БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481параметров , описывающих изменяющиеся (развивающиеся) системы временных характеристик (или использование функций в математич. смысле этого слова в качестве первичных элементов М.), позволяет расширить понятие изоморфизма до т. н. изофункционализма и с его помощью отображать (моделировать) не только "жёстко заданные", неизменные системы, но и различные процессы (физ., хим., производств., экономич., социальные, биол. и др.). Это открывает широкие возможности использования в качестве М. программ для цифровых ЭВМ, "языки" к-рых можно рассматривать как "универсальные моделирующие системы". То же, конечно, относится и к обычным (естественным) языкам, причём и по отношению к языковым М. претензии на их непременный изоморфизм описываемым ситуациям оказываются несостоятельными и ненужными. К тому же предварит, учёт всех подлежащих "моделированию" параметров, нужный для буквального понимания термина "М.", введённого к.-л. точным определением, часто невозможен (что и обусловливает, кстати, потребность в моделировании), в силу чего особенно плодотворным опять-таки оказывается расширительное понимание термина "М.", основывающееся на интуитивных представлениях о "моделировании". Это относится ко всякого рода "вероятностным" М. обучения (см. также Программированное обучение), "М. поведения" в психологии, к типичным для кибернетики М. самоорганизующихся (самонастраивающихся) систем. Требование непременной формализации как предпосылки построения М. лишь сковывало бы возможности научных исследований. Весьма перспективным путём преодоления возникающих здесь трудностей представляется также введение различных ослаблений в формальные определения понятия "М.", в результате чего возникают "приближённые", "размытые" понятия "квазимодели", "почти М." и т. п. При этом для всех модификаций понятия "М." на всех уровнях его абстракции оно используется в обоих упомянутых выше смыслах, причём зачастую одновременно. Напр., "запись" генетической информации в хромосомах моделирует родительские организмы и в то же время моделируется в организме потомка.

Лит.: К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, § 15; Э ш-б и У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959, гл. 6; Л а х у т и Д. Г., Р е в з и н И. И., Финн В. К., Об одном подходе к семантике, "Философские науки", 1959, № 1; Моделирование в биологии. [Сб. ст.], пер. с англ., М., 1963; Вир С., Кибернетика и управление производством, пер. с англ., М., 1963; Чжао Юань-жен ь, Модели в лингвистике и модели вообще, в сб.: Математическая логика ц её применения, пер. с англ., М., 1965, с. 281-92; М и л-л е р Д ж., Галантер Ю., П р и-б р а м К., Планы и структура поведения, пер. с англ., М., 1965; Г а с т е в Ю. А., О гносеологических аспектах моделирования, в сб.: Логика и методология науки, М., 1967, с. 211-18; К а р р и X. Б., Основания математической логики, пер. с англ., М., 1969, гл. 2и7;ХомскийН., Язык и мышление, пер. с англ., М.. 1972; С a map R., The logical syntax of language, L., 1937; К е т e-n у J. G., A new approach to semantics, "Journal of Symbolic Logic", 1956, v. 21, № 1-2; G a s t e v У u. A., The role of.the isomorphism and homomorphism conceptions in methodology of deductive and empirical sciences, в сб.: Abstracts. IV International congress for logic, methodology and philosophy of science, Buc., [1971], p. 137-38.

Ю. А. Гастев.

МОДЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ, совокупность элементов литейной технологич. оснастки, предназначенной для образования внеш. контуров и внутр. полостей отливки в литейной форме.

В состав М. к. входят: литейные модели, модельные и протяжные плиты, стержневые ящики, модели частей литниковой системы, формовочные и контрольные шаблоны, кондукторы, сушильные плиты и др. оснастка. В М. к. включаются также и специализиров. опоки. В зависимости от технологии изготовления формы те или иные элементы могут отсутствовать.

Материалом для М. к. служат древесина, пластмасса, металл, гипс и др. Выбор материала определяется характером произ-ва, программой изготовления форм, требованиями к размерной точности и качеству поверхности отливки. В СССР по деревянным М. к. получают св. 60% отливок. Существует тенденция увеличения выпуска отливок по метал-лич. и пластмассовым М. к. Для отливок из всех сплавов М. к. изготовляют с учётом линейной усадки сплавов.

