БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481ляют П. к., синтезируемые в органич. растворителях (напр., ароматич. углеводородах) в присутствии литийорганич. катализаторов (литийалкилов). Мол. масса таких П. к. (200-500)· 103, темп-pa стеклования ок. -50 °С. Каучуки имеют светлую окраску и не содержат примесей. Прочность при растяжении саженаполненных резин из П. к. 16-19 Мн/м2 (160-190 кгс/см2), относит. удлинение 600-700%. Возможные области применения П. к. - произ-во резиновой обуви и др. изделий бытового назначения, а также резины для изоляции кабелей.

ПИПЕРОНАЛ, то же, что гелиотропин.

ПИПЕТКИ (от франц. pipette - трубочка), стеклянные сосуды, применяемые в химии для точного измерения объёма жидкости, взятой для титрования и др. целей. П. в медицине используются для вливания капель в глаза, нос и уши.

ПИПИН КОРОТКИЙ (Pippinus Brevis) (714 или 715-24.9.768, Сен-Дени), франкский король в 751-768, первый из династии Каролингов. Будучи майордомом (в 741-751), сверг последнего короля из династии Меровингов и добился своего избрания на королев. престол, получив санкцию рим. папы. П. К., следуя практике своего отца Карла Мартелла, раздавал бенефиции за воен. службу. Подчинил отпадавшую от королевства Аквитанию. В походах против арабов завоевал Септиманию. В 754 и 756 совершил походы в Италию; часть земель, отнятых у лангобардов, передал рим. папе, что положило начало Папской области.

ПИПИНАШВИЛИ Константин Константинович [19.9(2.10). 1912, Кутаиси, -15.4.1969, Тбилиси], советский кинорежиссёр, нар. арт. Груз. ССР (1967). Чл. КПСС с 1940. В 1936 окончил режиссёрский ф-т Гос. ин-та кинематографии (ГИК), в 1939 двухгодичный режиссёрский ф-т ВГИКа (типа академии, педагог С. М. Эйзенштейн). Работал в груз. кино. Поставил фильмы "Каджа-на" по Н. Ламаури (1941), "Мост" (1942), "Золотая тропа" (1945); "Колыбель поэта" по повести А. Церетели "Пережитое" (1947), "Тайна двух океанов" по Г. Б. Адамову (1957), "Маяковский начинался так" по мотивам повести В. В. Маяковского "Я сам" (1959), "Дети моря" (1964). Был автором и соавтором сценариев большинства поставленных им картин. В 1948-54 режиссёр дубляжа на груз. яз. фильмов др. союзных республик. Награждён орденом "Знак Почёта" и медалью.

ПИПКОВ Любомир (6.9.1904, Ловеч,-9.5.1974, София), болгарский композитор, муз.-обществ. деятель, педагог, нар. арт. НРБ (1952), Герой Социалистич. Труда (1967). Чл. БКП с 1944. Учился в Софии (1919-26), затем в Париже у П. Дюка (1926-32). Работал в Софии оркестровым и хоровым дирижёром, был одним из основателей об-ва "Современная музыка" (с 1933). В 1944-48 директор Софийской нар. оперы, в 1947-57 1-й секретарь Союза болг. композиторов. С 1948 профессор по классу вокального ансамбля Гос. муз. академии (с 1954- Болг. гос. консерватория). Неоднократно посещал Сов. Союз (впервые в 1949). П. присуще органич. претворение метроритмич. и ладогармонич. особенностей болг. муз. фольклора в сочетании с совр. приёмами письма (особенно в соч. конца 1950-х гг.). Мн. произведения посв. антивоен. антифаш. тематике ("Оратория о нашем времени", муз. драма "Антигона-43", массовые песни). Среди др. соч.- оперы "9 братьев Янины" (1937) и "Момчил" (1948), кантаты, 4 симфонии, концерты, камерно-инструм. ансамбли, хоры, фп. пьесы, в т. ч. для детей, музыка к кинофильмам. Димитровская пр. (1950, 1951, 1952).

Лит.: Илиев К., Любомир Пипков, София, 1958; Коен Л., Любомир Пипков, София, 1968. И. Везнев,

ПИПТАТЕРУМ (Piptatherum), род многолетних дерновинных трав сем. злаков. Соцветие - рыхлая метёлка; колоски обычно крупные, одноцветковые, на ножках; ниж. цветковая чешуя с остью. Ок. 50 видов, в умеренных и субтропич. поясах Сев. полушария. В СССР ок. 15 видов, гл. обр. в Ср. Азии; растут по каменистым склонам, осыпям, скалам. П. широколистный (P. latifolium), П. боковой (P. laterale), П. джунгарский (P. songaricum) - хорошие пастбищные растения. Зерновки П. бухарникового (Р. holciforme), П. кокандского (P. kokanica), П. широколистного служат кормом домашней птице. П. часто объединяют с родом рисовидка.

