БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я


Для развёрнутой системы аналитич. расчётов служат М. м. экономики республик, районов и нар. х-ва страны (межотраслевые балансы). С их помощью выявляются осн. нар.-хоз. пропорции, соотношения материального произ-ва с непроизводств, сферой, доля отраслей, районов, республик в создании нац. дохода и совокупного обществ, продукта страны и структура их образования и реализации, соотношения осн. элементов стоимости. Кроме того, на основе территориальных М. м. осуществляется анализ плановых проектировок стр-ва новых предприятий в республиках и районах, освоения новых с.-х. угодий, стр-ва новых городов. При этом рассчитывается комплексная эффективность этих мероприятий в целом по стране, республике, району, подсчитываются доходы населения, выявляется структура его спроса.

М. м. с помощью методов электронной иммитации дают возможность исследовать потоки материальных ценностей, услуг, финансов в динамике их развития. Система М. м. позволяет "проигрывать" плановые проектировки для анализа экономич. последствий реализации вариантов проектов строительства, трудно сопоставимых между собой. На основе системы М. м. могут также анализироваться потоки информации в органах экономич. управления в процессе составления нар.-хоз. плана и контроля за его реализацией.

Лит.: Немчинов В. С., Экономикс" математические методы и модели, М., 1962; Черняк Ю. И., Межотраслевой баланс и его использование в экономическом анализе и плановых расчётах, в I, M., 1962; его же, Единство планирования производства, снабжения и финансирования в системе матричных моделей, в сб.: Применение математики в экономических исследованиях, т. 3, М., 1965; Волошин Н. И., Система матричных моделей внутризаводского планирования, там же; Махров Н. В., Метод межотраслевого баланса - основа свода низовых планов, там же; Будрис В. А., Обработка деловой информации, представленной в матричной форме, в сб.: Математико-эко-номические проблемы. Труды межвузовской научной конференции, [Л.], 1966; Е р ш о в Э. Б., О выявлении и использовании структурных особенностей матриц в задачах планирования, -"Экономика и математические методы", 1966, т. 2, в. 2. Ю. И. Черняк.

А. М. Матросов.

В. Матушевский.

МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ в экономике, метод научного исследования свойств объектов на основе использования правил теории матриц, по к-рым определяется значение элементов модели, отображающих взаимосвязи экономич. объектов. Используется в тех случаях, когда гл. объектом исследования являются балансовые соотношения затрат и результатов производственно-хоз. деятельности и нормативы затрат и выпусков. (Подробнее см. в ст. Матричные модели.)

МАТРOНА (лат. matrona, от mater - мать), 1) в Др. Риме свободнорождённая, состоящая в законном браке женщина. В широком смысле М.- мать семейства, почтенная женщина. 2) Во мн. числе М. (matronae, matres) - женские божества в Др. Риме и провинциях (особенно в Галлии, Германии и Британии), считавшиеся покровителями данной местности или ро-до-плсменной общины.

МАТРOС (от голл. matroos), первое (младшее) воинское звание в ВМФ; соответствует званию солдат в др. видах вооруж. сил. В СССР введено в июле 1946 вместо звания краснофлотец; существует также звание старший М., к-рое соответствует званию ефрейтор. В рус. ВМФ имелись звания М. 2-й статьи и М. 1-й статьи. В торговом флоте М.- служащий в составе судовой команды.

МАТРOСОВ Александр Матвеевич (1924, Днепропетровск, - 23. 2. 1943, ок. дер. Чернушки Локнянского р-на Псковской обл.), Герой Сов. Союза (19. 6. 1943, посмертно). Чл. ВЛКСМ с 1942. Потерявший в детстве родителей, М. воспитывался в Ивановском детдоме Ульяновской обл. и в трудовой детской колонии в г. Уфе. В окт. 1942 призван в армию и направлен курсантом в пех. училище. В нояб. 1942 добровольно отправился на фронт и был зачислен рядовым в 254-й гвард. стрелк. полк 56-й гвард. стрелк. дивизии (Калининский фронт). 23 февр. 1943 в бою за дер. Чернушки прорвался к вражескому дзоту и, закрыв своим телом амбразуру, пожертвовал собой, чтобы обеспечить успех своему подразделению. 8 сент. 1943 имя М. было присвоено 254-му полку с зачислением погибшего героя навечно в списки 1-й роты полка. В Уфе М. поставлен памятник.

Лит.: Ульяновцы в боях за Родину, Ульяновск, 1962; Навечно в строю, кн. 1, М., 1957.

