БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я



МАССИВНАЯ ТЕКСТУРА, сложение зернистых горных пород преим. магматического (интрузивного) происхождения, для к-рых характерно беспорядочное расположение породообразующих минералов. Породы с М. т. противопоставляются сланцеватым и слоистым горным породам.

МАССИНА (Massena), город на С.-В. США, в шт. Нью-Йорк, на правом берегу р. Св. Лаврентия, у границы с Канадой. 14 тыс. жит. (1970). Один из старейших и наиболее крупных центров алюминиевой пром-сти США (з-ды фирм Алкоа и Рейнолдс), использующий электроэнергию гидростанций на р. Св. Лаврентия, часть энергии получает из Канады.

К. М а с с е и с. "Меняла с женой". 1514. Лувр. Париж.

МАССИНЬОН (Massignon) Луи (25.7.1883, Ножан,-4.11.1962, Париж), французский востоковед-исламовед. С 1919 проф. Сорбонны, президент Ин-та иранистики (Сорбонна), чл. мн. академий и науч. об-в, иностр. чл. АН СССР (1924). Редактор журн. "Revue du monde musulman"(cl918-"Revue des etudes islamique") и "Annuaire du monde musulman". Труды М. посвящены проблемам религии, философии, политич. и культурной истории мусульм. мира, его взаимоотношениям с др. цивилизациями. Значителен вклад М. в изучение суфизма.

Соч.: Opera minora, t. 1 - 3, P., 1969.

Лит.: Крачковский И. Ю., Бартольд В., Ольденбург С., Записка об учёных трудах Луи Массиньона, "Известия Российской академии наук. VI серия", 1924, т. 18; Беляев Е. А., Луи Массиньон, "Народы Азии и Африки", 1963, № 4.

МАССНЕ (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик (12.5.1842, Монто, близ г. Сент-Этьенн, - 13.8.1912, Париж), французский композитор. Чл. Ин-та Франции (1878). В 1863 окончил Парижскую консерваторию (класс композиции А. Тома), получил Рим. пр. (за кантату "Давид Риццио"). 1864-65 как стипендиат провёл в Риме. В 1878-96 проф. Парижской консерватории. Среди его учеников - А. Брюно, П. Видаль, Ш. Кёклен, Ж. Тьерсо, Г. Шарпантье, Э. Шоссон, Дж. Энеску. В 1910 президент Академии изящных иск-в. М.- один из виднейших представителей франц. лирич. оперы и франц. романса. Написал св. 30 опер, в т. ч. "Двоюродная бабушка" (1867), "Дон Сезар де Базан" (1872), "Король Лахорский" (1877), "Сид" (1885), "Таис" (1894), "Сафо" (1897), "Дон-Кихот" (1910, Монте-Карло, с Ф. И. Шаляпиным в гл. роли). Вершины оперного творчества М. - "Манон" (1884) и "Вертер" (1886), прочно вошедшие в мировой оперный репертуар. В них с наибольшей полнотой раскрылось лирич. дарование композитора. Самая сильная сторона его музыки - мелодия, яркая, проникновенная, сочетающая декламационность с напевностью. Помимо опер, М. написал 3 балета, оратории, симфонии, фп. произведения, ок. 200 романсов и песен и др.

Соч.: Mes souvenirs (1848 - 1912), P., [1912].

Лит.: К р е м л е в Ю., Жюль Массне, М., 1969; Bruneau A., Massenet, P., 1935; С oq u is A., J. Massenet, [P., 1965].

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (англ, mass communication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологич., политич., экономич. или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Материальной предпосылкой возникновения М. к. в 1-й пол. 20 в. стало создание технич. устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объёмов словесной, образной и муз. информации. Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками высокой проф. специализации, принято называть "средствами массовой информации и пропаганды" или "средствами М. к.".

М. к. представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физич. каналом движения сообщений. Такими каналами являются: печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); радио и телевидение - сеть широковещат. станций и аудиторий, имеющих радио-и телеприёмные устройства; кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; звукозапись (система произ-ва и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись.

Эффективность М. к. определяется не только целями и задачами воздействия на читателей, слушателей, зрителей передаваемых сообщений, но и соответствием их содержания и формы постоянным и текущим информационным нуждам людей.

Будучи мощным орудием идейно-по-литич. борьбы, социального управления, регулирования отношений социальных групп и распространения культуры, М. к. стала важным элементом обществ, отношений, оказывающих существ, влияние на её содержание и формы, на своеобразие идеологич., политич. и иной пропаганды, на передачу распоряжений власти, просвещение различного вида и назначения, коммерч. рекламу и развлечения, осуществляемые с помощью средств М. к.

В условиях капитализма цели М. к., выступающей в качестве орудия господствующего класса, определяются задачами апологетики строя социальной несправедливости, извращения сознания личности с помощью манипуляторских приёмов и "массовой культуры". В социалистич. обществе М. к. призвана укреплять идейное и морально-политич. единство общества, бороться с бурж. идеологией и пропагандой, служить воспитанию гармонически развитой личности.

Социология и психология М. к., возникшие в 20-х гг. 20 в., изучают структуру, закономерности и эффективность деятельности систем М. к., функционирование отдельных её элементов. Теория и методология исследования М. к. в марксистской и бурж. социологии определяются качеств, различием их целей и задач.

