БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, вторичное (производное) значение слова.
ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО, анахоретcтво, отказ из религ. побуждений от общения с людьми.
ОПЕРАТОРЫ в квантовой теории, математич. понятие.
ЛИМОННИК (Schizandra), род растений сем. схизандровых.
ОБРАТНАЯ КОНДЕНСАЦИЯ, ретроградная конденсация.
НИТРОГЛИКОЛЬ, гликольдинитрат, O2NOCH2- CH2ONO2.
НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ судна, способность судна оставаться на плаву.
НАЧЁТ ДЕНЕЖНЫЙ, по сов. трудовому праву одна из форм возмещения имуществ ущерба.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ОПТИКА, раздел оптики.
ПИРЕЙ (Peiraieus), город в Греции, на сев.-вост. берегу Саронического зал. Эгейского м..


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

116520781228830549481тличны от нуля лишь в случае, когда одновременно существуют и электрич. и магнитное поля (причём эти поля не параллельны друг другу).

М. у. приводят к фундаментальному выводу о конечности скорости распространения электромагнитных взаимодействий (равной с = 3*1010 см/сек). Это означает, что при изменении плотности заряда или тока в нек-рой точке пространства порождаемое ими электромагнитное поле в точке наблюдения изменяется не в тот же момент времени, а спустя время t = R/c, где R - расстояние от элемента тока или заряда до точки наблюдения. Вследствие конечной скорости распространения электромагнитных взаимодействий возможно существование электро-магнитных волн, частным случаем к-рых (как впервые показал Максвелл ) являются световые волны.

Электромагнитные явления протекают одинаково во всех инерциалъных системах отсчёта, т. е. удовлетворяют принципу относительности. В соответствии с этим М. у. не меняют своей формы при переходе от одной инерциальной системы отсчёта к другой (релятивистски инвариантны). Выполнение принципа относительности для электромагнитных процессов оказалось несовместимым с клас-сич. представлениями о пространстве и времени, потребовало пересмотра этих представлений и привело к созданию спец. теории относительности (А. Эйнштейн, 1905; см. Относительности теория). Форма М. у. остаётся неизменной при переходе к новой инерциальной системе отсчёта, если пространств, координаты и время, векторы поля Е, Н, В, D, плотность тока j и плотность заряда р изменяются в соответствии с Лоренца преобразованиями (выражающими новые, релятивистские представления о пространстве и времени). Релятивистски-инвариантная форма М. у. подчёркивает тот факт, что электрич. и магнитное поля образуют единое целое.

М. у. описывают огромную область явлений. Они лежат в основе электротехники и радиотехники и играют важнейшую роль в развитии таких актуальных направлений совр. физики, как физика плазмы и проблема управляемых термоядерных реакций, магнитная гидродинамика, нелинейная оптика, конструирование ускорителей заряженных частиц, астрофизика и т. д. М. у. неприменимы лишь при больших частотах электромагнитных волн, когда становятся существенными квантовые эффекты, т. е. когда энергия отд. квантов электромагнитного поля - фотонов - велика и в процессах участвует сравнительно небольшое число фотонов.

Лит.: МаксвеллДж. К., Избр. соч. по теории электромагнитного поля, пер. с англ., М., 1952; Тамм И. Е., Основы теории электричества, 7 изд., М., 1957; К а-лашников С. Г., Электричество, М., 1956 (Общий курс физики, т. 2); фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М., Фейнмановские лекции по физике, Гпер. с англ.], в. 5, 6, 7, М., 1966; Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М., Теория поля, 5 изд., М., 1967 (Теоретическая физика, т. 2); и х ж е, Электродинамика сплошных сред, М., 1959. Г. Я. Мякишев.

МАКСВЕЛЛА - БОЛЬЦМАНА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, то же, что Бол ьцмана распределение; см.Болъцмана статистика.

МАКСВЕЛЛА-КРЕМОНЫ ДИАГРАММА, взаимная диаграмма усилий, графич. метод определения усилий в стержнях плоских ферм. Разработан англ, физиком Дж. К. Максвеллом и итал. математиком Луиджи Кремоной (1830-1903). Построение М. - К. д. основано на рассмотрении условий равновесия узлов фермы и заключается в последовательном построении замкнутых многоугольников внешних и внутр. сил, стороны к-рых параллельны соответствующим стержням фермы и изображают в нек-ром масштабе продольные усилия в них. Осн. достоинства М.- К. д.- компактность и наглядность построения.