ПИПЫ, безъязычные (Pipidae), семейство бесхвостых земноводных. 2 рода: собственно П. и шпорцевые лягушки. Собственно П. (Pipa) объединяют 5 видов. Самые крупные - дл. до 20 см, самки заметно крупнее самцов; голова широкая, морда заострённая, глаза не имеют век, тело приплюснутое. Передние ноги с 4 длинными пальцами без плавательных перепонок; задние - значительно толще и длиннее передних, с 5 пальцами, соединёнными плавательной перепонкой. Распространены в тропиках Юж. Америки (от Панамы и Венесуэлы к Ю. до Перу и Юж. Бразилии). Обитают в воде или неподалёку от неё. Размножение своеобразно, наиболее изучено у сури-намской П. (P. pipa): самка при спаривании выворачивает на спину клоаку, представляющую собой мешкообразный яйцеклад, самец брюхом нажимает на него и выдавливает крупные, богатые желтком яйца (до 114 шт.). Они попадают в имеющиеся на спине у самки ячейки (глубиной 10-15 мм), прикрытые сверху кожистой крышечкой, образующейся из лицевых оболочек. В ячейках протекает развитие яиц и формирование головастиков. Спустя 80-85 суток из ячеек выходят вполне сформированные лягушата, после чего самка линяет.

Суринамская пипа.

И. С. Даревский.

ПИР СУЛТАН АБДАЛ (Pir Sultan Abdal) (псевд.; наст. имя Xайдар, Haydar) (гг. рожд. и смерти неизв.), турецкий поэт 16 в. Представитель ашикской поэзии (см. Ашуг). Выходец из дер. Баназ (вилайет Сивас). Руководил антифеод. восстанием кызылбашей, вспыхнувшим в то время в разных р-нах Анатолии. Был схвачен, заточён в тюрьму и повешен в Сивасе. Поэт мечом и песней боролся против социального гнёта, против тирании, за утверждение равенства и справедливости. Поэзия П. С. А.- летопись нар. движения, крест. бунтов. Образ поэта стал символом борьбы за свободу и независимость народа. С его именем связано мн. легенд, песен-плачей. Пьеса о нём, написанная Э. Тоем, идёт на тур. сцене.

Л. Пиранделло.

Соч.: Biitiin siirleri, 1st., 1971.

Лит.: Бородина И. В., Турецкая литература, в кн.: Литература Востока в средние века, ч. 2, М., 1970; Golpinarli a., Boratav P. N., Pir Sultan Abdal, Ankara, 1943; Kudret Cevdet, Pir Sultan Abdal, 1st., 1965,. X. А. Чарекчян.

ПИРАМИДА (от греч. pyramis, род. падеж pyramidos), многогранник, одной из граней к-рого служит многоугольник (основание П., к-рое, в частности, может быть треугольником), а остальные грани (боковые) суть треугольники с общей вершиной (вершина П.) (см. рис. 1,2).

[1940-9.jpg]

В зависимости от числа боковых граней П. делятся на треугольные, четырёхугольные и т. д. Отрезок перпендикуляра, опущенного из вершины П. на плоскость её основания (а также его длина), наз. высотой П. Объём П. вычисляется по формуле
[1940-10.jpg]

где В - площадь основания, h - высота. П. наз. правильной (см. рис. 2), если в основании её лежит правильный многоугольник и высота П. проходит через центр основания. Боковые грани правильной П. суть равные между собой равнобедренные треугольники; высота каждого из этих треугольников наз. апофемой правильной П. (апофема основания П. служит проекцией апофемы П. на плоскость основания). Рассекая П. плоскостью, параллельной её основанию, получим две части: П., подобную данной, и т. н. усечённую П.

ПИРАМИДА в архитектуре, монументальное сооружение, имеющее правильную пирамидальную (иногда ступенчатую или башнеобразную) форму и характерное в основном для древнего мира. Как правило, П. называют гробницы др.-егип. фараонов Др. и Ср. царств, воплощающие идею о сверхчеловеческом величии правителя (ок. 2800 - ок. 1700 до н. э.; илл. см. т. 9, стр. 37); крупнейшей из др.-егип. П. является П. Хеопса в Гизе (высота 146,6 м, 28 в. до н. э.; илл. см. т. 9, вклейка к стр. 41). Постройки типа П. (нередко служившие постаментами для храмов и связанные с космологич. культами) возводились и в Центр. и Юж. Америке (преим. в 1-м тыс. н. э.). В др.-рим. и новоевроп. иск-ве мотив П. нередко использовался в сооружениях мемориального типа. См. также Ацтеки, Египет Древний, Майя. Лит.; Лауэр Ж. Ф., Загадки египетских пирамид, [пер. с франц.], М., 1966; Кинк х. a., Как строились египетские пирамиды, М., 1967; Михаловский К., Пирамиды и мастабы, [Варшава, 1973].

