БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481делением (ведомственные округа). С течением времени в министерской организации произошли изменения: увеличилось число товарищей министров, усложнилась внутр. организация М. и т. д. В 60-70-х гг. 19 в. значительно расширился круг вопросов, решаемых органами М., а также начальниками отдельных их структурных частей. В связи с этим в ряде М. отд. департаменты были преобразованы в гл. управления и управления, появились отделы, имевшие иную организацию, чем департаменты. Возросло число совещат. советов и к-тов, в состав к-рых привлекались представители буржуазии и бурж. интеллигенции. К кон. 19 в. особенно усложнилась организация Мин-ва внутр. дел - осн. карательного органа самодержавия, заведовавшего администрацией, полицией, жандармерией и политич. сыском (с 1880), цензурой и пр. Несмотря на все эти перемены, в организации М. до 1917 сохранились осн. принципы, заложенные "Общим учреждением министерств" 1811. К 1917 в России существовало 12 М. После свержения самодержавия в 1917 все М. подвергались в большей или меньшей степени реорганизации: было упразднено Мин-во имп. двора, отд. структурные части Мин-ва внутр. дел и Мин-ва юстиции; в нек-рых М. созданы новые структурные части; проведена известная демократизация ведомств. Со 2 марта по 25 окт. 1917 сменилось четыре состава министров бурж. Временного правительства. Великая Окт. социалистич. революция ликвидировала все М. помещичье-бурж. России. М. в дореволюц. России (1802-1917, по старому стилю): внутр. дел (1802-1917); военное (1802-1917, до 1808 - военно-сухопутных сил): морское (1802-1917, до 1815 - мор. сил); иностранных дел (1802-1917); финансов (1802-1917); нар. просвещения (1802-1917; в 1817 -1824- духовных дел и нар. просвещения); коммерции (1802-10); путей сообщения (1865-1917; в 1809-10 - Гл. управление водяных и сухопутных сообщений; в 1810-32 - Гл. управление путей сообщения; в 1832-65 - Гл. управление путей сообщения и публичных зданий); имп. двора и уделов (1826-1917; в 1852-56 разделено на М. имп. двора и М. уделов; с 16 марта по 25 окт. 1917 -Гл. управление уделов); земледелия (1915-17; в 1837-94- М. гос. иму-ществ; в 1894-1905 - М. земледелия и гос. имуществ; в 1905-15 - Гл. управление землеустройства и земледелия); полиции (1810-19); почт и телеграфов (1865-68; 1880-81; 5 мая-25 окт. 1917); юстиции (1802-1917 ); торговли и пром-сти (1905-17); труда (5 мая - 25 окт. 1917): продовольствия (5 мая - 25 окт. 1917); вероисповеданий (5 авг.- 25 окт. 1917); гос. призрения (5 мая - 25 окт, 1917).

Лит.: Е р о ш к и н Н. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968; Справочник по истории дореволюционной России, М., 1971, с. 176-97.

Н. П. Ерошкин.

В СССР М. - центр, орган гос. управления, осуществляющий руководство определённой отраслью нар. х-ва, социально-культурного строительства и адм.-политич. деятельности. Важнейшая часть сов. гос. аппарата. Гл. задача каждо го хоз. М.- обеспечение всемерного раз вития порученной ему отрасли как состав ной части нар. х-ва СССР, высоких тем пов развития произ-ва и производитель ности труда, выполнения заданий гос плана и строгого соблюдения государст венной дисциплины, рационального ис пользования капитальных вложений i повышения их эффективности и т. д Плановое руководство отраслью М. про водит на науч. основе с учётом требова ний комплексного развития всего нар х-ва СССР в целом, союзных республш и отд. экономич. р-нов. Правовое поло жение М. определяется Конституцией СССР и конституциями союзных и авт республик, Общим положением о мини стерствах СССР 1967 (СП СССР, 1967 № 17, ст. 116), положениями об отдель ных М. и др.

