БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481первым, M., 1958. Ю. M. Гальперин.

НАД, сокращённое назв. никотинамидадениндинуклеотида.


НАДАР (Nadar; наст, фам.- T у р-н а ш о н, Tournachon) Гаспар Ф е-л и к с (5.4.1820, Париж,-20.3.1910, там же), французский мастер фотоискусства, график-карикатурист, журналист. С 1850 занимался фотосъёмками моделей для карикатур, затем увлёкся жанром фотопортрета. Близко знавший MH. франц. писателей, художников, композиторов 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., H. оставил галерею их портретов, отличающихся глубиной психологич. характеристик (портреты Э. Делакруа, Ш. Бодлера, Г. Курбе, К. Моне и др.). Расцвет творчества H. приходится на 1850-70-е гг., к этому времени относятся его поиски новых выразит, возможностей фотоискусства. H. первым сделал аэрофотосъёмки, поднимаясь над Парижем на воз д. шаре, первым применил электрич. освещение при фотографировании и выполнил снимки сверхкрупным планом (снимок глаз Ш. Гуно). В 1874 в ателье H. была устроена первая выставка полотен его друзей - будущих импрессионистов.

Соч.: Quand j'etais photographe, P., 1899. Л. С. Вартанов.

НАДБАВКИ (СКИДКИ) к оптовым ценам за качество, отклонение фактич. цены от прейскурантной в связи с изменениями потребительских свойств изделий. Они устанавливаются в целях экономич. стимулирования предприятий к повышению качества продукции и устранения множественности цен в прейскурантах. Надбавки используются для возмещения экономически обоснованных дополнит, затрат на повышение качества продукции производителем. H. (с.) применяются при отклонении (по требованию потребителя) от базового исполнения изделия, на к-рое установлена оптовая цена; при изменении комплектации изделий; при отклонении фактич. качества продукции от нормативного, указанного в прейскуранте (стандарта); при гос. аттестации качества продукции. По продукции высшего качества, как правило, устанавливается временная надбавка на срок действия Гос. знака качества, по продукции 2-й категории качества-скидка с цены. Они устанавливаются за повышение надёжности и долговечности машин и оборудования, а также на экспортную продукцию. Скидки с цен могут вводиться на морально устаревшие изделия, подлежащие снятию с произ-ва, и на продукцию, временно выпускаемую (по разрешению органов стандартизации) с отступлением от требований стандартов. H. (с.) к оптовым ценам за качество широко применяются в зарубежных странах и в междунар. торговле.

Лит. см. при ст. Ценообразование.

Ю. В. Яковец.


НАДБРОВНЫЕ ДУГИ, продолговатые возвышения лобной кости над глазницами. У совр. человека отделены небольшими понижениями от надглазничных треугольников и не образуют единого надглазничного валика. Степень развития H. д. варьирует у разных совр. расовых групп. У мужчин они выражены сильнее, чем у женщин, и служат одним из признаков для определения пола по черепу.

НАДВИГ (геол.), одна из форм нарушенного залегания горных пород, возникающая в процессе тектонич. движений.

Надвиг: 1 - известняки; 2 - глины; 3-песчаники; 4 - песок; 5 - тектоническая брекчия.

Образуется при надвигании одних масс горных пород на другие по наклонной плоскости разрыва в земной коре. По углу наклона этой плоскости H. разделяются на пологие и крутые. H. нередко служат дальнейшим развитием лежачих складок, у к-рых растянуто и выжато опрокинутое крыло. В отд. случаях наблюдаются H. с почти горизонтальной поверхностью сместителя и большой величиной перемещения надвинутых масс.


