БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

-Солнечное притяжение, М., 1967.

Лит.: Гр п торов Г., Д. Методиев, "Септември", 1969, № 9; Коларов С., С партиен патос и вяра, "Пламък", 1972, № 18. В. И. Злыднев.

МЕТОДИСТЫ (англ, methodists), приверженцы одного из направлений в протестантизме, отделившегося от англиканской церкви. Направление возникло в 18 в. в Англии. Основатели - братья Дж. и Чарлз Уэсли, вокруг которых в 1729 объединился небольшой кружок последователей (первоначально гл. обр. из числа студентов Оксфордского ун-та). Своей целью они считали последовательное, методич. соблюдение предписаний религии (отсюда название- М.). В условиях начавшегося промышленного переворота и возросшей капиталистич. эксплуатации М. развернули широкую кампанию в целях усиления в англ, народе религ. чувства, создавали религ. миссии в рабочих р-нах, проповедуя дух христ. смирения и терпения. В сфере культа и догматики методизм не отличается существенно от англиканства, лишь упрощает его установления (напр., 39 статей англиканского символа веры сведены в методизме к 25). Общины М. состоят из "классов" по 12-20 чел. в каждом, "классы" регулярно собираются для молений, слушания проповедей и т. д. Общины М. подчиняются окружным орг-циям, возглавляемым суперинтендантами (в США суперинтенданту присвоен титул епископа, поэтому амер. методистская церковь наз. епископальной). Высший орган методистской церкви - ежегодная конференция. В 1881 создан Всемирный методистский совет, созывающий 1 раз в 10 лет Всемирные методистские конференции. С 1813 существует Методистское миссионерское об-во. На нач. 70-х гг. 20 в. насчитывалось приблизительно 40 млн. М., более всего в США (где методизм стал распространяться с 60-х гг. 18 в.), а также в Великобритании, в Австрал. Союзе, ЮАР, Канаде, быв. англ, колониях.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЕЧЬ, проходная печь для нагрева металлич. заготовок перед прокаткой, ковкой или штамповкой. В М. п. заготовки, уложенные поперёк печи, передвигают навстречу движению продуктов сгорания топлива; при таком противоточном движении достигается высокая степень использования тепла, подаваемого в печь. Заготовки проходят последовательно 3 теплотехнические зоны: методическую (зону предварит, подогрева), сварочную (зону нагрева) и томильную (зону выравнивания темп-р в заготовке). Сварочная зона может состоять из неск. последовательных зон отопления с дополнит, подводом топлива в каждую зону. Для заготовок небольшого сечения томильная зона не обязательна. М. п. классифицируют по числу зон отопления (2-, 3-, 4-, 5-зон-ные), по способу транспортирования нагреваемых заготовок (голкательные и с подвижными балками), по конструктивным особенностям (с нижним обогревом, с наклонным подом и т. д.)- М. п. отапливают газообразным или жидким топливом с помощью горелок или форсунок, к-рые устанавливают гл. обр. на торцевых стенах сварочной и томильной зон; реже горелки располагают на боковых стенах и своде. В М. п. поддерживают неизменную во времени и переменную по длине печи темп-ру. В сварочной и томильной зонах темп-ра почти постоянна, а в методической -падает к началу печи. Толкательные М. п. для нагрева заготовок толщиной до 120 мм делают с наклонным подом, для нагрева более крупных заготовок -с горизонтальным подом. При нагреве заготовок толщиной св. 120 мм применяют нижний обогрев, в результате чего заготовки нагреваются с двух сторон. Перспективны М. п. с подвижными балками (см. Печь с шагающим подом). В таких печах между заготовками имеется зазор, и они обогреваются с трёх или четырёх сторон, благодаря чему нагрев протекает быстрее и равномернее, уменьшается окисление и обезуглероживание металла. М. п. с подвижными балками-высокомеханизированный агрегат; при ремонтах и остановках печь легко может быть освобождена от заготовок. При эксплуатации таких печей исключены трудоёмкие ручные операции по очистке пода. М. п. обычно имеют рекуператоры для нагрева воздуха или воздуха и газа, а также котлы-утилизаторы. Осн. характеристики М. п. приведены в табл.

Характеристика методических печей



























Макс, размеры рабочего пространства, м




Макс, тепловая мощность





Печь

Длина

Ширина

Макс.

произво-

дитель-

ность

т/ч

Гдж/ч

Гкал/ч





Толкательная с наклонным подом с нижним обогревом
С подвижными балками

22



40


50

13



13


13

180



320


420

460



800


1170

110



190


280




Лит.: Гусовский В. Л., Оркин Л. Г., Т ы м ч а к В. М., Методические печи, М., 1970; Справочник конструктора печей прокатного производства, под ред. В. М. Тымчака, т. 1-2, М., 1970.

В. Л. Гусовский.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ОГОНЬ, вид арт. огня, применяемый для поддержания цели (объекта) в подавленном состоянии и изнурения противника. Ведётся из арт. орудий и миномётов между огневыми налётами и самостоятельно. При ведении М. о. устанавливаются кол-во снарядов (мин, патронов) на единицу оружия и темп огня (промежутки времени между очередными выстрелами), к-рый значительно медленнее, чем при огневых налётах.

