БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

(ораторский и разговорный). М. с.- область малоисследованная.

Лит.: Жирмунский В.М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; его же, Мелодика стиха, в его кн.: Вопросы теории литературы, Л., 1928; Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922; Б е р н-ш т е и н С. И., Стих н декламация, в кн.: Русская речь. Новая серия. Сб. 1, Л., 1927; Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960; Холшевников В., Основы стиховедения, 2 изд., Л., 1972. М. Л. Распаров.

МЕЛОДИЯ (от греч. melodia- пение, напев, песня, мелодия), одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). М.-"самая существенная сторона музыки" (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразит, эффект многих других. Осн. значения термина: последовательный ряд звуков, связанных между собой в единое целое (М.- линия, в противоположность гармонии, аккорду как объединению звуков в одновременности); главный голос (напр., в выражениях: "М. и сопровождение", "М. и бас"); смысловая и образная цельность, средоточие муз. выразительности (собственно М.- "музыкальная мысль").

М. сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением (напр., в танце). Подобно речи, М. представляет собой обращение к слушателю с целью воздействия на него, оперирует звуковым материалом; выразительность М. опирается на определённый эмоциональный тонус, на такие общие с речью средства, как высота звука, ритм, громкость, темп, тембровые нюансы и т. д., а также на динамику их изменений. "Речевая и чисто музыкальная интонация -ветви одного звукового потока" (Б. В. Асафьев). Однако в отличие от речи М. оперирует ступенчато расположенными тонами определённой высоты, муз. интервалами; мелодич. звуки имеют ладовую и особого рода ритмич. организацию.

М.- многосоставный элемент музыки. Главенствующее положение М. среди др. элементов объясняется возможностью концентрировать в мелодич. линии действие лада, гармонии, метра, ритма, ленгич. связей между частями композиции и т. д. Весь этот богатый комплекс элементов музыки в одноголосном выражении и воспринимается как М. Наиболее специфический компонент М.- мелодич. линия. Подъёмы и спады в мелодич. линии могут рассматриваться как отражение породившего М. душевного движения (движение вверх связывается с эмоциональным подъёмом, вниз - с успокоением). Структура М. основана на взаимодействии целенаправленного движения звукового потока с ладовыми, метроритмическими и структурными условиями его оформления. Естественное взаимоотношение между энергией линии и направленностью мелодич. движения обусловливает древнейшую модель М.-нисходящую линию, начинающуюся с высокого звука (Л. А. Мазель: "вершина - источник") и завершающуюся спуском или падением к нижнему устою. Однако ограничение прямолинейным движением примитивно н эстетически малопривлекательно. Художеств, интерес составляют всевозможные его расцвечивания, вуалирующие его усложнения и моменты противоположности. Тоны мелодич. ствола обрастают ответвлениями, рисунки которых придают М. гибкость, богатство, эстетическую выразительность:

Н. А. Римски й-К о р с а к о в. "Царская невеста", ария Марфы.

Анализ мелодической структуры вышеприведённой арии.

Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница М.- народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские М., привлекающие величавой эпической ясностью, глубиной чувства:

Ты, река ль, моя реченька (свадебная).

Мелодика григорианского хорала в противоположность античной характеризуется отрешением от связанных с телодвижением моментов и сосредоточением на смысле текста, возвышенном размышлении. Ритмика строго не фиксирована и зависит от произнесения текста:

Коммунио. Тон III.

Др.-рус. певческое иск-во типологически представляет собой параллель зап. григорианскому хоралу, но резко отличается от него по интонац. содержанию. М. мастеров др.-рус. певческого иск-ва - ценное культурное достояние рус. народа.

Степенна знаменного распева. Глас 6.

Европейская (в т. ч. и русская) мелодика нового времени основана не на старинных ладах (как средневековая), а на мажорно-минорной системе. Эстетически мелодика И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф, Шуберта, Ф. Шопена, Р. Вагнера, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского направлена на наиболее полное раскрытие мира человеческой личности, индивидуума.

Мелодика 20 в. представляет картину большой пестроты, простираясь от архаики древнейших слоев нар. музыки (И. Ф. Стравинский, Б. Барток) до приёмов новейших систем композиции (А. Веберн, К. Штокхаузен, П. Булез, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин и др.). Пример совр. М.:

С. С. Прокофьев. 7-я соната для фортепиано, часть I.