МАКСИЛЛЫ (от лат. maxilla - челюсть), вторая пара челюстей у многоножек и насекомых, вторая и третья пары - у ракообразных. В ротовом аппарате грызущего типа М. выполняют функцию разрывания, прокалывания добычи или перетирания пищи; в ротовом аппарате сосущего типа (напр., у бабочек) образуют хоботок. У многоножек и насекомых М.- видоизменённые конечности 5-го, а у ракообразных 5-6-го сегментов головы. Ср. Жвалы.

МАКСИМ (Maxim) Хайрем Стивене (5.2.1840, Сангервилл, шт. Мэн,-24.11. 1916, Стретем, Великобритания), американский конструктор и предприниматель. Получил начальное образование. Работал мастером-инструментальщиком на з-дах в Питсбурге, Бостоне, Нью-Йорке. С 1883 разрабатывал автоматич. оружие: создал автоматич. винтовку, автоматич. пушку, станковый пулемёт. Совм. с англ, фабрикантом Т. Норденфельдом основал в Германии з-д скорострельных пушек (1888). Станковый пулемёт М., действующий по принципу отдачи ствола, после доработки и усовершенствования был принят на вооружение армий мн. государств и применялся вплоть до 2-й мировой войны 1939-45.

Лит.: МаркевичВ. Е., Ручное огнестрельное оружие, т. 1, Л., 1937.

МАКСИМ ГРЕК (наст, имя и фам.- Михаил Триволис) (ок. 1475, Арта, Греция, - 1556, Троице-Сергиев монастырь, ныне Загорск Московской обл.), публицист, писатель, переводчик. Долгое время учился в Италии, где слушал проповеди Савонаролы. Ок. 10 лет жил в Ватопедском монастыре на Афоне, откуда по приглашению великого князя Василия III Ивановича в 1518 прибыл в Русское гос-во для перевода церк. книг. В Москве принял деятельное участие в спорах между нестяжателями и иосифлянами. Широко образованный для своего времени, М. Г. собрал вокруг себя кружок, в к-ром обсуждались не только церковно-теоретич. вопросы, но и проблемы, связанные с внутр. и внеш. политикой великого князя. В состав этого кружка входили Берсень Беклемишев, Вассиан Косой и др. М. Г., как и нестяжатели, выступил против монастырского землевладения и обогащения церкви. Будучи аскетом по убеждениям, М. Г. резко критиковал быт рус. духовенства, выступал против эксплуатации крестьянства духовными феодалами, против системы местного управления - т. н. "кормлений". Сближение с оппозиционными церк. кругами привело к осуждению М. Г. на соборе 1525 и ссылке в Иосифо-Волоколамский монастырь. После вторичного осуждения на соборе 1531 М. Г. был сослан в Тверской Отрочь монастырь. В 1551 был переведён в Троице-Сергиев монастырь. М. Г. оставил обширное лит. наследство (св. 150 названий): проповеди, публицистич. статьи, философские и богословские рассуждения, переводы и т. д. Перенося на рус. почву достижения визант. филологич. образованности, гл. обр. в области филологич. толкования и критики текста, М. Г. прославлял грамматич. искусство и написал ряд работ, содержащих сведения по фонетике,- "О греческих гласных и согласных, о слогах, о надстрочных знаках греческих и славянских", просодии - "О просодии", "О пришельцах-философах". "Толкования именам по алфавиту" послужили гл. источником для позднейших рус. азбуковников. М. Г. был признан выдающимся знатоком грамматики: в моек. издании грамматики М. Смотр ицкого (1648) помещены статьи, частью почерпнутые из сочинений М. Г., частью ошибочно ему приписанные.

Соч.: Сочинения, 2 изд., ч. 1 - 3, Каз., 1894-97.

Лит.: Казакова Н. А., Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в., Л., 1970; И в а н о в А. И., Литературное наследие Максима Грека, Л., 1969; Я г и ч И. В., Рассуждения южнославянской и русской старины о церковнославянском языке, в сб.: Исследования по русскому языку, т. 1, СПБ, 1885; Ржига В. Ф., Опыты по истории русской публицистики XVI в. Максим Грек как публицист, "Тр. Отдела древнерусской литературы Ин-та русской литературы АН СССР", 1934, т. 1; Бу до в ни ц И. У., Русская публицистика XVI в., М.- Л., 1947, с. 136-66; Клпбанов А. И., К изучению биографии н литературного наследия Максима Грека, "Византийский временник", 1958, т. 14; Denissoff E., Maxime 1е Grec et 1'Occident, P.- Louvain, 1943.