Сов. М.- преемники народных комис сариатов, созданных в первые же дш после победы Окт. революции 1917. Зако ном от 15 марта 1946 "О преобразована Совета Народных Комиссаров CCCI в Совет Министров СССР и Совете! Народных Комиссаров союзных и авто номных республик в Советы Министре! союзных и автономных республик" нар коматы были преобразованы в М.

В соответствии с Конституцией СССР, М. образуются Верх. Советом СССР, Верх. Советами союзных и авт. рее пуолик. Деятельность М. объединяется и направляется Советом Министров СССР, Советами Министров союзных и авт. республик. М. СССР подразделяются на общесоюзные (руководят порученной им отраслью на всей терр. СССР, непосредственно или через создаваемые ими органы) и союзно-республиканские (руководят соответств. отраслями через одноимённые М. союзных республик).

На 1 янв. 1974 в СССР насчитывалось 29 общесоюзных и 31 союзно-респ. М. СССР, большинство из них - хоз. М., руководящие различными отраслями нар. х-ва СССР.

К общесоюзным относятся М.: авиационной пром-сти; автомоб. пром-сти; внешней торговли; газовой пром-сти; гражд. авиации; машиностроения; машиностроения для животноводства и кормопроизводства; машиностроения для лёгкой и пищ. пром-сти и бытовых приборов; мед. пром-сти; мор. флота; нефтяной пром-сти; оборонной пром-сти; общего машиностроения; приборостроения, средств автоматизации и систем управления; путей сообщения; радиопромышленности; среднего машиностроения; станкостроительной и инструментальной пром-сти; строительного, дорожного и коммунального машиностроения; строительства предприятий нефтяной и газовой пром-сти; судостроит. пром-сти; тракторного и с.-х. машиностроения; трансп. строительства; тяжёлого, энерге-тич. и трансп. машиностроения; химич. и нефтяного машиностроения; химич. пром-сти; целлюлозно-бум. пром-сти; электронной промышленности; электро-технич. пром-сти.

К союзно-республиканским относятся М.: внутр. дел; высшего и среднего спец. образования; геологии; заготовок; здравоохранения; иностр. дел; культуры; лёгкой пром-сти; лесной и деревообрабат. пром-сти; мелиорации и водного х-ва; монтажных и спец. строит, работ; мясной и молочной пром-сти; нефтеперерабатывающей и Нефтехимич. пром-сти; обороны; пищ. пром-сти; пром. строительства; пром-сти строит, материалов; просвещения; рыбного х-ва; связи; сел. строительства; с. х-ва; строительства; строительства предприятий тяжёлой индустрии; торговли; угольной пром-сти; финансов; цветной металлургии; чёрной металлургии; энергетики и электрификации; юстиции.

"Пир Бабура, гостящего у Бади-уз-заман-мирзы, в саду „Джехан-Ара" в Герате". Миниатюра рукописи "Бабур-памо. 2-я пол. 16 в. Музей искусства народов Востока. Москва.

К ст. Миниатюра.

А. Модильяни. -"Женщина из народа". Коллекция А. Хаммера. США.

К ст. Модильяни А.

М. СССР решает все вопросы по соот-ветсгв. отрасли в пределах предоставленных ему прав. Решение отд. вопросов, входящих в его компетенцию, М. может передавать одноимённым М. союзных республик, а также предприятиям, орг-циям и учреждениям союзного подчинения. В союзных республиках также существуют два вида М.: союзно-республиканские (находятся в подчинении как Сов. Мин. союзных республик, так и одноимённого союзно-респ. М. СССР) и республиканские (подчиняются только Совету Министров союзной республики). Напр., в РСФСР образованы след. респ. М.: автомоб. транспорта; бытового обслуживания населения; жилищно-гражд. строительства; жилищно-коммунального х-ва; местной пром-сти; речного флота; социального обеспечения; строительства и эксплуатации автомоб. дорог; топливной пром-сти.

М. возглавляется министром, к-рый назначается Верх. Советом по представлению пред. Сов. Мин. (в период между сессиями Верх. Совета назначение министров и освобождение их от должности производится Президиумом Верх. Совета, с последующим утверждением Верх. Советом), заместители министра назначаются Сов. Мин.