По прочности деревянные М. к. подразделяются на три класса. Класс прочности определяет конструкцию и качество изготовления М. к., что в свою очередь определяет точность его размеров и долговечность. По точности изготовления деревянные М. к. разбивают на три класса в зависимости от требуемого класса точности отливки; точность М. к. должна превышать требуемую точность отливки. В необходимых случаях быстро-изнашиваемые части деревянных моделей армируют металлом. Износостойкость ме-таллич. М. к. повышают преимущественно хромированием деталей. При изготовлении деревянных М. к. используют нормализованные элементы. Осн. оборудованием модельных цехов или участков являются деревообр. станки. Метал -лич. М. к. изготовляют в металломодель-ных отделениях инструментальных цехов или в металломодельных цехах. Крупные модельные произ-ва обслуживают неск. литейных цехов. Для изготовления форм и стержней из термореактивных материалов (оболочковые формы и стержни объёмные стержни, твердеющие в "горячих ящиках") применяется спец. металлич. оснастка (обычно из серого чугуна,выдерживающая нагрев до 400 °С.

М. к. хранят на специально оборудованных модельных складах при темпер. ок. 20 °С и относит, влажности воздуха 60%.

Лит.: Поляков Д. С., Таскин В. Л., Литейные модельные лекты, М., 1967; К л е б а н е р В. Я., Экономика и организация модельного производства, Л., 1968; Ложнчевский А. Изготовление литейных металлических моделей, М., 1969; Б а л а б и н В. В., Моделы производство, М., 1970; его же, Изготовленне деревянных модельных комплект в литейном производстве, 2 изд., М.

В. Л. Тарст

МОДЕНА (Modena), город в Сев. Италии, в обл. Эмилия-Романья, на Падаской равнине, между притоками По, Панаро и Секкья. Адм. ц. провинц. Модена. 171,1 тыс. жит. (1971). Важн. транспортно-пром. центр. Произ-во спорт. автомобилей, автобусов, тракторов ж.-д. оборудов., с.-х. и типографск. машин, оборудования для пищ. пром-сти, хим., электротехнич., цем., литейная, табачная, пищ., кож.-обув, пром-сть. Ун-т

В древности М.- этрусский город, со 183 до н. э.- рим. колония (Мутина Сражение при М. (43 до н. э.) решили исход Мутинской войны. Пришедший в упадок в период варварских нашествий М. возрождается в 8 в. н. э., став резиденцией епископов и графов. В 11 в. вошла в Ломбардскую лигу. В 12 в. добилась прав коммуны. В 12 в. в М. был основан ун-т. В 1288-1860 М. Haxодилась под властью рода д' Эсте (с перерывами: в 1306-36 вновь коммуна, в 1510-27 - под властью пап). С 15в. центр одноимённого герцогства, существовавшего до 1860 (с перерывом в 1797-1815, когда его терр. входила в гос-во создававшиеся в Италии в период франц. оккупации). В годы 2-й мировой войны 1939-45 (после оккупации Италии германскими войсками) в пров. М. развернулось Движение Сопротивления; силами Сопротивления М. была освобождена в апр. 1945.

Модена. Собор. 11 -13 вв.

Г. Модена.

Архит. памятники: романский собор (с 1099 по 13 в., мастер Ланфранко и др.), ренессансная церковь Сан-Пьетро (15 в.), барочное Палаццо Дукале (1634, арх. Б. Аванцини). Галерея, музей и собр. медалей Эсте (живопись итал. и исп. школ Возрождения и барокко).

Лит.: Elenco degli edifici monumental. Provincia di Modena, Roma, 1920; AmorthL., Modena capitale, Mil., 1967.