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (греч. Маximos Homologetes, лат. Maximus Confessor) (ок. 580, Константинополь, - 13.8.662, Лазика), византийский мыслитель и богослов. В молодости гос. деятель, с 613-14 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент монофелитов, к-рым покровительствовало пр-во; в 645 победил на диспуте с монофелитамн в Карфагене, в 653 арестован, в 662 подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в ссылке. Филос. взгляды М. И. окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма и особенно Ареопагитик, в распространении к-рых М. И. сыграл решающую роль. В центре филос.-теологич. концепции М. И.- проблема человека. История мира делится М. И. на период подготовки вочеловечения бога, истекший с рождением Христа, н период подготовки обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколо-тость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасён и творение воссоединится с творцом. Осн. события жизни Христа суть поэтому одновременно символы космнч. процессов. Этика М. И. основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологич. наблюдения. Идеи М. И. оказали сильное влияние на Иоанна Скота Эриугену, а также ср.-век. мистику.

Соч. в кн.: М i g n е J. P., Patrologiae cursus completus, ser. graeca, t. 90 - 91, Pari-sius, 1860.

Лит.: Епифанов и ч С. Л., Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. К., 1915; его же, Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исповедника, К., 1917; В а 1 t h a s а г Н. U. von, Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus' des Bekenners, 2 Aufl., Einsiedeln, 1961; Thunberg L., Microcosm and Mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor, Cph., 1965. С. С. Авериниев.

МАКСИМА [от лат. maxima regula (sententia) - высший принцип], обобщённая, глубокая, лаконичная и отточенная мысль определённого автора, устанавливающая правило поведения, осн. логич. или этич. принцип, к-рым человек руководствуется в своих действиях: "Сомневаясь, приходи к истине" (Цицерон); "Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью" (Л. Н. Толстой). Впоследствии М. часто стала пониматься и более расширительно - как изречение. М. франц. писателей-моралистов Ф. де Ларошфуко ("Мемуары. Максимы", рус. пер. 1971), Ж. де Лабрюйера ("Характеры или нравы нынешнего века", рус. пер. 1964), Л. Вовенарга (Поли, собр. соч., т. 2, 1968) и нем. мыслителей И. В. Гёте ("Максимы и размышления", 1953), Г. К. Лихтенберга ("Афоризмы", рус. пер. 1965) - блестящая форма филос. высказываний. Много М. содержат записные книжки рус. историка В. О. Ключевского ("Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории", 1968). Пародийные М., под маской иронии подчас таившие житейскую мудрость, созданы Козьмой Прутковым ("Поли. собр. соч.", 1965). Из современных широко известны М. поляка С. Е. Леца ("Непричесанные мысли", 1968) и сов. писателя Эмиля Кроткого ("Отрывки из ненаписанного", 1966).

Лит.: W i 1 р е r t G., Sachworterbuch der Literatur, 4 Aufl., Stuttg., 1964; Encyclopedic Internationale "Focus", v. 3, P., 1964, p. 2179. А. И. Фюрстенберг.

МАКСИМАЛИСТЫ, массималиcти (итал. massimalisti, от лат. maximum - наибольшее), представители течения в Итал. социалистич. партии (ИСП), оформившегося на 16-м съезде ИСП в 1919. М. составляли большинство в ИСП и были представлены в её руководстве (Дж. Серрати, Э. Дженнари, К. Ладзари и др.). В обстановке послевоен. революц. подъёма течение М. объединило разнородные группы, выступившие против реформистов. Призывая к борьбе за социализм, М. в то же время не выдвинули конкретной революц. программы. М. выступали за поддержку Сов. России. По предложению М. 16 съезд ИСП принял решение о присоединении ИСП к Коминтерну. В ходе дальнейшего обострения классовой борьбы в стране и идейных разногласий в партии от М. отошли левореволюц. группы (Ордине нуово, левые максималисты, абстенционисты). Борясь против сектантских установок абстенционистов, М. тем не менее отказывались порвать с реформистским крылом в ИСП (чего требовали левые группы) и заняли центристские позиции. Тогда в 1921 на 17-м съезде ИСП левые группы вышли из партии и основали Коммунистич. партию. В 1922 на 19-м съезде ИСП, в условиях фаш. наступления, когда яснее обнаружилась пагубность политики реформистов, реформисты были исключены из партии. В дальнейшем часть М. образовала группу третъеинтернационалистов, вступивших в 1924 в компартию.

МАКСИМАЛИСТЫ, мелкобуржуазная, близкая к анархистам группа, возникла в рядах партии эсеров в 1904 и организационно оформилась в "Союз социалистов-революционеров максималистов" на конфере