МЕТОДОЛОГИЯ (от метод и ... логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности, М. в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методологич. знание выступает в форме как предписаний и норм, в к-рых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная М.), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная М.). В обоих случаях осн. функцией этого знания является внутр. организация и регулирование процесса познания или практич. преобразования какого-то объекта. В совр. лит-ре под М. обычно понимают прежде всего М. науч. познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познават. деятельности. М. науки даёт характеристику компонентов науч. исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Наиболее важными точками приложения М. являются постановка проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологич. ошибки, приводящие к выдвижению псевдопроблем или существенно затрудняющие получение результата), построение предмета исследования и построение науч. теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т.е. соответствия объекту изучения.

Начатки методологич. знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры. Так, в Др. Египте геометрия выступала в форме методологич. предписаний, к-рые определяли последовательность измерит, процедур при разделе и перераспределении земельных площадей. Спец. разработкой проблемы условий получения знания начинает заниматься др.-греч. философия; наиболее значит, вклад в анализ этой проблемы внёс Аристотель, к-рый рассматривал созданную им логич. систему как "органон" - универсальное орудие истинного познания. В целом, однако, вплоть до нового времени проблемы М. не занимали самостоят, места в системе знания и включались в контекст натурфилос. или логич. рассуждений.

Родоначальником М. в собств. смысле слова является англ, философ Ф. Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший эту идею в -"Новом органоне". Для последующего развития М. огромное значение имело также обоснование им индуктивного, эмпирич. подхода к науч. познанию. С этого времени проблема метода становится одной из центральных в философии. Первоначально она целиком совпадает с вопросом об условиях достижения истины, а её обсуждение сильно отягощено натурфилос. представлениями. Опираясь на правильный сам по себе тезис о том, что к истинному знанию ведёт лишь истинный метод, именно этот последний и пытаются сразу отыскать мн. философы нового времени. При этом они полагают, что единственно истинный метод просто скрыт от непосредств. наблюдения и его надо лишь открыть, сделать ясным и общедоступным. Логич. структура метода ещё не является для них проблемой.

Следующий шаг в развитии М. делает франц. мыслитель Р. Декарт: сформулировав проблему познания как проблему отношения субъекта и объекта, он впервые ставит вопрос о специфичности мышления, его несводимости к простому и непосредств. отражению реальности; тем самым было положено начало специальн му и систематич. обсуждению процео познания, т. е. вопроса о том, как дост жимо истинное знание - на каких инте лектуальных основаниях и с помощ! каких методов рассуждения. М. начина выступать как фил ос. обоснование пр цесса познания. Др. линия специализ ции М. связана с англ, эмпиризме: прежде всего с учениями Дж. Локи (выдвинувшего сенсуалистич. теори познания) и Д. Юма (обосновавши эмпиризм путём критики теоретич. знат с позиций скептицизма): здесь получ ли свою филос. опору усиленные поим методов опытной науки.

Вплоть до немецкого философ И. Канта, однако, проблемы М. Teci переплетались с теорией познания. Kai впервые обосновал особый статус мет дологического знания, проведя различ. между конститутивными и регуляти ными принципами познания, т. е. меж; объективным содержанием знания и фо мой, при помощи к-рой оно организует в систему. Этим было положено нача. анализу познания как специфич. де тельности со своими особыми форма внутр. организации. Эту линию продо жил И. Фихте, философия к-рого бы; попыткой построить универсальную те рию деятельности, а своей вершин в идеалистич. философии она достиг; в системе Г. Гегеля, по существу пре, ставляющей собой М. рационализирова ной деятельности абсолютного духа производной от неё (по Гегелю) деятел ности человеческого познания. Объекти но важнейший результат, полученнь нем. классич. идеализмом в изучеш проблем М., состоял в подчёркивал роли диалектики как всеобщего мет< да познания и духовной деятельное вообще.

Именно этот результат был удержа и коренным образом переработан на м; териалистич. основе в марксистско-л нинской философии. Создание диалектич. материализма и завершило формирование филос. основ научной М. Возникнув в условиях широкого развития науки когда теоретич. естествознание начало решительно освобождаться от натурфилос. умозрений, и опираясь на конкретн! науч. изучение осн. форм движения м; терии, диалектич. материализм ста философией нового типа - наукой о на) более общих законах развития природь общества и мышления, а в качестве таковой - общей М. науч. исследование Важнейшая особенность марксистско-ленинской М. состоит в том, что она выст; пает орудием не только теоретич. позн; ния, но и революц. преобразования дейс вительности на началах науч. коммуни: ма. В силу этого философия марксизм; ленинизма впервые воплотила идеал во общей М. деятельности общественно ра: витого человека. Органич. соединено научно-теоретич. и практич. направленности позволяет марксизму-ленинизм играть всё возрастающую роль в социальной практике и духовно-культурной жи: ни, выступая в роли универсальной, во общей М.

Для развития науки в 20 в. характере быстрый рост методологич. исследовани и повышение их удельного веса в обще массиве науч. знания. Этот процес имеет своим источником два основание Во-первых, науч. познание осваивает в( более сложные объекты действительности природной и социальной, что ведёт к возрастанию уровня его абстрактности и уменьшению наглядности; в результате этого вопрос о средствах исследования, о принципах подхода к объекту изучения становится одним из центральных и занимает отн