МАТРОСОВ Василий Иванович (р. 12. 4. 1909, дер. Красный Стан Можайского р-на Московской обл.), рабочий-новатор, закройщик моек, обувной ф-ки "Парижская Коммуна". Чл. КПСС с 1945.

Соревнуясь за досрочное выполнение 4-й пятилетки (1946 - 50), М. выполнил 4,5 нормы выработки при хорошем качестве кроя и значит, экономии кожи. По предложению М. в 1946 была организована бригада закройщиков, к-рой он передал свой опыт работы. Эта бригада в короткий срок более чем вдвое увеличила выпуск кроя. В 1947 М. выступил с предложением разработать цеховые и общефабричные планы внедрения стахановских методов труда. Эти планы предусматривали улучшение технологии произ-ва, организацию школ передовых методов труда. Гос. пр. СССР (1947) за внедрение новых высокопроизводит. методов работы, получивших широкое распространение в пром-сти.

Лит.: Ценное начинание закройщика В. Матросова, М.- Л., 1947.

МАТРОСОВ Владимир Евгеньевич (р. 15. 10. 1928, Ленинград), советский скульптор. Учился в Моск. художеств, ин-те им. В.И. Сурикова (1946-52). Произв.: портреты А. В. Ковалевского (гипс, 1958-59, Музей при Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина, Монино), Я. И. Алксниса, П. И. Баранова, К. В. Маслова (все три - бетон, 1965, Военно-воздушная академия имени Ю.А.Гагарина, Монино), К. Э. Циолковского, Н. И. Кибальчича, Ф. А. Цандера, С. П. Королёва (все четыре - гипс, 1967, Главный штаб ракетных войск); памятник В. И. Ленину в Анадыре (гранит, 1963-67). Участвовал в создании памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, Ленинская пр., 1970; илл. см. т. 5, табл. XIII, стр. 448- 449).Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

МАТРОСОВ Иван Константинович [16 (28). 6. 1886, с. Малые Соли, ныне Некрасовского р-на Ярославской обл.,- 30. 10. 1965, Москва], советский изобретатель, создатель неск. систем ж.-д. авто-матич. тормозов. В 1904-16 слесарь, затем пом. машиниста и машинист. В 1923 окончил уч-ще техников путей сообщения в Петрограде. В 1923-28 техник в управлении Сев.-Зап. жел. дороги. С 1928 работал на Моск. тормозном з-де. В 1926 предложил новую систему автотормоза для грузовых поездов. После сравнит, испытаний тормоз М. был принята 1931 в качестве типового для грузовых поездов на жел. дорогах СССР (см. Матросова тормоз). В 1935 разработал тормоз для поездов Моск. метрополитена, а в 1945 для пасс, поездов. Изобрёл ряд узлов тормозных устройств: концевой кран клапанного типа (1935), автоматич. регулятор грузовых режимов торможения поезда (1944, совм. с Е. В. Клыковым), кран машиниста и др. В 1950 создал электропневматич. тормоз для грузовых поездов; в 1959 усовершенствовал тормоз своей системы. Гос. пр. СССР (1941). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

С о ч.: Автотормоза. Устройство, управление, обслуживание и ремонт, 4 изд., М., 1951 (соавтор).

Лит.: Конструкции и изобретения И. К. Матросова, М., 1946; Смирнов С. С., Изобретатели тормозов, М., 1950. И. А. Иванов.

МАТРОСОВА ТОРМОЗ, тормоз ж.-д. подвижного состава, в котором осн. прибором является воздухораспределитель конструкции И. К. Матросова (см. Тормоз железнодорожный). Новый тип воздухораспределителя был предложен в 1926, отличался оригинальным устройством по сравнению с воздухораспределителем Казанцева (см. Казанцева тормоз) и ценными эксплуатац. свойствами. С 1931 М. т. устанавливался в тормозных системах выпускаемых грузовых вагонов и локомотивов. В 1952 начато изготовление воздухораспределителя, предназначенного для эксплуатации на длинных и тяжеловесных поездах, к-рый позволил осуществлять бесступенчатый лёгкий отпуск тормозов в сочетании со ступенчатым отпуском, позволяющим улучшить управляемость движением поездов. С 1959 грузовые вагоны и локомотивы оборудуются усовершенствованным воздухораспределителем системы Матросова. Такой тормоз при сравнительно небольшой массе отличается высокой чувствительностью и простотой управления.

Лит.: К р ы л о в В. И., Клыков Е.В., Новый воздухораспределитель для грузовых поездов, М., 1960. В. Г. Иноземцев, Е. В. Клыков.

