распространение в H. в. получили дуго-гасит. устройства, в к-рых используются твёрдое дугогасящее вещество, элегаз, а также дугогасители - вакуумные и с магнитным <дутьём". Для защиты от токов короткого замыкания электрич. устройств, в к-рых применяются H. в., последовательно с ними включают плавкие предохранители высокого напряжения. В радиальной электрич. сети для защиты часто используется головной выключатель в начале линии электропередачи, а на ответвлениях применяют H. в. При коротком замыкании на к.-л. ответвлении сети отключается головной выключатель, затем H. в. повреждённого участка, после чего вновь включается головной выключатель и питание всех остальных потребителей восстанавливается. Разработаны и др. схемы электрич. сетей с использованием H. в. Лит.: Ч у н и и н А. А., Электрические аппараты, M., 1967; Лисовский Г. С., X е и ф и ц M. Э., Главные схемы и электротехническое оборудование подстанций 35-500 KB, M., 1970; П о л т е в А. И., Элегазовые аппараты, Л., 1971.

Л. M. Бронштейн.


НАГУЛ ЖИВОТНЫХ, откорм на пастбище кр. рог. скота, овец, лошадей, предназначенных для убоя на мясо; один из наиболее малотрудоёмких и дешёвых способов повышения упитанности и увеличения живой массы скота. Осн. условие H. ж.- бесперебойное обеспечение их таким кол-вом пастбищного корма, к-рое гарантирует среднесуточный привес кр. рог. скота и лошадей не менее 700 г на голову, овец - 150 г. Способность к нагулу у животных разных пород не одинакова. Лучше нагуливается кр. рог. скот специализированных мясных пород, овцы мясо-шёрстных и мясо-сальных пород. В СССР в р-нах с обширными природными пастбищами (Юж. Урал, Казахстан), а также в нек-рых р-нах Зап. и Вост. Сибири практикуют H. ж. на естеств. выпасах, без подкормки (кроме минеральной). В центр, и сев. р-нах EB-роп. части и нек-рых др. р-нах, где естеств. пастбищ сравнительно мало, зелёный конвейер для H. ж. создают сочетанием выпаса на естеств. пастбищах с подкормкой зелёной массой, отходами овощеводства, силосом, сенажом, а при низких привесах - и концентратами. В нек-рых х-вах Кавказа, Урала, Алтая, Памира H. ж. проводят на отгонных горных и предгорных пастбищах, в отд. к-вах Европ. части СССР - на сеяных долголетних пастбищах. В р-нах с малоснежными зимами иногда применяют круглогодовой H. ж. Для подкормки животных в период сильных снегопадов, бурь и сильных морозов создают страховой запас кормов. Молодняк кр. рог. скота ставят на нагул в 12-14 мес, сроки нагула 4-5 мес (в передовых х-вах ок. 3 мес), взрослых животных - 3- 4 мес, иногда ок. 2 мес. Масса взрослого скота за этот период увеличивается на 20-30%, молодняка - на 40-60% . Сроки H. ж. можно сократить, организуя предварит, и заключит, стойловый откорм (см. Откорм сельскохозяйственных животных).

H. ж. наиболее широко применяется в странах с большими площадями естеств. кормовых угодий: нагул кр. рог. скота - в Бразилии, Аргентине, Уругвае, Австралии, H. Зеландии, Монголии; нагул овец - в Австралии, H. Зеландии, Монголии. Во MH. странах с развитым мясным скотоводством и овцеводством (США, Канада, Великобритания и др.) H. ж. сочетается с интенсивным откормом.

Лит.: Воротилов M. А., Нагул и откорм крупного рогатого скота, M., 1960; Практические советы скотоводу, под ред. Д. И. Старцева, M., 1964; Кормление и содержание овец, под ред. И. В. Хадановича, M., 1968; Азаров Г. С., Откорм и нагул скота мясных пород, M., 1971.

С. Я. Дудин.


НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (р.27.1. 1888, Влоцлавек, ныне Польша), полярный лётчик. По национальности поляк. В 1909 окончил Одесское юнкерское пех. уч-ще, кроме того - 1-й Всеросс. аэроклуб (1912) и Гатчинскую офицерскую воздухоплават. школу (1913), получив звание воен. лётчика. В поисках пропавших рус. экспедиций Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова, В. А. Русанова 21 авг. 1914 H. вместе с механиком матросом E. Кузнецовым на гидросамолёте совершил первый в Арктике полёт вдоль зап. побережья H. Земли, удаляясь от суши на расстояние до 100 км и покрыв ок. 400 км за 4 ч 20 мин. H. выполнил ещё 4 продолжит, полёта. В 1914-17 командовал возд. отрядами, дивизионом Балтфлота. 17 сент. 1916 H. первым в мире совершил "мёртвую петлю" на гидросамолёте (М-9). В 1919 он возвратился в Польшу, где работал инженером-конструктором в области сахарного производства, занимался обществ, и лит. деятельностью. В 1956 H. приезжал в СССР. На Земле Франца-Иосифа его именем названа полярная станция. Награждён 5 рус. боевыми орденами и орденом Возрождения Польши.

Соч.: Nad plona.cym Battykiem, Warsz. 1960; Pierwszy nad Arktyka, Warsz., 1958; в рус. пер. -Первый над Арктикой, M., 1960.

Лит.: Ж д а н к о M. E., Первый гидроаэроплан в Северном Ледовитом океане, 2 изд., П., 1917; Гальперин Ю., Он был