БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481м. мелового и известняках юрского возраста; газовые - в известняках гл. обр. кайнозойского возраста, а также в триасовых и пермских отложениях, но запасы их не разведаны. Структуры нефтяных и газовых месторождений представлены куполами и брахиантиклиналями, а также валообразными поднятиями. Большая часть залежей нефти и газа (и запасов их) заключена в интервале глубин 1800-3000 м. Нефти П. з. н. б. содержат 1-2% S, их плотность 0,815-0,880 г/см3; на С. бассейна (Турция, Сев. Ирак) нефти более высокосернистые и плотные.

В бассейне выявлено свыше 140 нефтяных и более 10 газонефтяных месторождений. Среди нефтяных месторождений выделяются св. 50 с извлекаемыми запасами нефти каждого более 100 млн. т, в т. ч. 15 уникальных с запасами каждого св. 1 млрд. т (Гавар, Киркук, Бурган, Марун и др.). Большая часть из них расположена в Саудовской Аравии и Иране. Огромная газоконденсатная залежь (запасы 1,4 трлн. м3) находится на газонефтяном месторождении Пазенан (Иран).

Годовая добыча нефти в бассейне в 1973 составила св. 1 млрд. т, в т. ч. в Саудовской Аравии и Ираке ок. 500 млн. т. Перспективы развития бассейна связаны с поисками нефти и газа в пределах акватории Персидского зал., а также на Ю. бассейна, на территории впадины Руб-эль-Хали.

Лит.: Нефтегазоносные бассейны земного шара, М., 1965; Геология нефти. Справочник, т. 2, кн. 2- Нефтяные месторождения зарубежных стран, М., 1968. И. В. Высоцкий.

ПЕРСИЙ ФЛАКК Авл (Aulus Persius Flaccus) (4.12.34, Волатерры,- 24.11.62, близ Рима), римский поэт-сатирик. Близкий к сенатской оппозиции Нерону, активного участия в обществ. жизни, однако, не принимал. Темы его 6 сатир (изд. посмертно) традиционны для стоич. философии: необходимость исправления нравов, воспитание, самопознание, истинная свобода, разумное пользование богатством. Тон сатир патетический, стиль вычурный. Продолжатель Горация, сам П" Ф. оказал влияние на Ювенала.

И з д.: Satirae, В., 1932; то же, Oxf., 1961; в рус. пер. -Сатиры, пер. Ф. А. Петровского, в кн.: Римская сатира, М., 1957.

Лит.: Marmorale Е. V., Persio, 2 ed., Firenze, 1956.

ПЕРСИК (Persica), род древесных растений сем. розоцветных. Известно 5 видов: П. обыкновенный (P. vulgaris), П. гансунский (P. kansuensis), П. Давида (P. dawidiana), П. Потанина (P. potanini), П. удивительный (P. mira). Родина - Центр. и Сев. Китай, где П. встречается в диком состоянии. Все культурные сорта (плодовые) произошли в основном от П. обыкновенного. Др. виды используют гл. обр. в качестве декоративных растений или подвоя для культурных сортов.

П. обыкновенный высотой до 8 м, листья очередные, широко- и узколанцетовидной формы; цветки обоеполые, у одних разновидностей - крупные, розовидного типа, у других - мелкие, колокольчиковидные; плод - сочная костянка (20-600 г) от плоской (реповидной) до вытянутой (яйцевидной или овальной) формы. Основная окраска кожицы плода в зависимости от сорта от зеленовато-белой до оранжево-жёлтой, а покровная - от светлой до тёмно-карминовой. Кожица чаще опушённая, реже - без опущения. Мякоть жёлтая или белая, мучнистая или хрящеватая, пресносладкая или кислая, косточка свободная или приросшая к мякоти. По происхождению П. обыкновенный - растение горных районов. Ареал культурного П. от 50° с. ш. до 35-40° ю. ш. Наибольшие площади под насаждениями П. в США, Франции, Италии, Японии, Испании, Турции, Болгарии, Венгрии и Румынии. В СССР основные пром. насаждения П. сосредоточены в республиках Ср. Азии и Закавказья, в Молдавской ССР, Дагестанской АССР, на Черноморском побережье Сев. Кавказа и в Крыму. Растение сравнительно теплолюбивое и жаровыносливое. Плодоносит со 2-3-го года до 15-20 лет.



