БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

для стратиграфических сопоставлений.

Среди морских позвоночных животных широкое развитие получают костистые рыбы, к-рые с этого времени становятся наиболее распространёнными представителями класса. Продолжают существовать крупные рептилии - ихтиозавры (до конца раннего мела) и плезиозавры. В позднем мелу появляются морские ящерицы - мезозавры, достигавшие в длину 12 м,

Рис. 3. Гигантский аммонит Pachydiscus из верхнемеловых отложений Западной Европы.

В отличие от наземной растительности, животный мир между ранним и поздним мелом не претерпел резких изменений. Это произошло в самом конце периода, когда вымерли многие характерные для мезозоя группы животных: аммониты, белемниты, иноцерамы, рудисты, динозавры, плезиозавры и др. Резкие изменения в составе мор. и наземной фауны в конце М. п. послужили основанием для проведения границы между мезозойской и кайнозойской группами.

Биогеографическое районирование. В раннемеловое время отчётливо проявились те же зоогеографич. области, что и в юре: бореальная, средиземноморская и южная (австральная). Моря бореалыюй области были населены фауной тепло-умеренных вод, типичными представителями к-рой являлись ауцеллы, белемниты и нек-рые роды аммонитов. В бассейнах средиземноморской - экваториальной области обитала более богатая и разнообразная теплолюбивая фауна рудис-тов, крупных устриц, кораллов, мор. ежей, иных родов аммонитов и белемнитов. Население морей юж. области обладало определёнными чертами сходства с бореальной фауной. В позднем мелу, очевидно, в связи с широким распространением мор. трансгрессий и общим выравниванием климатич. условий заметно сглаживаются различия между этими областями. Тропическая средиземноморская зона всё же ясно отличалась преобладанием теплолюбивых форм. Определённая дифференциация проявлялась и в составе растительного покрова меловой суши.

Отложения М. с. в СССР. На терр. СССР породы М. с. распространены очень широко и представлены различными типами мор., лагунных, континентальных и вулканич. накоплений. Они занимают обширные площади на Восточно-Европейской платформе и в горных областях Карпат, Крыма и Кавказа. Нижнемеловые глины, пески и песчаники, имеющие небольшую мощность и местами содержащие конкреции фосфоритов, обнажаются гл. обр. в вост. и центр, частях платформы, В них встречаются раковины аммонитов и двустворок, а иногда отпечатки растений. Значительно полнее представлены отложения М. с. в Крыму, на Кавказе и в Прикаспийской впадине, где мощность их местами превышает 1000 м. Верхний мел распространён в юж. половине платформы и в обрамляющих с Ю. складчатых областях. В его составе резко преобладают известковые и известково-глинистые отложения, лишь местами замещающиеся кремнистыми и песчаными осадками.

Рис. 4. Ископаемые, характерные для меловой системы. Головоногие моллюски -аммониты (1 - 5): J -криоцератит (Crioce-ratites), 2-анцилоцерас (Ancyloceras), 3-гамулина (Hamulina), 4 - туррилит (Turri-lites), 5 - ниппонит (Nipponites); 6-белемнит (Belemnitella). Двустворчатые моллюски: 7 - иноцерам (Inoceramus), 8 - рудист (Hippurites). Иглокожие: 9 - морская лилия (Marsupi-tes), 10 -морской ёж (Micraster).

Для Восточно-Европейской платформы весьма характерно широкое развитие белого писчего мела. В Карпатах и на юж. склоне Б. Кавказа к верхнему мелу относятся толщи флиша мощностью до 4-5 тыс. м. В пределах М. Кавказа в составе верхнего мела заметную роль играют вулканич. породы. На большей части Западно-Сибирской равнины распространены толщи песчано-глинистых, местами кремнистых осадков с горизонтами известняков и мергелей. В сев. и центр, частях низменности обычьо преобладают мор. фации, на периферии они сменяются прибрежно-мор., континентальными, иногда красноцветными лагунными отложениями. С прибрежными мелководными осадками туронского яруса в краевых частях бассейна связано накопление жел. руд. Узкой полосой между Юж. Уралом и Центр. Казахстаном область распространения меловых пород в Западно-Сибирской равнине соединяется с Приаральем, пустынями и горными хребтами Ср. Азии, где более полно представлены отложения верхнего отдела. Меловые известняки, мергели и песчаники с обильными остатками аммонитов, иноцерамов и морских ежей обнажаются на Мангышлаке, в уступах плато Устюрт, в горах Копетдага и других местах. В восточной части Ср. Азии морские осадки замещаются красноцветными лагунными и континентальными отложениями.
На Сибирской платформе отложения М. с. (песчано-глинистые, преим. континентальные, угленосные толщи мощностью до 2000 л) распространены по её сев. окраине, в нижнем течении р. Лены и в Внлюйской впадине. Обширные пространства на С.-В. и Д. Востоке СССР покрыты различными по своему составу и происхождению породами М. с. (песчано-глинистые морские и континентальные угленосные отложения, лавы и туфы).

