БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481щей культуры, создаёт относительно высокий стандарт формы массовой культурной продукции. С романтич. позиций отрицая "цивилизацию письменности", Мак-Люэн рисует картину "глобальной деревни", где с помощью массовой коммуникации возникает идиллия свободного от индивидуализма общения людей.

"М. к.", изображаемая как чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое, - гл. герой множества "антиутопий", книг-кошмаров, книг-предостережений в зап. лит-ре: Дж. Оруэлл, О. Хаксли, Р. Брэдбери, Р. Шекли и др.

Борьба с "М. к.", с её открыто антиде-мократич. содержанием стала одной из важных задач в программах и практике прогрессивных, демократич. сил в капиталистич. странах. С сер. 60-х гг. анализ и критика "М. к." во всех формах её проявления успешно развиваются в работах философов и социологов-марксистов.

Лит.: Аш и н Г. К., Миф об элите и "массовом обществе", М., 1966; Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966; Г л а з ы-чев В. Л., Поэзия роботов, в сб.: Искусство нравственное и безнравственное, [М., 1969]; его же. Проблема "массовой культуры", "Вопросы философии", 1970, № 12; Мог in E., L'esprit du temps, P., 1962; Riesman D., The lonely crowd, 7 ed., New Haven - L., 1963; Me L u h a n M., The guthenberg galaxy, Toronto, 1967; Ma reuse H., One dimensional man, 11 ed., Boston, [1969]; Toe p 1 it z К. Т., Akyrema, 2 wyd., Warsz., 1970. В.Л.Глазычев.

МАССОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТЕРА, агитационно - пропагандистская литература, термин, принятый в сов. книговедении для обозначения совокупности произведений печати, освещающих в популярной форме вопросы идеологии и политики с целью формирования у широких масс стойких, осознанных ориентации на социально-классовые ценности. В СССР и других социалистич. странах М. п. л. является важным средством коммунистич. просвещения и воспитания народа. В развитой форме агитационно-пропагандистская литература сложилась во 2-й пол. 19 в. как одно из эффективных средств идеологич. и организаторской работы политич. партий в массах. Ещё в кон. 40-х гг. К. Маркс и Ф.Энгельс отмечали необходимость "распространять дешево изданные популярные произведения и брошюры коммунистического содержания" для объединения рабочих (Соч., 2 изд., т. 4, с. 19). В России произведения революц.-демократич. литературы, написанные специально для народа, стали выходить с нач. 1860-х гг. (прокламации, "Историческая библиотека" Н. А. Некрасова, Н. Г. Чернышевского и И. И. Панаева, и т. д.). В 70-е гг. нелегально издавались агитационные произведения революц. народников "для крестьян и фабричных" ("Русскому народу" А. В. Долгушина, "Хитрая механика" В. Е. Варзара и т. д.). Новый этап в развитии М. п. л. начался с 1883-84, когда плехановская группа "Освобождение труда" стала выпускать 2 серии брошюр ("Библиотека современного социализма" и "Рабочая библиотека"), популяризировавшие марксизм как научную идеологию пролетариата. Ленинский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" (1895) тесно связал М. п. л. с практикой борьбы за социализм (брошюры В. И. Ленина "Объяснение закона о штрафах", 1895, "К деревенской бедноте", 1903, и др.). Придавая первостепенное значение политич. периодике, Ленин, большевики в то же время заботились и об издании популярных брошюр по вопросам марксизма и революц. борьбы, адресуя их разным категориям читателей (рабочим, крестьянам, солдатам). В 1904 М. п. л. выпускало "Изд-во социал-демократической литературы В. Бонч-Бруевича и Н. Ленина" в Женеве. 3-й съезд РСДРП (1905) поставил задачу создания агитац. и пропагандистских брошюр на нац. языках. В годы Революции 1905-07 небывалый размах получило легальное издание М. п. л. По словам Ленина, "Миллионы дешевых изданий на политические темы читались народом, массой, толпой, „низами" так жадно, как никогда еще дотоле не читали в России" (Поли. собр. соч., т. 22, с. 83). Массовую популярную марксистскую лит-ру выпускали большевистские изд-ва "Вперёд", "Зерно", позднее - "Жизнь и знание", "Прибой", "Просвещение", "Волна" и др. (см. Большевистская печать), а также ряд демократич. изд-в ("Знание", "Парус" и др.). После Октябрьской революции 1917 М. п. л. была поставлена на службу социалистич. строительству. Выпуск её в 20-е гг. осуществляли изд-во ВЦИК, "Коммунист", отдел парт, лит-ры Госиздата, "Красная новь", в 30-е гг.- Масспартгиз, "Московский рабочий" и др.