Лит.: Ш и ш о в И., К вопросу об анализе мелодического строения, "Музыкальное образование", 1927, № 1/2, 3/4; Т ох Э., Учение о мелодии, пер. с нем., М., 1928; Беляева-Экземллярская С., Яворский Б., Структура мелодии, М., 1929; КуртЭ., Основы линеарного контрапункта, пер. с нем., М., 1931; М а з е л ь Л., О мелодии, М , 1952; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Riemann H., Neue Schule der Melodik, Hamb., 1883; SchenkerH., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 3, 2. Aufl., W. - Zurich - L., 1956; Szabolcsi В., Bausteine zu einer Ge-schichte der Melodie, Bdpst, 1959.

Ю. Н. Холопов.

"МЕЛОДИЯ", всесоюзная фирма граммофонных пластинок Мин-ва культуры СССР. Осн. в 1964, осуществляет руководство творческими и пром. предприятиями и организациями, к-рые записывают, изготовляют, распространяют грампластинки и магнитофонные компакт-кассеты. В составе "М." (1973): творческие студии (изготовляют оригиналы матриц для произ-ва грампластинок, создают оригинальные произведения для записи, реставрируют ист. фонодокументы и др. уникальные записи прошлого) в Москве (см. Грамзаписи студия), Ленинграде, Риге (филиал в Таллине), Вильнюсе, Тбилиси, Алма-Ате, Ташкенте; заводы в гг. Апрелевке Моск. обл. (Апрелевский ордена Ленина з-д -крупнейшее предприятие фирмы, осн. в 1910, выпускает ежегодно ок. 65 млн. пластинок), Ленинграде, Риге и Ташкенте; дома грампластинок в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Ташкенте, Алма-Ате, Тбилиси, Свердловске, Новосибирске, Куйбышеве, Хабаровске, Рос-тове-на-Дону, Актюбинске. Ежегодно "М." выпускает до 1,2 тыс. стерео- и моногрампластинок новых названий (в т. ч. гибкие как самостоятельные издания и звуковые страницы к журналам "Кругозор", "Колобок" и приложения к книгам и журналам) общим тиражом 190-200 млн. экз. и ок. 1 млн. компакт-кассет (1973). "М." издаёт сводные каталоги выпущенных грампластинок (раз в 2-3 года) и ежеквартальные - новых записей. Грампластинки и записи "М." экспортируются более чем в 70 стран мира. Многие записи "М." отмечены междунар. премиями и призами. См. также статьи Граммофонная пластинка, Дом радиовещания и звукозаписи, Звукозапись. В.И.Пахомов.

МЕЛОДРАМА (от мело... и драм 1) жанр драматургии; пьеса сострой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возник в кон. 90-х гг. 18 в. во Франции, достигнув наибольшего расцвета в 30-40-е гг. 19 в. Лучшие образцы М. (пьесы Ж. М. Монвеля, Э. Сувестра, Ф. Пиа и др.) несли протест против социальной несправедливости, религиозного фанатизма, показывали нищету и бесправие народа. Но постепенно М. утратила демократическую, гуманистическую направленность, уступив место внешней занимательности и слащавой сентиментальности.

В России М. появилась с конца 20-х гг. 19 в. (пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого и др.). В. Г. Белинский и Н, В. Гоголь резко критиковали произв. этого жанра за отрыв от насущных интересов рус. общества, неправдоподобие характеров и положений. В сов. театре и драматургии интерес к М. возник в первые годы после Великой Окт. социа-листич. революции. М. Горький и А. В. Луначарский выступали и защиту М., по существу приравнивая её к социальной драме романтцч. стиля. Отд. элементы М. характерны для творчества нек-рых совр. драматургов (А. Н. Арбузов, А. Д. Салынский и др.).

2) Музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой, перемежающей их или звучащей одновременно с ними. Один из ранних образцов такой М.- лирическая сцена "Пигмалион" Ж. Ж. Руссо (1762). Ряд М. был написан чешским композитором 18 в. 11. Бендой. Русскому композитору Е. И. Фомину принадлежит М. "Орфей" (1792).