Полезные ископаемые. С породами М. с. связаны крупные месторождения каменных и бурых углей (в СССР -на Сибирской платформе, в Забайкалье, на Д. Востоке и Северо-Востоке; за рубежом - в Монголии, Сев. Америке и др.). В ряде областей СССР (Предкавказье, Ср. Азия, Зап. Сибирь и др.) и зарубежных стран (США, Мексика, Канада и др.) к отложениям М. с. приурочены промышленные скопления нефти и природного газа. С красноцветными лагунными фациями связаны залежи солей и местами (Южная Европа) бокситов, а с прибрежно-мор. фациями - осадочные железные руды. В вулканических породах, особенно широко развитых по обе стороны Тихого океана - в Восточно-Азиатской и Кордильерской складчатых областях,- имеются месторождения золота, серебра, олова, свинца, ртути и др. рудных ископаемых. На Восточно-Европейской платформе, в Зап. Европе и Сев. Америке залегают меловые желваковые фосфориты. Верхнемеловые толщи включают огромные массы различных карбонатных пород.
Лит.: Страхов Н. М., Основы исторической геологии, 3 изд., ч. 2, М.- Л., 1948; Жинью М., Стратиграфическая геология, пер. с франц.. М., 1952; Юрские и меловые отложения Русской платформы, М., 1962; Лазько Е. М., Основы региональной геологии СССР, т. 1 - 2, Львов -М., 1962 - 65; Геологическое строение СССР, т. 1, Стратиграфия, М., 1968.
М. М. Москвин.

МЕЛОВОЕ, посёлок городского типа, центр Меловского района Ворошиловградской обл. УССР. Железнодорожная станция (Чертково) на линии Миллерово -Россошь. Маслобойный завод. Ветеринарный техникум. Историко-краеведческий музей.

МЕЛОВЫЕ РАСТЕНИЯ, растения, хорошо развивающиеся на меловых обнажениях (напр., льнянка меловая, смолёвка меловая и др.). Относятся к кальце-филам. Встречаются по ниж. течению Дона, Донца, Волги и др. рек.

МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ (от мело... и декламация), соединение выразительного произнесения текста, гл. обр. стихотворного, и музыки (обычно исполняемой на фп.), а также произведения, основанные на подобном соединении. М. эпизодически использовалась в операх и драматич. пьесах; создавались и сценич. произв., полностью построенные на М., они называются мелодрамами. В 18 в. под влиянием мелодрамы сложился жанр самостоятельной М. концертного плана, по преимуществу на тексты балладного характера (образцы у Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа и др.). В России этот вид М. пользовался распространением с 70-х гг. 19 в. Дктивным пропагандистом М. был композитор Г. А. Лишин (1854-88), создавший ряд М. и исполнявший их на концертной эстраде. Неск. М. написал А. С. Аренский (на стихотворения в прозе И. С. Тургенева). Все эти М. не выходили за пределы салонного иск-ва. В 19 в. за рубежом возник особый род М., в к-рой с помощью нотных знаков фиксируются ритм декламации, порой и высота звуков; он получил развитие в 20 в. (А. Шёнберг, А. Берг, П. Булез, Л. Ноно и др.).

Е. А. Мнацаканова.

МЕЛОДИКА (от греч. melodikos - мелодический, песенный), 1) учение о мелодии; 2) мелодич. особенности опреде-лённог® произведения, области творчества или всего творчества композитора, произведений той или иной композиторской школы, области нар. музыкального иск-ва.