Персик: 1 - цветоносный побег; 2- цветок (продольный разрез); 3 - ветка с плодом; 4 - плод в разрезе.



Плоды содержат (в % ) воды - 80-90, Сахаров - 6-14 (в т. ч. сахарозы 5-10), пектиновых веществ - 0,5-1,2, кислот (преим. яблочной и винной) - 0,08-1,02; витамина С - 9,4-20 мг% , каротина - 0,6-1,0 мг%. В семенах 20-60% (от сухого вещества) жирного масла, 0,4- 0,7% эфирного и горькоминдального масла. Плоды употребляют в пищу свежими и в переработанном виде (компот, варенье, сок, сушёные). Урожайность деревьев до 20-40 т с 1 га. В СССР районировано св. 50 сортов, наибольшее распространение из к-рых получили: Ароматный, Ак-Шефтали 1 и 2, Золотой юбилей, Киевский ранний, Консервный ранний, Кремлёвский, Молозани, Наринджи, Сочный, Советский, Успех и др. Все сорта, относящиеся к П. обыкновенному, делятся на группы: настоящий П. (с опушёнными плодами), нектарины (без опушения) и репчатые (с плодами приплюснутой формы). В этих группах имеются столовые сорта (с волокнистой мякотью) и консервные (с хрящеватой мякотью). Известны декоративные формы П. с пирамидальной и плакучей кроной, интенсивной тёмной окраской листьев, махровыми цветками.

П. размножают семенами и прививкой. В качестве подвоя используют сеянцы полукультурного П., горького миндаля, алычи, тёрна, реже абрикоса. Для хорошего плодоношения деревья нуждаются в ежегодной специфич. обрезке с сильным прореживанием. П. повреждается персиковой тлёй и персиковой молью. Болезни П.- курчавость листьев, дырчатая пятнистость и мучнистая роса.

Лит.: Рябов И. Н., Классификация персиков, М., 1939; Родiонов О. П., Персик, Киiв, 1960; Шайтан И. М., Культура персика, К., 1967. И. Н. Рябов.

ПЕРСИМОН, субтропическое плодовое растение сем. эбеновых; то же, что хурма.

ПЕРСИМФАНС, Первый симфонический ансамбль Моссовета, симф. оркестр без дирижёра. Основан в 1922 по инициативе проф. Моск. консерватории Л. М. Цейтлина; существовал до 1932. Засл. коллектив республики (1927). В составе П. были солисты оркестра Большого театра СССР, профессора и студенты оркестрового ф-та Моск. консерватории. Осн. принцип П.- творч. активность каждого артиста ансамбля. В обширном репертуаре П. были произведения русской и зарубежной классики. Деятельность П., первоклассного исполнит. коллектива, сыграла большую роль в развитии сов. муз.-исполнит. культуры.

Лит.: Цуккер А., Пять лет Персимфанса, М., 1927.

ПЕРСИСТЕНТНЫЕ ФОРМЫ (от лат. persisto - упорствую, продолжаю стоять), организмы, сохраняющие постоянство внешнего облика в процессе эволюции, т. е. переходящие без существенных изменений из одной эпохи в другую. Часто такие формы наз. "живыми ископаемыми" или филогенетическими реликтами. Примеры П. ф.: плеченогое из рода Lingula, мечехвост из рода Limulus, существующие ок. 400 млн. лет; морской моллюск из рода Neopilina - 350 млн. лет; кистепёрая рыба латимерия - ок. 250 млн. лет. Во всех случаях столь длительное сохранение практически в неизменном виде отдельных форм организмов связано со стабильностью осн. компонентов условий их существования. Близкий термин - брадителические формы (см. Брадителия).

ПЕРСИЯ, название Ирана, употреблявшееся в ряде стран до 1935, когда это гос-во стали офиц. именовать Ираном.