Ныне М. п. л. в СССР выпускается большинством центральных, республиканских изд-в, зональными и областными книжными изд-вами; крупнейшие из них - Политиздат, "Знание", "Молодая гвардия". В 1971 издано св. 5 тыс. названий книг и брошюр массово-политич. характера общим тиражом ок. 139 млн. экз. (в 1940 - 3,3 тыс. названий тиражом 63,8 млн. экз.); произведения М. п. л. публиковались более чем в 6 тыс. газет различных типов, в партийных, комсомольских, а также в общественно-политич. и лит.-художеств, журналах.

Коммунистам, партия осуществляет повседневное руководство изданием и распространением М. п. л., определяет её задачи на каждом этапе коммунистич. строительства (см. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сб. документов и материалов, М., 1972). В. И. Ленин и литераторы ленинской школы внесли большой вклад как в развитие М. п. л., так и в разработку принципиальных основ её теории.

В совр. М. п. л. выделяют две основные разновидности: пропагандистскую и агитационную. Социалистич. пропагандистская литература разъясняет массовому читателю гносеологич., классовый и практич. смысл идеологич. теорий (философии, политич. экономии, науч. коммунизма), помогает понять сущность социальных фактов и процессов, закономерный и прогрессивный характер деятельности марксистско-ленинских партий и социалистич. государств, добиваясь того, чтобы знания формировали у людей активное отношение к обществ, жизни. Агитационная литература отражает, как правило, типичные, политически значимые и несущие большой эмоциональный заряд факты и события текущей общественной жизни, давая им гл. обр. эмоциональную морально-политич. оценку с позиций классового идеала; она формирует обобщённый, классово-оценочный, эмоционально окрашенный образ социальных явлений, опираясь на непосредственный опыт масс. См. также Публицистика.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. Коммунисты и Карл Гейнцен, Сочинения 2 изд., т. 4, с. 268-85; Энгельс Ф. Предисловие к первому немецкому изданию "Развития социализма от утопии к науке" там же, т. 19. с. 321-23; Л е н и н В. И.. Что делать?, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 6: его же, Попятное направление в русской социал-демократии, там же, т. 4; е г о же, Партийная организация и партийная литература, там же, т. 12; Литературное наследие Г. В. Плеханова, сб. 8, М., 1940. Л. Н. Кастрюлина.

МАССОВАЯ СИЛА, сила, действующая на каждый элемент объёма тела и пропорциональная массе этого элементарного объёма; то же, что объёмная сила.

МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТЕОРИЯ, математич. дисциплина, изучающая системы, предназначенные для обслуживания массового потока требований случайного характера (случайными могут быть как моменты появления требований, так и затраты времени на их обслуживание). Типичным примером объектов М. о. т. могут служить автоматич. телефонные станции, на к-рые случайным образом поступают "требования" - вызовы абонентов, а "обслуживание" состоит в соединении абонентов с др. абонентами, поддержании связи во время разговора и т. д. Целью развиваемых в М. о. т. методов является, в конечном счёте, отыскание разумной организации обслуживания, обеспечивающей заданное его качество. С этой точки зрения М. о. т. рассматривают как часть операций исследования.

М. о. т. широко использует аппарат теории вероятностей и (в меньшей степени) математической статистики. Задачи М. о. т., сформулированные математически, обычно сводятся к изучению спец. типа случайных процессов. Исходя из заданных вероятностных характеристик поступающего потока вызовов и продолжительности обслуживания и учитывая схему системы обслуживания (наличие отказов или очередей и т. п., см. также Очередей теория), М. о. т. определяет соответствующие характеристики качества обслуживания (вероятность отказа, среднее время ожидания начала обслуживания, среднее время простоя линий связи и т. д.). В ряде более простых случаев это определение возможно аналитическими методами, в более сложных случаях приходится прибегать к моделированию соответствующих случайных процессов по Монте-Карло методу.