МЕЛОДИКА РЕЧИ, совокупность тональных средств, характерных для данного языка; изменение частоты основного тона при произнесении фразы. Вместе с временными характеристиками речи (темп, паузы, смысловое продление) и её интенсивностью образует интонацию речи. Частота осн. тона измеряется в гц. М. р. измеряется также в муз. интервалах (кварта, квинта и т. д.). Различается мелодика слога, слова, фразы. В т. н. тональных яз. (вьетнамский, китайский и др.) мелодика различает значение слов типом мелодич. движения внутри слога или его положением (музыкальное ударение). Во всех яз. М. р. выполняет эмоциональную и грамматич. функции. Принято различать в общем виде грамматически значимую часть фразы (обычно зона последнего ударного слога предложения вместе с предударным и заударным слогами) и грамматически незначимую часть (начало и середина высказывания). С помощью спец. средств мелодика членит речь на отд. фразы и синтагмы. М. р. показывает также тип высказывания (в большинстве яз. различаются утвердит., вопросит., восклицат., незавершённые и нек-рые др. типы высказываний: "Вы были в театре", "Вы были в театре?", "Вы были в театре!", "Вы были в театре, когда я пришёл"). Может выделять и подчёркивать отд. элементы высказывания: "Выбыли в театре", "Вы были в театре", "Вы были в театре".

Мелодика каждого яз. представлена рядом застывших специфич. структур с их фонетич. вариантами. М. р. описывали через систему мелодич. уровней (от низкого к высокому), через систему контуров (графическое изображение в виде кривой) и др. Для изучения М. р. применяется специальный прибор - интонограф.

Лит.: Брызгунова Е. А., Звуки и интонация русской речи, М., 1972; Николаева Т. М., Интонация сложного предложения в славянских языках, М., 1969; Б а г м у т А. И., Iнтонацiйна будова простого розповiдного речения у слов'янських мовах, К., 1970; Р i k e К., The intonation of American English, Ann Arbor, 1963; Danes FT., Intonace a veta ve spisovne cestine, Praha, 1957; О' С о n n о г J. D., A r-n о 1 d G. F., Intonation of colloquial English, L., 1961.

Т.М.Николаева.

МЕЛОДИКА СТИХА, система повышений и понижений голоса, используемых при организации стихотворной речи. В редких случаях М. с. бывает канонизирована и образует основу системы стихосложения; китайское стихосложение основано на заданном соответствии между "ровными" и восходящими или нисходящими слоговыми ударениями в смежных стихах. Чаще М. с. бывает более свободна и играет в стихе вспомогат. роль; так, в сербо-хорв. или др.-греч. стихе используются восходящие и нисходящие словесные ударения; так, в большинстве языков мира (в т. ч. в русском) используются восходящие (в середине предложения) и нисходящие (в конце предложения) фразовые интонации. Полная реализация М. с. осуществляется лишь при декламации; основа интонац. рисунка задаётся при этом текстом, но детали привносятся декламатором.

В рус. стихе под М. с. обычно разумеются два рода явлений, к-рые можно назвать микромелодикой и макромелодикой. 1) При членении стихотворного периода (строки, двустишия, четверостишия) в середине его голос обычно повышается, в конце понижается (отмечено чеш. учёным Я. Мукаржовским); внутри строки на слабоударных стопах голос повышается, на сильноударных понижается (отмечено сов. стиховедом Г. Шенгели); совпадения и несовпадения этой интонац. сетки ритма с интонац. движением синтаксиса в стихе дают сложный мелодич. рисунок стихотворной речи. 2) При построении стихотворного текста (стих., отрывка поэмы) в нём могут по-разному распределяться предложения вопросит., восклицат. (с восходящей интонацией) и повествовательные (с нисходящей интонацией), причём их интонац. строение может и подчёркиваться, и приглушаться посредством периодич. строения, параллелизмов, антитез, повторов и т. п. Эти приёмы складываются в три осн. типа интонирования стиха (выделены Б. М. Эйхенбаумом) - д е к л а-м а т и в н ы и (напр., в оде), напевный (напр., в романсной лирике), говорной (напр., в басне), и нек-рые промежуточные (элегия - между декла-мативным и напевным, послание - между декламативным и говорным). По др. классификации (В. Е. Холщевников) выделяются лишь два типа интонирования - напевный (песенный и романсный) и говорной