Лит.: Фрид Н., Эстерлинг К., Размышления о пропаганде, "Проблемы мира и социализма", 1963, М°4;Вооглайд Ю., Как складывается идеологическое воздействие, "Коммунист Эстонии", 1967, № 8; Социология и идеологическая деятельность.Сб.,М., 1967; Алексеев А. Н., О массовой коммуникации и ее социальных средствах, в сб.: Журналист, пресса, читатель, Л., 1969; Проблемы социальной психологии и пропаганда. Сб., М., 1971; Шерковин Ю. А., Психологические проблемы массовых информационных процессов, М., 1973 ; Р а и л и-младший Дж. иРайли М., Массовая коммуникация и социальная система, в сб.: Социология сегодня. Проблемы и перспективы, пер. с англ., М., 1965; Wарles D.,Berelson В., В г a d s h a w F., What reading does to people, Chi., 1940; Меrton R. K., Mass persuasion, N. Y.- L., 1946; The process and effects of mass communication, ed. W. Schramm, Urbana, 1955; People, society and mass communications, ed. L. A. Dexter, D. M. White, L., 1964. Ю.А. Шерковин.

"МАССОВАЯ КУЛЬТУРА" (англ, mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние бурж. культуры с сер. 20 в. В понятии "М. к." нашли отражение существ, сдвиги в механизме бурж. культуры: развитие средств массовой коммуникации - радио, кино, телевидения, гигантские тиражи иллюстрированных журналов, дешёвых "карманных" книг, грампластинок; индустриально-коммерч. тип произ-ва и распределения стандартизированных духовных благ; относит, демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи. В условиях гос.-монополистич. капитализма использование средств массовой коммуникации преобразует культуру в отрасль экономики, превращая её в "М. к.". Через систему массовой коммуникации "М.к." охватывает подавляющее большинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологич. ориентации до форм и ритуалов интимных отношений; претендует на охват и подчинение культуры всего мира, его культурную "колонизацию".

Серийная продукция "М. к." обладает рядом специфич. признаков: примитивность характеристики отношений между людьми, низведение социальных, классовых конфликтов к сюжетно занимат. столкновениям "хороших" и "плохих" людей, чья цель - достижение личного счастья любой ценой; почти не знающая исключений обязательность "счастливого конца"; развлекательность, забавность, сентиментальность комиксов, ходовых книжно-журнальных публикаций, коммерч. кино с натуралистич. смакованием насилия и секса; ориентированность на подсознание, инстинкты - жажда обладания, чувство собственности, нац. и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности и, вместе с тем, культ посредственности, условность, примитивная символика (чёрный костюм "чёрного характера" в фильме-вестерне, квадратная челюсть супермена в комиксах, "сказочность" Джеймса Бонда). Огромная роль деталей внешней формы (одежда, обстановка, тип дома, район проживания, тип автомобиля и пр.), отделяющих "своих" от всех остальных -"чужаков". Эти и подобные признаки присущи бурж. культуре с начала общего кризиса капитализма, но их концентрация в массовой продукции духовных благ образует новое качество, позволяющее относить понятие "М. к." именно к новейшему времени.

"М. к." утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления; понятие "бестселлер" приобрело в ней универсальный характер. Для "М. к." характерно возникновение и ускоренное развитие особого проф. аппарата, задачей к-рого является использование содержания потребляемых благ, техники их произ-ва и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и гос. аппарата, искажения и заглушения протеста.

Аппарат "М. к." объединяет исследовательскую, проектную и организационно-коммерч. деятельность специалистов высшей квалификации. Социально-психологич. исследования поставляют монополиям данные о колебаниях предпочтений и антипатий у различных категорий потребителей, об эффективности используемых приёмов обработки массового сознания. Здесь определяется влияние оформления упаковки на выбор товара, "уговаривающих" формулировок рекламы на масштабы туризма, режиссуры политич. телевизионных турниров на решение колеблющихся избирателей и т. п.

Специальное проектирование, дизайн, непрерывно создаёт новые образцы всего, что зрительно или на слух воспринимается массой потребителей: от графики на конверте грампластинки до системы оформления города, от музейной экспозиции до режиссуры нац. праздника. Организационно-коммерч. звено "М. к.", т. н. маркетинг, использует новейшие средства капиталистич. организации произ-ва и торговли в индустрии духовных благ. Маркетинг оказывает решающее влияние на репертуар театров, финансирование кинофильмов, структуру телевизионных программ, политику издания книг и грампластинок, особый рынок молодёжной моды. Маркетинг как звено "М. к." придал культурным процессам "спортивный" характер, вовлекая все проявления творчества в бесконечный процесс возвышения и падения очередных "звёзд" и "идолов". При общей ориентации на массу аппарат "М. к." осуществляет чёткое расслоение духовной продукции по типам потребителей.

Осмысление "М. к." в бурж. философии было начато книгами О. Шпенглера (Германия), X. Ортега-и-Гасета (Испания), Т. Адорно (Германия, ФРГ), связавшими "М. к." с концепцией "массового общества", предвещавшими крах "высшей" культуры в столкновении с "массой", "толпой". С 50-х гг. 20 в. преобладает критический анализ "М. к." с позиций традиционного буржуазного либерального гуманизма (Э. Фромм, Д. Рисмен, Э. ван ден Хаг, Г. Маркузе - США), Э. Морен (Франция), когда "М. к." однозначно интерпретируется как предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетения личности. Преувеличивая роль технич. средств массовой коммуникации, критики "М. к." рассматривают её вне связи с бурж. характером культуры и одновременно игнорируют двойств. природу "М. к.". Несомненно, что через систему массовой коммуникации миллионы людей получают известную возможность ознакомиться с произведениями подлинной литературы, искусства, достижениями науки. Эта двойственность служит почвой для возникновения апологетич. концепций, оправдывающих дифференциацию культурной продукции и утверждающих, что "М. к." соответствует запросам массового потребителя (Т. Парсонс, США, и др.). Канад. социолог М. Мак-Люэн утверждает, что "М. к." приобщает к духовным ценностям массы, в прошлом отчуждённые от господствую