НАДВОДНЫЕ СИЛЫ ФЛОТА, надводные корабли, род сил военно-морского флота. В организационно-штатном отношении входят в состав объединений и соединений кораблей (флотилия, эскадра, дивизия, бригада и др.). В военно-мор. силах США и нек-рых др. гос-в осн. классами H. с. ф. являются: авианосцы, крейсера, эскадренные миноносцы, фрегаты, десантные корабли, минные заградители, тральщики и др. В Сов. ВМФ надводные боевые корабли делятся на след, классы: ракетные корабли (ракетный крейсер, ракетный катер и др.), противолодочные корабли (противолодочный крейсер, сторожевой корабль и др.), артиллерийско-торпедные корабли (крейсер, эскадренный миноносец, артиллерийский катер и др.), противоминные корабли (морской тральщик и др.), десантные корабли и др. H. с. ф. в соответствии с их назначением вооружены ракетным, артиллерийским, торпедным и минным оружием, оснащены гидроаку-стич. средствами и различным радиоэлектронным оборудованием. На большинстве надводных кораблей - обычные двигатели, на нек-рых - атомные энергетич. установки, что обеспечивает им значительную дальность плавания при высоких скоростях хода. Гл. свойства надводных кораблей как рода сил - большая ударная мощь, высокая манёвренность, широкий пространственный размах действий. Универсальность вооружения надводных кораблей позволяет им выполнять разнообразные боевые задачи: вести поиск и уничтожать подводные лодки, наносить удары по H. с. ф., высаживать мор. десанты и отражать высадку мор. десантов противника, осуществлять постановку минных заграждений и уничтожать мины противника, поддерживать сухопутные войска при ведении боевых действий на пример, направлениях, охранять транспорты и десантные корабли на переходе морем. Боевые задачи они выполняют самостоятельно или во взаимодействии с др. родами сил флота. См. также Корабль военный. В. С.Мамчиц.

НАДВОИЦЫ, посёлок гор. типа в Сегеж-ском р-не Карел. АССР. Пристань на Беломорско-Балтийском канале, на сев. берегу Выгозера. Ж.-д. станция на линии Петрозаводск - Беломорск. 11 тыс. жит. (1970). После Великой Отечеств, войны 1941-45 построен алюминиевый з-д, работающий на глинозёме, получаемом из Ленинградской обл.


НАДВОРНАЯ, город (с 1939), центр Ha-дворнянского р-на Ивано-Франковской обл. УССР, в предгорьях Карпат, на р. Быстрица-Надворнянская. Ж.-д. станция на линии Делятин - Ивано-Франковск. Узел автодорог. 17,3 тыс. жит. (1973). Нефтепереработка. Лесокомбинат, пищекомбинат, кирпичный, сыродельный з-ды. Автотрансп. техникум. В р-не - добыча нефти и газа. Город возник в кон. 16 в.


НАДВОРНЫЙ СУД, в России с 1719 по 1866 (с перерывами) суд. учреждение со спец. компетенцией (при Петре I наз. хофгерихт). С 1719 по 1727 H. с. существовали в Петербурге, Москве, в нек-рых губ. городах (Казани, Курске, Ярославле, Воронеже, Ниж. Новгороде, Смоленске и Тамбове). Рассматривали уголовные и гражд. дела и были также апелляц. инстанцией для низших судов. Создание H. с. было первой попыткой Петра I отделить суд от общей администрации, но уже в 1722 президентами почти всех H. с. стали губернаторы или вице-губернаторы. В 1727 H. с. были упразднены: введены вновь в 1775. В 1775 в Петербурге и Москве было учреждено по 2 H. с. (верхний и нижний), с 1796 в каждой столице было по одному H. с. Кроме того, они были учреждены в Архангельске (1784), Вильнюсе (1797) и Житомире (1797). В 1798-99 H. с. в Петербурге и Москве были упразднены, но вновь восстановлены в 1802, в Вильнюсе и Житомире упразднены в 1801. Столичные H. с. рассматривали уголовные и гражд. дела иногородних, приезжавших в столицы по личным или служебным делам, а также разночинцев, не имевших недвижимой собственности в столичных губерниях. Упразднены при проведении судебной реформы 1864.


НАДГЛАЗНИЧНЫЙ ВАЛИК, сплошное, непрерывное утолщение лобной кости черепа, нависающее над глазницами. Образуется при слиянии надбровных дуг с надглазничными треугольниками (утолщения скуловых отростков лобной кости) и надносовым выступом. Характерен для обезьян и ископаемых людей (архантро-пы, палеоантропы) до неандертальцев включительно.


НАДГОРТАННИК, тонкий гибкий хрящ гортани у млекопитающих животных и человека; закрывает вход в гортань при глотании, препятствуя попаданию пищи в дыхат. горло.