МОДЕНА (Modena) Густаво (13.2.1803, Венеция,-20.2.1861, Турин), итальянский актёр. Род. в актёрской семье. Получил юридич. образование в Падуан-ском ун-те. В 1824 начал сценич. деятельность. Выступал в труппах различных антрепренёров, был организатором собств. трупп. Героич., романтически приподнятое иск-во М. сложилось под влиянием и дей нац. -осв ободит. движения в Италии 1-й пол. 19 в. Он участвовал в Бо-лонском восстании 1831, был тесно связан с тайным республиканским об-вом "Молодая Италия" и его основателем Дж. Мадзини; стремился сделать театр орудием борьбы за свободу и независимость родины. Среди лучших ролей М.: Паоло ("Франческа да Римини" Пелли-ко), Адельгиз ("Адельгиэ" Мандзони), Брут, Саул, Филипп ("Брут", "Саул", "Филипп" Альфьери), Магомет ("Магомет" Вольтера). Творчество М. способствовало созданию итал. реалистич. школы актёрского иск-ва; он воспитал таких актёров, как А. Ристори, Э. Росси, Т. Сальвини. В 1859 оставил сцену. В 1888 изданы письма М., представляющие интерес для изучения театра.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963.

МОДЕРАДОС (исп. moderados, букв.-умеренные), испанская партия правых либералов, объединявшая часть дворянства и буржуазии в 1820-68. Образовавшееся во время Испанской революции 1820-23 пр-во М. (март 1820 - авг. 1822) декретировало ряд реформ- (ликвидацию майоратов, закрытие части монастырей и др.), но проявило нерешительность в борьбе со сторонниками абсолютизма и вынуждено было уступить власть левым либералам (эксалътадос). После начала Карлистской войны регентша Мария Кристина передала власть (15 янв. 1834) руководителю правых либералов Ф. Мартинесу де ла Роса, к-рый в апр. 1834 издал Королев, статут -консервативную конституцию, воплотившую в себе политич. идеалы М. Развитие нар. движения привело в сент. 1835 к отставке правительства М. В 1840-е гг. партия М. активно выступала против демократич. реформ. В июле 1843 лидер М.- Р. М. Нарваэс совершил контрреволюционный переворот, положивший конец Испанской революции 1834-43. С началом в Испании революции 1868-74 партия М. прекратила своё существование.

МОДЕРАТО (итал. moderate, букв.-умеренно), обозначение умеренного темпа, среднего между аллегро и аллегретто.

МОДЕРАТОР (лат. moderator, от то-deror - умеряю, сдерживаю), приспособление, предназначенное для приглушения звука в пианино и роялях. Состоит из деревянной планки, расположенной поперёк всех струн, и рычага управления.
"МОДЕРН", стиль "модерн" (франц. moderne - новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европ. и амер. иск-ве кон. 19 -нач. 20 вв. В Бельгии, Великобритании и США оно известно как "новое иск-во" (Art Nouveau), в Германии - "югенд-стиль" (Jugendstil), в Австрии - "стиль Сецессиона" (Sezessionstil), в Италии -"стиль Либерти" ("stile Liberty"), в Испании - "модернизм" (modernismo). "M." возник в условиях кризиса бурж. культуры как один из видов неоромантич. протеста против антиэстетичности бурж. образа жизни, как реакция на господство позитивизма и прагматизма. Эстетика "М." развивала идеи символизма и эстетизма, "философии жизни" Ф. Ницше. "М.", по мысли ряда его теоретиков (бельгиец X. К. ван де Велде, опиравшийся на социалистич. утопии У. Морриса), должен был стать стилем жизни нового, формирующегося под его воздействием общества, создать вокруг человека цельную эстетически насыщенную пространств, и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза иск-в, новых, нетрадиционных форм и приёмов, совр. материалов и конструкций. Наиболее последовательно "М." осуществил свои принципы в узкой сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Но в духе "М.", стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисл. деловые, пром. и торг, здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома. "М." пытался преодолеть характерное для бурж. культуры 19 в. противоречие между художеств, и утилитарным началами, придать эстетич. смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к иск-ву все сферы жизни и сделать человека частицей художеств, целого. Стремление изменить иск-вом мир в рамках капиталистич. общества было глубоко утопичным. Практически же "М." явился первым относительно цельным стилем художеств, оформления различных сфер бурж. быта.

"М." противопоставил эклектизму 19 в. единство, органичность и свободу развития стилизованной, обобщённой, ритмически организованной формы, назначение к-рой - одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряжённый дух переломной эпохи. Период становления "М." (р