Министр СССР несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на М.; в пределах компетенции М. он издаёт приказы и инструкции, руководствуясь при этом действующими законами, постановлениями и распоряжениями Сов. Мин. СССР. Приказы и инструкции, а также указания министра обязательны для одноимённых М. союзных республик, предприятий, организаций и учреждений системы М. Для рассмотрения и решения осн. вопросов деятельности М. образуется коллегия (под председательством министра), в состав к-рой входят зам. министра (по должности) и члены коллегии, утверждаемые Сов. Мин. Важную роль в деятельности М. играет научно-технич. (научный) совет, состоящий из крупных учёных и вы-сококвалифициров. специалистов данной отрасли, новаторов произ-ва и представителей научно-технич. обществ и др. орг-ций.

Для рассмотрения хоз. споров между входящими в его систему предприятиями, орг-циями и учреждениями М. образует арбитраж, положение о к-ром утверждается министром (см. также Государственный арбитраж).

В своей деятельности М. руководствуются курсом КПСС на развитие демокра-тич. начал в управлении, на создание условий для проявления инициативы и активного участия трудящихся и их обществ, орг-ций в работе по совершенствованию гос. управления, ускорению экономич. и социального развития, наиболее полному использованию имеющихся резервов. Эта работа требует постоянного укрепления гос. дисциплины и со-циалистич. законности. Успех работы

М. в значительной мере зависит от правильного сочетания коллегиальности в обсуждении и решении всех вопросов с единоначалием, установлением точной ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном участке работы и выполнение конкретных заданий.

Важнейшее значение для повышения роли М. в системе органов советского гос. управления имели решения Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС по вопросам дальнейшего улучшения управления пром-стью и стр-вом. Пленум признал необходимым восстановить на качественно новой основе отраслевой принцип управления нар. х-вом через М., отказавшись от действовавшего с 1957 терр. принципа управления через совнархозы.

Организац. работа М. направлена на совершенствование структуры управления, стиля и методов руководства, внедрение науч. организации управления с применением электронно-вычислит. техники и др. современных технич. средств. Во мн. М. созданы отраслевые автоматизированные системы управления, к-рые в дальнейшем будут объединены в единую общегос. автоматизированную систему управления.

В зарубежных социалистических странах М. образуются, как правило, высшими органами гос. власти. М. возглавляет единоличный руководитель - министр, входящий в состав пр-ва; он назначается на должность высшим органом гос. власти и несёт перед ним ответственность за свою деятельность. В республиках с единоличным президентом (председателем) изменения в составе пр-ва производятся президентом с последующим утверждением высшим органом гос. власти. При министре, как правило, образуется коллегия, в состав к-рой наряду с министром входят зам. министра и отд. руководящие работники М. В ЧССР в 1968 в М. введена должность гос. секретаря, являющегося как бы соруководи-телем федерального М. (он входит наряду с министром в состав пр-ва). Если министр является гражданином одной из республик, входящих в состав ЧССР, то гос. секретарь должен быть гражданином другой республики. Этим обеспечивается пропорциональное представительство Чехии и Словакии в союзном пр-ве. На Кубе образование М., а также назначение и освобождение от должности министров осуществляются декретом президента. В нек-рых зарубежных социа-листич. странах министры при вступлении в должность приносят присягу в верности народу и гос-ву. В Югославии система М. была упразднена в 1953, вместо М. созданы федеральные гос. и союзные секретариаты, функции к-рых близки к функциям М. др. социалистич. гос-в.

В. Н. Ершов.

В буржуазных государствах М. осуществляют исполнит, деятельность и руководят отд. отраслями управления. Глава М.- обычно деятель, входящий в состав пр-ва. В нек-рых странах М. образуются на основании актов высших законодат. органов (напр., в США) или главы гос-ва (напр., во Франции), в нек-р-ых странах (напр., в Великобритании) - на основе законов или актов пр-ва. Число М. и распределение компетенции между ними определяются практически главой пр-ва или главой исполнит, власти (премьер-министром, президентом). М. как органы управления появились в зап.-европ. странах в 16-17 вв. Министр, к-рому поручалось руководство отраслью управления, направлял дея