Пример. Предположим, что автоматич. линия связи имеет п одинаково доступных для абонентов каналов. Вызовы поступают в случайные моменты времени. Если при поступлении очередного вызова все и каналов линии связи оказываются занятыми, то поступивший вызов получает отказ и теряется. В противном случае немедленно начинается разговор по одному из свободных каналов, длящийся, вообще говоря, случайное время.

Одной из характеристик эффективности работы такой линии связи является доля вызовов, получающих отказ, т. е. предел р при Т -" бесконечность (если он существует) отношения vT/NTчисла vT вызовов, потерянных в течение времени Т, к общему числу NT вызовов, поступивших за это время. Этот предел можно назвать вероятностью отказа.

Другим, не менее естественным, показателем качества работы линии связи может служить относительное время её занятости, т. е. предел р* при Т -" бесконечность (если он существует) отношения tТ/Т, где tт- суммарное время, в течение к-рого за период Т все п каналов линии связи одновременно заняты. Этот предел можно назвать вероятностью занятости. Обозначим X(t) число каналов, занятых в момент t. Тогда можно показать, что: 1) если моменты поступления вызовов образуют пуассоновский поток однородных событий, 2) длительности разговоров последоват. абонентов суть независимые (между собой и от моментов поступления вызовов) одинаково распределённые случайные величины, то случайный процесс X(t), t>=0, обладает эргодич. распределением,

т. е. существуют [не зависящие от начального распределения X(0)j пределы
[1531-6.jpg]
где р - произведение интенсивности потока поступлений вызовов на ср. длительность разговора отд. абонента. Кроме того, в этом случае р = р*, и их общее значение равно рп. Формулы (*) используются для расчёта минимального количества каналов линии связи, обеспечивающей заданную вероятность отказа. Эти формулы наз. Эрланга формулами. Следует добавить, что при отказе от условия 1) равенство р = р* может не выполняться.

Становление М. о. т. было вызвано интересом к математич. задачам, возникающим в организации телефонных сетей, дат. инженера А. К. Эрланга, первые публикации к-рого относятся к 20-м гг. 20 в. М. о. т. получила дальнейшее развитие в 40-50-х гг. в работах К. Пальма (Швеция), Ф. Поллачека (Франция), А. Я. Хинчина (СССР). Последнему принадлежит сам термин "М. о. т.". Эти работы были продолжены сов. математиком Б. В. Гнеденко и др. Развитие М. о. т. в значит, мере стимулируется расширением круга её применений. Являясь формально частью теории случайных процессов, М. о. т. выделилась в самостоят, область исследований со своим кругом задач и методов их решения и в свою очередь стимулирует развитие теории случайных процессов.

Лит.: X и н ч и н А. Я., Работы по математической теории массового обслуживания, М., 1963; Розенберг В. Я., Прохоров А. И., Что такое теория массового обслуживания, М., 1965; Гнеденко Б. В., Коваленко И.Н., Введение в теорию массового обслуживания, М., 1966; С а а т и Т. Л., Элементы теории массового обслуживания и её приложения, пер. с англ., М., 1971; Боровков А. А., Вероятностные процессы в теории массового обслуживания, М., 1972. О. В. Висков.

"МАССОВОЕ ДЕЙСТВО", театрализованное зрелище, в к-ром участвуют большие массы народа (исполнители и зрители). "М. д." проводятся обычно под открытым небом - на площадях, улицах, в парках, на стадионах. Яркие образцы нар. зрелищ создала Др. Греция (празднества, состязания, игры - олимпийские, пифийские и др.). Истоки "М. д." восходят к ср.-век. мистериям. В Англии в 17 в. устраивался театрализованный майский праздник, основой к-рого стала игра о легендарном нар. герое Робин Гуде. Во время Великой франц. революции появились агитационные, проникнутые революц. пафосом массовые представления. 14 июля 1790 в