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; Г л у м о в А. Н., Несколько значений термина "мелодрама", в его кн.: Музыка в русском драматическом театре, М., 1955.

МЕЛОМАН (от мело... и ...ман), страстный любитель музыки, пения.

МЕЛОПЕЯ (греч. melopoiia, букв.-песнетворчество), в Др. Греции создание мелоса, мелодии, мелодическое воплощение поэтического текста. В муз. теории Др. Греции существовало особое учение, к-рое в основном сводилось к систематизации явлений, относящихся к области М. С эпохи Возрождения в странах Зап. Европы термин М. вновь вошёл в обиход; как правило, им стали обозначать учение о композиции в целом, часто называвшееся также musica poetica. В 19 и 20 вв. термин "М." применяется редко и рассматривается как равнозначный термину мелодика.

МЕЛОС (греч. melos), термин, применявшийся в Др. Греции для обозначения напева, мелодии, а также предназначенного для пения лирич. стихотворения. В муз. теории Др. Греции под М. понималось мелодич. начало музыки; к области М. относили учение о гармонике и мелопее.

МЕЛОТРИЯ (Melothria), род растений сем. тыквенных. Одно- или многолетние травянистые лианы. Листья цельные или лопастные. Одно- или двудомные растения; цветки мелкие, с пятилопастным белым или жёлтым венчиком; пестичные - одиночные, в пучках или щитковидных соцветиях, тычиночные - в кистях, реже пучками или по одному. Плоды мелкие, ягодообразные, нередко по-вислые. Ок. 80 видов; распространены гл. обр. в тропиках обоих полушарий. Нек-рые виды, особенно многолетние -М. повислая (М. pendula), M. точечная (М. punctata, или Zehneria scabra) и др., используются в декоративном садоводстве для озеленения балконов, трельяжей и в оранжереях. Иногда род М. разделяют на неск. родов.

МЕЛУПРЕЙ, Молупрей, поселение эпох позднего неолита, бронзового и раннего жел. веков в Сев. Камбодже. Исследовано в 1939-40 франц. учёным П. Леви. В неолитич. слое (2-е тыс. до н. э.) найдены шлифованные топоры и тёсла, керамика с резным орнаментом. Слой эпохи бронзы (1-е тыс. до н. э.) содержал многочисл. кельты, бронз, кинжалы, Т-образные в сечении браслеты. Керамика - круглодонные сосуды и сосуды с налепами. Материал близок к находкам из верхних слоев Сомронгсена, "вязан с донгшонской культурой и культурами бронз, века Центр. Индонезии. В слоях жел. века найдены керамика, изготовленная на гончарном круге, жел. мотыги и др.

Лит.: Levy P., Recherches prehistq-Tiques dans la region de Mlu-Prei, Hanoi, 1943.

МЕЛЬБУРН (Melbourne), город в Австралийском Союзе, адм. ц. штата Виктория. Расположен на берегу зал. Порт-Фил лип, в устье реки Ярра. Основан в 30-х гг. 19 в. Назван по имени премьер-мин. Великобритании лорда Мельбурна (Мелборна). Второй (после Сиднея) по населению город страны. 2389 тыс. жит. (1971, с пригородами). С нач. 19 в. до 1927 развивался как адм. (в 1901-27 -столица Австралийского Союза) и торг.-финанс. центр; позже играл важную роль в пром-сти страны, чему способствовало его выгодное транспортное положение. М.- узел ж.-д. и авиац. сообщений и крупнейший порт страны (при высокой Воде доступен для океанских судов; грузооборот 6,5 млн. т); вывозят зерно, муку, консервированное и охлаждённое мясо, шерсть (35% её экспорта), фрукты; ввозят фосфориты, нефть, автозапчасти. Порт оборудован погрузочно-раз-грузочными механизмами. Пристани и причалы специализированы. Норт-Сайт обслуживает каботажные суда, Виктория-Док - заокеанские, Уильямстаун -крупнотоннажные танкеры, Эплтоп-Док специализируется на перегрузке угля и фосфатов и т. д. Пром-сть М. даёт ок. 2/з пром. продукции