НАДГРОБИЕ, произведение скульптуры или малая архит. форма; предназначено для увековечения памяти умершего, устанавливается на его могиле (в отличие от гробницы, вмещающей в себя тело умершего, и ложного H.- кенотафа). В неолитич. культурах H. являлись деревянные столбы, менгиры, в Др. Греции - статуи, стелы с изображением умершего. В раннесредневековой Европе на смену плоскорельефным стелам эпохи Великого переселения народов с распространением христианства приходят кресты. Осн. типом H. в Зап. Европе с 11 в. становится тумба (пустая кам. или бронз, коробка, прикрытая плитой со статуарным, рельефным или гравированным портретом умершего; устанавливалась над захоронением, обычно помещаемым в интерьере церкви). На ср.-век. Кавказе были распространены кам. плиты с орнаментальной резьбой. Кит. H. (вертикальные плиты, на к-рых высекались не портреты, а лишь имена) постепенно превратились в свободно стоящие мемориальные стены. В эпоху Возрождения H., как правило, вытесняются гробницами. В H. 17- 18 вв. портреты всё чаще сочетаются с символами бренности земного бытия и аллегорич. фигурами; всё большую композиционную и смысловую роль играют надписи. С кон. 18 - нач. 19 вв. H. устанавливаются б. ч. не в церквах, а на кладбищах (превращающихся в своеобразные музеи H.). В H. 2-й пол. 19-20 вв. религ.-дидактич. начало постепенно ослабевает и единств, украшением могилы всё чаще становится портрет умершего или лаконичная эмблема, играющая чисто мемориальную роль. Илл. см. на вклейке, табл. XVI (стр. 144-145).

Лит.: Нетунах н на Г. Д., Удимо-в a H. И., Музей городской скульптуры. Краткий путеводитель. Л., 1972; s 'Jacob N., Idealism and realism. A study of sepulchral symbolism, Amst., 1954; Panofsky E., Tomb plastik, L., 1955. В. Д. Синюков.


НАДДАЧИН Николай Борисович (1852, Севастополь, -г. смерти неизв.), русский рабочий-революционер. С 14 лет работал слесарем в Симферополе, в Одессе. Чл. "Южнороссийского союза рабочих"; в 1875 в Ростове-на-Дону организовал отделение союза. В янв. 1876 арестован. Подозревался в составлении воззвания и организации волнений рабочих на з-де Берда в Петербурге; с кон. 1877 работал в Севастополе; в июле 1879 и апр. 1880 обвинялся в революц. пропаганде среди рабочих.


НАДДУВ, увеличение количества свежего заряда горючей смеси, подаваемой в двигатель внутреннего сгорания, за счёт повышения давления при впуске. H. обычно применяется с целью повышения мощности (на 20-45% ) без увеличения массы и габаритов двигателя, а также для компенсации падения мощности в условиях высокогорья. H. с •"качественным регулированием" может применяться для "облагораживания" процесса, т. е. снижения токсичности и дымности отработавших газов. Агрегатный H. осуществляется с помощью компрессора, турбокомпрессора или комбинированно (рис. 1). Наибольшее распространение получил H. с помощью турбокомпрессора, для привода которого используется энергия отработавших газов.

Рис. 1. Система агрегатного наддува двигателей: - с приводным компрессором; б - с турбокомпрессором; в - комбинированная; / - компрессор; 2 - зубчатая передача; 3 - коленчатый вал; 4 - газовая турбина.

Агрегатный H. применяется почти на всех видах трансп. дизелей (судовых, тепловозных, тракторных); H. на карбюраторных двигателях ограничивается возникновением детонации. К осн. недостаткам агрегатного H. относятся: повышение ме-ханич. и тепловой напряжённости двигателя вследствие увеличения давления и темп-ры газов, снижение экономичности и усложнение конструкции. К б е з а г-регатному H. относятся: динамический (ранее наз. инерционным, резонансным, акустическим), при к-ром эффект достигается за счёт колебат. явлений в трубопроводах; скоростной, применяемый на поршневых авиац. двигателях на высотах больше расчётной и при скоростях более 500 км/ч (рис. 2); рефрижера-ционный, достигаемый испарением в поступающем воздухе топлива или к.-л. др. горючей жидкости с низкой темп-рой кипения и большой теплотой парообразования. Всё большее распространение на трансп. двигателях внутр. сгорания получает динамич. H., к-рый при несущественных изменениях в конструкции трубопроводов приводит к повышению коэфф. наполнения до v = 0,92-0,96 в широком диапазоне изменения частоты вращения двигателя. Увеличение v при H. позволяет форсировать дизель по энергетич. показателям в случае одно-врем. увеличения цикловой подачи топлива или улучшить экономич. показатели при сох