МАТСАЛУ, залив Балтийского м. на зап. побережье Эст. ССР. Дл. 21 км, средняя шир. 4 км. Мелководен. В залив впадает р. Казари. Берега песчаные, покрыты камышом и тростником. М. и его окрестности-место обитания большого количества видов водоплавающих птиц (Матсалуск и и заповеди ик ).

МАТСАЛУСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен в зап. части Эст. ССР, в ниж. течении р. Казари, прибрежной полосе зал. Матсалу Балтийского м. и на 50 о-вах Моонзундского прол. Пл. 13,5 тыс. га (1973). Основан в 1957 на базе орнитологич. заказника и охотоведч. уч.-опытного х-ва для охраны природных комплексов и разнообразной фауны птиц (ок. 250 видов, в т. ч. св. 160 гнездящихся). Орнитологич. исследования на терр. М. з. ведутся с 1870. Особенно многочисленны в заповеднике водоплавающие и болотные птицы. На пролёте - стаи лебедей-кликунов, сев. уток и куликов. В тростниках гнездятся лебеди-шипуны, серые гуси, линяют селезни крякв и красноголовых нырков. На травянистых лугах устраивают свои гнёзда речные утки, много куликов. На островах гнездятся гаги, хохлатые чернети, пеганки, крохали, турпаны, чайки и крачки.

МАТТЕЗОН (Mattheson) Иоганн (28.9. 1681, Гамбург,-17.4.1764, там же), немецкий музыкальный писатель, композитор, певец и дирижёр. Написал несколько опер, 24 оратории и кантаты, инструментальные пьесы. Осн. значение имели его муз.-теоретич. работы. М. был поборником нац. музыки, сторонником прогрессивного для того времени муз.-эстетич. учения об аффектах. Среди его трудов- "Вновь открытый оркестр" (ч. 1-3, 1713-21), "Музыкальная критика" (т. 1-2, 1722-25), "Современный капельмейстер..." (1739). Автор первой биографии Г. Ф. Генделя.

Лит.: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; WolffH. С h., Die Barockoper in Hamburg (1678-1738), Bd 1-2, Wolfenbtittel, 1957.

МАТТЕОТТИ (Matteotti) Джакомо (22.5.1885, Фратта-Полесине, пров. Ровиго, - 10. 6. 1924, Рим), один из лидеров Итал. социалистич. партии. По образованию юрист. Во время 1-й мировой войны 1914-18 за антивоен. деятельность был арестован и заключён в тюрьму. С 1919 деп. парламента. В окт. 1922 вместе с Ф. Турати и др. реформистами был исключён из Итал. социалистич. партии и участвовал в основании Унитарной социалистич. партии, являлся её политич. секретарём. В отличие от др. реформистов, выступал за решит, сопротивление фашизму. Во вновь избранной палате депутатов М. 30 мая 1924 разоблачал избирательные махинации и злоупотребления фаш. партии и потребовал аннулировать мандаты фаш. депутатов. Готовил новые разоблачения фаш. режима. Был похищен и убит фашистами. Убийство М. вызвало острый кризис фаш. режима (образование Авентинского блока и др.).

МАТТЕРХОРН (Matterhorn), горная вершина в Пеннинских Альпах, на границе Швейцарии и Италии. Вые. 4477 м. Имеет вид четырёхгранной пирамиды, возвышающейся почти на 1000 м над покрытым ледниками хребтом.

МАТТИНГЛИ (Mattingly) Томас (р. 17.3.1936, Чикаго, шт. Иллинойс), лётчик-космонавт США, капитан 3-го ранга ВМФ. Окончил высшую школу им. Т. Эдисона в Майами (шт. Флорида) и ун-т в Оберне (шт. Алабама) в 1958, получив степень бакалавра наук в области авиац. техники. В этом же году начал службу лётчиком в ВМФ США. До зачисления в 1966 в группу космонавтов Нац. управления по аэронавтике и исследованию космич. пространства США окончил школу по подготовке пилотов для аэрокосмич. исследований. 16-27 апр. 1972 совм. с Дж.Янгом и Ч. Дъюком совершил полёт к Луне в качестве пилота осн. блока .космич. корабля "Аполлон-16". Пробыв св. 5 сут на окололунной орбите, провёл работы по фотографированию Луны и зондированию её атмосферы. Находясь на расстоянии 300 тыс. км от Земли, выходил в открытый космос (62 мин).

МАТТИОЛА седая, растение сем. крестоцв