ПИРАМИДАЛЬНЫЙ ТОПОЛЬ (Рорulus pyramidalis), двудомное дерево сем. ивовых. Ствол Выс.до 40 м, прямой, почти от основания ветвистый с пирамидальной или узко пирамидальной кроной, образованной направленными вверх или косо вверх ветвями. Листья ромбовидные или широкотреугольные, пильчатые. Цветки в серёжках. Родина, по-видимому, Афганистан. Культивируют П. т. гл. обр. в странах Средиземноморья; в СССР - на Кавказе, в Ср. Азии, в степных и лесостепных р-нах Европ. части. Растёт вдоль рек, арыков, каналов, в лесных посадках, в садах и парках. Размножается черенками. Пирамидальная форма кроны встречается и у др. видов тополя. Лит.: Деревья и кустарники СССР, т. 2, М.- Л., 1951.

ПИРАМИДНАЯ СИСТЕМА, пирамидный путь, система нервных структур, участвующих в сложной и тонкой координации двигат. актов. У низших позвоночных П. с. нет, она появляется только у млекопитающих, образуя эфферентную часть двигательного анализатора и достигает наибольшего развития у человека. Пирамидный путь начинается преим. от пирамидных нейронов сенсомоторной области коры головного мозга. Их длинные отростки (волокна) образуют прямые нисходящие пути к рефлекторным двигат. центрам спинного мозга, по к-рым осуществляется передача корковой информации. Волокна П. с. спускаются в спинной мозг, не прерываясь; по пути дают ответвления (коллатерали) к ядрам черепномозговых нервов и перекрещиваются (большая часть в продолговатом мозге, меньшая в спинном), переходя на противоположную сторону; далее они проходят в составе передних и боковых столбов спинного мозга, образуя синаптич. окончания в каждом его сегменте, передавая импульсы от коры головного мозга его двигат. нейронам непосредственно либо через вставочные нейроны. В составе П. с. человека ок. 1 млн. нервных волокон. Они делятся в основном на толстые, быстропроводящие (диам. ок. 16 мкм, скорость проведения до 80 м/сек) - обеспечивают быстрые фазные движения, и тонкие, медленнопроводящие (диам. ок. 4 мкм, скорость проведения от 25 до 7 м/сек), ответственные за тонич. состояние мышц. Повреждения П. с. проявляются параличами, парезами, патологич. рефлексами. Эти нарушения могут исчезнуть в результате усиления активности др. нисходящих систем, относящихся к экстрапирамидной системе.

Лит.: Общая и частная физиология нервной системы. Л., 1969, с. 338 - 61 (Руководство по физиологии); Костюк П. Г., Структура и функция нисходящих систем спинного мозга, Л., 1973. А. В. Погребкова.

ПИРАМИДОН, лекарственный препарат; устар. назв. амидопирина.

ПИРАНДЕЛЛО (Pirandello) Луиджи (28.6.1867, Джирдженти, Агридженто,- 10. 12. 1936, Рим), итальянский писатель. Род. в семье владельца серного рудника. Получил филологич. образование в Римском и Боннском ун-тах. Лит. деятельность начал как поэт в 1889 (сб. "Радостная боль"). Первый сб. новелл - "Любовь без любви" (1894). В сб. "Новеллы на год" (1922) наряду с традициями веризма появляется стремление показать внутр. мир "маленького" человека и его духовный бунт против беспросветности жизни. В романе "Покойный Маттиа Паскаль" (1904, рус. пер. 1967) вскрыто противоречие между социальной "маской" и истинным "лицом" человека, живущего в совр. бурж. обществе. В драматургии П. в 1910-17 преобладают бытовые комедии на сицилийском диалекте ("Лиола", 1916, и др.). В дальнейшем они уступают место исполненным парадоксов филос.-психологич. драмам на итал. яз., написанным под влиянием идеалистич. концепций. В драме "Шесть персонажей в поисках автора" (1921) воплощено противоречие между иск-вом и жизнью и представлена социальная трагедия людей, бессильных против навязанной им "маски". Та же проблема, но в другом аспекте поставлена в драме "Обнажённые одеваются" (1923), в к-рой автор обличает ханжескую мораль "порядочных" людей. Бунт против действительности и создание иллюзорного мира возникают в драмах "Генрих IV" (1922), "Жизнь, которую я тебе даю" (1924); а субъективность морали и отсутствие грани между реальностью и иллюзией утверж