ПЕРСОНА ГРАТА (лат. persona grata - желательное лицо), термин, используемый в дипломатич. практике в отношении лиц, на назначение к-рых главой дипломатич. представительства дано согласие пр-ва того гос-ва, куда они направляются. П. г. считается также любой дипломатич. работник, получивший разрешение на въезд в страну своего пребывания (въездная виза). См. также Агреман, Аккредитование.

ПЕРСОНА НОН ГРАТА (лат. persona поп grata - нежелательное лицо), термин, используемый в дипломатич. практике для обозначения лица, на назначение к-рого в качестве главы дипломатич. представительства не дано согласия правительства страны, в к-рую его предполагали назначить. П. н. г. считается также дипломатич. представитель или любой др. дипломатич. работник, к-рый объявлен нежелательным пр-вом страны его пребывания.

Согласно Венской конвенции о дипломатич. сношениях 1961, гос-во не обязано мотивировать своё решение об объявлении дипломата П. н. г. Аккредитующее гос-во по получении соответствующего уведомления должно отозвать своего дипломатич. представителя.

ПЕРСОНАЖ (франц. personnage, от лат. persona - личность, лицо), действующее лицо пьесы (спектакля), сценария (кинофильма), романа и др. художественных произведений.

ПЕРСОНАЛИЗМ (от лат. persona - личность), теистическое направление совр. бурж. философии, признающее личность первичной творч. реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творч. активности верховной личности - бога. П. сформировался в кон. 19 в. в России и США, затем в 30-х гг. 20 в. во Франции и др. странах. В России идеи П. развивали Н. А. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н. О. Лосский и др. Основоположниками амер. П. явились Б. Боун, Дж. Ройс; их последователи - У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Э. Кент, Д. Райт, П. Шиллинг, Р. Т. Флюэллинг, объединившиеся вокруг журн. "Personalist", осн. в 1920 Флюэллингом. Франц. персоналисты (П. Ландберг, М. Недонсель, Г. Мадинье, П. Рикёр и др.) группировались во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа вокруг журн. "Esprit", осн. в 1932. Представителями нерелиг. П. были Б. Коутс (Великобритания), В. Штерн (Германия) и др.

Принципу идеалистич. монизма и панлогизма гегелевского толка в П. противопоставляется идеалистич. плюрализм - множественность существований, сознаний, воль, личностей. При этом удерживается принцип теизма, т. е. творения мира верховной персоной (богом) и наделения его способностью развития. Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта классич. философии, а человеческую личность во всей полноте её конкретных проявлений, в её неповторимой индивидуальности. Личность превращается в фундаментальную онтологич. категорию, осн. проявление бытия, в к-ром волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Но истоки личности коренятся, по П., не в ней самой, а в бесконечном едином начале - боге. Существует аналогия между этими принципами П. и монадологией Г. Лейбница (см. Монада), развившейся в конечном счёте в форме теодицеи. Задачу ориентации человека в мире П. возлагает на религ. философию, к-рая должна найти смысл существующего с точки зрения волеизъявления человека в соотнесённости с высшим началом, богом.

Распространение П.- симптом кризиса позитивистского мировоззрения и усиления тенденций иррационализма. В России П. разрабатывался в русле философско-лит. идеалистич. движения нач. 20 в., представители к-рого считали личность единств. субъектом истории и носителем культуры в противоположность нар. массам и выступили одними из первых теоретиков "массовой культуры" и "массового общества". Личность была противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, а судьба личности была противопоставлена теории прогресса. Теоретич. базой развития идей П. в России явилась попытка найти "третью линию" в философии, снимающую противоположность материализма и идеализма, субъекта и объекта. По мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно П., существование индивида, вплетённое в сложную сеть обществ. отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё неповторимое "Я". П. различает понятия индивида и личности. Человек как часть рода, как часть общества есть индивид; о нём - биологич. или социальном атоме - ничего не известно, он лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек же как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, к-рая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. Т. о., в основе учения П. о личности лежит тезис о свободе воли. С позиций П. вопрос о закономерностях социального развития не может быть решён рациональным познанием. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравственную оценку. "...Вся глубина проблемы не в достижении такой организации общества и государства, при которой общество и государство давало бы свободу человеческой личности, а в утверждении свободы человеческой личности от неограниченной власти общества и государства..." (Бердяев Н., Судьба человека в совреме